Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа спасателей» Возраст обучающихся: 7-14 лет Автор-разработчик: Лебедкин Алексей Сергеевич, педагог дополнительного образования с. Лебедкино 2021год Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы..…………............3 1.1 Пояснительная записка…………………………..………………………….3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы……………...…………….4 1.3Содержание общеразвивающей программы……….………………………5 1.4Планируемые результаты……………...……………………………………10 2 Организационно-педагогические условия….....................................................12 2.1 Условия реализации программы…………………………………………...12 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………….……… .12 3 Список литературы……………...…………………………………………….......13 2 1Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа спасателей» направлена на изучение основ управления беспилотных летательных аппаратов и использование их в спасательных операциях. Направленность программы–социально-гуманитарная. Актуальностьобщеразвивающей программы: Популярность малых беспилотных воздушных судов (далее БВС) с дистанционным управлением в последние годы значительно возросла. Ранее БВС воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, сейчас ситуация изменилась. Интерес вызван простотой их эксплуатации, экономичностью, относительно невысокой стоимостью, оперативностью и т.д. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото и видеосъемки, наблюдение и мониторинг различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными объектами, доставки небольших грузов и другое, что подразумевает под собой применение БВС в спасательных операциях. Технологии, лежащие в основе БВС развиваются быстро. Данные технологии предполагают разработку современных аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров. Актуальность программы заключается в современном технологичном оборудовании и применении его в чрезвычайных ситуациях, таких как: поиск и спасение пострадавших, мониторинг, обнаружение и ликвидация чрезвычайной ситуации. Необходимостью формирования готовности подрастающего поколения к защите Отечества, их деятельности в экстремальных ситуациях. Новизнаобщеразвивающей программы«Школа спасателей» заключается в реализации образовательного процесса в кружковой форме. Программа предусматривает обучение школьников, с целью приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья. Отличительной особенностью программы является модульное структурирование содержания программы. Каждый модуль является структурной единицей образовательной 3 программы и имеет определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения. В программу входят пять модулей «Устройство, классификация и принципы управления БВС», «Применение БВС в чрезвычайных ситуациях», «Выживание в чрезвычайных ситуациях», «Физическая подготовка» и «Строевая подготовка». Содержание и материал программы имеет «Стартовый уровень» сложности, который предполагает минимальный уровень сложности освоения материала содержания общеразвивающей программы. Адресатобщеразвивающей программы:программа адресована для обучающихся в возрасте с 7 до 14 лет. Обучающимися программы могут стать школьникидругих образовательных организаций.Максимальное количество детей в группе: 15 человек. Режим занятий:1 раз в неделю по 2 академических часа в день. 1 раз в неделю по 3 академических часа в день. Продолжительность одного учебного часа для обучающихся в возрасте 7-14лет составляет 40 минут с перерывами между занятиями 10 минут. Объемобщеразвивающей программы:170 учебных часов. Срок освоения:34 учебные недели. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие. Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, мастер-класс. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель:научить обучающихся правильно действовать в различных чрезвычайных обстоятельствах. Задачи программы: образовательные: формировать у обучающихся устойчивые знания в области БВС; научить основным приемам сборки и программирования БВС; способствовать формированию технологических навыков; познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании БВС; освоить вопросы практической значимости БВС в чрезвычайных ситуациях; освоить приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; обучить навыкам оказания первой помощи; совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера; развивать двигательные качества на основе общей физической подготовленности. Развивающие: развить умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; развить самостоятельную деятельность поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий; развить умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Воспитательные: формировать навыки командного взаимодействия; 4 формировать готовность подрастающего поколения к защите Отечества, их деятельности в экстремальных ситуациях; формировать потребность в саморазвитии, самоутверждении; формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план: № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 Количество часов Форма всего теория практика аттестации/контроля Модуль №1 «Устройство, классификация и принципы управления БВС» Фронтальный опрос, Устройство и классификация 2 2 БВС наблюдение Фронтальный опрос, Общие принципы 2 2 эксплуатации БВС наблюдение Фронтальный опрос, Общие принципы управления наблюдение, 4 4 БВС выполнение задания Фронтальный опрос, Подготовка к полету и наблюдение, 2 2 управление в полете на БВС выполнение задания Название раздела, темы Итого 10 10 Модуль №2 «Применение БВС в чрезвычайных ситуациях» 2.1 Общие принципы использования БВС в чрезвычайных ситуациях 2.2 Практическое занятие: применение ПЛА при АСР (мониторинг) 10 4 6 2.3 Практическое занятие: применение ПЛА при ПСР 10 4 6 2.4 Практическое мониторинг объектов занятие: природных 10 4 6 Итого 32 14 18 3.1 3.2 2 Фронтальный опрос, наблюдение 2 Наблюдение, доклад в письменной форме о выполнении задания Наблюдение, доклад в письменной форме о выполнении задания Наблюдение, доклад в письменной форме о выполнении задания Модуль №3 «Выживание в чрезвычайных ситуациях» Основные виды экстремальных Фронтальный опрос ситуаций в природных 3 3 условиях Психологические основы Фронтальный опрос выживания в природных 3 3 условиях 5 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Подготовка к походу и поведение в природных условиях Надежные одежда и обувь – важное условие безопасности Действия при потере ориентировки Способы ориентирования и определение направления движения Сооружение временного жилища, установка палатки 5 5 Фронтальный опрос 3 3 Фронтальный опрос 3 3 Фронтальный опрос 5 2 3 7 2 5 3 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 3.8 Добывание и использование огня 5 2 3.9 Поиск и приготовление пищи 2 2 3.10 Сигналы бедствия 5 2 3.11 Состав аптечки 2 2 4 2 2 Практическое занятие 5 2 3 Практическое занятие 3.12 3.13 Средства оказания первой помощи Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей Фронтальный опрос 3 Фронтальный опрос 3.14 Первая помощь при ожогах 5 2 3 3.15 Тепловой и солнечный удар 5 2 3 3.16 Обморожение и охлаждение организма 4 2 2 3.17 Закрытые травмы 5 2 3 3.18 Способы пострадавших 6 2 4 77 43 34 общее переноски Итого Фронтальный опрос Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Модуль №4 «Физическая подготовка» 4.1 Как сохранить здоровье и укрепить 4.2 Бег коротким, длинным шагом средним 4.3 Бег из разных положений и исходных 2 Беседа 2 3 3 Эстафета 3 3 Эстафета 6 4.4 Виды стартов положений) 4.5 (стартовых 3 3 Эстафета Челночный бег 3 х 10 м 3 3 Зачет 4.6 Прыжки по многоскоки 3 3 Игра 4.7 Прыжки в длину с места 3 3 Зачет 4.8 Преодоление препятствиями 3 3 Соревнования 4.9 Подвижные игры 5 5 Подвижные игры разметкам, полосы с Итого 28 2 26 Модуль №5 «Строевая подготовка» 5.1 Краткие сведения о службе в армии 1 Фронтальный опрос 1 5.2 Общее положение 5 1 4 5.3 Строевые приемы и движения без оружия 7 1 6 5.4 Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй 5 1 4 5.5 Подход к начальнику и отход от него 5 1 4 Итого 23 5 18 Фронтальный опрос, отработка строевых приемов Фронтальный опрос, отработка строевых приемов Фронтальный опрос, отработка строевых приемов Фронтальный опрос, отработка строевых приемов Всего 170 74 96 Содержание учебного (тематического) плана: Модуль № 1 «Устройство, классификация и принципы управления БВС». 1.1 Устройство и классификация БВС. Теория: Виды БВС. Устройство БВС. Типы БВС, их отличие и назначение. Основные производители БВС. Порядок регистрации. 1.2 Общие принципы эксплуатации БВС. Теория: Схема работы, принцип и основы безопасного обращения с интеллектуальной батареей дрона и непосредственно с БВС. Пульт управления, функционал всех органов управления. Устройство подвеса и режимы управления камерой. 1.3 Общие принципы управления БВС. Теория: Теоретические основы полета. Актуальное законодательство и правила полета. Полетные зоны и контроль за полетами. Полетные режимы, их назначение и функции. Инженерно-штурманский расчет. Составление полетного плана. 1.4 Подготовка к полету и управление в полете на БВС. 7 Теория: Обзор предполетной подготовки, калибровки, чек-листа. Экстремальные режимы полета – вихревое кольцо при активном спуске. Правила и приемы полетов на большой высоте и при сильном ветре. Правила выполнения полетов в тяжелых погодных условиях и при отрицательных температурах. Полеты вблизи препятствий или на малой высоте, нежелательные места для полета, запретные и небезопасные зоны. Принцип работы и функционирования режима возврата домой. Безопасные полеты с неисправной батареей. Модуль №2«Применение БВС в чрезвычайных ситуациях». 2.1 Общие принципы использования БВС в чрезвычайных ситуациях. Теория: Понятие АСР и ПСР. Обще принципы применения БВС при проведении спасательных работ. Применение БВС при проведении АСР. Применение БВС при проведении ПСР. 2.2 Практическое занятие: применение ПЛА при АСР (мониторинг). Теория: Общие принципы применения ПЛА при АСР. Тактика применения ПЛА при АСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ. Практика: Визуальный мониторинг промышленного объекта при помощи БЛА. Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок. 2.3 Практическое занятие: применение ПЛА при ПСР. Теория: Общие принципы применения ПЛА при ПСР. Тактика применения ПЛА при ПСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ. Практика: Визуальный мониторинг лесного участка при помощи БЛА. Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок. 2.4 Практическое занятие: мониторинг природных объектов. Теория: Общие принципы мониторинга природного объекта с помощью БЛА. Цели и задачи мониторинга природного объекта. Тактика мониторинга природного объекта с помощью БЛА. Разбор реальных случаев применения БЛА при мониторинге природного объекта. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ. Практика: Визуальный мониторинг акватории водного объекта при помощи БЛА. Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок. Модуль № 3 «Выживание в чрезвычайных ситуациях». 3.1 Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Теория: Виды экстремальных ситуаций:смена климатографических условий;резкое изменение природных условий;заболевание или повреждение организма человека, требующие экстренной медицинской помощи;вынужденное автономное существование. 3.2 Психологические основы выживания в природных условиях. Теория:Управление собой, своими мыслями и чувствами, своим ощущением и вниманием. 3.3 Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Теория: Узнать правила поведения в походе, распределение обязанностей на каждого участника похода, сбор рюкзака в поход, что собой взять. 3.4 Надежные одежда и обувь– важные условия безопасности. Теория: Подбор обуви для похода, уход за обувью.Подбор одежды для похода, уход за одеждой. 3.5 Действия при потере ориентировки. Теория: Определение места нахождения и направления движения в нужное место. Определение расстояния до источника звука. 3.6 Способы ориентирования и определение направления движения. 8 Теория:Ориентирование при помощи компаса, звезд, определение направления на север с помощью часов и местных признаков. Практика: Ориентирование при помощи компаса, звезд, определение направления на север с помощью часов и местных признаков. 3.7 Сооружение временного жилища, установка палатки. Теория: Виды временного жилища, палаток, правила установки палатки и временного жилища. Практика: Отработка практических действий по установке палатки и временного жилища. 3.8 Добывание и использование огня. Теория: История добывания огня, правила разведения костра, способы розжига костра, виды и типы костров, сохранение огня. Практика: Отработка практических действий по разведению костра. 3.9 Поиск и приготовление пищи. Теория: Обеспечение питанием и водой, приготовление пищи в природных условиях. 3.10 Сигналы бедствия. Теория: Изучение специальных знаков международной кодовой таблицы сигналов. Практика: Изготовление сигналов бедствия в природных условиях. 3.11 Состав аптечки. Теория: Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара группы. 3.12 Средства оказания первой помощи. Теория: Изучение перевязочных, кровоостанавливающих материалов, а также дляпроведения иммобилизации – специальные шины. Практика: Отработка практических действий по оказанию первой помощи. 3.13 Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. Теория: Беседа про самых опасных животных, правила поведения при встрече с опасными животными. Практика: Отработка практических действий при укусах. 3.14 Первая помощь при ожогах. Теория: Виды ожогов, тип получения ожога. Практика: Отработка практических действий оказания первой помощи при ожогах. 3.15 Тепловой и солнечный удар. Теория: Причины и признаки получения теплового и солнечного удара. Практика: Отработка практических действий при тепловом и солнечном ударе. 3.16 Обморожение и общее переохлаждение организма. Теория: Степени обморожения и их признаки. Практика: Отработка практический действий по оказанию первой помощи при общем охлаждении и обморожении. 3.17 Закрытые травмы. Теория: Виды травм, факторы внешней среды, которые могут привести к травмам. Практика: Отработка практических действий по оказанию первой помощи при получении травмы. 3.18 Способы переноски пострадавших. Теория: Способы переноски пострадавших. Практика: Отработка практических действий при переноске пострадавшего. Модуль № 4 «Физическая подготовка». 4.1 Как сохранить и укрепить здоровье. Теория: Укреплениездоровьялетом: закаливание, обливание, окунание с постепенным понижением температуры. 9 4.2 Бег коротким, средним и длинным шагом. Практика: Техника бега коротким, средним и длинным шагом, техника отталкивания и приземления. 4.3 Бег из разных исходных положений. Практика: Бег из различных исходных положений, правильная осанка при беге. 4.4 Виды стартов (стартовых положений). Практика: Отработка высокого и низкого старта из различных положений. 4.5 Челночный бег 3х10 м. Практика: Отработка техники выполнения. 4.6 Прыжки по разметкам, многоскоки. Практика: Примерные упражнения для овладения техникой прыжков-многоскоков. 4.7 Прыжки в длину с места. Практика:Проверка уровня прыгучести, а также тестирование силы ног.Сдача зачета. 4.8 Преодоление полосы с препятствиями. Практика: Проведение соревнований. 4.9 Подвижные игры. Практика: Подвижные игры с элементами легкой атлетики. Модуль № 5 «Строевая подготовка». 5.1 Краткие сведения о службе в армии. Теория: Понятие о воинской обязанности граждан.Воинская обязанность и воинский учет,основные определения. 5.2 Общее положение. Теория: Общие положения Строевого устава ВС РФ.Строи отделения и взвода, обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной форме одежды. 5.3 Строевые приемы и движения без оружия. Теория: Строевые приемы и движения без оружия Строевого устава ВС РФ. Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной форме одежды. 5.4 Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Теория: Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращения в строй Строевого устава ВС РФ. Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной форме одежды. 5.5 Подход к начальнику и отход от него. Теория: Строевые приемы Строевого устава ВС РФ. Практика: Техника выполнения строевых приемов, уважение к строю и военной форме одежды. 1.4 Планируемые результаты Предметные результаты: формирование представления об основных изучаемых понятиях: устройство, классификация и принципы управления БВС; приобретение обучающимися знаний основных принципов эксплуатации и управления БВС; знание основных этапов подготовки к полету и управление в полете БВС, и их применение на практике; освоение знания применения БВС в чрезвычайных ситуациях; 10 развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе усвоения материала; самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий; согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с другими участниками; умение работать в команде; аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к обучению; проявление познавательных интересов и творческой активности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; планирование образовательной и профессиональной карьеры. 11 2 Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога. Оборудование: напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой для крепления проекторов к стойке; МФУ формата А4; выход в информационно-телекоммуникационную сеть«Интернет»; компьютеры и ноутбуки на каждого обучающегося и педагога; квадрокоптеры. Расходные материалы: whiteboard-маркеры; бумага писчая; шариковые ручки. Кадровое обеспечение: Теоретические и практические занятия модулей реализуются педагогическим работником, педагогом дополнительного образования Лебедкиным Алексеем Сергеевичем, образование среднее специальное, без категории, стаж работы 2 года, личные качества: ответственный, стрессоустойчивый, вежливый, порядочный. Методические материалы: Методические пособия, разработанные педагогом с учетом конкретных задач, варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии, учебная и техническая литература. Используются педагогические технологии индивидуализации обучения и коллективной деятельности. 2.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение всего учебного года. Мониторинг проводится по предметным, метапредметным и личностным результатам трижды: вначале программы, по окончанию второго модуля и по завершению программы. Критерии мониторинга – это планируемые результаты программы. Таким образом, проводится 3 вида контроля: - входной контроль (перед началом освоения программы); - периодический контроль (по завершению второго модуля); - итоговый контроль (по завершению программы). Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня является еще одной формой контроля освоенных знаний и компетенций. 12 3Список литературы Литература для педагога: 1. Jesse, Russell. Беспилотный летательный аппарат. – М.: VSD, 2012. 2. Sonja, Poulton. Летательные аппараты. – М.: Балтийская книжная компания, 2014. 3. TechnologyofAirplaneandHelicopterManufacturing: FundamentalsofAircraftManufacturing. / Технологияпроизводствасамолетовивертолетов. Основы технологии производства летательных аппаратов. / В. Сикульский и др. – М.: Харьковский авиационный институт, 2014. 4. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2014. 5. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2016. 6. Бауэрс П. Летательные аппараты нетрадиционных схем.– М.: Мир, 2016. 7. Бортовые интеллектуальные системы. Часть 3. Системы корабельной посадки летательных аппаратов. – М.: Радиотехника, 2010. 8. Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. – М.: Попурри, 2012. 9. Володин В.В. Автоматизация проектирования летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2010. 10. НерсисянЛ.Беспилотные летательные аппараты: проблемы и перспективы. – Regnum, 2017. 11. Епифанов И.Н. Использование беспилотных летательных аппаратов (дронов) в логистике. – 2017. 12. ВеремеенкоК.К. Современные информационные технологии в задачах навигации и наведения беспилотных маневренных летательных аппаратов: моногр. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. 13. Ерохин Е. Современная классификация российских БПЛА [Электронный ресурс] / MISSILES.RU: 1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии. – Электрон. дан. – 2009. 14. Макаров Ю.В. Летательные аппараты МАИ. – М.: МАИ, 2015. 15. Матвеенко А.М. 101 выдающийся летательный аппарат мира. – М.: Московский авиационный институт (МАИ), 2016. 16. Московкин Л.Н. Коммутационная аппаратура летательных аппаратов. Технология изготовления и оборудование.– СПб: Питер, 2011. 17. Новоселов В.И. Делопроизводство в государственном аппарате. – С.: Изд-во Саратовского университета, 2016. 18. Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. – М.: Оборонгиз, Государственное научно-техническое издательство, 2012. 19. Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. – М.: ЕЕ Медиа, 2016. 20. Петров К.П. Аэродинамика элементов летательных аппаратов. – М.: ЕЕ Медиа, 2013. 21. Рассел Д. Боевая живучесть (летательных аппаратов). – М.: VSD, 2013. 22. Резников Г.Б. Антенны летательных аппаратов. – М.: Советское радио, 2011. 23. Сильвестров М.М. Автоматизация управления летательными аппаратами с учетом человеческого фактора. – М.: Машиностроение, 2013. 24. Сихарулидзе Ю.Г. Баллистика летательных аппаратов. – М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2010. 25. Сорокин В. Воздухоплавание. История летательных аппаратов на марках. – М.: ИЛБИ, 2012. 13 26. Эшли Х. Инженерные исследования летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2016. 27. Напольских М.Л. Ремесло спасателя. Поисково-спасательные работы в природной среде. – Архангельск, 2011. – 194 с. 28. Федеральный закон № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». 29. Строевойустав Вооруженных Сил Российской Федерации. Литература для учащихся: 1. БПЛА – беспилотные летательные аппараты ISBN 978-5-7677-1739-2 © Издательство Чувашского Университета, 2020 © Никишев В. К., 2020 2. Боев Н.М., Шаршавин П.В., Нигруца И.В. Построение систем связи беспилотных летательных аппаратов для передачи информации на большие расстояния. 3. Гребеников А.Г., Мялица А.К., Парфенюк В.В. и др. Общие виды и характеристики беспилотных летательных аппаратов. 4. Каримов А.Х. Возможности беспилотных авиационных систем следующего поколения. 5. Килби Т., Килби Б. Дроны с нуля. 6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. 7. «Хитрые ласки» (Г. Шалаева). 8. Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности / 9. Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары / 10. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей 11. Чуковский К. Мойдодыр / 12. Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка / 13. Михалков С. Весёлый турист / 14