Рабочая программа учебного предмета ОДНКНР 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"

Приложение к ООП ООО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП ООО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г

Рабочая программа
по комплексному курсу
«Основы духовно – нравственной культуры народов России»
ФГОС ООО

с.Лебедкино 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной
области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Общей целью основного
общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно - нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного
развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской
идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах ду2

ховной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных
нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов
России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
идет в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1
учебного часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Личностные результаты:
- сознание российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- ценность самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельно3

сти;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России
через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира .
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие
способностей к духовному раз витию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно – нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социаль4

ной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические/моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
5

Предметные результаты:
 воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
 воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
 формирование представлений об основах культуры традиционных религий,
их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
 понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
 формирование представлений об исторической роли традиционных религий
и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
6

СОДЕРЖАНИЕ
5

класс (34 ч)
Тематический блок 1
«Россия – наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые моде ли . Традиционная семья .
Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский
язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык:
вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка
для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5 . Истоки родной культуры.
Что такое культура . Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины Единство культурного пространства России.
Тема 6 . Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира . Символ и
знак . Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России. Единство ценностей в ре7

лигиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека.
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2
«Семья и духовно – нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека .
Тема 12 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции
народов России. Межнациональные семьи . Семейное воспитание как
трансляция ценностей .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о
своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции .
Тематический блок 3
«Духовно – нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура .
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры . Культура
как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Ре8

ализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы
творчества. Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность
труда как творческой деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4
«Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21 . Литература как язык культуры .
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки
к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур .
Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция .
Обмен ценностными установками и идеями . При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален .
Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитек9

турные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России . Россия как культурная карта . Описание
регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс

(34 ч)
Тематический блок 1
«Культура как социальность»

Тема 1 . Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России . Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур . Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России .
10

Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды . Многообразие культурных укладов
как результат исторического раз- вития народов России .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный . Производительность труда.
Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд . Домашний
труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России . Представление об основных этапах в истории образования .
Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как
трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей .
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных
ценностей .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) .
Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России .
Тематический блок 2
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека .
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение . Общество как регулятор свободы .
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной жизни .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России. Социальное
измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности .
11

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления .
Нравственный идеал человека в традиционных религиях . Современное
общество и религиозный идеал человека .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом .
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры .
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя
жизнь . Выполнение проекта .
Тематический блок 3
«Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком .
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние .
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания .
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение
этих явлений в культуре общества.
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .
Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность .
Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России .
Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма .
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества .
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социаль12

ный работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность
как нравственный долг .
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества .
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 4
«Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин .
Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином
. Нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм .
Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории
. Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство . Россия — наша родина .
Государство как объединяющее начало . Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином . Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин . Тема 30 .
Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или
класса через добрые дела .
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема 32. Человек и культура (проект).
13

Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» .

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

Раздел /тема
Россия – наш общий дом
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Наш дом — Россия.
Язык и история.
Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Истоки родной культуры.
Материальная культура.
Духовная культура.
Культура и религия .
Культура и образование.
Многообразие культур России (практическое занятие)
Семья и духовно – нравственные ценности
Семья — хранитель духовных ценностей.
Родина начинается с семьи .
Традиции семейного воспитания в России.
Образ семьи в культуре народов России.
Труд в истории семьи .
Семья в современном мире (практическое занятие).

Кол-во
час
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
14

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
33
34

Духовно – нравственное богатство личности
Личность — общество — культура .
Духовный мир человека
Личность и духовно-нравственные ценности
Культурное единство России
Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Литература как язык культуры
Взаимовлияние культур
Духовно-нравственные ценности российского народа
Регионы России: культурное многообразие .
Праздники в культуре народов России
Памятники архитектуры в культуре народов России.
Музыкальная культура народов России.
Изобразительное искусство народов России.
Фольклор и литература народов России.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда,
дом (практическое занятие).
Культурная карта России (практическое занятие).

3
1
1
1

Единство страны — залог будущего России.
Итоговое занятие.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1
2
3

Раздел / тема
Культура как социальность
Мир культуры: его структура.
Культура России: многообразие регионов.
История быта как история культуры.

Колво час
8
1
1
1
15

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
2425
26
27
28
29
30
31
32
3334

Прогресс: технический и социальный .
Образование в культуре народов России.
Права и обязанности человека.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Человек и его отражение в культуре
Духовно-нравственный облик и идеал человека .
Взросление человека в культуре народов России.
Религия как источник нравственности .
Наука как источник знания о человеке и человеческом .
Этика и нравственность как категории духовной культуры .
Самопознание (практическое занятие).
Человек как член общества
Труд делает человека человеком .
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние .
Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России
Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества .
Выдающиеся благотворители в истории
Выдающиеся учёные России.
Моя профессия (практическое занятие).

1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1

Родина и патриотизм
Гражданин
Патриотизм
Защита Родины: подвиг или долг?
Государство . Россия — наша родина .
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» .

9
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
2

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».