Программа школьной службы примирения Доверие МБОУ СОШ №19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino(a)mail. ги

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
/fc a c v * /
Ряпосова Ю.В.
«
»
2022 г.

«СОШ № 19»
Насущный В.В.
2022 г.

Программа школьной службы примирения
«Доверие»
МБОУ «СОШ №19»

Составитель рабочей программы:
Смирнова О. С., педагог-психолог;
Колташева С. Н., социальный педагог

Лебедкино
2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Содержание
Наименование раздела ………………………………………………………………………………………………………………………… стр.
Актуальность программы ………………………………………………………………..………………………………………………………….3
Этапы и сроки реализации программы ……………………………………………………………………………………………………………..5
Механизм реализации программы ………………………………………………………………………………………………………………….8
План реализации программы ……………………………………………………………………………………………………………………..…9
Приложения …………………………………………………………………………………………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………………………………………………………………………………………….35

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Актуальность программы
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания лидерства (порой
неформального) и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни.
Стандартные «карательные» способы реагирования на конфликты (применение подростками для разрешения конфликтных ситуаций
физической силы, порицание со стороны взрослых, приводы к завучам, социальному педагогу школы и т.д.), которые обычно
практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
В соответствии с Указом Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а
также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации №
1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы примирения», нацеленные на
разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику
правонарушений детей и подростков,
улучшение
отношений в образовательном учреждении.
Также правовой основой создания и деятельности служб примирения является:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что
государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе
свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности;

Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009
году. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в школьных службах примирения в рамках
восстановительного подхода;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., который ориентирован на «становление личностных
характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): …как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»;

Статья №76 УК РФ указывает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть
освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред»,
2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
следовательно, примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на
усмотрение суда).
В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего общего образования к
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
«Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».
Школьная служба примирения (ШСП) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет
всех участников образовательного процесса, заинтересованных в сокращении числа правонарушений в школе и вне ее стен. Также
большим положительным моментом является альтернативный способ реагирования на противоправное поведение или правонарушений
несовершеннолетних. Очень важно, что результаты работы ШСП учитываются при вынесении административного решения по
правонарушению.
В нашей программе по созданию школьной службы примирения можно выделить три направления:
1. Создание школьной службы примирения далее ШСП с учетом нормативно-правовой базы.
2. Разработка способов и методов межведомственного взаимодействия ШСП с другими службами города (ТКДН и ЗП, ПДН ОМВД
по г.Артемовскому УСП № 2).
3. Разработка концепции ШСП как воспитательно-образовательной технологии с опорой на понятие «восстановительная культура
школы»
Школьная служба примирения МБОУ «СОШ №19» с. Лебедкино создана четыре года назад на основании Приказа №13(01-13) от
01.02.2018 года «О школьной службы примирения».
К конфликтным ситуациям с правонарушающими компонентами относят: конфликты в диадах «учитель-ученик», «ученик сверстники», «учитель-родители», «родитель-ученик», драки, кражи, вымогательство, хулиганство, вандализм и др.
Информирование родителей о работе ШСП осуществляется на родительских собраниях, при обращении по возникающим вопросам
в социально-психологическую службу школы. Информация о ШСП размещена на стенде и на сайте школы.
Учащиеся школы получают информацию о приемлемых способах разрешения конфликтных ситуаций с правонарушающими
компонентами на классных часах и при личном общении со специалистами школы.
3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Цель программы: Социализация обучающихся через технологии конструктивного общения позволяющие содействовать
разрешению ситуаций с правонарушающим компонентом.
Задачи программы:
1)
Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций с правонарушающим
компонентом;
2)
Предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
3)
Обучение участников образовательного процесса методам урегулирования конфликтов (волонтерское движение «Эйдос»);
4)
Создание банка данных диагностических методик для выявления эффективности работы ШСП.
Основной идеей программы содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и
криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Ожидаемый результат реализации программы:
1)
Снижение числа повторных конфликтов, правонарушений несовершеннолетних, родителей охваченных программами
восстановительного правосудия.
2)
Способствовать оптимизации психологического микроклимата среди всех участников образовательного процесса МБОУ
СОШ № 19.
3)
Предпрофильная подготовка волонтеров из числа старшеклассников по направлению психология, социология. Вовлечение
бывших участников конфликтов и правонарушителей и их жертв в научно-исследовательскую и волонтерскую деятельность в рамках
научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».
4)
Банк данных диагностических методик для выявления эффективности работы ШСП.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный:
- ознакомление с методической литературой о создании школьных служб примирения, проведении программ восстановительного
правосудия.
- подготовка к созданию школьной службы примирения
- формирование пакета документов, деятельности школьной службы примирения;
4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
- информирование родителей, педагогов, учащихся о работе школьной службы примирения чрез родительские собрания,
педагогические совещания, классные часы;
2. Основной:
- стабильная работа школьной службы примирения по профилактике правонарушений и урегулирования конфликтов с
элементами правонарушения;
- участие в заседаниях городского клуба медиаторов;
- отчет о проделанной работе;
- создание банка данных диагностических методик выявления эффективности ШСП.
3. Заключительный:
- банк данных учащихся – волонтеров;
- банк данных о правонарушениях и конфликтных ситуациях в школе;
- анализ деятельности школьной службы примирения за отчетный период.
- банк данных диагностических методик выявления эффективности ШСП.
Срок реализации программы – 2022-2027 годы
Место реализации программы – МБОУ « СОШ № 19»
Основные принципы программы:
Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к
участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой
программы.
Информированность сторон.
Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной
программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия в программе.
Нейтральность ведущего восстановительных программ.
Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если
ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить
медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны
должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.
5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Конфиденциальность в восстановительных программах.
Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и
предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать
согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный
сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации).
Ответственность сторон и ведущего.
Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной
программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ
восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может
рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Формы работы ШСП.
Восстановительные программы – формы организации восстановительного процесса, такие как: восстановительная медиация,
программа по заглаживанию вреда, круг сообщества, школьная восстановительная конференция, семейный совет (семейная конференция)
и другие.
Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации
которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия
для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при
необходимости - о заглаживании причиненного вреда).
Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими
конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их
волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению
проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его
выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.
Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) - программа, способствующая активизации ресурса семьи для
выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного
положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей
собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.
6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации)
конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или
улучшение отношений. В ходе программы реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в
соответствии со стандартами восстановительной медиации).
Механизм реализации программы.
Организация деятельности службы примирения.
Служба примирения находится в кабинетах дружественных детям – это кабинет социального педагога и психологов. Поддержка
и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами, общественными
организациями, КДН и ЗП, ювенальной службой, органами опеки, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору
на возмездной или безвозмездной основе.
Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации
о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими
специалистами образовательного учреждения результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
Алгоритм работы школьной службы примирения:
1)
Информация поступает от участников образовательного процесса.
2)
Медиатор анализирует ситуацию и принимает решение о возможности проведения медиации или нужна помощь
специалистов.
3)
Проведение процедуры медиации.
4)
Анализ проведенных программ и мониторинг деятельности. ( Приложение № 1 Алгоритм деятельности ШСП).
Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в
собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов и в повышении их квалификации.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном
учреждении.
Нами разработаны подпрограммы социально-психологической поддержки участников конфликтных ситуаций в зависимости от
поведенческих и личностных особенностей, которые могли повлиять на эскалацию конфликта ( Приложение №2 Подпрограммы).
Целевая группа проекта: - учащиеся 10-18 лет.
7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
План реализации программы
№
п/п

Содержание деятельности

1.1.

Планирование работы ШСП
на 2022 год
Изучение федеральных
нормативно-правовых
документов по Службе
примирения
Анализ работы Школьной
службы примирения за 2022
год

1.2.
1.3.

2.1.
2.2.

2.3.
2.4.
2.5.

Обновление состава
Школьной службы
примирения
Участие в работе МО
руководителей Школьных
служб примирения
Рабочие заседания актива
ШСП
Ведение регистрационного
журнала
Журнал регистрации

Предполагаемый
результат
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности
Сроки проведения

Январь
Постоянно

Утверждение Плана работы
Информированность по
«Восстановительным
технологиям»

Оформление аналитической
Декабрь
справки о работе за 2022
год
2. Организационно-методическая деятельность
Приказ "О школьной
Январь
службе примирения"
В течение года

В течение года
В течение года
В течение года

Обмен опытом по
организации деятельности
ШСП
Повышение качества
работы ШСП
Учёт случаев конфликтных
ситуаций
Регистрация

Ответственный

Руководитель ШСП

Руководитель ШСП

Руководитель ШСП

Директор Насущный В.В.

Руководитель ШСП

Руководитель, члены ШСП
Руководитель ШСП
Руководитель ШСП
8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
примирительных встреч
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Информирование участников
образовательных отношений
(учителей, обучающихся,
родителей) о задачах и работе
ШСП
Размещение информации о
деятельности Школьной
службы примирения на сайте
школы, на стендах школы
Создание буклетов о
деятельности Школьной
службы примирения
Обучающие занятия для
обучающихся – членов ШСП

4.1.

Работа с обращениями

4.2.

Сбор информации о ситуации,
с которой проводится
восстановительная процедура
Проведение программ
примирения.

4.3.

примирительных встреч
3. Просветительская деятельность
Февраль-март
Информированность
педагогов, обучающихся и
родителей о ШСП

Руководитель, члены ШСП

В течение года

Информация о деятельности
ШСП

Руководитель ШСП

Март

Буклеты о деятельности
ШСП

Руководитель, члены ШСП

Изучение
«Восстановительных
технологий»
4. Реализация восстановительных программ
В течение года
Полная информация о
ситуации
По мере необходимости
Информация для ШСП

Руководитель, члены ШСП

Февраль-март

В течение года

Защита законных интересов
участников
образовательных

Руководитель, члены ШСП
Руководитель, члены ШСП

Руководитель, члены ШСП

9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

4.4.

4.5.

5.1.

6.1.

Пополнение банка
методических материалов по
«Восстановительным
технологиям»
Индивидуальные
консультации родителей по
вопросам воспитания и
разрешения конфликтных
ситуаций

В течение года

В течение года

отношений
Создание банка
методических материалов
для педагогов
Гармоничные отношения с
ребёнком

5. Мониторинг реализации восстановительных программ
Ведение мониторинга
В течение года
Предоставление отчётности
реализации
по зафиксированным и
восстановительных программ
отработанным случаям
и предоставление отчётов
6. Межведомственное взаимодействие
Межведомственное
В течение года
Координирование действий
взаимодействие ШСП с ТКДН
по профилактике
и ЗП и специалистами ЦСПС
конфликтного и
иД
противоправного поведения
несовершеннолетних

Руководитель, члены ШСП

Руководитель ШСП

Руководитель ШСП

Руководитель, члены ШСП

10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Приложение 1
1.
2.
3.
4.

Алгоритм работы школьной службы примирения:
Информация поступает от участников образовательного процесса.
Медиатор анализирует ситуацию и принимает решение о возможности проведения медиации или нужна помощь специалистов.
Проведение процедуры медиации.
Анализ проведенных программ и мониторинг деятельности.

11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Приложение 2
Восстановительная программа «Круг сообщества»
как способ решения конфликтов и восстановления отношений.
Круг сообщества – одна из восстановительных программ, которая, в отличие от медиации, проводится тогда, когда в конфликте
участвуют более четырех человек или когда в коллективе/группе есть аутсайдеры/изгои.
Само название программы говорит о форме и участниках её проведения. Сообществом может быть любая группа людей,
объединенных общими интересами или видами деятельности, например, классный, родительский или педагогический коллективы; отряд в
летнем лагере или др.
Поскольку в ходе разговора по преодолению конфликта или сложной ситуации члены сообщества сидят в круге, данная
восстановительная программа называется «Кругом сообщества».
Следует учитывать, что не любой разговор в круге можно назвать Кругом сообщества. Важным отличием данной
восстановительной программы является её технологичность (наличие определенных принципов, этапов с заданной целью и правилами), а
также добровольное принятие на себя ответственности каждым членом Круга за выдвинутое им самим предложение по улучшению
ситуации. Важнейшей особенностью Кругов сообщества является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей,
что обеспечивает ихактивное участие в принятии решения и разделение ответственности за его выполнение
Круг – не новая форма решения проблем и выхода из конфликтов. Исторически эта форма существовала и существует у всех
народов (совет старейшин на поляне перед языческими идолами на Руси, совет старейшин у индейских племен и т.п.).
Можно вспомнить семейные советы, когда все члены семьи усаживаются вокруг стола и в ходе совместного обсуждения пытаются
решить сложившуюся в семье сложную ситуацию.
Можно вспомнить Круги, которые проводились в колониях А.С. Макаренко. Никто из провинившихся воспитанников не хотел
идти на Круг, страшась выслушать мнение о себе и своем проступке от своих товарищей, но всегда шел на него, так как дорожил их
мнением и уважением. Круги Макаренко помогали воспитанникам стать лучше, стать настоящими людьми и ответственными
гражданами.

12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Технология проведения Кругов сообщества, как способа решения конфликтов и восстановления отношений, описана в книге Кей
Пранис, Барри Стюарта, Марка Уэджа «Круги примирения: от преступления к сообществу». Не стоит начинать проведение Кругов
сообщества без специального обучения и не прочитав данную книгу.
В данной статье представлен некоторый опыт их проведения в средней общеобразовательной школе.
Чтобы понять, что даёт Круг сообщества подросткам, достаточно вспомнить особенности данного возраста и потребности
подростков.
Во-первых, в этот период своего взросления школьники ориентированы на мнение ровесников, а иногда и более взрослых
подростков. Большинство учителей и для многих – родители в этом возрасте не являются референтной группой. Во- вторых,
подростковый возраст – время социальных проб, и не всегда эти пробы имеют положительный результат. В-третьих, нужно помнить о
максимализме и упрямстве подростков. В-четвертых, следует учитывать особенности нашего времени: нарушение эмоциональных связей
в семье, занятость родителей и, как следствие, необходимость решать сложные проблемы подросткового возраста самими подростками, не
имеющими такого опыта, а часто и образца в семье или школе. И, наконец, налицо проблема дефицита общения между подростками,
замена его суррогатом общения через социальные сети. И все это на общем фоне роста конфликтов в мире, обществе, малом социуме.
Поэтому Круг сообщества – это арена для разговора, форма сплочения, возможность высказаться, услышать ровесников и быть
услышанным ими. Подобный потенциал Круги сообщества представляют и для взрослых – педагогов, родителей.
Основной принцип Круга – опора на ценности.
Опыт проведения Кругов в разных странах и в разных ситуациях показывает, что в независимости от времени, эпохи, ситуации
участники Кругов называют сходные ценности: любовь, уважение, доверие, ответственность и пр. Это универсальные ценности, ценности
морали и этики, не меняющиеся веками. Круг сообщества дает возможность подросткам услышать, что в век прагматизма эти ценности
живы, они заявляются вслух, им следуют, и именно они определяют нормы взаимоотношений между людьми и гарантируют решение
конфликтов. Подростки не привыкли озвучивать эти ценности, но, когда, сидя в Круге, они слышат их от других, они начинают
задумываться, называть свои ценности, переоценивать некоторые свои прежние ценности.
Одним из условий успешности Круга является личность ведущего. От того, какой тон задаст ведущий, какие слова он подберет,
зависит успех Круга. Если ведущий искренне называют первым универсальную человеческую ценность, значимую для него, и объясняет,
почему он её выбрал для себя, можно быть уверенным, что и подростки раскроют свою душу сверстникам и будут искренни.

13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

-

Опыт проведения Кругов в школе показал, что для разных Кругов, в зависимости от темы, ценности могут быть разными. Если же
Круги проводятся регулярно в одном сообществе, раунд ценностей можно пропустить, потому что участники Круга уже договорились и
имеют свод ценностей данного сообщества.
Круг сообщества, как восстановительная программа, имеет свои правила:
уважать символа слова;
говорить от всего сердца;
говорить с уважением;
слушать с уважением;
оставаться в Круге до его завершения;
соблюдать конфиденциальность;
ход можно пропустить, но лучше высказаться.
Символ слова может быть одним для всех Кругов сообщества, но мы бы порекомендовали иметь несколько символов слова, так как
темы Кругов могут быть разными. Участники Круга могут предложить символ слова или сами принести предмет, который, как они
считают, подойдет для определенного Круга. Символ слова – не просто предмет, который передается по кругу, чтобы обозначить
говорящего, защитить его от вмешательства других членов Круга (т.к. только имеющий символ слова может говорить в Кругу), успокоить
его через тактильный контакт. Это и символ темы Круга, и символ ценностей данного Круга. После проведения Круга он наполняется
энергией именного этого Круга, и при последующем использовании в том же сообществе может привнести элемент формальности,
вызвать прежние ассоциации, спровоцировать дискомфорт.
Нами уже усомнилась зависимость успеха Круга от личности ведущего. Им должен быть уважаемый школьниками человек,
человек открытый и искренний, готовый выслушать всех и обеспечить комфортность и безопасность для всех членов Круга, личность.
Обязанности ведущего Круга:
готовить Круг;
следить за соблюдением правил Круга;
обеспечивать безопасное пространство для диалога;
следить за регламентом;
обеспечивать диалог в Круге;
14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
В условиях школы ведущим часто бывает учитель или заместитель директора по воспитательной работе, назначенный
координатором Службы школьной медиации. Все начинающие медиаторы и ведущие опасаются смешения своих ролевых позиций.
Между тем, и школьники в ходе программы перестают быть только учениками. Круг дает возможность каждому увидеть другого с другой
стороны (таблица 1).
Таблица 1. Разница в позициях администратора, учителя-предметника,ведущего Круга сообщества
Позиция/должность
Заместитель
директора по
воспитательной
работе

Учитель

Ведущий круга
/медиатор

Цель

Нормативные
документы

Национальный воспитательный - ФГОС.
идеал
-Программа воспитания и
социализации.
-Нормативные документы в
сфере
воспитания.
Качество знаний
-ФГОС
(результаты).
-Программы
по предметам.
Обучение школьников
цивилизованно выходить их
конфликтов (в случае их
возникновения).
Восстановление отношений.

Стандарты восстановительной
медиации.
Правила проведения Кругов
сообщества (других
восстановительных программ).

Некоторые функции\качества
Организация воспитательного процесса.
Помощь и поддержка.

Организация учебно-воспитательного
процесса.
Требовательность к ученикам в целях
обеспечения качества предметных знаний.
Проведение восстановительных программ.
Следование ценностям восстановительного
подхода.
Эмпатия.
Искренность.

15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Кейс № 1.
Восстановительная программа «Круг сообщества».
Описание ситуации:
Если от классного руководителя поступит информация о том, что между учениками часто происходят конфликты, которые они не могут
решить самостоятельно, внутри класса.
Ход и результаты программы:
В таком случае состоится круг сообщества в данном классе. Круг сообщества проводится медиатором в присутствии классного
руководителя.
Участники собираются в кабинете, где стулья расставлены в форме круга, каждый садится на свой стул. Таким образом, обсуждение
происходило в кругу. Участникам медиатор озвучивает правила, которыми должны руководствоваться все участники круга сообщества.
В ходе обсуждения будут выявлены
1) ценности ребят в отношениях с одноклассниками (раунд 1)
2) Внутриклассные проблемы (раунд 2)
3) Принятие решений учениками, для устранения внутриклассных конфликтов (раунд 3), результаты записываются в таблицы.

№
ФИ
п/п
1
Ученик 1
Вывод:

Обязательсто

16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Восстановительная программа «Круг сообщества»
Родители учеников МБОУ СОШ №19
Описание ситуации:
Если от классного руководителя поступит информация о том, что ученики недобросовестно относятся к учебе: пропускают занятия без
уважительной причины, не выполняют домашнее задание, на уроках невнимательны. Родители уделяют недостаточное внимание учебной
деятельности детей, не контролируют выполнение домашних заданий, не поддерживают связь с классным руководителем.
Ход и результаты программы:
В таком случае состоится круг сообщества с родителями обучающихся данного класса. Круг сообщества проводится медиатором в
присутствии классного руководителя. В кругу сообщества участвуют родители учеников данного класса.
Участники собираются в кабинете, где стулья расставлены в форме круга, каждый садится на свой стул. Таким образом, обсуждение
происходит в кругу. Участникам медиатор озвучивает правила, которыми должны руководствоваться все участники круга сообщества.
В ходе обсуждения будут выявлены:
1) Качества характера, которые родители считают важными для достиженияуспеха в дальнейшей жизни (раунд 1)
2) Причины низкой успеваемости в классе (раунд 2)
3) Родители принимают решение взять на себя обязательства, зависящие от них, дляустранения проблемы (раунд 3)
№
п/п
1
Родитель 1

ФИ

Обязательсто

Вывод:

17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Программа «Школьная восстановительная конференция»
(Глава книги «Школьные службы примирения и восстановительная культура школы»)
Коновалов А.Ю.
Часто конфликтная ситуация в школах затрагивает большое число участников. В восстановительном подходе подобные конфликты
могут разрешаться на школьных конференциях, которые представляют собой «расширенный» вариант медиации (в нашей практике - до
60 человек).
Школьные восстановительные конференции могут помочь при урегулировании затяжных конфликтов между классами, между
учеником и классом, классом и учителем (учителями). Поводом для проведения школьной восстановительной конференции могут также
являться унижения или издевательства, а также угроза исключения ученика из учебного заведения в связи с систематическими срывами
занятий или прогулами.
Важную роль школьные восстановительные конференции могут сыграть для работы с ситуациями отвержения ребенка классом или
систематического насилия над ним группы (буллин га, травли).
Обидчики, как правило, ведут себя так, что по отдельности каждое их действие не выглядит насилием и может быть ими объяснено
неудачной шуткой или самозащитой в ответ на оскорбления. Но постоянство насилия и невозможность его избежать создают у
отвергаемого ребѐнка невыносимое психологическое состояние. Поэтому проведение предварительных встреч с обидчиками для
прояснения их позиции обязательно. Обидчики часто держатся «друг за друга» и им важно «сохранить лицо» перед своей группой, даже
если они признают неправоту своего поведения. Поэтому ведущий школьной восстановительной конференции избегает публичного
порицания и обвинения обидчиков, которое вынудит их оправдываться, хитрить и защищаться. Акцент делается на поиск выхода из
ситуации, на нормализацию отношений и неповторения подобного в будущем.
Отвергаемый – это тот, по отношению к кому обидчики проявляют агрессию, издевательства, бойкот, по отношению к которому
одноклассники воздвигли своего рода барьер, что приносит ребенку страдание.
Есть различные теории того, как возникает травля в школе, но пока ни одна не подтверждается на сто процентов. Не исключено,
что травля – это разностороннее явление, и каждая теория описывает свой аспект и верна в определенных рамках.
Некоторые исследователи ищут объяснение в особенностях характера школьников (как обидчика, так и жертвы). Проблема
усугубляется тем, что травля усиливает определенные негативные черты характера как в обидчиках, так и в жертвах. Проведение
школьной восстановительной конференции нацелено на прояснение всеми участниками того, что именно воспринимается ребятами как
18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
насилие или притеснение, как важно стремиться и научиться слышать тех, с кем не согласен, как быть более восприимчивым и
толерантным.
Другие исследователи считают, что дело в структуризации класса, разделении его на такие группы, как преследователи, жертвы,
группа поддержки преследователей, нейтральные и группа несогласных с происходящим в классе. Несогласным (но молчащим) не
нравится происходящее в классе, но они стараются не вмешиваться. На конференции можно попросить их рассказать, что они пытались
делать для решения проблемы и что готовы еще сделать, поддержать их шаги в этом направлении. Нейтральные – это те, кого эта
проблема не касается или кто сам в конфликте не участвует, но получает от него пользу (например, срыва контрольной из-за конфликта).
Просьба ведущего высказать свое мнение по поводу происходящего помогает им определиться, а другим участникам конференции это
позволяет услышать и прочувствовать всю глубину проблемы. Школьная восстановительная конференция помогает услышать тех, кто не
соглашается с травлей и привлечь сторонников в эту группу, усилить их ощущение правоты и сплоченности, (а возможно, и
сформировать группу поддержки «отверженного»). Также в результате школьной восстановительной конференции число ребят,
поддерживающих насилие, может снизиться. И, как говорят последователи этого взгляда на буллинг (травлю), если обидчику не перед
кем себя показать и его статус в среде одноклассников не поднимается, то он и не будет применять насилие.
Третьи исследователи считают, что большое значение имеет реакция учителей на школьную травлю. Исследования показывают,
что административно-карательное реагирование педагогов на факты травли не снижают ее, а иногда и увеличивают. Мало того,
некоторые педагоги поощряют травлю, подогревают ее против неугодных им учеников или используют в качестве средства управления
классом. В связи с этим можно провести школьную восстановительную конференцию, в которой участвуют и школьники, и педагоги, а
возможно, и администрация.
На мой взгляд, проблема может быть и в том, что новички, приходящие в класс, не обладают достаточной чувствительностью и
потому не всегда могут уловить суть сложившихся групповых норм. В результате, их действия (вроде бы каждое по отдельности
направленное на сближение), но принесенные из прошлого опыта, например, из их прошлой школы, приводят к плачевным
последствиям. Одноклассники начинают воспринимать такие действия как враждебные и активно им противодействовать. Не понимая
знаков недовольства, новичок (часто при поддержке родителей) болезненно реагирует в ответ на действия одноклассников, а класс
(считая, что и так уже все ясно и новичку давно пора бы все понять) усиливает давление. В итоге, конфликт накаляется. В этом случае
школьная восстановительная конференция помогает прояснить, что стоит за теми или иными действиями участников, каково значение
тех форм общения и «знаков», которые сложились в данной группе.
19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Если в конфликт втянут класс, то обычно действия одной его части направлены на усиление конфликта, другой - на снижение
эмоционального накала («здоровое ядро класса»), некоторые ребята держатся в стороне. Школьная конференция помогает увеличить
число тех, кто прикладывает усилия к успокоению, разрешению, нормализации отношений, а также поддержать их усилия по
разрешению конфликта.
Ведущий школьной восстановительной конференции старается вовлечь в конструктивное обсуждение и поиск решения проблемы
«здоровое ядро» класса, в которое входят школьники, не согласные с происходящим в классе и заинтересованные в изменении ситуации.
Ведущему в процессе конференции нужно дать слово всем (чтобы все мнения были услышаны) и двигаться к согласованию (а не
голосованию), то есть к консенсусу, а не к приоритету мнения большинства. В противном случае есть опасность, что конференция
воспроизведет обычный режим групповых взаимодействий, когда фактически снова подтвердятся «властные полномочия» лидеров.
Если в школьной восстановительной конференции участвовали родители и учителя, то они уже не смогут возразить по поводу
принятого соглашения, а, скорее всего, будут его поддерживать. Школьники серьезнее отнесутся к школьной восстановительной
конференции, если увидят заинтересованное участие педагогов и родителей.
Если в классе уже сложилась группировка, члены которой не вольны принимать решения в одиночку, а только при согласии
других, более авторитетных членов, имеет смысл проводить не школьную конференцию, а серию медиаций и челночных переговоров,
поскольку есть риск, что в большой группе подростки не будут искренними.
Школьная восстановительная конференция может проводиться и по случаям краж, драк, особенно если в конфликт уже втянуто
большинство учеников класса.
«Школьная восстановительная конференция - это процесс, который направлен на устранение вреда, нанесенного отношениям в
рамках школьного сообщества или в случае анти- общественного поведения. В конференции обычно принимают участие пострадавшие,
их родители и друзья, обидчики, ответственные за причинение вреда, и их сторонники. Для участия в конференции приглашаются
ключевые сотрудники школы, которые могут оказаться и в числе пострадавших. Цель конференции состоит в том, чтобы
установить, что вред был причинен, сделать явным его эмоциональные последствия и негативные воздействия, определить, что нужно
сделать для исправления ситуации и как подобного можно избежать в будущем. (…) всех приглашенных на конференцию спрашивают,
как они лично были затронуты случившимся».
На школьной конференции ведущему надо предотвратить ситуацию противостояния большинства класса и отверженных. Для этого
можно, например, предложить последним пригласить своих друзей, которые смогут оказать им поддержку, либо спросить, кто мог бы их
под- держать из взрослых: психолог, социальный педагог, уважаемый учитель, старший друг или подруга.
20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
«При подготовке к конференции ведущий просит учителей высказать свои личные взгляды, что может оказаться рискованным.
Некоторые учителя привыкли прятаться за свои профессиональные маски. Тем не менее педагоги почти неизбежно будут излагать
свои взгляды и сильные чувства по поводу ситуации. Их честный ответ в сочетании с искренней заботой о молодых людях может
оказаться ключевым моментом в ходе процесса. Привлечение учителей как людей с чувствами и потребностями, а не как
профессионалов с мнениями и суждениями, является одной из уникальных особенностей восстановительного процесса на любом уровне.












Задачи ведущего школьной восстановительной конференции
Организация конструктивной коммуникации между всеми участниками.
Оказание поддержки участникам в ситуациях, когда они испытывают негативные чувства (плачут, не отвечают на вопросы,
слышат в свой адрес критику и т.д.).
Возвращение к теме разговора, если он уходит в области, не относящиеся к теме восстановительной конференции.
Недопущение клеймения и обвинений участников в адрес друг друга.
Ориентирование участников восстановительной конференции на то, чтобы при разговоре они обращались не к ведущему (что
гораздо легче в подобной ситуации), а к тому человеку, которому предназначено высказывание, т.е. не «он(а)сказал(а)…», а «ты
сказал(а)…».
Поддержка инициатив, направленных на примирение конфликтующих сторон. Напри- мер, если школьники начинают
вырабатывать цивилизованные правила поведения в своем классе, следует поддержать эту инициативу и дать возможность
высказаться всем участникам. Наряду с этим важно выявить, что именно мешает взаимопониманию и позитивным совместным
действиям учеников и учителей.
Делегирование ответственности за решение «здоровому ядру класса» и активизация поддержки принятых договоренностей со
стороны авторитетных людей (уважаемых учителей, родителей, старшеклассников и пр.).
Втягивание «нейтральных» или «колеблющихся» учеников в «здоровое ядро класса».

У конференции есть и минусы. Во-первых, нужны большие (по сравнению с медиацией) временные затраты на подготовку,
сложнее согласовать удобное для всех время проведения конференции. Во-вторых, в случае группового конфликта могут сработать
известные в психологии групповые процессы, в результате которых участники будут высказывать не своѐ мнение, а выражать групповые
21

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
стереотипы. Никто не захочет идти на примирение, если от этого снизится его статус в глазах референтной группы. Если невозможно
вместе собрать всех участников группового конфликта или есть серьезный риск, что участники будут неискренними из-за давления
группы, можно вместо общей встречи провести серию медиаций между разными участниками. Не исключено, что по мере прояснения
ситуации и снижения накала эмоций появится реальная возможность провести общую встречу участников уже в конструктивной форме.
ПРОГРАММА «СЕМЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»
Программа «Семейная конференция» проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка. Это может быть
совершенное ребенком правонарушение, кражи внутри семьи, конфликтные внутрисемейные отношения, негативно сказывающиеся на
ребенке, угроза лишения родительских прав и др.
Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по ее выходу из проблемной
ситуации. Программа устроена таким образом, чтобы создать условия для выработки семьей такого плана. На семейную конференцию
приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие родственники.
Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты (психологи, ТКДН и ЗП, ПДН ОМВД по г.Артемовскому УСП № 2). в
составлении плана не участвуют. Специалисты могут высказать свою озабоченность сложившейся ситуацией и предложить
профессиональные услуги: рассказать, какую помощь они готовы оказать семье. Составленный семьей план и его реализация обсуждается
дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами
семьи для самих себя, значительно выше, чем, если бы план (реабилитационную программу) составляли другие люди (специалисты).
Семья имеет право на безоговорочное одобрение плана со стороны специалистов, если он безопасен и не противоречит закону.
Семейная конференция состоит из трех этапов:
•
Обмен информацией, где координатор приветствует и представляет всех участников, создает доброжелательную атмосферу,
говорит о проблемной ситуации, напоминает о правилах и этапах, рассказывает о возможностях специалистов (которые могут
выдвинуть минимальные требования к плану);
•
Частное время семьи, когда специалисты и координатор удаляются и семья составляет согласованный план выхода из
проблемной ситуации, а также отвечает на вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким
образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен. Для семьи важно обсудить это
самостоятельно, поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья; члены семьи могут в своем кругу
22

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
говорить свободнее, особенно о предметах и темах, которые они не хотели, выносить вовне; отвести обсуждению столько времени,
сколько необходимо;
•
Принятие плана. План выносится на обсуждение с участием специалистов и координатора, которые могут попросить прояснить
его пункты. План семьи принимается, если только не будет доказано, что он представляет угрозу безопасности детей или юридически
неправомерен, или не отвечает минимальным требованиям. Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность
реализации плана, и кто будет проводить эту оценку.
На примере семейных конференций видно принципиальное отличие восстановительного подхода в работе с трудной жизненной
ситуацией ребенка от реабилитационного.
Реабилитационный подход предполагает активность специалистов, которые работают с человеком, находящимся в трудной
жизненной ситуации. Они проводят диагностику ситуации клиента, на основе чего вырабатывают план по ее исправлению (программу
«социальной реабилитации» или «социального сопровождения») и затем предоставляют ребенку/семье услуги по обеспечению
выполнения этого плана. Разрабатывая программу реабилитации, специалисты берут на себя функцию определения мер, применение
которых, по их мнению, необходимо для клиента. Таким образом, специалист решает за клиента, что тому делать.
Фактически ответственность в решении проблемы клиента ложится на специалиста. Отсюда возникает понятие «немотивированного
клиента» - в итоге, специалисты начинают привлекать органы опеки и попечительства, Т КДН и ЗП для контроля за исполнением
клиентом реабилитационной
программы.
Восстановительный подход строится на осознании самим клиентом ситуации и, ее последствий и включении в эту работу
ближайшего социального окружения, которое становится активным субъектом в изменении ситуации. Работающий в восстановительном
подходе специалист помогает клиенту определить круг проблем и пути выхода из сложившейся ситуации. В процессе
восстановительной программы специалист оказывает помощь и поддержку в осуществлении намеченного ребенком и его семьей плана
выхода из проблемной ситуации. Иными словами, в восстановительной модели план исправления ситуации и программа изменения
вырабатываются самими ее участниками, а социальное сопровождение осуществляют их ближайшее окружение и значимые люди
(родственники, друзья семьи, переживающие за ребенка члены сообщества и т. д.). В этом случае важными задачами специалиста
являются сбор всех заинтересованных людей и организация между ними коммуникации, в ходе которой участники разделят между
собой ответственность по социальному сопровождению ребенка в рамках выработанного ими плана.
23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Восстановительный подход выдвигает такие требования к специалисту, как умение находить контакт, организовывать
коммуникацию, умение слушать, понимать и анализировать ситуацию вместе с людьми, передавать им ответственность за выработку
решения и его реализацию, удерживаться на безоценочной позиции и т. д.
Для успешного решения проблем желательно наличие значимых и уважаемых людей, готовых поддержать семью в сложной
ситуации. Сейчас многие молодые семьи живут отдельно от старшего поколения, что препятствует бабушкам и дедушкам (уже
имеющим опыт в воспитании детей) участвовать в воспитании внуков. Восстановительный подход может помочь сплочению семьи и
активизации ее потенциала для разрешения трудных жизненных ситуаций.

24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Приложение 3
Игра, направленная на снятие конфликтности
Основные задачи:
- переориентация поведения с помощью ролевых игр;
- формирование адекватных норм поведения; - снятие напряжения у детей;
- нравственное воспитание;
- регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка;
- обучение приемлемым способам выражения гнева;
- отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях;
- обучение приемам релаксации.
Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок».
Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера»,
«Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец» (Овчарова Р. В., 2003).
В названных этюдах и играх воспитатель может моделировать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с
детьми. Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям
литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в
группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на
две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на
чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана,
важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания,
научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского
коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыграть и
другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную игрушку, что
делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении
поможет ребенку с большим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.
25

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина
поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую - либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем
или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы:
«Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?»,
«Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил
именно так, а не иначе.
Игра «Ссора»
Цель:
учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;
дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.
Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в
поведении.
Ход игры
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель обращает внимание детей на
«волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек.
- Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной.
Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала - Только мишку подержала, Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
26

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Занятие для учащихся - участников Школьной службы примирения по формированию социальных навыков (составитель - Павлович Г. А.)
Занятие 1.
Конфликты и компромиссы.
Цель: Формирование у учащихся представлений о конфликтах, умение распознавать и прогнозировать конфликтную
ситуацию,способности идти на компромисс.
Задачи: Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; сформировать способность предвидеть приближение
конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения.
Методическое оснащение
Игра «Необитаемый остров»
Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и
животным миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи ждать не приходится. Игра начинается с
распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова?
Обращается внимание на распределение пищи: поровну или по трудовому вкладу.
Отдавать ли большую часть пищи сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили?
Что делать с человеком, который решил жить сам по себе и вдруг тяжело заболел?
Будут ли праздники, выходные?
27

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Разрабатывается нравственный кодекс из десяти правил: четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение
конфликтов. Предусматриваются санкции за нарушение правил. После игры проводится ее обсуждение, подчеркиваются положительные
стороны общения, удачные способы принятия коллективного решения, умение учитывать мнение остальных и отвечать за себя.
Ход занятия
Вводная часть.
Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях. Учащимся предлагается привести примеры наиболее типичных конфликтов
между подростками (2-3- высказывания).
Ведущий задает вопрос: «Можно ли прожить вообще без конфликтов?»
При обсуждении ответов внимание учащихся обращается на неизбежность конфликтов и возможность принятия конструктивного
решения.
Основная часть.
Формирование у учащихся представлений о признаках конфликтных ситуаций, о компромиссах. Обсуждаются ситуации, когда
разногласия переходят в конфликт, предлагается вспомнить, как себя ведут подростки при возникновении конфликтов. При обобщении
ответов обратить внимание, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные - зрители, союзники одной из сторон, третейские
судьи).
Разногласия переходят в конфликт, если стороны не проявляют гибкости:
конфликт разрешается мирно, если стороны готовы пойти на уступки.
Далее обсуждается, что такое компромисс.
Преимущества компромисса:
умение выслушать другую сторону и постараться ее понять:
умение пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности).
Учитель напоминает наиболее типичную конфликтную ситуацию из тex, что привели учащиеся в начале занятия, предлагает обсудить ее
и найти способы компромиссного решения (1-2 предложения). Делаемся вывод о том, что совместное принятие решения и
неукоснительное соблюдение договоренности - гарантия преодоления конфликта.
Учащимся предлагается игра «Необитаемый остров». Напоминаются правила принятия коллективного решения (см. занятие «Умение
принимать решение»). По завершении игры проходит обсуждение, что было самым трудным.
При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это - единственный путь избежать конфликта.
28

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Заключительная часть.
Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Обсуждается, как свести к минимуму последствия конфликтной ситуации, какие конфликты являются наиболее неприятными и как из
них выйти при помощи компромисса
. Осмысление полученного опыта.
Аукцион идей:
чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо...
Домашнее задание. Проанализировать любую конфликтую ситуацию, и подумать, можно ли было ее избежать при помощи компромисса.
Ведущему на заметку.
В основной части ведущий может сопровождать рассказ демонстрацией схем, рисунков, пиктограмм, иллюстрирующих конфликтные
ситуации.

29

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Приложение 4
Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко
0 – совсем неверно,
1 –чаще не верно,
2–чаще верно верно,
3 – всегда верно
1) Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
2) Шумные игры переношу с трудом
3) Яркие личности действуют на меня отрицательно
4) Безупречный человек – настораживает
5) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
6) Меня раздражают любители поговорить
7) Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу
8) Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям
9) Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня
10) Мне не симпатичны: Молодежь (прически, мода)
11) «Новые русские» (бескультурье, рвачество)
12) Представители некоторых национальностей
13) Тип мужчины (женщины)
14) Одноклассники с низким уровнем успеваемости
15) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
16) Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен
17) Раздражают те, кто в споре стоит на своем
18) Неприятны самоуверенные люди
19) Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте, в очереди
20) Имею привычку поучать окружающих
21) Невоспитанные люди возмущают меня
22) Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-нибудь
23) По привычке постоянно делаю кому-либо замечания
24) люблю командовать близкими
30

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
25) Меня раздражает: старики в час пик в магазинах и транспорте
26) Комната на двоих с незнакомым человеком
27) Несогласие других с моей правильной позицией
28) Когда мне возражают
29) Другие делают не так, как мне хочется
30) Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам
31) Меня часто упрекают в ворчливости
32) Долго помню обиды, которые мне нанесли те кого я ценю и уважаю
33) Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки
34) Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь
35) Я осуждаю людей, плачущих в чужую жилетку
36) Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях
37) Ухожу от разговора, если кто-то жалуется на отношения в семье
38) Без особого внимания выслушиваю исповеди друзей
39) Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных
40) Мне трудно, как правило, идти на уступки другим
41) Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
42) С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, одноклассникам
43) Не поддерживаю отношений со странными людьми
44) Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
45) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
Обработка результатов:
1-45 высокая степень толерантности
45-85 средняя степень толерантности
85-125 низкая степень толерантности
125-135 полное неприятие окружающих

31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Приложение 5
1. Общие положения
1.1. Школьная служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяют
педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики
восстановительной медиации в образовательном учреждении.
1.2. Служба примирения является альтернативной другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное
поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и доступное соглашение
конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
1.3. Служба примирения является приобретенным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую
очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путём переговоров и медиации,
образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта или меры воздействия.
1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей). В
работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с
образовательным учреждением, где создана школьная служба примирения (медиации).
1.5. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗд от 29.12.2012 года "Об
образовании в Российской Федерации", Федерального закона № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних"; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Распоряжения правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Концепции развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р; Распоряжения Правительства России от 06 июля 2018 года № 1375-р "Об утверждении
плана основных мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства"; Федеральных государственных образовательных
стандартов НОО, ООО, СОО; Письма Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по
организации служб школьной медиации"; письма Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317 "О направлении методических
рекомендаций"; Концепции развития сети служб медиации: Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации
Концепции развития сети служб медиации в целях реализации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей,
в том числе совершивших общественно опасное деяние, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в
32

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Российской Федерации, до 2025 года; Приказа Управления образования Артемовского городского округа 23.05.2017 г. № 152 "О
создании служб примирения (медиации) в Муниципальных общеобразовательных организациях Артемовского городского округа",
ФГОС ООО, ФГОС СОО и стандартами восстановительной медиации от 17.03.2009 года.
1.6. В основе работы школьной службы примирения (медиации) лежит профилактическая модель организации.
2. Цели и задачи школьной службы примирения
2.1. Целями школьной службы примирения являются:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов
(восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и
технологии восстановленной медиации;
- обучение обучающихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов
и осознания ответственности;
- организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное
поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
2.2.Задачами школьной службы примирения являются:
- воспитание будущего поколения, опирающегося на гуманистические ценности, ставящего человеческую жизнь, благополучие и
гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место;
- проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, школьных и т.д.) для участников конфликтов и
криминальных ситуаций;
- информирование
воспитанников и педагогов о принципах и ценностяхвосстановительной медиации.
3. Принципы деятельности школьной службы примирения
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
- принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие гимназистов в организации работы службы, так и
обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;
- принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ
сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с
участниками встречи и подписанный ими).
33

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
- принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта.
Нейтральность предполагает, что служба примирения
не выясняет вопрос о невиновности или невинности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1.В состав службы медиации могут входить обучающиеся 9-11 классов, представители родительской общественности и
педагогические работники, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, педагог психолог или иной педагогический работник, на
которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
4.3. Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных
программ (в модели восстановительной медиации).
5. Порядок работы школьной службы примирения
5.1.Школьная служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от
педагогов, обучающихся, администрации школы, членов школьной службы примирения, родителей.
5.2.Школьная служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом
конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на
участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или
преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель (куратор)
службы примирения.
5.5. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или
родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор школьной службы примирения принимает участие в проводимой
программе.
5.6.В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия
классного руководителя.
5.7.Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведенияпрограммы в каждом отдельном случае.
5.8.В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые
34

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.9.При необходимости школьная служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
5.10.Школьная служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в
примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств,
школьная служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и
пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
5.11.Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
6. Организация деятельности службы примирения
6.1.Школьной службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и
проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2.Должностные лица школы оказывают школьной службе примирения содействие в распространении информации о
деятельности службы среди педагогов и обучающихся.
6.3.Администрация школы содействует школьной службе примирения в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями.
6.4.Администрация стимулирует педагогов обращаться в школьную службу примирения или самим использовать
восстановительные практики.
6.5.В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных
участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после
получения информации о результатах работы школьной службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
6.6.В случаях если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация
школы может ходатайствовать о приобщениик материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве
материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные
действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.7 Школьная служба примирения может вносить на рассмотрение администрации школыпредложения по снижению
конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1.Настоящий устав вступает в силу с момента утверждения.
7.2.Изменения в устав вносятся руководителем Службы по предложению членов Службы.
35

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Список литературы
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под
общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
2. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник
статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113
3. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 – 2008. – с. 61 – 67.
4. Максудов Р. Восстановительная медиация.- М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 2011, с. 112
5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. – Тюмень: Изд – во предпринимателя Заякина
В. В., 2008. – 54 с.
6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально –педагогической деятельности. – Тюмень: Тюменский
издательский дом, 2006. – 29 с.
7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» -31с.
8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 415 с.
9. Назмутдинова Л.Х. Разрешение конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних учащихся с применением восстановительных
процедур (опыт работы Школьной службы примирения средней общеобразовательной школы № 4 города Урай. //Досудебное
сопровождение несовершеннолетних, совершивших противоправные действия. Применение методов и технологий восстановительного
правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста уголовной
ответственности.– Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир», 2015г.с.36 – 39
10. Чистякова С.А. Бесконфликтное общение: советы школьного психолога//Директор школы. Журнал для руководителей заведений и
органов образования. – 2010. - №10. – с.39-43.
11. Чистякова С.А. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания. //Директор школы. Журнал для руководителей заведений и
органов образования. – 2010. - №4. – с.51-54.
12. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия,
тренинговые занятия / авт. – сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014.
13. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
14. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005 – 336 с.
36

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.:8(34363)41197,e-mail: 19-lebedkino@mail.ru
Описание электронных ресурсов
Социальный проект “Школьная служба примирения “Согласие” – Режим доступа: http://conseducenter.ru/index.php/materialy2/348bohanova-kokoulina
Организация школьной службы примирения – Этапы выполнения программы примирения – Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750-organizacziya-shkolnoj-sluzhby-primireniya
Смысл школьных служб примирения (Школьная служба примирения – Что это такое?) – Режим доступа:http://www.8-926-145-87-01.ru
Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая
культура: науч.-метод. Журн. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014).

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».