Рабочая программа учебного курса Комплексный анализ текста 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"
Приложение к ООП ООО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП ООО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Комплексный анализ текста»
9 класс

село Лебедкино 2024

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса «Комплексный анализ текста»
Элективный курс «Комплексный анализ текста»

направлен на освоение

учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственноинтеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом».
Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовнонравственное становление личности постепенно происходит как часть самого
обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его
интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и
этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс
призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов
деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и
реализации собственных текстов.

Актуальность курса «Комплексный анализ

текста» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы
повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена
по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и
творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без
ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не
включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют
его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный
курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
2

усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Место элективного курса «Комплексный анализ текста» в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривается проведение элективных курсов в IX классе.
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ Красноярская
СОШ и годовым календарным графиком предусматривает проведение занятий
элективного курса в IX классе в объёме 34 часов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель

курса

–

научить

девятиклассников

анализировать

содержание

и

лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать
чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:


помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться
более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для
передачи своих мыслей и чувств;



работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением
подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;



соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;



развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление
быть вдумчивым и проницательным читателем;



формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с
опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;



формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;



выявлять творческие способности у каждого школьника;
3



помочь

ребёнку

коммуникативными

преодолеть
проблемами,

комплексы,
развивать

справиться
речь,

со

память,

своими
внимание,

способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;


помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его
многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к
слову и побудить к созданию собственных творческих работ.



научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с

текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность
экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
 писать изложения разных видов
 читать текст и анализировать его содержание
 выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях
школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без
ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не
включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения
абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создаёт условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования.
Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию –
5 часов, практику – 29 часов.
4

Формы организации образовательного процесса
Данная

программа

исследований,

предусматривает

проведение

практических

занятий,

деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы,

дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной
работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:


Лекции учителя с различными видами заданий;



Составление обобщающих таблиц и схем;



Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым
материалом, их анализ, выводы);



Самостоятельный отбор материала;



Работа в группах;



Проведение деловых игр и практикумов;



Работа с пакетами КИМов;



Написание изложений и сочинений.
Технологии обучения

В процессе изучения русского языка будут применяться

игровая технология,

технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:


использование

основных

видов

чтения

(ознакомительно-изучающего,

ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;


извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;



анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;



анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его
частями;
5



анализ

особенностей

использования

лексических

средств

и

средств

выразительности;


тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми
нормами русского языка.
В

основу

программы

положена

когнитивно-коммуникативного

идея

личностно

-ориентированного

(сознательно-коммуникативного)

и

обучения

русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых
для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его
словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой
деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной
программой

школы

у

обучающихся

в

процессе

изучения

русского

языка

совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные,
интеллектуальные, информационные, организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной
задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Виды и формы контроля
6

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде
практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения,
сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса
проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинениерассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для
ГИА.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
• основные признаки текста;
• основные признаки сжатия текста;
• основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
• осознанно воспринимать текст;
• определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку
зрения

героя;

• правильно и лаконично излагать содержание текста;
• определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова,
анализировать их структурно-смысловые связи;
• членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему,
но и микротемы;
• выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
• владеть различными приемами сжатия текста;
• письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом
различные средства речевой выразительности;
• самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
• проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие
указанные мысли;
7

• выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
•свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых
заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные

правила

работы

с

текстом.

Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная

лексика,

(стилистически

термины,

окрашенные

диалектизмы

суффиксы

и

и

др.);

словообразовательные

приставки);

морфологические,
8

синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного
синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать:

основные

Уметь: различать

средства

средства

выразительности.

выразительности; находить

в

тексте

средства

выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста,
его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел

4.

Синтаксические

и

пунктуационные

нормы

текста

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки

препинания

в

сложносочинённом

предложении.

Знаки

препинания

в

сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного
текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей,
9

деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и
обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся

редактировать

текст.

Типы

речевых,

грамматических

ошибок.

Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста,
воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать
текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение.

Структура

сочинения-рассуждения.

Алгоритм

написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинениирассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
Поурочное планирование элективного курса «Комплексный анализ
текста»
9 класс
№

Тема урока

Дата изучения

Вид и форма контроля

урока
Текст как результат речевой деятельности
1.

Определение, признаки и

Первая неделя

характеристика текста как
единицы языка
2.

Тема, идея, проблема текста и Композиционно-

Вторая неделя
10

способы их установления и содержательный

3.

анализ

формулирования

текста

Роль ключевых слов текста

Восстановление текста по Третья неделя
ключевым словам

4.

Способы и средства связи

Тренировочные

Четвертая неделя

между предложениями в тексте

упражнения «Моделируем
текст»

5.

Характер смысловых

Творческая

отношений между частями

группах.

текста

Составление

работа
текстов

в Первая неделя
на

основе данных ситуаций
6.

Смысловая и композиционная

Работа с текстом

Вторая неделя

целостность текста
Средства выразительности в тексте
7.

Особенности использования

Работа с текстом

Четвертая неделя

Анализ текстов

Первая неделя

Подбор рабочего материала

Вторая неделя

лексических,
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических средства
выразительности в тексте
8.

Специальные изобразительновыразительные средства в
тексте и их роль

9.

Выбор и организация языковых
средств в соответствии с темой
и основной мыслью текста

10.

Практическая работа «Анализ

Работа с художественным Третья неделя

текста с точки зрения

текстом

использования в нём средств
выразительности»
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
11.

Выразительное чтение как тест

Выразительное

на понимание текста

текста

чтение Первая неделя

11

12.

Логические паузы и ударения.

Работа над интонацией

Вторая неделя

Интонация текста
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
13.

Словосочетание и предложение

Конструирование
словосочетаний

Четвертая неделя
и

предложений по схемам.
Работа над синонимичной
заменой словосочетаний
14.

15.

16.

Функции сложного

Тестовые

задания

предложения в тексте

подготовки к ГИА

Пунктуация в сложном

Тестовые

предложении текста

подготовки к ГИА

Текстовые иллюстрации

Работа с текстом

задания

для Первая неделя
для Вторая неделя
Третья неделя

синтаксических и
пунктуационных норм
От анализа текста к изложению
17.

Виды изложений

Задание

«Подбираем Первая неделя

заголовок к тексту»
18.

Глубина и точность понимания

Самостоятельная работа

Вторая неделя

Работа с текстом

Третья неделя

содержания, проблематики
исходного текста
19.

Способы и приёмы компрессии
(сокращения) текста.
Главная и второстепенная

Задание «Учимся задавать Четвертая неделя

информация в тексте

вопросы к тексту»

21.

Пишем сжатое изложение

Сжатое изложение

22.

Ключевые слова и их роль в Пересказ

20.

определении

границ

текста

Первая неделя
по Вторая неделя

главной ключевым словам

информации.
23.

Соотношение

микротемы

абзацного строения текста
24.

и Работа

по

выделению Третья неделя

микротем в тексте

Представление об абзаце как о Работа

по

выделению Четвертая неделя
12

пунктуационном знаке
25.

Практическая

абзацев в тексте

работа

предупреждению
логических,

по Редактирование текста

Первая неделя

речевых,
фактических

ошибок
Сочинение – это тоже текст
26.

Структура

сочинения- Работа над сочинением по Третья неделя

рассуждения
27.

высказыванию лингвиста

Алгоритм написания сочинения Работа над сочинением по Четвертая неделя
– рассуждения

28.

цитате

Речевые клише, используемые в Работа
сочинении-рассуждении

над

языковым Первая неделя

оформлением
высказывания.

29-30

Подготовка

к

написанию Сочинение-рассуждение на Вторая неделя

сочинения – рассуждения
31-32

Написание

сочинения

лингвистическую тему

Третья неделя

-

рассуждения
33-34

Критерии оценки сочинения- Сочинение-рассуждение

Четвертая неделя

рассуждения.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».