МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к АОПООУО (ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №48 от 09.06.2023 Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование, 1-4 классы с. Лебедкино 2023 Личностные результаты освоения учебного предмета 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты учебного предмета «Мир природы и человека» 1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать идавать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы; 2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживойприроды и умение их устанавливать; 3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторыхсоциальных объектов. Содержание учебного предмета Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь. Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) Неживая природа Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Живая природаРастения Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Грибы Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом . Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное поведение Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека 1 класс» № урока 1 Тема, раздел темы ТБ. Земля и Солнце Кол-во Характеристика деятельности часов обучающихся Неживая природа 1 Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта 2 Значение Солнца 1 3 Солнце и жизнь растений 1 4 День и ночь 1 5 Небо днем и ночью 1 6 Сутки 1 7 Занятие людей в течение суток 1 8 Режим дня 1 Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки» Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя Сезонные изменения в природе 9 10-11 12 Осень 1 Признаки осени 2 Занятия и одежда осенью 1 Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад) Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы) 13 Погода. Календарь природы 1 14 Зима 1 Признаки зимы 2 17 Занятия и одежда зимой 1 18 Погода. Календарь природы 1 19 Весна 1 Признаки весны 2 Занятия и одежда весной 1 15-16 20-21 22 Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад) Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) 23 Погода. Календарь природы 24 Лето 25-26 Признаки лета 27-28 Занятия и Одежда летом Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней 1 Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) 2 Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку 2 Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки» Живая природа Растения 1 29 Растения 1 30 Строение и сходство растений 1 31 Различия растений 1 32 Разнообразие цветов 1 Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава) Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень) Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста. Ответы на вопросы по прочитанному произведению 33 34-35 Семена Плоды растений Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) 2 Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста 1 Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям 1 Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря 1 Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков) 1 Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) Животные 1 36 Приспособление растений к сезонным изменениям 37 Уход за растениями 38 Приспособления растений к условиям жизни 39 Растения (обобщающий урок) 40 Животные 1 41 Строение и сходство животных 1 Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру) Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост) 42-43 Различие животных 44 Детеныши животных 45-46 Домашние животные 47 Дикие животные 48 Приспособление животных к различным условиям обитания 49 Приспособление животных к временам года 50 Животные (обобщающий урок) 51 Человек Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) 1 Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) 2 Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин 1 Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло) 1 Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк» 1 Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном 1 Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы Человек 1 Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом 2 Части тела человека 2 54 Гигиенические навыки 1 55 Лицо человека 1 56-57 Глаза 2 58-59 Уши 2 52-53 Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке» 60-61 Нос 2 62-63 Рот 2 64 Кожа 1 65 Осанка 1 66 Скелет и мышцы человека 1 Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки) Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами» Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц Тематическое планирование «Мир природы и человека» 2 класс № -п/п Тема урока 1 Количеств очасов Характеристика деятельностиобучающихся Сезонные изменения в природе.7ч ТБ. Смена времёнгода. Различать признаки времён года, объяснять 1 Долгота дня и ночи в причину сезонных изменений в природе. зимнее и летнее время. Правильно называть изученные объекты и 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Названия времён года. Осень. Экскурсия в природу. Осень рисунок по наблюдениям. Явления и состояния природы: похолодание, дождь. Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. 1 1 явления. 1 1 неживой 1 1 Неживая природа.9ч Вода. Простейшие свойства 1 Формировать первичныепредставления о воды. воде, её свойствах и значении длярастений, Первичные представления о 1 животных и человека. температуре, термометре. Вода горячая и холодная. 1 Практическаяработа «Наблюдение за изменением температуры воды». Значение воды для жизни 1 растений, животных и человека Вода в природе: дождь, снег, 1 лёд. Вода в природе: река, озеро 1 (пруд), болото Экскурсия на водоём 1 (болото). Состояние воды зимой. 1 Рисунок «Зима» по 1 наблюдениям на экскурсии. Сезонные изменения в природе. 6ч. Различать признаки времён года, Явления и состояния 1 неживой природы зимой. объяснять причину сезонных изменений в Наблюдение за погодой 1 природе. Правильно называть изученные зимой объекты и явления. Детские игры зимой. 1 Предупреждение травм и 1 несчастных случаев Правила поведения на 1 зимних дорогах. Наблюдение за зимующими 1 птицами подкормка: синица, сорока. Живая природа. Растения. 9 ч. Комнатные растения. 1 Различать 3-4 комнатных растения, их части, Названия и отличительные 1 осуществлять уход за комнатными признаки. растениями; Условия для жизни 1 Различать наиболеераспространённые растений. 26 27 28 29 30 31. 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. 1 Домашние животные. Дикие животные Сравнение домашних и диких животных: кошка – рысь, собака – волк. Необходимые условия для жизни домашних животных. Отношение человека к животным. Разнообразие пород кошек, их повадки. Разнообразие пород собак. Их повадки. Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. 1 1 1 Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека Правильное питание. Режим питания Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений. овощи и фрукты и 1 1 1 объяснять, где они растут, как используются человеком. Воспитыватьправильное отношение кприроде. 1 1 Животные. 10ч. Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; воспитывать правильноеотношение к животным. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Человек. 9 ч. Выполнять элементарные гигиенические правила;воспитывать бережное отношение к своему здоровью, знать правила безопасности. Значение овощей и фруктов дляправильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. 1 1 1 1 1 Сезонные изменения в природе. Весна. 5ч 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64-66 67-68 Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Явления природы весной экскурсия Появление перелётных птиц: скворцов, грачей. Наблюдение за птицами. Экскурсия 1 1 Неживая и живая природа весной Живая природа весной Правила поведения на дорогах. Отношение человека к растениям Отношение человека к растениям. Экскурсия. Правила поведения в лесу Правила поведения во время пожара Закрепление изученного Повторение Закрепление изученного 1 итого Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе. Правильно называть изученные объекты и явления. 1 1 1 Повторение 10 ч. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе. 1 Правильно называть изученные объекты и 1 явления. Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя. Детские 1 игры в природе, предупреждение травм, несчастныхслучаев 1 1 1 1 1 1 68 ч Поурочное планирование по предмету «Мир природы и человека» 3 класс № урок а Тема, раздел темы Количест вочасов ТБ. Сезонные изменения в природе. Погода Признаки осени. 1 3. Осень ранняя, золотая, поздняя. 1 4. Растения осенью. 1 5. Животные осенью. 1 1. 2. 1 Характеристика деятельности обучающихся Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста.Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка. Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей 6. Занятия людей осенью. 1 7. Зима. Признаки зимы. 1 8. Животные и растения зимой. 1 9. Занятия людей зимой. 1 10. Весна. Признаки весны. 1 11. Растения весной. 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов. Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.Чтение текста. Ответы на вопросы потексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том,как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациямо видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации.Зарисовка. Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Чтение текста, ответы на вопросы. 12. Животные весной. 1 13. Занятия людей весной. 1 14. Лето. Признаки лета. 1 15. Растения летом. 1 16. Животные летом. 1 17. Занятия людей летом. 1 18. Сезонные изменения в природе – обобщение. 1 19. Неживая природа. Солнце в разные времена года. 1 Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций,называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составлениерассказа по иллюстрациям о занятиях людей весной Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации.Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизниживотных летом Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа поиллюстрациям о видах деятельности людей в летний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом Смена времен года. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей(в том числе и по результатам наблюдений). Рассматривание схем, дифференциациясхем, определение частей суток, временгода по 20. Восход и закат солнца. 1 21. Календарь. 1 22. Воздух. Значение воздуха. 1 23. 1 Живая природа. Части растений. 24. Части растений. Корень 1 25. Части растений. Стебель. 1 26. Части растений. Листья. 1 27. Части растений. Цветы. 1 28. Растения сада. 1 29. Плоды, семена. 1 30. Грибы. Строение гриба. 1 31. Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. 1 схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы. Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна.Дидактическая игра «Что нужно для сна» Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций.Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас. Выработка правил поведения во время урагана. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние. Чтение стихотворения. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Зарисовка объекта природы в тетрадь Нахождение и называние объекта природы по описанию Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов. Сравнение внешнего вида Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. 32. Травянистые растения. 1 33. Ядовитые травы. 1 34. Ягоды. Ягоды нашего края. 35. Обобщение по теме «Растения» 1 36. Животные. Строение тела животных. 1 37. Дикие животные. 1 38. Домашние животные. 1 39. Звери. Строение тела зверей. 40. Лось, кабан, заяц. 1 41. Корова. 1 42. Свинья. 1 43. Кролики. 1 44. Домашняя свинья и дикий кабан. 45. Дикие животные нашего края. 46. Домашние животные нашего края. 47. Обобщение по теме «Звери» 48. Птицы. 1 1 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: ягоды. Зарисовка. Разучивание названий ягод. Сравнение внешнего вида Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение стихотворений Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответына вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок. Выработка правил ухода за домашними животными. Зарисовка объекта Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. 1 1 1 1 49. Строение тела птиц. 1 50. Перелетные птицы. 1 51. Зимующие птицы. 1 52. Хищные птицы. 1 53. Певчие птицы. 1 54. Обобщение по теме «Животные: дикие и домашние» 55. Человек. Дыхание человека. 1 1 Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двухиллюстраций Рассматривание картинок,называние объектов. Чтение текста,ответы на вопросы. Составлениерассказа (описательного, по схеме, поплану) Проведение опыта. Чтение текста, 56. Правила гигиены дыхания. 57. Заболевания органов дыхания. 58. Профилактика простудных заболеваний. 1 59. Кровь. Кровеносная система человека. 1 60. Сердце. 1 61. Пульс. 1 62. Окружающая среда и здоровье человека. 1 63. Питание человека. 1 64. Молочные и мясные продукты питания. 65. Продукты питания, их переработка, условия хранения и сроки использования. 66. Обобщение по теме «Человек» 67. Режим школьника летом. 1 68. Итоговый урок. 1 1 1 ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ иназывание объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания.Чтение стихотворений. Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временемгода Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказанияпомощи при порезах. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практическойработы. Отгадывание загадки. Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучиваниефраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов. 1 1 1 Тематическое планирование 4 класс № урока 1. Тема, раздел темы ТБ. Сезонные изменения вприроде Влияние Солнца на смену времен года Количество Характеристика деятельности часов обучающихся Рассматривание рисунка. Составление 1 рассказа по схеме. Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по 2. Признаки осени в лесу. 1 3. Контроль знаний 1 4. Сравнение растений сада, огорода, леса. Их сходство и различие. Животные осенью. Как меняется жизнь животных осенью. Сравнение и наблюдение. 1 6. Труд людей осенью. 1 7-8 Зима. Признаки зимы. Схема осени и зимы, сравнение. Анализ рассказа о зиме. 2 9. Растения зимой. 1 10. Животные зимой. 1 11. Труд людей зимой. 1 12. Весна. Сравнение схемы по солнцестоянию: зима весна. 1 13. Работа над рассказом «Весна». Обсуждение рассказа. 1 14. Растения весной. 1 15. Животные весной. 1 5. 1 рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах. Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об использовании овощей. Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов. Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о труде людей.Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по рисункам. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа напришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного использования садового инструмента. Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы. Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки. Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа. Нахождение объектов по заданию. Прослушиваниеи чтение текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника. Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам. Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов. Нахождение в текстеобъектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных 16. Труд людей весной. 1 17. Лето. Изучение схемы солнцестояния. Сравнение схем зима-весна-лето. 1 18. Растения летом. Сравнения картинок. Изменения растительного покрова на лугу: весна-лето. 1 19. Жизнь животных летом. 1 20. Составление плана по описанию одного из животных. 1 21. Труд людей летом. Работа с иллюстрациями Беседа, выводы. Работа над стихотворением «Летние забавы. Выразительное чтение. 1 Неживая природа. Почва. Состав почвы: песок. 1 22. 23. 1 Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о труде людей.Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по рисункам. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного использования садового инструмента. Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение весенних месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка растений. Работа состихотворным текстом. Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану.Составление рассказа о ферме. Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы потексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения в тетрадь Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту.Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов). Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста учебника,нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на рисунке. 24. Состав почвы: глина. 1 Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста учебника. Составление рассказа о песке с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование песка)Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки). Чтение текстаучебника. Составление рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование глины). Изготовление поделки. 25. Состав почвы: камни. 1 26. Способы обработки почвы: рыхление, полив. 1 Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном участке (перекапывание почвы) Рассматривание и отбор садового инструмента (натуральных объектов). Определение, чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в тетрадь. Зарисовка садового инструмента Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий Словарная работа (равнины,овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина, овраг) Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментовдля перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождениеответов на вопросы в тексте. 27. Формы поверхности Земли (рельеф). Словарная работа. 1 28. Равнины. 1 29. Холмы, овраги. 1 30. Горы. Опасные природные явления. 1 31. Живая природа. Растения. Огород. 1 32. Лес. Лиственные и хвойные деревья. 1 33. Сад. Плодовые деревья. Кустарники. 1 34. Растения культурные и дикорастущие: полевые, садовые. 1 35. Отличительные свойства деревьев и кустарников. 1 36. Уход за цветами. 1 37. 1 39. Сравнение культурных плодов с дикорастущими. Работа с иллюстрациями. Как появляются культурные растения? Выведение культурных семян. Беседа. Лекарственные растения. 40. Красная книга. 1 41. Парки. 1 38. Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники) Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево,сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас). Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструментав тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста Нахождение определения дикорастущих и культурных растений,ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа(культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы. 1 1 Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника.Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовкав тетради одного объекта. Запись названия. Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея, сквер).Описание парка (сквера). Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства 42. Растения поля. 1 43. 44. Полевые работы. 1 Строение полевых растений. Виды зерновых. Загадки. 1 45. Животные. Домашние животные. 1 46. Уход за домашними животными. 1 47. Птицы: перелётные, зимующие. Птицы – друзья сада. 1 48. Водоплавающие птицы. 1 49. Дикие птицы. Места обитания. 1 Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное времягода), беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Изготовление поделки из соломы Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном животном. Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная работа(скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании лошади, коровы человеком. Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Зарисовка домашнего животного Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Запись названий предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними животными по вопросам.Чтение текста. Ответы на вопросы потексту Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания. Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение ихназначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы). Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, 50. Домашние птицы. 1 51. Сходство и строение домашних и диких птиц. 1 52. Насекомые. Внешний вид, строение. 1 53. Пчёлы. Разведение и использование человеком пчёл. Работа с текстом. Беседа. 1 54. Насекомые – вредители. 1 55. Человек. Голова и мозг человека. 1 56. Профилактика травматизма головного мозга. 1 57. Режим дня. 1 58. Правильное чередование труда и отдыха. 1 59. Практическая работа. Составление распорядка дня. 1 селезень). Запись названий птицв тетрадь. Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Сравнение дикихи домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте учебник Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о насекомом поплану. Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках. Чтение текста учебника. Слушание рассказа о насекомых- вредителях. Рассматривание рисунка.Запись названий насекомых в тетрадь Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам Чтение текста учебника. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам правильногои неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь. Практическое разучивание физкультминутки для профилактики переутомления. Запись комплекса гимнастики в тетрадь. 60. Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 1 61. Забота человека о состоянии воды, воздуха и земли. 1 62. Заповедники, зоопарки. 1 63. Лесничество. 1 64. Безопасное поведение Правила поведения в быту, в школе 2 65. ПДД. Дорога. Пешеходный переход 66 Транспорт. Мы – пассажиры 1 Выявление причин загрязнения воздухапо рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения почвыпо рисункам. Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество) Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка. Рассматривание объектов, зарисовка. Определение правильного поведенияпо иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок». Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке. Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге.Рассматривание иллюстраций. Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. Прослушивание текста. Работа с опорными словами 67-68 Повторение по теме «Сравнение живой и неживой природы», «Сезонные изменения в природе». (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте.Практическая отработка правил поведения в транспорте и общественных местах (экскурсия)