Рабочая программа учебного предмета "Мир истории" 6 класс (ФГОС УО 2014)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"

Приложение к АОПООУО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№48 от 09.06.2023

Рабочая программа
учебного предмета «Мир истории»
(ФГОС УО 2014) основного общего образования
(6 класс)

Пояснительная записка
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
Личностными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
 осознание своей национальности;
 уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину;
 принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
 определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
 сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие
самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны
своей личности;
 умение устанавливать личностный смысл;
 понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя, ставить самостоятельно цели и
добиваться результатов;
 умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой
деятельности;
 уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
1-й уровень

 удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы,
их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;
 умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
 умение высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
 сформированность основных компонентов учебной деятельности:
- понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно и с помощью учителя;
- овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- овладение элементами оценки и самооценки;
- интерес к изучению истории.
2-й уровень
 усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания;
 использование части понятий в активной речи;
 умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда
предложенных вариантов (заданий);
 сформированность основных компонентов учебной деятельности:
- умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий;
- использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно исправить ошибки;
- усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
- адекватная реакция на оценку учебных действий.

Минимальный уровень
 знать исторические события на уровне их
понимания;
 использовать часть понятий в активной речи.

Достаточный уровень
 удовлетворительно знать основные понятия и
иметь представления по всем разделам
программы, использовать их в самостоятельной
речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
 участвовать в диалогах и беседах по основным
темам программы;
 высказать собственные суждения и личностное
отношение к изученным темам;
 проявлять интерес к изучению истории.

Содержание учебного предмета «Мир истории»
Раздел 1. Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена.
Значения имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера).
История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие
и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.
Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот
дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.
История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.

Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный
город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о
большой и малой родине.
Другие страны мира (обзор, с примерами).
Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.
Раздел III. Представление о времени в истории.
Понятия об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха, лента времени. Краткие
исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятия
(ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас – настоящее: завтра, через день, через месяц, через год
– будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого);
текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XX в.).
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке.
История - наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая
память России (3-4 примера).
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,
этнография, геральдика, нумизматика и др.
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (странные книги,
летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки: памятники строительства, зодчество,
архитектуры, устные источники (фольклор).
Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.
Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки,
религии.
Раздел V. История Древнего мира.

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания.
Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.
Древние люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование
занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места
обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменения климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение
лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Время и место появление человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развития орудия
труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых
орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине,
роде, племени.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.
Природные источник огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним
человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная. Изобретение электричества как новый этап в
жизни людей. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа,
газа, лесов. Роль энергетических ресурсов земли для жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по
воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель.
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.

Использование человеком воды для получения энергии. Использование воды при добычи полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятия о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия.
Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от
климатических условий. История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой
древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Уточнение представлений, обучающихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления.
История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие
представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в
разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания пищи: собирательство,
бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство),
скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой
обитания, национально-культурными традициями.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной
пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение
для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной
посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера).
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви.
Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды
древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития
земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы
народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в
разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Раздел VII. Человек и общество.
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение
традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых
земель, изменение представлений о мире (общие представления).
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм,
христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке:
астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества
для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского
алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).
Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. Племя.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия,
диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии
(доступно, на примерах).
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и
бедном государстве.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Учебно-тематическое (поурочное) планирование (6 класс)
68 часов, 2 часа в неделю
№
урока
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего часов

Введение в историю

1ч

Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.

6ч

2

История имени

1ч

3

Отчество и фамилия человека

1ч

1

4

Семья

1ч

5

Биография

1ч

6

Поколение людей

1ч

7

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Имя, отчество, семья, родословная, человек»

1ч

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия

11ч

8

О доме

1ч

9

Название городов и улиц

1ч

10

Родник «Двенадцать ключей»

1ч

11

Истоки

1ч

12

Наша родина - Россия

1ч

13

Наша родина - Россия

1ч

14

Как устроено государство

1ч

15

Герб, флаг, гимн России

1ч

16

Москва – столица России

1ч

17

Мы жители планеты Земля

1ч

18

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Отчий дом. Наша Родина Россия»

1ч

Раздел III. О том, что такое время и как его изучают

5ч

19

Что такое время

1ч

20

История календаря

1ч

21

Русский земледельческий календарь

1ч

22

Счет лет в истории. Историческое время

1ч

23

Повторительно-обобщающий урок по разделу «О том, что такое время и как его изучают»

1ч

Раздел IV. Что изучает наука история

6ч

24

Что такое история

1ч

25

Какие науки помогают истории

1ч

26

Как работают археологи

1ч

27

Исторические памятники

1ч

28

Историческая карта

1ч

29

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Что изучает наука история»

1ч

Раздел V. История Древнего мира

9ч

30

Земля и космос

1ч

31

От кого произошел человек

1ч

32

Человек умелый

1ч

33

Следующее поколение людей каменного века

1ч

34

Наступление ледников

1ч

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели

2ч

37

Новые занятия людей

1ч

38

Повторительно-обобщающий урок по разделу «История Древнего мира»

1ч

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле

15ч

39

Огонь в жизни древнего человека

1ч

40

Огонь, глина, гончар

1ч

41

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей

1ч

42

Вода, ее значение в жизни человека

1ч

43

Вода и земледелие

1ч

44

Вода как источник энергии

1ч

45

Какие дома строили древние люди

1ч

46

Как появилась мебель

1ч

35-36

47

Как появились каша и хлеб

1ч

48

История об обыкновенной картошке

1ч

49

О керамике, фарфоре и деревянной посуде

1ч

50

История появления одежды

1ч

51

Одежда и положение человека в обществе

1ч

52

Как люди украшали себя

1ч

53

Повторительно-обобщающий урок по разделу «История вещей. Занятия человека на Земле»

1ч

Раздел VII. Человек и общество

15ч

54

О далеких предках – славянах и родовом строе

1ч

55

Что такое город

1ч

56

Как люди понимали мир природы в древности

1ч

Современные религии, как они появились

2ч

57-58

59

Искусство и культура

1ч

60

Письмо

1ч

61

Первые книги

1ч

От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека

2ч

64

Что такое освободительная война

2ч

65

Подвиг ленинградцев

1ч

67

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек и общество»

1ч

68

Человечество стремится к миру

1ч

62-63

В результате освоения предмета «Мир истории» в 6 классе обучающиеся должны:
знать:
 историю своей семьи, своего имени, фамилии;
 государственное устройство РФ, герб, флаг и гимн РФ;
 исторические памятники;

 современные религии и как они появились;
 историю родного села, его достопримечательности.
уметь:
 объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины исторических событий и явлений рассматриваемого
периода;
 описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и нравы в обществе определенного
исторического периода;
 по датам определять век;
 пользоваться исторической картой;
 связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;
 составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам
разделов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».