Учебный план МБОУ "СОШ №19" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год

Myuuqunaaauoe 6rodcrcemuoe o6u4eo6pa3osamerbH oe yvpecrcd euue

ua 2023 - 2024 yue6nufi ro4
ocHoBHoro o6rqero o6pa:oeauun (9 xnacc)
o6yuarorqnxcfl, c yMcrBeHnofi orcra[ocrbro
(unrelleKry€rJrbHbrMr.r Hapyuennruz) ((Df OC yO)

c. Jle6e.qxuno

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Пояснительная записка
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19», реализующей адаптированную
образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработан на основе нормативно-правовых
документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012
года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, с изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 - "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26
(далее-СанПиН 2.4.2.3286-15);
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002
года, №29/2065-п;
Устав МБОУ «СОШ №19»;
Учебный план реализуется в 2023-2024 учебном году в 9 классе.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
сохраняет преемственность образовательных и коррекционно-развивающих областей.
В учебный план включены следующие предметы:
Чтение и развитие речи;
Письмо и развитие речи;
Математика;
Природоведение;
Биология;
География;
История;
Обществознание;
Музыка и пение;
Профессионально-трудовое обучение;
Физическая культура.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части (федеральный
компонент) и части, формируемой участниками образовательных отношений (школьный
компонент).
Обязательная часть учебного плана определяет состав общеобразовательных
областей, общеобразовательных предметов (курсов), которые должны быть реализованы
во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

реализующих АОП ОО, коррекционно-развивающего блока и определяет учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает
девятилетний срок обучения как оптимальный для получения ими общего образования и
профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и
реабилитации.
Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и
факультативные занятия, используются на занятия по логопедии, развитию речи, в
соответствии с индивидуальными потребностями каждого обучающегося.
На уроках чтения и развития речи продолжается формирование у обучающихся
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала, большое внимание уделяется развитию речи обучающихся и их
мышлению.
В процессе изучения письмо и развитие речи у обучающихся развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с
целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Общеобразовательная область
«Математика» представлена
элементарной
математикой и в ее структуре в 9 классах 1 час отводится на изучение элементов
геометрии. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью
обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства,
их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду.
Общеобразовательная область «Обществознание» включает в себя: «Историю
Отечества» и «Обществознание».
История рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие
изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств
гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социальнотрудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Весь исторический материал
представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой.
Преподавание обществознания носит характер морально-этической и политикоправовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях,
уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания,
сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих
знаний. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного
потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Общеобразовательная область «Природа» реализуется предметами: «География»,
«Биология».
Биология, является одним из общеобразовательных предметов, располагает
большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и
практическими возможностями. Преподавание естествознания направлено на коррекцию
недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и
неживой природой у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они
учатся
устанавливать
простейшие
причинно-следственные
отношения
и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи
человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего
развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей
страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть
природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Физическая культура формирует у обучающихся целостное представление о жизни,
способность включиться в производственный труд. На уроках физической культуры идет
систематическое воздействие на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота,
ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в
пространстве и во времени при различной интенсивности движений).
«Трудовая подготовка» представлена «Профессионально-трудовым обучением» и
«Трудовой практикой». «Профессионально-трудовое обучение» в части федерального
компонента учебного плана предполагает занятия по профилю «технический труд»,
«обслуживающий труд». Выбор профиля прежде всего обусловлен учетом
индивидуальных особенностей обучающихся, запросом (востребованностью) профиля на
рынке труда, а также в зависимости от возможностей школы.
Дети с нарушением интеллекта не изучают такие предметы как химия, физика,
иностранный язык. Во время преподавания этих предметов они посещают уроки
трудового обучения совместно с обучающимися того класса, который в это время
находится на уроке технологии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
представлена психокоррекционным курсом.
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
К коррекционным занятиям относится социально-бытовая ориентировка (СБО).
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую
подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них
знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях
современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия
должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки
в окружающем мире: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений
пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта,
медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения,
выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса.
Специальные задачи коррекции имеющихся у обучающихся нарушений
психофизического развития требуют организации специальных занятий блока
коррекционной подготовки.
Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
 Укрепление и охрана здоровья, физическое развитие детей и подростков;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

 Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального
поведения, коммуникативных умений;
 Включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
 Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального
общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о
микросоциальном окружении;
 Формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма,
знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
.По окончанию 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и
получают документ установленного образца об окончании школы.
Согласно
информационному
письму
Министерства
общего
и
профессионального образования Свердловской области от 18.08.2016 года №02-0181/7212 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» для обучения лиц с умственной отсталостью,
зачисленных в образовательные организации до 01 сентября 2016 года Минобрнауки
России рекомендует руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом
Минобразования России от 10 апреля 2002 года 329/2065-п «об утверждении учебных
планов специальных «коррекционных» образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не
противоречащей законодательству в сфере образования.
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Количество учебных
занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов (не включая
коррекционно-развивающую область и внеурочную деятельность). Продолжительность
урока – 40 минут. Обучение ведется по 5-дневной учебной неделе. Совокупная
аудиторная недельная нагрузка на обучающегося, согласно обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений учебного плана, не превышает
величину максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки для 5-дневной
учебной недели в соответствии СанПиН.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Учебный план
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(недельный) (9 класс)
Число
Общеобразовательные
Федеральный
Всего
учебных
области
компонент
часов в
неделю
Класс
9 класс
Учебные предметы
Родной язык и
литература
Математика
Природа
Обществознание
Физическая культура
Трудовая подготовка

Письмо и развитие
речи
Чтение и развитие
речи
Математика
Биология
География
История Отечества
Обществознание
Адаптивная физическая
культура
Профессиональнотрудовое обучение
Трудовая практика (в
днях)
Социально-бытовая
ориентировка (СБО)

Коррекционная
подготовка
Коррекционные курсы
Итого по федеральному компоненту

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Основы безопасности жизнедеятельности
Максимально допустимая нагрузка при 5дневной учебной недели
Коррекционно-развивающая область:
Логопедические занятия (включая коррекцию и
развитие познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия
Внеурочная деятельность

4

4

4

4

3
2
2
2
1
2

3
2
2
2
1
2

7

7

10
2

2

29

29

1

1

1
30

1
30

4
2

4
2

2
2

2
2

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами на
основании заключения ПМПК. Индивидуальные занятия проводятся как в первую, так и
во вторую половину дня. Их продолжительность 15-20 минут.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) по итогам учебного года. Годовая отметка выставляется на основе
четвертных отметок.
Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.
Основной формой аттестации обучающихся является обобщение данных текущего
контроля успеваемости за определенный учебный период (четверть). За четверть итоговая
отметка определяется на основании результатов текущего контроля успеваемости
обучающихся с обязательным учетом результатов письменных работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».