Рабочая программа учебного предмета "История Отечества" 7-9 классы (ФГОС УО 2014)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"

Приложение к АОПООУО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№48 от 09.06.2023

Рабочая программа
учебного предмета «История Отечества»
(ФГОС УО 2014) основного общего образования
(7-9 классы)

Пояснительная записка
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено
изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала
на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к
жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой.
Составной частью курса «История России» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.
Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ Отечества»
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной
и региональной общности;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей
позиции и ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты изучения истории включают:

 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как
необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников,
раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории
своей страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и мира.
Содержание учебного предмета «История Отечества»
Раздел 1. Введение в историю (6 ч) История – наука о прошлом человечества. Понятие о счете времени: дата, месяц,
год, век. Историческая карта. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. С чего начинается Родина. Символы
государства. Понятие « символы государства». Государственные символы России: государственный

герб и гимн,

государственный флаг. Москва – столица нашей Родины. Населенные пункты нашей Родины. Моя родословная.
Родословная человека. Понятие « предки». Поколения предков, фамилия, имя, отчество – связь времен. Понятие «
генеалогическое древо». История происхождения фамилий, имен и отчеств на Руси. Семья, родственные отношения в
семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи обучающихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого
члена семьи. Дни рождения их. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Основные занятия членов семьи

обучающихся. Права и обязанности каждого члена семьи. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение в
историю».
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода (10 ч). Понятие « предки». Славяне- древние жители
российских просторов. Основные занятия древних славян. Быт и обычаи древних славян. Ремесла древних славян.
Языческие праздники. Верования,

мудрецы и

старцы

предсказатели ( волхвы, вещуны, кудесники). Языческие

праздники.( Коляда, Масляница, Ивана Купала, Осенины).

Славянские обереги. Славянские витязи- богатыри.

Объединение восточных славян под властью Рюрика. Личность Рюрика. Создание центра в Новгороде. Повторительнообобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода».
Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян (14 ч). .Создание древнерусского
государства. Первые князья. Княжеская дружина. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней
Руси. Древний Киев. Великий Новгород. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное
богатство Древней Руси. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Защита русской земли от набегов степняковкочевников. Богатырские заставы. Княжеские боярские подворья. Боярские хоромы. Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
Изба. Занятия простых людей. Правление Ярослава Мудрого. Личность Ярослава Мудрого. Летописи. Летописцы.
Славянская азбука – кириллица. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности. Киевский князь
Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Города, села, деревни. Повторительно-обобщающий урок
по теме: «Киевская Русь».
Раздел 4. Распад Киевской Руси (10 ч). Распад Киевской Руси. Русские земли и княжества в начале удельного
периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины
раздробленности. Образование самостоятельных государств. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост

числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Новгород
Великий, торговля и ремесла новгородской земли. Новгородское вече. Киевское, Владимиро-Суздальское княжества. Идея
единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Фольклор
(пословицы, поговорки, сказания). Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и
живопись. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Быт и нравы. Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Распад Киевской Руси».
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями (10 ч). Разорение и погибель русской земли. Монголо-татарское
нашествие. Героическая борьба русского народа против монголо - татар. Государство Золотая Орда. Русские земли под
властью Золотой Орды. Борьба против рыцарей – крестоносцев. Александр Невский и новгородская дружина. Невская
битва. Ледовое побоище. Героизм русских людей. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Борьба с иноземными
завоевателями».
Раздел 6. Начало объединения русских земель (12 ч). Москва – столица государства Российского. Московский
князь Иван Калита и его успехи. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и
всей России». Соборы Московского Кремля. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской
зависимости. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение битвы на Куликовом поле. Иван III. Освобождение
от иноземного ига. Укрепление Московского княжества. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Начало объединения русских земель».
Повторение изученного курса (2 ч).

Повторение по теме: «Образование русского государства» (3 ч).
Повторение. Единая Россия (конец XV — начало XVII в.)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III.
Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско».
Значение создания единого Российского государства.
Расширение государства Российского при Василии III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов.
Борьба России с Литвой.
Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система
государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная Рада и Боярская
дума. Новый сборник законов Российского государства - Судебник Ивана IV. Стрелецкое войско. Жизнь и быт
стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.
Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война - попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири.
Особые поселения вольных людей - казаков. Их жизнь, быт, традиции, система управления. Строительство сибирских
городов.
Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи,
традиции, уклад жизни.
Москва — столица Российского государства.
Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский

дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий
иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее затем
Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение
страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.
Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов — Михаил Федорович. Второй Романов —
Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового
гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.
Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных
мастерских и школ при храмах и монастырях.
Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввкум. Старообрядцы. Их жизнь и
быт.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы
Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.
Великие преобразования России в XVIII в.
Начало правления Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие
бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота
и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром
шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Гангутское сражение.

Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигац- ких», артиллерийских и инженерных школ.
Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского
дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.
Преобразования Петра I. Реформы государственного и территориального управления. Экономические преобразования
Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и
«русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра И, Анна Ивановны, Ивана
Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов - покровитель просвещения,
наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии
художеств.
Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими.
Развитие городов при Екатерине И. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия.
«Золотой век» российского дворянства — привилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству».
Дворянский быт.
Семилетняя война.
Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством
Емельяна Пугачёва.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым.

Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф.
Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.
Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература,
живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в. в родном городе,
крае.
История нашей страны в XIX веке
Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и
реформы государственного управления.
Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов —
главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклайде-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война
против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны:
Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях
Отечественной войны 1812 года.
Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ
в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами.
Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы
государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и
корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX века. Живопись, архитектура, литература. Великий русский

композитор — М.И. Глинка. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие науки и географические открытия в первой
половине XIX века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза - изобретение
братьев Е. и М. Черепановых. Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф.
Беллинсгаузена.
Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.
Правление Александра II. Отмена крепостного права. Крестьянские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного
права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяжных, указ о всеобщей воинской повинности.
Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная
реформа министра финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.
Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской
промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России.
Революционеры.
Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф.
Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История
государства Российского» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель
Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.
Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.

Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.
Краеведческая работа
Повторение за год
В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал в основном посвящен
сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза,
современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР.
Россия в начале XX в.
Правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование
промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные
движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие
революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы.
Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их
итоги.
Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России.
Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий.
Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение
народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное
правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за
власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты,
почта, телеграф, банк}!. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской

власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской
власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение
храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения
к захвату власти большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
Гражданская война и интервенция
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание
Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев.
Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая
крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского
правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство
населения, голод, разруха, страдания людей.
Переход Советской страны к нэпу
Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической
политики
Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская
буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и
его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.

Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение
всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.
Индустриализация, коллективизация и их результаты
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб,
Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских
хозяйств. Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А.
Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
Советская страна накануне суровых испытаний
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой
дисциплины. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о.
Хасан, р. Хал-хин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление
на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению
планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Великая Отечественная война Советского Союза
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской
крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов
на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне. Битва под Москвой и ее историческое значение.
Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Городагерои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и
героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией
немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция
Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в
войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад
науки в победу.
Отечественная история 1945—2000 гг.
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей
промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации
репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в
Москве.

Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Война в Афганистане. Гибель
российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения
и морального климата в стране.
Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической,
социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления
и реформы в экономике.
Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России
— Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы.
Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая
деятельность.
Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.
Краеведческий материал. Повторение за год
Учебно-тематическое (поурочное) планирование
(7 класс)
68 часов, 2 часа в неделю

№

Наименование

урока

разделов и тем

Всего часов

п/п
Введение

1ч

Раздел 1: Введение в историю

6ч

2

История как наука о прошлом

1ч

3

Исторические памятники

1ч

4

Наша Родина—Россия. Моя родословная

1ч

5

Счет лет в истории

1ч

6

Историческая карта

1ч

7

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение в историю»

1ч

Раздел 2: История нашей страны древнейшего периода

10ч

Восточные славяне—предки русских, украинцев, белорусов

1ч

1

8

9

Роды и племена восточных славян и их старейшины

1ч

10

Славянский посёлок

1ч

11

Основные занятия восточных славян. Ремёсла восточных славян.

1ч

12

Обычаи восточных славян

1ч

13

Верования восточных славян

1ч

14

Соседи восточных славян

1ч

15

Славянские воины и богатыри

1ч

16

Объединение восточных славян под властью Рюрика

1ч

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «История нашей страны древнейшего периода»

1ч

Раздел 3: Киевская Русь. Образование государства восточных славян

14ч

Образование государства восточных славян—Киевская Русь.

1ч

18

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга
19

Укрепление власти князя

1ч

20

Оборона Руси от врагов

1ч

21

Былины—источник знаний о Киевской Руси

1ч

22

Культура и искусство Киевской Руси

1ч

23

Княжеские и боярские подворья

1ч

24

Жизнь и быт людей в Киевской Руси

1ч

25

Правление Ярослава Мудрого

1ч

26

Образование и грамотность на Руси

1ч

27

Летописи и летописцы

1ч

28

Киевский князь Владимир Мономах

1ч

29

Рост и укрепление древнерусских городов

1ч

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь»

1ч

Раздел 4: Распад Киевской Руси

10ч

31

Причины распада Киевской Руси

1ч

32

Образование самостоятельных государств

1ч

33

Киевское княжество в ХІІ веке

1ч

34

Владимиро - Суздальское княжество

1ч

Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли

2ч

Новгородское вече

1ч

Русская культура в ХІІ-ХІІІ веках

2ч

Повторительно-обобщающий урок по теме «Распад Киевской Руси»

1ч

Раздел 5: Борьба с иноземными завоевателями

10ч

41

Монголо-татары

1ч

42

Нашествие монголо-татар на Русь

1ч

43

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

1ч

35-36
37
38-39
40

Русь под монголо-татарским игом

1ч

Рыцари-крестоносцы

2ч

47

Александр Невский и новгородская дружина

1ч

48

Невская битва

1ч

49

Ледовое побоище

1ч

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба с иноземными завоевателями»

1ч

Раздел 6: Начало объединения русских земель

12ч

51

Возвышение Москвы

1ч

52

Московский князь Иван Калита и его успехи

1ч

Возрождение сельского хозяйства на Руси

2ч

55

Московско—Владимирская Русь при Дмитрии Донском

1ч

56

Сергий Радонежский

1ч

44
45-46

53-54

Битва на Куликовом поле

2ч

59

Значение Куликовской битвы для русского народа

1ч

60

Иван ІІІ. Освобождение от иноземного ига

1ч

61

Укрепление Московского государства

1ч

62-63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Начало объединения русских земель»

2ч

64-65

Повторение изученного курса

2ч

66-68

Повторение по теме: «Образование русского государства»

3ч

57-58

В результате изучения истории курса истории по специальной коррекционной программе VIII вида обучающиеся 7
класса должны знать:
- определение понятия «история»;
- иметь представление о счете лет в истории;
- иметь представление о Родине;
- основные исторические понятия (общество, государство, закон, культура);

- традиции народов России;
- государственные символы России;
Уметь:
– отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
– по году определять век, место события в прошлом;
– узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы РФ и столицу;
– объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Учебно-тематическое (поурочное) планирование
(8 класс)
68 часов, 2 часа в неделю
№

Наименование

урока

разделов и тем

Всего часов

п/п
1

Введение
Единая Россия (конец XV-XVII век)

1ч
18 ч

2

Иван III Великий - глава единого государства Российского

1ч

3

Расширение государства Российского при Василии III

1ч

4

Русская православная

1ч

5

Первый русский царь Иван IV Грозный

1ч

6

Опричнина Ивана Грозного

1ч

7

Присоединение

1ч

8

Покорение Сибири

1ч

9

Быт простых и знатных людей

1ч

10

Москва - столица Российского государства

1ч

11

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»

1ч

12

Великий иконописец Андрей Рублев

1ч

13

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

1ч

к

церковь в Российском государстве

Российскому государству Поволжья

14

Правление Бориса Годунова

1ч

15

Смутное время

1ч

16

Семибоярщина.

17

Начало

18

Крепостные крестьяне

19

Крестьянская война

20

Раскол в Русской православной церкви

1ч

21

Освоение

1ч

22

Повторительно - обобщающий урок «Начало

Освобождение страны от иноземных захватчиков

правления

Сибири

династии Романовых

1ч
1ч
1ч

под

и

предводительством Степана Разина

Дальнего Востока.
правления

династии Романовых»

1ч

1ч

Великие преобразования России в XVIII веке

21ч

23

Начало правления Петра I

1ч

24

Начало

Северной

войны

и строительство Санкт-Петербурга

1ч

25

Полтавская битва

1ч

26

Победа русского флота. Окончание Северной войны

1ч

27

Петр I - первый российский император

1ч

28

Преобразования Петра I

1ч

29

Эпоха дворцовых переворотов

1ч

30

Российская

31

Основание

32

Повторительно-обобщающий урок

1ч

33

Правление Екатерины II

1ч

34

«Золотой век» дворянства

1ч

35

Положение крепостных крестьян

1ч

36

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

1ч

академия
в

Москве

наук

и деятельность великого Ломоносова

первого Российского

университета

и Академии художеств

1ч
1ч

37

Русско-турецкие

войны

38

Русско-турецкая война 1768-1791 гг.

1ч

39

Знаменитый полководец Александр Суворов

1ч

40

Русские изобретатели и умельцы

1ч

41

Развитие литературы и искусства в XVIII веке

1ч

42

Быт и нравы русских людей в XVIII веке

1ч

43

Повторительно

1ч

-

второй половины XVIII века

обобщающий урок «Великие преобразования России в

1ч

XVIII веке»
История нашей страны в XIX веке

23ч

44

Россия в начале XIX века

1ч

45

Начало Отечественной войны 1812 г.

1ч

46

Бородинская битва

1ч

47

Оставление Москвы

1ч

48

Народная война против

49

Отступление и гибель французской армии

1ч

50

Правление Александра I

1ч

51

Создание тайных обществ в России

1ч

52

Повторительно-обобщающий урок

1ч

53

Восстание декабристов

1ч

54

Император Николай I

1ч

55

«Золотой век» русской культуры

1ч

56

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин

1ч

57

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

1ч

58

Крымская война 1853-1856 годов

1ч

армии Наполеона

1ч

59

Отмена крепостного права

1ч

60

Реформы Александра II

1ч

61

Правление Александра III

1ч

62

Развитие

1ч

63

Появление революционных кружков в России

1ч

64

Итоговая контрольная работа

1ч

65

Наука

и

культура

во

второй половине XIX века

1ч

66

Наука

и

культура

во

второй половине XIX века

1ч

67

Жизнь и быт русских купцов и простых россиян в XIX веке

1ч

68

Жизнь и быт русских купцов и простых россиян в XIX веке

1ч

российской промышленности

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
•

когда началось и закончилось событие (по выбору);

•

как протекало конкретное событие;

•

великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:
•
•
•
•

пользоваться «Лентой времени»;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Учебно-тематическое (поурочное) планирование (9 класс)
68 часов, 2 часа в неделю
№

Наименование

урока

разделов и тем

Всего часов

п/п
Глава I. Россия в начале XX века

8ч

1

Введение в историю

1ч

2

Начало правления Николая II

1ч

3

Русско-японская война 1904-1905 годов

1ч

4

Первая русская революция

1ч

5

Появление первых политических партий в России

1ч

6

Реформы государственного управления

1ч

7

Реформы П. А. Столыпина

1ч

8

«Серебряный век» русской культуры

1ч

Глава II. Россия в 1917-1920 годах

11ч

Февральская революция и отречение царя от престола

2ч

11

Захват власти большевиками в Петрограде

1ч

12

Установление Советской власти

1ч

9-10

Начало Гражданской войны и интервенции

2ч

15

Борьба между красными и белыми

1ч

16

Крестьянская война против белых и красных

1ч

17

Экономическая политика советской власти

1ч

18

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны

1ч

19

Наш край в годы революции и Гражданской войны

1ч

Глава III. Советская Россия – СССР в 20-30-е годы XX века

10ч

20

Новая экономическая политика

1ч

21

Образование СССР

1ч

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И. В. Сталина

2ч

24

Индустриализация СССР

1ч

25

Коллективизация крестьянских хозяйств

1ч

13-14

22-23

26

Конституция 1936 года

1ч

27

Развитие науки и культуры в СССР

1ч

28

Жизнь и быт советских людей

1ч

29

Наш край в 20-30-е годы

30
31-32
33
34-35
36
37-38
39

Глава IV. СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

17ч

СССР накануне Второй мировой войны

1ч

Советский союз в начале Второй мировой войны

2ч

Начало Великой отечественной войны

1ч

Битва за Москву

2ч

«Все для фронта! Все для победы!»

1ч

Блокада Ленинграда

2ч

Сталинградская битва

1ч

40

Битва на Курской дуге

1ч

41

Борьба советских людей на оккупированной территории

1ч

42

Героизм тружеников тыла

1ч

43

Наш край в годы войны

1ч

44

Окончание Великой отечественной войны

1ч

45

Вступление СССР в войну с Японией

1ч

Глава V. Советский Союз в 1945-1991 годах

14ч

46

Возрождение Советской страны после войны

1ч

47

Внешняя политика СССР и борьба за власть

1ч

Реформы Н.С. Хрущева

1ч

50

Достижения в науке и технике

1ч

51

Освоение космоса

1ч

48-49

52

Хрущевская «оттепель»

1ч

53

Экономика и политика в эпоху «застоя»

1ч

54

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы

1ч

55

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя»

1ч

56

Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века

1ч

Реформы М.С. Горбачева

2ч

Распад СССР

1ч

Глава IV. Новая Россия в 1991-2003 годах (9 часов)

1ч

60-61

Экономические реформы Б. Н. Ельцина

2ч

62

Реформы государственности управления

1ч

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.

2ч

Продолжение реформ в России

1ч

57-58
59

63-64
65

66

Россия в современном мире.

1ч

67

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Новая Россия в 1991 – 2015 годах».

1ч

68

Наш район в современном мире.

1ч

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
В конце учебного курса обучающиеся будут знать:
 основные исторические события; революционные движения, гражданская война, становление Советской
власти; Великая Отечественная война;
 основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные
годы;
 исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
По итогам учебного года обучающиеся будут уметь:
 пользоваться исторической картой;
 устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
 давать оценку деятельности исторических личностей;
 выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
 оценивать ответ ученика, дополнять его пользуясь учебником и картой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».