Рабочая программа учебного курса Основы информационной грамотности 7-8 классы

[Введите название документа]
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"
Приложение к ООП ООО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП ООО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»
основного общее образование
(7-8 класс)

2024

[Введите название документа]

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования,
федеральных образовательных программ основного общего образования. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной

деятельности «Информационная

грамотность» составляют

следующие документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014 года;
2. Устав МБОУ «СОШ №19»
3. Учебный план МБОУ «СОШ№19» на 2024 – 2025 учебный год.
Программа учебного курса «Основы информационной грамотности»
имеет высокую актуальность и отражает важные вопросы безопасной работы
с новыми формами коммуникаций и услуг цифрового мира.
Программа реализуется в работе с обучающимися 7, 8 классов. В 2024–
2025 учебном году запланировано проведение 34 внеурочных занятий в
каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Внеурочные занятия «Информационная грамотность» направлены на
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России,
населяющим ее людям, великой культуре общения как в Интернете, так и в
реальной жизни. Внеурочные занятия должны быть направлены на
формирование

соответствующей

внутренней

позиции

личности

обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
2

[Введите название документа]
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Информационной грамотности»
– разговор и (или) беседа с обучающимися, практические занятия. Занятия
позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую
позицию по обсуждаемым темам.

3

[Введите название документа]
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Основы информационной грамотности»
состоит издвух разделов:
7 класс:
Раздел I. Информационное общество, культура, безопасность.
Человек

и

информация.

Источники

и

приёмники

информации.

Искусственные и естественные источники информации. Для чего человек
создал компьютер. Правила безопасной работы с компьютером. Как устроен
компьютер. Память компьютера. История создания сети Интернет. Что такое
Всемирная паутина. Угрозы в сети Интернет. Защита личных данных в сети
Интернет. Сетевой этикет. Коллекции сайтов для детей. Компьютерные игры.
Работа с СМС, электронной почтой, в социальных сетях. Информационная
безопасность. Защита устройств от внешнего вторжения. Общение в
социальной сети. Ответственность за распространение ложной и негативной
информации. Использование полезных ресурсов в сети Интернет,
Раздел II. Глоссарий финансовых терминов. Учимся для жизни.
Деньги. Фальшивые деньги. Защитные признаки денег. Валюта.
Российский рубль – национальная валюта. Банковские услуги. Безналичные
деньги. Банковская карта. Переводы. Деньги в долг. Мобильный банк.
Мошеничество. Государственные услуги. Юридические услуги. Права
подростка в современном обществе. Обязанности подростка в современном
обществе.
8 класс:
Раздел I. Информационное общество, культура, безопасность.
Человек и информация. Немного истории о действиях с информацией. Сбор
и представление информации. Кодирование и декодирование информации.
4

[Введите название документа]
Хранение и обработка информации. Безопасность в сети интернет.
Компьютерные игры. Возможности программы Power Point. Работа с объеками
в презентации. Сбор материала для презентации. Создание презентации
«Времена года». Представление и защита презентации. Киберкультура.
Киберкнига.

Киберпространство.

Кибертермины.

Киберобщество.

Кибермошенничество. Сетевой этикет. Защита личных данных в сети
Интернет. Работа с СМС. Работа с электронной почтой. Подростки и
социальные сети. Полезные ресурсы.
Раздел II. Глоссарий финансовых терминов. Учимся для жизни.
Деньги. Фальшивые деньги. Защитные признаки денег. Валюта.
Российский рубль – национальная валюта. Банковские услуги. Безналичные
деньги. Банковская карта. Переводы. Деньги в долг. Мобильный банк.
Мошеничество. Государственные услуги. Юридические услуги. Права
подростка в современном обществе. Обязанности подростка в современном
обществе.

5

[Введите название документа]

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В

сфере

патриотического

воспитания:

осознание

российской

гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение
к достижениям своей Родины - России, к науке,

искусству, спорту,

технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;уважение к
историческому и природному наследию, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
6

[Введите название документа]
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
информации,

традициям

своего

и

других

народов,

понимание

эмоционального воздействия безопасности в сети Интернет; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, взаимосвязях человека с социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
7

[Введите название документа]
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
социальных сетей; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня
своей компетентности через практическуюдеятельность, в том числе умение
учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение
оценивать свои действия с учетом достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной

задачи

и

заданных

критериев;

выбирать,

анализировать,

систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;

находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;
предложенным

оценивать

надежность

педагогическим

информации

работником

или

по

критериям,

сформулированным

самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
8

[Введите название документа]
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместнойдеятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою
роль

(с

учетом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В

сфере

овладения

универсальными

учебными

регулятивными

действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
9

[Введите название документа]
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные

результаты

освоения

программы

внеурочной

деятельности «Информационная грамотность» представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение
содержание курса внеурочной деятельности:
Русский
письменной

язык:
речевой

совершенствование
деятельности;

различных

формирование

видов

устной

умений

и

речевого

взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение

информации;

(просмотровым,

овладение

ознакомительным,

различными
изучающим,

видами

чтения

поисковым);

формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурнойценности
литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий

художественного

текста

от

текста

научного,

делового,

публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
10

[Введите название документа]
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями

участников

дискуссии;

давать

аргументированную

оценку

прочитанному.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной
эксплуатации
технологий;

технических
умение

средств

соблюдать

информационно-коммуникационных
сетевой

этикет,

базовые

нормы

информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.

11

[Введите название документа]

Тематическое планирование
7 класс (1 час в неделю)
Раздел/ Тема

Всего
часов

Основное содержание

Деятельность
школьников

Раздел I. Информационное общество, культура, безопасность 20 часов.
1. Человек и информация.

1

Вступительная беседа.
Какие органы чувств
есть у человека для
восприятия информации.
Для чего человеку нужна
информация?

Участие
во
вступительной
беседе.
Просмотр
ролика
о
необходимости знаний
информации
для
жизненного успеха.
Задание
в
рабочей
тетради.

2. Источники и приёмники
информации.

1

Беседа об источниках и
приёмниках
информации.
Природа
является неисчерпаемым
источником информации
для человека.

3. Искусственные и
естественные источники
информации.

1

4. Для чего человек создал
компьютер. Правила
безопасной работы с
компьютером.

1

5. Как устроен компьютер.

1

Устройства, созданные
человеком
–
это
искусственные
источники информации
для человека. Компьютер
– это искусственный
источник информации.
Человек – естественный
источник информации.
Компьютер позволяет
человеку работать
с
информацией различного
вида.
С
помощью
компьютера
можно
создавать
и
редактировать тексты и
рисунки, хранить их вего
памяти
и
быстро
передавать на большие
расстояния.
Компьютер состоит из
устройств
ввода
информации,
процессора, внутренней

Участие
во
вступительной беседе об
источниках
и
приёмниках
информации. Придумать
короткий рассказ об
источнике
звуковой
информации. Задания в
рабочей тетради.
Участие
в
беседе.
Просмотр видеоролика
об
источниках
и
носителях информации.
Задания
в
рабочей
тетради.

Участие
в
беседе,
просмотр видеоролика.
Зарисовка компьютера в
тетради.
Записать
правила
безопасной
работы с компьютером.

Просмотр презентации,
исследование
частей
(устройств) компьютера,
зарисовка в рабочей

12

[Введите название документа]

6. Память компьютера.

1

7. История создания сети
Интернет. Что такое
Всемирная паутина.

1

8. Угрозы в сети
Интернет.

1

9. Защита личных данных
в сети Интернет.

1

и
внешней
памяти.
Каждая
из
частей
выполняет своё действие.
Компьютер обрабатывает
информацию с помощью
программ.
Программы
создаёт
человек.
Программы
и
обрабатываемые
компьютером
данные
хранятся в его памяти.
Интернет
–
это
Всемирная
паутина,
глобальное
информационное
пространство. Через 10
лет
после
своего
появления она завоевала
множество организаций
и стран, которые стали
активно
пользоваться
сетью для работы.
Основными
техническими угрозами
для
пользователей
являются вредоносные
программы, ботнеры и
DDoS
атаки.
К
вредоносным
программам
относятся
вирусы, черви, троянские
программы.
Ботнеты – сети из
заражённых устройств,
расположенных по всему
миру.
Суть
DdoS
атаки
заключается в том, что
злоумышленник
пытается
сделать
временно недоступным
конкретный
сервер,
перезагрузить
сеть,
процессор
или
переполнить диск.
Нежелательные звонки
«участкового», кредиты,
которые
вы
не
оформляли, спам в SMS
– всё это последствия
кражи ваших личных
данных. Как обеспечить

тетради.
Участие
в
беседе,
просмотр видеоролика
«Зачем
в
памяти
компьютера
хранятся
программы?».
Выполнение задания на
компьютере.
Просмотр
проекта
«История
сети
интернет», обсуждение
проекта.
Компьютерные игры.

Просмотр видеоролика,
обсуждение.
Интерактивная игра, в
ходе которой школьники
называют
мультфильм
или фильм по его
отрывку.

Участие
во
вступительной
беседе,
просмотр
видеоролика
«Чем
опасна
кража
личных данных».
Участие в обсуждении:
«Зачем нужна защита
13

[Введите название документа]

10. Сетевой этикет.

1

11. Коллекции сайтов для
детей.

1

12. Компьютерные игры.

1

их сохранность и зачем
ваше имя, телефон или
почта могут кому-то
потребоваться?
Зачем
нужна защита личных
данных в интернете?
Сетевой этикеn – это
правила,
которые
регулируют общение и
поведение пользователей
в интернете. Если в
общем этикете важен
внешний вид, мимика и
жесты,
нюансы
поведения на личных
встречах – в сети всё
сужается до культуры
сообщений,
звонков,
видеовстреч.
В
сети
Интернет
содержится
огромное
количество информации.
Очень
важно
уметь
быстро и точно находить
нужные
сведения
с
помощью
поисковых
систем.
Поисковый
портал Гугл – самая
популярная
в
мире
поисковая система.
Безопасные
сайты
«Большая
перемена»,
«Прокачка
мозга»,
«Карусель»; «Сетевичок»
- международный квест
по сетевой грамотности;
«Азбука
цифрового
мира» и много других
интересных сайтов.
Влияние компьютерных
игр
на
детей
неоднозначно.
Кто-то
развивает
логическое
мышление,
кто-то
забывает
про
окружающий реальный
мир.
Здесь
надо
придерживаться главного
принципа – не навреди.
Особую пользу приносят
обучающие игры.

личных
данных
интернете».

в

Участие
во
вступительной
беседе.
Работа в тетрадях, запись
правил
для
уважительного
и
уместного общения в
Интернете. Практическая
работа в парах.

Беседа о сайтах.
Просмотр видеоролика
о цифровых технологиях,
вошедших
в
современную
жизнь
многих
россиян,
в
экономику, образование
и
культуру
страны.
Дискуссия,
в
ходе
которой
школьники
высказывают
свои
мнения о возможностях и
рисках
оказаться
на
незнакомых сайтах.

Участие
в
игре
«Незаконченное
предложение», во время
которой
каждый
школьник
продолжает
предложение
«Первое,
что приходит в голову,
когда я слышу слово
«игра».
Участие в групповом
обсуждении
случаев
недопонимания – игра
приносит пользу или
14

[Введите название документа]

13. Работа с СМС.

1

14. Работа с электронной
почтой.

1

15. Подростки и
социальные сети.

1

вред?
Поиск причин этого в
процессе
групповой
работы.
В
настоящее время Практическая работа в
школьники
тесно парах
«Отправляем
соприкасаются
с СМС».
Участие
в
современными
обсуждении ситуаций.
технологиями не только
на научном, но и на
бытовом уровне. Главной
задачей переписки СМС
сообщениями является
донесение информации
до
адресата
или
установление контакта
без
непосредственной
передачи информации.
СМС являются неким
диалогом
между
собеседниками.
Практическая
работа
Чтобы
«Что
нужно
знать
для
зарегистрироваться
на
электронной
каком-либо сайте обычно создания
«Создаём
требуется вводить адрес почты».
электронной почты, а электронную почту».
затем активировать через
электронную
почту
аккаунт.
Электронная
почта – это технология,
предоставляющая услуги
отправления и получения
электронных сообщений.
Таким
образом,
электронная почта играет
важную роль в сети
Интернет.
Участие в дискуссии
В
настоящее
время
и
минусы
подростки
больше «Плюсы
подвержены
влиянию социальных сетей»
социальных
сетей,
нежели взрослые. То
время,
которое
они
тратят в социальных
сетях и есть показателем
полезности.
Самое
важное для подростков –
это, с одной стороны,
интимно-личностное
общение с друзьями и
сверстниками, а с другой
стороны – поиск себя и
15

[Введите название документа]

16. Информационная
безопасность.

1

17. Защита устройства от
внешнего вторжения.

1

18. Общение в социальной
сети.

1

проба разных объектов.
В современном мире
достаточно
трудно
представить свою жизнь
без
гаджета
с
использованием
сети
Интернет. Никогда не
разглашайте в Интернете
личную информацию, за
исключением
людей,
которым вы доверяете.
Помните! В Интернетене
вся информация надёжна
и не всепользователи
откровенны.
В связи с ростом числа
кибератак важно, чтобы
пользователи проявляли
большую осторожность
при работе в Интернете,
чтобы не заразить свои
устройства вирусами и
другим
вредоносным
программным
обеспечением. Один из
лучших
способов
предотвратить
эти
цифровые угрозы – это
приобрести
хорошее
программное
обеспечение для ваших
устройств – антивирусы.
Они обеспечат вашу
безопасность, защищая
устройства от кибератак.
Необходимо
держать
своё
программное
обеспечение
в
актуальном состоянии;
создавать
надёжные
пароли; удалять старые
программы;
быть
осторожным
при
загрузке файлов. Одним
из наилучших вариантов
кибербезопасности
–
шифрование
(криптография).
В социальной сети
существуют друзья и
определённые
правила

Участие в беседе об
информационной
безопасности. Игра «Все
ли
вы
знаете
об
информационной
безопасности»?)

Беседа
о
разных
способах защиты своего
устройства.
Просмотр
видеофильма. Работа в
тетрадях.

Участие в беседе.
Просмотр видеоролика
«Сетевой этикет».
16

[Введите название документа]

19. Ответственность за
распространение ложной
и негативной
информации.

1

20. Использование
полезных ресурсов в сети
Интернет.

1

общения. Они изложены
на каждом сайте, и перед
регистрацией
пользователю
предлагается
внимательно с ними
познакомиться. Сводятся
все они к одинаковым
пунктам.
Не
всё
можно
публиковать
в
Интернете. Под запрет
попадают
материалы:
экстремистского
характера;
пропагандирующие
войну, свержение власти;
разжигающие расовую,
межнациональную,
религиозную и иную
рознь
и
др.
Правоохранительные
органы выявляют такие
материалы,
а
суд
приговаривает
и
наказывает. У приставов
появилась возможность
блокировать сайты.
Особо актуален вопрос
использования
ЦОР
(цифровая
образовательная среда»
на уроках. Электронные
образовательные
платформы:
ЯКласс,
Мобильное Электронное
Образование,
Учи.ру.

Самостоятельная работа
в тетрадях «Правила
общения в социальных
сетях»

Беседа
«Какую
информацию
нельзя
распространять»».
Просмотр видеофильма
«Новая ответственность
за
распространение
ненадлежащей
информации
в
Интернете».

Беседа о полезных
ресурсах. Практическая
работа «Учимся работать
с полезными ресурсами в
сети Интернет».

Раздел II. Глоссарий финансовых терминов. Учимся для жизни.
14 часов.
21. Деньги.

1

22. Фальшивые деньги.
Защитные признаки денег.

1

Деньги – это ценность,
их
хранят,
тратят
аккуратно.
Деньги
нужны для покупок,
оплаты
счетов,
формирования
сбережений.
Деньги
бывают наличными и
безналичными.
Фальшивые деньги – это
поддельные
деньги.

Беседа
о
деньгах.
Просмотр презентации
«Что такое деньги».
Дидактическая
игра
«Наличные деньги».

Просмотр
«Как

видеоролика
отличить
17

[Введите название документа]

23. Валюта. Российский
рубль – национальная
валюта.

1

24. Банковские услуги.

1

25. Безналичные деньги.
Банковская карта.

1

26. Переводы.

1

27. Деньги в долг.

1

Выглядят как настоящие,
но на них отсутствуют
знаки защиты. Элементы
защиты на банкнотах,
монетах.
В каждом государстве
есть свои внутренние
деньги,
которые
называются
национальной валютой.
Российский
рубль
является национальной
валютой РФ.
Банковские услуги - это
услуги банка, банковские
операции с деньгами. В
банке можно получить
услуги по переводу денег
с одного счета на другой,
можно открыть или
закрыть счет.
Безналичные деньги –это
вид денег в виде записи
на
банковском счёте
клиента. Клиент может
получить
наличные
деньги
в
пределах суммы на его
счёте. Оплата покупки
банковской картой – это
безналичная оплата.
Банковский перевод –
это перевод денежных
средств одним банком в
другой банк по указанию
клиента. Вид денежного
перевода.
Денежный перевод - это
перевод
денежных
средств одним человеком
другому при помощи
участников платежных
систем.
Кредитная карта - этовид
банковской
(платежной)
карты.
Деньги на кредитной
карте предоставляет банк
в долг. Количество денег
на карте ограничено
банком
(кредитным
лимитом).
Кредитная

настоящие деньги от
фальшивых».
Игра
в
парах
«Распознание денег».
Беседа о национальной
валюте.
Практическая
работа
проверь себя – «Выбрать
валюту
для
данной
страны».
Просмотр видеоролика
«Банковские услуги»
Работа по карточкам проверь себя «Выбери
банковские услуги».

Просмотр видеоролика
«Безналичные деньги».
Обыгрывание ситуации с
безналичными деньгами.

Работа с электронным
ресурсом.
Работа по карточкам –
проверь
себя
«Для
осуществления
банковского
перевода
всегда нежно приходить
в отделение банка?»;
«Что
относится
к
денежным переводам?».
Работа с электронным
ресурсом. Обыгрывание
ситуации «Хочу взять
деньги в долг».

18

[Введите название документа]

28. Мобильный банк.

1

29. Мошеничество.

1

30. Государственные
услуги.

1

карта
может
иметь
период
для
беспроцентного
использования,
это
называется грейс-период.
По окончанию грейспериода
начисляются
проценты. Это значит
клиенту нужно будет
выплатить денег больше,
чем он потратил. Сумма
будет
зависеть
от
процентной ставки.
Мобильный банкинг -это
мобильное
приложение
для
управления
личными
денежными средствами.

Работа с электронным
ресурсом. Работа по
карточкам
«Какие
банковские
услуги
можно получить через
мобильные банки».
Работа с электронным
ресурсом.
Обыгрывание ситуации
«Как
избежать
мошенников».
Работа по карточкам –
проверь себя.

Мисселинг – это обман
покупателя.
Клиенту
предлагается товар под
видом другого товара.
Траппинг – это вид
мошенничества
через
банкомат.
Мошенники
вставляют в банкомат
кусок пластика, и карта
клиента застревает в
банкомате.
Скимминг – это вид
мошенничества
через
банкомат.
Мошенники
применяют устройство
для считывания данных с
банковской карты.
Фишинг – это вид
мошенничества
через
интернет. В электронном
письме,
сообщении
просят переслать им
реквизиты
банковской
карты и счёта.
Запись на приём к врачу; Просмотр видеоролика.
проверка
наличия Работа в тетрадях.
штрафов
ГИБДД;
оформление и получение
паспортов; регистрация
по месту жительства;
приём
заявлений
о
зачислении
детей
в
школу, детский сад;

19

[Введите название документа]

31. Юридические услуги.

1

32. Права подростка в
современном обществе.

1

33. Обязанности
подростка в современном
обществе.

1

34. Резерв.

1

предоставление
социальных
пособий
малоимущим.
Составление
искового
заявления вместе со всем
необходимым
пакетом
для обращения в суд;
проведение
консультаций
по
семейному,
гражданскому,
трудовому, жилищному
и
административному
законодательству;
помощь в оформлении
наследства; сделка с
недвижимостью;
бракоразводные
процессы
и
раздел
имущества.
Право – это нормы,
установленные
государством,
это
правила, по которым мы
живём
и
которые
регулируют отношения
между людьми, между
странами.

Просмотр видеоролика.
Работа в тетрадях.

Просмотр видеоролика
«Мои
права».
Ознакомления
с
нормативными
документами
федерального уровня (
Конституция
РФ,
Гражданский
кодекс,
Семейный кодекс, Закон
РФ «Об образовании»,
ФЗ
«Об
основных
гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации».
Обязанности:
Беседа,
просмотр
- получить основное видеоролика.
общее
образование
(закончить 9 классов),
прописано в Законе «Об
образовании»;
быть
законопослушным
гражданином
(Административный
и
Уголовный Кодекс);
- соблюдать права других
людей (Конституция).

20

[Введите название документа]

8 класс (1 час в неделю)
Раздел/ Тема

Всего
часов

Основное содержание

Деятельность
школьников

Раздел I. Информационное общество, культура, безопасность.

20 часов.
1. Человек и информация.

1

Вступительная беседа.
Какие органы чувств
есть у человека для
восприятия информации.
Для чего человеку нужна
информация?

Участие
во
вступительной
беседе.
Просмотр
ролика
о
необходимости знаний
информации
для
жизненного успеха.
Задание
в
рабочей
тетради.

2. Немного истории о
действиях с информацией.

1

Человек мог сохранять
информацию о себе,
природе,
различных
вещах,
свойствах
и
действиях
в
виде
рисунков и другими
способами.

Беседа.
Составить рассказ, как
древние
люди
передавали информацию
на большие расстояния.
Просмотр видеоролика.

3. Сбор и представление
информации.

1

Просмотр презентации.
Работа в тетрадях
«Назови какие способы
сбора информации и
способы представления
информации
тебе
известны».

4. Кодирование и
декодирование
информации.

1

Информацию
человек
собирает с помощью
своих органов чувств, а
также
используя
специальные
приспособления
и
приборы
(термометр,
линейка,
телескоп,
микроскоп
и
др.).
Представление
информации
–
это
действие с информацией.
Человек
может
представить
информацию
на
носителях в виде текста,
рисунка, схемы.
Кодирование
–
это
действие с информацией.
При
кодировании
изменяется
форма
представления
информации, а смысл
остаётся без изменения.

Беседа,
просмотр
видеоролика
о
кодировании
и
декодировании
информации.
Работа
в
парах:
«Придумать и рассказать

21

[Введите название документа]
Декодирование – это коротко историю о том,
действие с информацией, как
Коля
кодировал
обратное кодированию.
письмо своему другу с
помощью
кодовой
таблицы.

5. Хранение и обработка
информации.

1

6. Безопасность в сети
интернет.

1

7. Компьютерные игры.

1

Компьютер – это очень
удобный инструмент для
хранения
закодированной
информации. Обработка
данных
компьютером
происходит с помощью
программ, которые, как и
данные, находятся в его
памяти.
Интернет-безопасность –
это
безопасность
действий и транзакций,
совершаемых
в
интернете. Входит в
более широкие понятия,
такие
как
кибербезопасность
и
компьютерная
безопасность, и включает
безопасность браузера и
сети, а также правильное
поведение в сети.
Влияние компьютерных
игр
на
детей
неоднозначно.
Кто-то
развивает
логическое
мышление,
кто-то
забывает
про
окружающий реальный
мир.
Здесь
надо
придерживаться главного
принципа – не навреди.
Особую пользу приносят
обучающие игры.

Просмотр видеоролика.
Работа по карточкам,
ответы
записать
в
тетрадь.
Попробуй
рассказать,
зачем
компьютеру
Работа
в
тетрадях,
записать новые слова и
термины.программы?
Беседа,
просмотр
видеоролика.
Самостоятельная работа
«Правила поведения в
сети Интернет».

Участие
в
игре
«Незаконченное
предложение», во время
которой
каждый
школьник
продолжает
предложение
«Первое,
что приходит в голову,
когда я слышу слово
«игра».
Участие в групповом
обсуждении
случаев
недопонимания – игра
приносит пользу или
вред?
Поиск причин этого в
процессе
групповой
работы.

22

[Введите название документа]
8. Возможности
программы Power Point.

1

Программа для создания Просмотр
презентаций
с беседа.
огромными
возможностями,
для
создания
резюме,
плакатов, инфографики,
мультипликаций.

презентации,

9. Работа с объектами в
презентации.

1

Просмотр видеоролика.
Практическая
работа
«Создание и
дизайн
слайдов».

10. Сбор материала для
презентации.

1

Отдельный
образовательный объект
– это слайд. Он должен
содержать законченную
мысль или сообщение. В
каждый слайд могут
входить
различные
объекты:
заголовки,
текст, графика, таблицы,
диаграммы,
рисунки,
звук, видеосюжеты.
Закрепить
с
детьми
времена года, вспомнить
стихи,
загадки.
Подготовить картинки с
временами года.

11. Создание презентации
«Времена года».

1

Работа с программой
Power Point.

12. Представление и
защита презентации.

1

Открыть
программу,
установить оформление
слайда по своемувыбору,
ввести заголовокслайда и
подзаголовок. Спомощью
кнопки
«Создать слайд» создаём
новый
слайд
и
применяем
к
нему
различные
Разметки
слайда.
Создаём
следующие слайды.
Раскрытие
вопроса
выбранного
проекта
«Времена
года»
с
помощью ИКТ.

Работа
с
интернетсайтами. Практическая
работа.

Представление и защита
презентации.

23

[Введите название документа]
13. Киберкультура.
Киберкнига.

1

14. Киберпространство,
кибертермины.

1

15. Киберобщество.
Кибермошенничество

1

16. Сетевой этикет.

1

Киберкультура – вид
современной культуры,
который формируется её
носителям с помощью
цифровой
техники,
прежде
всего
персональных
компьютеров,
порождённых
наукой
кибернетикой.
Киберкнига – цифровой
учебник.
Виртуальный
мир
–
искусственно созданный
мир,
построенный
посредством
программирования,
на
основе
компьютерных
технологий.
Кибертермины: фарминг
– отправляет вас на
поддельные веб-сайты,
позволяющие
хакерам
собирать
личную
информацию.
Трояны,
фишинг, вирусы.
Общество
людей,
интегрировавших
и
организующих
совместную
коллективную
деятельность в реальном
и
виртуальном
пространстве.
Информатизация
мира
привела к появлению
нового вида злодеев –
кобермошенников.
Сетевой этикеn – это
правила,
которые
регулируют общение и
поведение пользователей
в интернете. Если в
общем этикете важен
внешний вид, мимика и
жесты,
нюансы
поведения на личных
встречах – в сети всё
сужается до культуры
сообщений,
звонков,
видеовстреч.

Беседа.
Просмотр
видеоролика. Работа в
тетрадях. Практическая
работа
«Просмотр
киберкники»

Вступительная
беседа,
просмотр презентации,
работа с карточками
«Найди
правильные
ответы».

Беседа,
просмотр
видеоролика.
Разыграть
ситуации
«Вам
пришло
СМС
сообщение из банка».

Участие
во
вступительной
беседе.
Работа в тетрадях, запись
правил
для
уважительного
и
уместного общения в
Интернете. Практическая
работа в парах.

24

[Введите название документа]
17. Защита личных
данных в сети Интернет.

1

18. Работа с СМС.

1

19. Работа с электронной
почтой.

1

20. Подростки и
социальные сети.
Полезные ресурсы.

1

Нежелательные звонки
«участкового», кредиты,
которые
вы
не
оформляли, спам в SMS
– всё это последствия
кражи ваших личных
данных. Как обеспечить
их сохранность и зачем
ваше имя, телефон или
почта могут кому-то
потребоваться?
Зачем
нужна защита личных
данных в интернете?
В
настоящее время
школьники
тесно
соприкасаются
с
современными
технологиями не только
на научном, но и на
бытовом уровне. Главной
задачей переписки СМС
сообщениями является
донесение информации
до
адресата
или
установление контакта
без
непосредственной
передачи информации.
СМС являются неким
диалогом
между
собеседниками.
Чтобы
зарегистрироваться
на
каком-либо сайте обычно
требуется вводить адрес
электронной почты, а
затем активировать через
электронную
почту
аккаунт.
Электронная
почта – это технология,
предоставляющая услуги
отправления и получения
электронных сообщений.
Таким
образом,
электронная почта играет
важную роль в сети
Интернет.
В
настоящее
время
подростки
больше
подвержены
влиянию
социальных
сетей,
нежели взрослые. То
время,
которое
они

Участие
во
вступительной
беседе,
просмотр видеоролика
«Чем
опасна
кража
личных данных».
Участие в обсуждении:
«Зачем нужна защита
личных
данных
в
интернете».

Практическая работа в
парах
«Отправляем
СМС».
Участие
в
обсуждении ситуаций.

Практическая
работа
«Что нужно знать для
создания
электронной
почты».
«Создаём
электронную почту».

Участие в дискуссии
«Плюсы
и
минусы
социальных
сетей».
Просмотр видеоролика
Полезные ресурсы».
25

[Введите название документа]
тратят в социальных
сетях и есть показателем
полезности.
Самое
важное для подростков –
это, с одной стороны,
интимно-личностное
общение с друзьями и
сверстниками, а с другой
стороны – поиск себя и
проба разных объектов.

Раздел II. Глоссарий финансовых терминов. Учимся для жизни.
14 часов.
21. Деньги.

1

22. Фальшивые деньги.
Защитные признаки денег.

1

23. Валюта. Российский
рубль – национальная
валюта.

1

24. Банковские услуги.

1

25. Безналичные деньги.
Банковская карта.

1

Деньги – это ценность,
их
хранят,
тратят
аккуратно.
Деньги
нужны для покупок,
оплаты
счетов,
формирования
сбережений.
Деньги
бывают наличными и
безналичными.
Фальшивые деньги – это
поддельные
деньги.
Выглядят как настоящие,
но на них отсутствуют
знаки защиты. Элементы
защиты на банкнотах,
монетах.
В каждом государстве
есть свои внутренние
деньги,
которые
называются
национальной валютой.
Российский
рубль
является национальной
валютой РФ.
Банковские услуги - это
услуги банка, банковские
операции с деньгами. В
банке можно получить
услуги по переводу денег
с одного счета на другой,
можно
открыть
или
закрыть счет.
Безналичные деньги –это
вид денег в виде записи
на
банковском счёте
клиента. Клиент
может
получить
наличные
деньги
в

Беседа
о
деньгах.
Просмотр презентации
«Что такое деньги».
Дидактическая
игра
«Наличные деньги».

Просмотр видеоролика
«Как
отличить
настоящие деньги от
фальшивых».
Игра
в
парах
«Распознание денег».
Беседа о национальной
валюте.
Практическая
работа
проверь себя – «Выбрать
валюту
для
данной
страны».
Просмотр видеоролика
«Банковские услуги»
Работа по карточкам проверь себя «Выбери
банковские услуги».

Просмотр видеоролика
«Безналичные деньги».
Обыгрывание ситуации с
безналичными деньгами.

26

[Введите название документа]
пределах суммы на его
счёте. Оплата покупки
банковской картой – это
безналичная оплата.
26. Переводы.

1

27. Деньги в долг.

1

28. Мобильный банк.

1

29. Мошеничество.

1

Банковский перевод –
это перевод денежных
средств одним банком в
другой банк по указанию
клиента. Вид денежного
перевода.
Денежный перевод - это
перевод
денежных
средств одним человеком
другому при помощи
участников платежных
систем.
Кредитная карта - этовид
банковской
(платежной)
карты.
Деньги на кредитной
карте предоставляет банк
в долг. Количество денег
на карте ограничено
банком
(кредитным
лимитом).
Кредитная
карта
может
иметь
период
для
беспроцентного
использования,
это
называется грейс-период.
По окончанию грейспериода
начисляются
проценты. Это
значит
клиенту нужно будет
выплатить денег больше,
чем он потратил. Сумма
будет
зависеть
от
процентной ставки.
Мобильный банкинг -это
мобильное
приложение
для
управления
личными
денежными средствами.
Мисселинг – это обман
покупателя.
Клиенту
предлагается товар под
видом другого товара.
Траппинг – это вид
мошенничества через

Работа с электронным
ресурсом.
Работа по карточкам –
проверь
себя
«Для
осуществления
банковского
перевода
всегда нежно приходить
в отделение банка?»;
«Что
относится
к
денежным переводам?».
Работа с электронным
ресурсом. Обыгрывание
ситуации «Хочу взять
деньги в долг».

Работа с электронным
ресурсом. Работа по
карточкам
«Какие
банковские
услуги
можно получить через
мобильные банки».
Работа с электронным
ресурсом.
Обыгрывание ситуации
«Как
избежать
мошенников».
Работа по карточкам –
27

[Введите название документа]

30. Государственные
услуги.

1

31. Юридические услуги.

1

банкомат.
Мошенники
вставляют в банкомат
кусок пластика, и карта
клиента застревает в
банкомате.
Скимминг – это вид
мошенничества
через
банкомат.
Мошенники
применяют устройство
для считывания данных с
банковской карты.
Фишинг – это вид
мошенничества
через
интернет. В электронном
письме,
сообщении
просят переслать им
реквизиты банковской
карты и счёта.
Запись на приём к врачу;
проверка
наличия
штрафов
ГИБДД;
оформление и получение
паспортов; регистрация
по месту жительства;
приём
заявлений
о
зачислении
детей
в
школу, детский
сад;
предоставление
социальных
пособий
малоимущим.
Составление
искового
заявления вместе со всем
необходимым
пакетом
для обращения в суд;
проведение
консультаций
по
семейному,
гражданскому,
трудовому, жилищному
и
административному
законодательству;
помощь в оформлении
наследства; сделка с
недвижимостью;
бракоразводные
процессы
и
раздел
имущества.

проверь себя.

Просмотр видеоролика.
Работа в тетрадях.

Просмотр видеоролика.
Работа в тетрадях.

28

[Введите название документа]
32. Права подростка в
современном обществе.

1

33. Обязанности
подростка в современном
обществе.

1

34. Резерв.

1

Просмотр видеоролика
«Мои
права».
Ознакомления
с
нормативными
документами
федерального уровня (
Конституция
РФ,
Гражданский
кодекс,
Семейный кодекс, Закон
РФ «Об образовании»,
ФЗ
«Об
основных
гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации».
Обязанности:
Беседа,
просмотр
- получить основное видеоролика. Работа в
общее
образование тетради.
(закончить 9 классов),
прописано в Законе «Об
образовании»;
быть
законопослушным
гражданином
(Административный
и
Уголовный Кодекс);
- соблюдать права других
людей (Конституция).
Право – это нормы,
установленные
государством,
это
правила, по которым мы
живём
и
которые
регулируют отношения
между людьми, между
странами.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».