МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к ООП ООО (ФГОС 2021 в соответствии с ФОП ООО), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №51 от 06.06.2024г Рабочая программа по комплексному курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» ФГОС ООО с.Лебедкино 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); - требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Целями изучения учебного курса являются: - формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно - нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; - формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах ду2 ховной культуры современного общества; - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» является обязательной для изучения. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» идет в 5—6 классах. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Личностные результаты: - сознание российской гражданской идентичности; - готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - ценность самостоятельности и инициативы; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельно3 сти; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Ценности познавательной деятельности. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира . Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному раз витию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Духовно – нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социаль4 ной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. Познавательные УУД Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические/моделирование); - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 5 Предметные результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 6 СОДЕРЖАНИЕ 5 класс (34 ч) Тематический блок 1 «Россия – наш общий дом» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые моде ли . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России . Тема 2 . Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык . Тема 5 . Истоки родной культуры. Что такое культура . Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины Единство культурного пространства России. Тема 6 . Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7 . Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8 . Культура и религия . Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России. Единство ценностей в ре7 лигиях России. Тема 9 . Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2 «Семья и духовно – нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека . Тема 12 . Родина начинается с семьи . История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей . Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи . Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции . Тематический блок 3 «Духовно – нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура . Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры . Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Ре8 ализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации . Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4 «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21 . Литература как язык культуры . Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 . Взаимовлияние культур . Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей . Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25 . Праздники в культуре народов России . Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитек9 турные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах. Тема 28 . Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России . Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1 «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России . Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур . Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России . 10 Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды . Многообразие культурных укладов как результат исторического раз- вития народов России . Тема 4 . Прогресс: технический и социальный . Производительность труда. Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России . Представление об основных этапах в истории образования . Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей . Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) . Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России . Тематический блок 2 «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека . Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение . Общество как регулятор свободы . Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной жизни . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности . 11 Религия как источник нравственности и гуманистического мышления . Нравственный идеал человека в традиционных религиях . Современное общество и религиозный идеал человека . Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом . Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры . Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта . Тематический блок 3 «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком . Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние . Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания . Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений . Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность . Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России . Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма . Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества . Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социаль12 ный работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг . Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества . Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4 «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин . Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм . Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство . Россия — наша родина . Государство как объединяющее начало . Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином . Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела . Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема 32. Человек и культура (проект). 13 Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» . Тематическое планирование 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Раздел /тема Россия – наш общий дом Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия. Язык и история. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Истоки родной культуры. Материальная культура. Духовная культура. Культура и религия . Культура и образование. Многообразие культур России (практическое занятие) Семья и духовно – нравственные ценности Семья — хранитель духовных ценностей. Родина начинается с семьи . Традиции семейного воспитания в России. Образ семьи в культуре народов России. Труд в истории семьи . Семья в современном мире (практическое занятие). Кол-во час 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 14 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3132 33 34 Духовно – нравственное богатство личности Личность — общество — культура . Духовный мир человека Личность и духовно-нравственные ценности Культурное единство России Историческая память как духовно-нравственная ценность. Литература как язык культуры Взаимовлияние культур Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие . Праздники в культуре народов России Памятники архитектуры в культуре народов России. Музыкальная культура народов России. Изобразительное искусство народов России. Фольклор и литература народов России. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Культурная карта России (практическое занятие). 3 1 1 1 Единство страны — залог будущего России. Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Тематическое планирование 6 класс № п/п 1 2 3 Раздел / тема Культура как социальность Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов. История быта как история культуры. Колво час 8 1 1 1 15 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 2425 26 27 28 29 30 31 32 3334 Прогресс: технический и социальный . Образование в культуре народов России. Права и обязанности человека. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Современный мир: самое важное (практическое занятие) Человек и его отражение в культуре Духовно-нравственный облик и идеал человека . Взросление человека в культуре народов России. Религия как источник нравственности . Наука как источник знания о человеке и человеческом . Этика и нравственность как категории духовной культуры . Самопознание (практическое занятие). Человек как член общества Труд делает человека человеком . Подвиг: как узнать героя? Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества . Выдающиеся благотворители в истории Выдающиеся учёные России. Моя профессия (практическое занятие). 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 Родина и патриотизм Гражданин Патриотизм Защита Родины: подвиг или долг? Государство . Россия — наша родина . Гражданская идентичность (практическое занятие). Человек: какой он? (практическое занятие). Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» . 9 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 16 17