Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа спасателей»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Школа спасателей»
Возраст обучающихся: 7-14 лет

Автор-разработчик:
Лебедкин Алексей Сергеевич,
педагог дополнительного образования

с. Лебедкино
2021год

Содержание

1 Основные характеристики общеразвивающей программы..…………............3
1.1 Пояснительная записка…………………………..………………………….3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы……………...…………….4
1.3Содержание общеразвивающей программы……….………………………5
1.4Планируемые результаты……………...……………………………………10
2 Организационно-педагогические условия….....................................................12
2.1 Условия реализации программы…………………………………………...12
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………….……… .12
3 Список литературы……………...…………………………………………….......13

2

1Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
спасателей» направлена на изучение основ управления беспилотных летательных
аппаратов и использование их в спасательных операциях.
Направленность программы–социально-гуманитарная.
Актуальностьобщеразвивающей программы:
Популярность малых беспилотных воздушных судов (далее БВС) с дистанционным
управлением в последние годы значительно возросла. Ранее БВС воспринимались
большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, сейчас ситуация
изменилась. Интерес вызван простотой их эксплуатации, экономичностью, относительно
невысокой стоимостью, оперативностью и т.д. Многие из этих аппаратов используются
для выполнения серьезных задач: фото и видеосъемки, наблюдение и мониторинг
различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными
объектами, доставки небольших грузов и другое, что подразумевает под собой
применение БВС в спасательных операциях. Технологии, лежащие в основе БВС
развиваются быстро. Данные технологии предполагают разработку современных
аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров. Актуальность
программы заключается в современном технологичном оборудовании и применении его
в чрезвычайных ситуациях, таких как: поиск и спасение пострадавших, мониторинг,
обнаружение и ликвидация чрезвычайной ситуации. Необходимостью формирования
готовности подрастающего поколения к защите Отечества, их деятельности в
экстремальных ситуациях.
Новизнаобщеразвивающей программы«Школа спасателей» заключается в
реализации образовательного процесса в кружковой форме. Программа предусматривает
обучение школьников, с целью приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с
научно-техническими
и
практическими
задачами,
приобретения
навыков
самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в
различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи, расширения кругозора,
укрепления здоровья.
Отличительной особенностью программы является модульное структурирование
содержания программы. Каждый модуль является структурной единицей образовательной

3

программы и имеет определенную логическую завершенность по отношению к
результатам обучения. В программу входят пять модулей «Устройство, классификация и
принципы управления БВС», «Применение БВС в чрезвычайных ситуациях»,
«Выживание в чрезвычайных ситуациях», «Физическая подготовка» и «Строевая
подготовка».
Содержание и материал программы имеет «Стартовый уровень» сложности, который
предполагает минимальный уровень сложности освоения материала содержания
общеразвивающей программы.
Адресатобщеразвивающей программы:программа адресована для обучающихся в
возрасте с 7 до 14 лет. Обучающимися программы могут стать школьникидругих
образовательных организаций.Максимальное количество детей в группе: 15 человек.
Режим занятий:1 раз в неделю по 2 академических часа в день. 1 раз в неделю по 3
академических часа в день. Продолжительность одного учебного часа для обучающихся в
возрасте 7-14лет составляет 40 минут с перерывами между занятиями 10 минут.
Объемобщеразвивающей программы:170 учебных часов.
Срок освоения:34 учебные недели.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель:научить обучающихся правильно действовать в различных чрезвычайных
обстоятельствах.
Задачи программы:
образовательные:

формировать у обучающихся устойчивые знания в области БВС;

научить основным приемам сборки и программирования БВС;

способствовать формированию технологических навыков;

познакомить с правилами безопасной работы с инструментами,
необходимыми при конструировании БВС;

освоить вопросы практической значимости БВС в чрезвычайных ситуациях;

освоить приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;

обучить навыкам оказания первой помощи;

совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера;

развивать двигательные качества на основе общей физической
подготовленности.
Развивающие:

развить умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

развить самостоятельную деятельность поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников, и новых информационных
технологий;

развить умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Воспитательные:

формировать навыки командного взаимодействия;

4


формировать готовность подрастающего поколения к защите Отечества, их
деятельности в экстремальных ситуациях;

формировать потребность в саморазвитии, самоутверждении;

формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п

1.1
1.2
1.3

1.4

Количество часов
Форма
всего теория практика аттестации/контроля
Модуль №1 «Устройство, классификация и принципы управления БВС»
Фронтальный опрос,
Устройство и классификация
2
2
БВС
наблюдение
Фронтальный опрос,
Общие
принципы
2
2
эксплуатации БВС
наблюдение
Фронтальный опрос,
Общие принципы управления
наблюдение,
4
4
БВС
выполнение задания
Фронтальный опрос,
Подготовка к полету и
наблюдение,
2
2
управление в полете на БВС
выполнение задания
Название раздела, темы

Итого

10

10

Модуль №2 «Применение БВС в чрезвычайных ситуациях»
2.1

Общие
принципы
использования
БВС
в
чрезвычайных ситуациях

2.2

Практическое
занятие:
применение ПЛА при АСР
(мониторинг)

10

4

6

2.3

Практическое
занятие:
применение ПЛА при ПСР

10

4

6

2.4

Практическое
мониторинг
объектов

занятие:
природных

10

4

6

Итого

32

14

18

3.1

3.2

2

Фронтальный опрос,
наблюдение

2

Наблюдение, доклад
в письменной форме
о выполнении
задания
Наблюдение, доклад
в письменной форме
о выполнении
задания
Наблюдение, доклад
в письменной форме
о выполнении
задания

Модуль №3 «Выживание в чрезвычайных ситуациях»
Основные виды экстремальных
Фронтальный опрос
ситуаций
в
природных
3
3
условиях
Психологические
основы
Фронтальный опрос
выживания
в
природных
3
3
условиях

5

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Подготовка к
походу и
поведение
в
природных
условиях
Надежные одежда и обувь –
важное условие безопасности
Действия
при
потере
ориентировки
Способы ориентирования и
определение
направления
движения
Сооружение
временного
жилища, установка палатки

5

5

Фронтальный опрос

3

3

Фронтальный опрос

3

3

Фронтальный опрос

5

2

3

7

2

5
3

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

3.8

Добывание и использование
огня

5

2

3.9

Поиск и приготовление пищи

2

2

3.10

Сигналы бедствия

5

2

3.11

Состав аптечки

2

2

4

2

2

Практическое
занятие

5

2

3

Практическое
занятие

3.12
3.13

Средства оказания первой
помощи
Опасные животные, первая
помощь при укусах насекомых
и змей

Фронтальный опрос
3

Фронтальный опрос

3.14

Первая помощь при ожогах

5

2

3

3.15

Тепловой и солнечный удар

5

2

3

3.16

Обморожение
и
охлаждение организма

4

2

2

3.17

Закрытые травмы

5

2

3

3.18

Способы
пострадавших

6

2

4

77

43

34

общее

переноски
Итого

Фронтальный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Модуль №4 «Физическая подготовка»
4.1

Как сохранить
здоровье

и

укрепить

4.2

Бег коротким,
длинным шагом

средним

4.3

Бег из разных
положений

и

исходных

2

Беседа

2

3

3

Эстафета

3

3

Эстафета

6

4.4

Виды
стартов
положений)

4.5

(стартовых

3

3

Эстафета

Челночный бег 3 х 10 м

3

3

Зачет

4.6

Прыжки
по
многоскоки

3

3

Игра

4.7

Прыжки в длину с места

3

3

Зачет

4.8

Преодоление
препятствиями

3

3

Соревнования

4.9

Подвижные игры

5

5

Подвижные игры

разметкам,

полосы

с

Итого

28

2

26

Модуль №5 «Строевая подготовка»
5.1

Краткие сведения о службе в
армии

1

Фронтальный опрос

1

5.2

Общее положение

5

1

4

5.3

Строевые приемы и движения
без оружия

7

1

6

5.4

Выполнение
воинского
приветствия, выход из строя и
возвращение в строй

5

1

4

5.5

Подход к начальнику и отход
от него

5

1

4

Итого

23

5

18

Фронтальный опрос,
отработка строевых
приемов
Фронтальный опрос,
отработка строевых
приемов
Фронтальный опрос,
отработка строевых
приемов
Фронтальный опрос,
отработка строевых
приемов

Всего
170
74
96
Содержание учебного (тематического) плана:
Модуль № 1 «Устройство, классификация и принципы управления БВС».
1.1 Устройство и классификация БВС.
Теория: Виды БВС. Устройство БВС. Типы БВС, их отличие и назначение.
Основные производители БВС. Порядок регистрации.
1.2 Общие принципы эксплуатации БВС.
Теория: Схема работы, принцип и основы безопасного обращения с
интеллектуальной батареей дрона и непосредственно с БВС. Пульт управления,
функционал всех органов управления. Устройство подвеса и режимы управления камерой.
1.3 Общие принципы управления БВС.
Теория: Теоретические основы полета. Актуальное законодательство и правила
полета. Полетные зоны и контроль за полетами. Полетные режимы, их назначение и
функции. Инженерно-штурманский расчет. Составление полетного плана.
1.4 Подготовка к полету и управление в полете на БВС.

7

Теория: Обзор предполетной подготовки, калибровки, чек-листа. Экстремальные
режимы полета – вихревое кольцо при активном спуске. Правила и приемы полетов на
большой высоте и при сильном ветре. Правила выполнения полетов в тяжелых погодных
условиях и при отрицательных температурах. Полеты вблизи препятствий или на малой
высоте, нежелательные места для полета, запретные и небезопасные зоны. Принцип
работы и функционирования режима возврата домой. Безопасные полеты с неисправной
батареей.
Модуль №2«Применение БВС в чрезвычайных ситуациях».
2.1 Общие принципы использования БВС в чрезвычайных ситуациях.
Теория: Понятие АСР и ПСР. Обще принципы применения БВС при проведении
спасательных работ. Применение БВС при проведении АСР. Применение БВС при
проведении ПСР.
2.2 Практическое занятие: применение ПЛА при АСР (мониторинг).
Теория: Общие принципы применения ПЛА при АСР. Тактика применения ПЛА при
АСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи.
Инструктаж по безопасности выполнения работ.
Практика: Визуальный мониторинг промышленного объекта при помощи БЛА.
Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор
ошибок.
2.3 Практическое занятие: применение ПЛА при ПСР.
Теория: Общие принципы применения ПЛА при ПСР. Тактика применения ПЛА при
ПСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи.
Инструктаж по безопасности выполнения работ.
Практика: Визуальный мониторинг лесного участка при помощи БЛА. Выполнения
поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок.
2.4 Практическое занятие: мониторинг природных объектов.
Теория: Общие принципы мониторинга природного объекта с помощью БЛА. Цели
и задачи мониторинга природного объекта. Тактика мониторинга природного объекта с
помощью БЛА. Разбор реальных случаев применения БЛА при мониторинге природного
объекта. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ.
Практика: Визуальный мониторинг акватории водного объекта при помощи БЛА.
Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор
ошибок.
Модуль № 3 «Выживание в чрезвычайных ситуациях».
3.1 Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.
Теория: Виды экстремальных ситуаций:смена климатографических условий;резкое
изменение природных условий;заболевание или повреждение организма человека,
требующие экстренной медицинской помощи;вынужденное автономное существование.
3.2 Психологические основы выживания в природных условиях.
Теория:Управление собой, своими мыслями и чувствами, своим ощущением и
вниманием.
3.3 Подготовка к походу и поведение в природных условиях.
Теория: Узнать правила поведения в походе, распределение обязанностей на
каждого участника похода, сбор рюкзака в поход, что собой взять.
3.4 Надежные одежда и обувь– важные условия безопасности.
Теория: Подбор обуви для похода, уход за обувью.Подбор одежды для похода, уход
за одеждой.
3.5 Действия при потере ориентировки.
Теория: Определение места нахождения и направления движения в нужное место.
Определение расстояния до источника звука.
3.6 Способы ориентирования и определение направления движения.

8

Теория:Ориентирование при помощи компаса, звезд, определение направления на
север с помощью часов и местных признаков.
Практика: Ориентирование при помощи компаса, звезд, определение направления на
север с помощью часов и местных признаков.
3.7 Сооружение временного жилища, установка палатки.
Теория: Виды временного жилища, палаток, правила установки палатки и
временного жилища.
Практика: Отработка практических действий по установке палатки и временного
жилища.
3.8 Добывание и использование огня.
Теория: История добывания огня, правила разведения костра, способы розжига
костра, виды и типы костров, сохранение огня.
Практика: Отработка практических действий по разведению костра.
3.9 Поиск и приготовление пищи.
Теория: Обеспечение питанием и водой, приготовление пищи в природных
условиях.
3.10 Сигналы бедствия.
Теория: Изучение специальных знаков международной кодовой таблицы сигналов.
Практика: Изготовление сигналов бедствия в природных условиях.
3.11 Состав аптечки.
Теория: Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской
прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение
срока годности для использования. Обязанности санитара группы.
3.12 Средства оказания первой помощи.
Теория: Изучение перевязочных, кровоостанавливающих материалов, а также
дляпроведения иммобилизации – специальные шины.
Практика: Отработка практических действий по оказанию первой помощи.
3.13 Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей.
Теория: Беседа про самых опасных животных, правила поведения при встрече с
опасными животными.
Практика: Отработка практических действий при укусах.
3.14 Первая помощь при ожогах.
Теория: Виды ожогов, тип получения ожога.
Практика: Отработка практических действий оказания первой помощи при ожогах.
3.15 Тепловой и солнечный удар.
Теория: Причины и признаки получения теплового и солнечного удара.
Практика: Отработка практических действий при тепловом и солнечном ударе.
3.16 Обморожение и общее переохлаждение организма.
Теория: Степени обморожения и их признаки.
Практика: Отработка практический действий по оказанию первой помощи при
общем охлаждении и обморожении.
3.17 Закрытые травмы.
Теория: Виды травм, факторы внешней среды, которые могут привести к травмам.
Практика: Отработка практических действий по оказанию первой помощи при
получении травмы.
3.18 Способы переноски пострадавших.
Теория: Способы переноски пострадавших.
Практика: Отработка практических действий при переноске пострадавшего.
Модуль № 4 «Физическая подготовка».
4.1 Как сохранить и укрепить здоровье.
Теория: Укреплениездоровьялетом: закаливание, обливание, окунание с
постепенным понижением температуры.

9

4.2 Бег коротким, средним и длинным шагом.
Практика: Техника бега коротким, средним и длинным шагом, техника отталкивания
и приземления.
4.3 Бег из разных исходных положений.
Практика: Бег из различных исходных положений, правильная осанка при беге.
4.4 Виды стартов (стартовых положений).
Практика: Отработка высокого и низкого старта из различных положений.
4.5 Челночный бег 3х10 м.
Практика: Отработка техники выполнения.
4.6 Прыжки по разметкам, многоскоки.
Практика: Примерные упражнения для овладения техникой прыжков-многоскоков.
4.7 Прыжки в длину с места.
Практика:Проверка уровня прыгучести, а также тестирование силы ног.Сдача зачета.
4.8 Преодоление полосы с препятствиями.
Практика: Проведение соревнований.
4.9 Подвижные игры.
Практика: Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
Модуль № 5 «Строевая подготовка».
5.1 Краткие сведения о службе в армии.
Теория: Понятие о воинской обязанности граждан.Воинская обязанность и воинский
учет,основные определения.
5.2 Общее положение.
Теория: Общие положения Строевого устава ВС РФ.Строи отделения и взвода,
обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной
форме одежды.
5.3 Строевые приемы и движения без оружия.
Теория: Строевые приемы и движения без оружия Строевого устава ВС РФ.
Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной
форме одежды.
5.4 Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Теория: Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращения в строй
Строевого устава ВС РФ.
Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной
форме одежды.
5.5 Подход к начальнику и отход от него.
Теория: Строевые приемы Строевого устава ВС РФ.
Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной
форме одежды.
1.4 Планируемые результаты





Предметные результаты:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: устройство,
классификация и принципы управления БВС;
приобретение обучающимися знаний основных принципов эксплуатации и
управления БВС;
знание основных этапов подготовки к полету и управление в полете БВС, и их
применение на практике;
освоение знания применения БВС в чрезвычайных ситуациях;

10

 развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
 проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе усвоения материала;
 самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;
 согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с
другими участниками; умение работать в команде;
 аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей
деятельности.
Личностные результаты:
 формирование ответственного отношения к обучению;
 проявление познавательных интересов и творческой активности;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и
творческой деятельности;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;
 планирование образовательной и профессиональной карьеры.

11

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
 помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
 столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
Оборудование:
 напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой для крепления
проекторов к стойке;
 МФУ формата А4;
 выход в информационно-телекоммуникационную сеть«Интернет»;
 компьютеры и ноутбуки на каждого обучающегося и педагога;
 квадрокоптеры.
Расходные материалы:
 whiteboard-маркеры;
 бумага писчая;
 шариковые ручки.
Кадровое обеспечение:
Теоретические и практические занятия модулей реализуются педагогическим
работником, педагогом дополнительного образования Лебедкиным Алексеем
Сергеевичем, образование среднее специальное, без категории, стаж работы 2 года,
личные качества: ответственный, стрессоустойчивый, вежливый, порядочный.
Методические материалы:
Методические пособия, разработанные педагогом с учетом конкретных задач,
варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии, учебная и
техническая литература. Используются педагогические технологии индивидуализации
обучения и коллективной деятельности.
2.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам
перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение всего учебного года.
Мониторинг проводится по предметным, метапредметным и личностным
результатам трижды: вначале программы, по окончанию второго модуля и по завершению
программы. Критерии мониторинга – это планируемые результаты программы.
Таким образом, проводится 3 вида контроля:
- входной контроль (перед началом освоения программы);
- периодический контроль (по завершению второго модуля);
- итоговый контроль (по завершению программы).
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня является еще
одной формой контроля освоенных знаний и компетенций.

12

3Список литературы
Литература для педагога:
1. Jesse, Russell. Беспилотный летательный аппарат. – М.: VSD, 2012.
2. Sonja, Poulton. Летательные аппараты. – М.: Балтийская книжная компания, 2014.
3. TechnologyofAirplaneandHelicopterManufacturing:
FundamentalsofAircraftManufacturing.
/
Технологияпроизводствасамолетовивертолетов. Основы технологии производства
летательных аппаратов. / В. Сикульский и др. – М.: Харьковский авиационный
институт, 2014.
4. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки
операторов летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2014.
5. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми
установками летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2016.
6. Бауэрс П. Летательные аппараты нетрадиционных схем.– М.: Мир, 2016.
7. Бортовые интеллектуальные системы. Часть 3. Системы корабельной посадки
летательных аппаратов. – М.: Радиотехника, 2010.
8. Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. – М.: Попурри, 2012.
9. Володин В.В. Автоматизация проектирования летательных аппаратов. – М.:
Машиностроение, 2010.
10. НерсисянЛ.Беспилотные летательные аппараты: проблемы и перспективы. –
Regnum, 2017.
11.
Епифанов И.Н. Использование беспилотных летательных аппаратов
(дронов) в логистике. – 2017.
12.
ВеремеенкоК.К. Современные информационные технологии в задачах
навигации и наведения беспилотных маневренных летательных аппаратов:
моногр. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009.
13.
Ерохин Е. Современная классификация российских БПЛА [Электронный
ресурс] / MISSILES.RU: 1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии. –
Электрон. дан. – 2009.
14.
Макаров Ю.В. Летательные аппараты МАИ. – М.: МАИ, 2015.
15.
Матвеенко А.М. 101 выдающийся летательный аппарат мира. – М.:
Московский авиационный институт (МАИ), 2016.
16.
Московкин Л.Н. Коммутационная аппаратура летательных аппаратов.
Технология изготовления и оборудование.– СПб: Питер, 2011.
17.
Новоселов В.И. Делопроизводство в государственном аппарате. – С.: Изд-во
Саратовского университета, 2016.
18.
Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. –
М.: Оборонгиз, Государственное научно-техническое издательство, 2012.
19.
Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. –
М.: ЕЕ Медиа, 2016.
20.
Петров К.П. Аэродинамика элементов летательных аппаратов. – М.: ЕЕ
Медиа, 2013.
21.
Рассел Д. Боевая живучесть (летательных аппаратов). – М.: VSD, 2013.
22.
Резников Г.Б. Антенны летательных аппаратов. – М.: Советское радио, 2011.
23.
Сильвестров М.М. Автоматизация управления летательными аппаратами с
учетом человеческого фактора. – М.: Машиностроение, 2013.
24.
Сихарулидзе Ю.Г. Баллистика летательных аппаратов. – М.: Главная
редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2010.
25.
Сорокин В. Воздухоплавание. История летательных аппаратов на марках. –
М.: ИЛБИ, 2012.

13

26.
Эшли Х. Инженерные исследования летательных аппаратов. – М.:
Машиностроение, 2016.
27.
Напольских М.Л. Ремесло спасателя. Поисково-спасательные работы в
природной среде. – Архангельск, 2011. – 194 с.
28.
Федеральный закон № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей».
29.
Строевойустав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Литература для учащихся:
1.
БПЛА – беспилотные летательные аппараты ISBN 978-5-7677-1739-2 ©
Издательство Чувашского Университета, 2020 © Никишев В. К., 2020
2.
Боев Н.М., Шаршавин П.В., Нигруца И.В. Построение систем связи
беспилотных летательных аппаратов для передачи информации на большие
расстояния.
3.
Гребеников А.Г., Мялица А.К., Парфенюк В.В. и др. Общие виды и
характеристики беспилотных летательных аппаратов.
4.
Каримов А.Х. Возможности беспилотных авиационных систем следующего
поколения.
5.
Килби Т., Килби Б. Дроны с нуля.
6.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного
выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
7.
«Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
8.
Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности /
9.
Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары /
10.
Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
11.
Чуковский К. Мойдодыр /
12.
Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка /
13.
Михалков С. Весёлый турист /

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».