МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к АОПООУО (ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №48 от 09.06.2023 Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» основного общего образования (ФГОС УО) Пояснительная записка Основная цель уроков «Основы социальной жизни» (далее – ОСЖ) - совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта. Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач: -формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни; - коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); - развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации. - воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; - элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., - строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; - творческого отношения к домашнему труду. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» Основными объектами проверки являются знания и умения: Личностные результаты 1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. 2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности. 3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. 4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки. 6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). Предметные результаты Минимальный уровень Умеют Знают Транспорт Оплачивать проезд, приобретать билеты Правила пользования автобусами и электричками пригородного сообщения Личная гигиена и здоровье Ухаживать за телом, руками и ногами. Выполнять Основные правила ухода за телом, руками и ногами. утреннюю гимнастику, принимать водные процедуры Основные способы закаливания, комплекс утренней гимнастики Одежда и обувь Выполнять повседневный уход за одеждой: чистку, Правила ручной и машинной стирки и приемы ручную и машинную стирку под контролем взрослых повседневного ухода за одеждой Питание Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения ягод, муки и круп, уметь готовить их для хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и Размораживать мясо при помощи микроволновки грибов, муки и круп Жилище Производить элементарный уход за комнатными Виды комнатных растений, элементарные способы ухода растениями, кухонной посудой и утварью, мебелью и за ними. Виды кухонной утвари и правила ухода за ней. бельем Предметы для сервировки стола. Кухонную мебель, название и назначение Семья Выполнять свои обязанности в семье Близких родственников, свои обязанности в семье Охрана здоровья Измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы Виды медицинской помощи, способы измерения и ссадины. температуры тела, способы обработки ран, порезов и ссадин. Средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Средства связи Отправлять письма различного вида Основные средства связи, виды почтовых отправлений и виды писем Достаточный уровень Транспорт Ориентироваться в расписании, оплачивать проезд, Основные средства пригородного сообщения, стоимость приобретать билеты проезда до ближайших населенных пунктов Личная гигиена и здоровье Ухаживать за телом, руками и ногами, подбирать Основные косметические средства для ухода за телом, косметические средства. Выбирать способы рукам и ногами и правила их использования. закаливания и выполнять их Основные способы закаливания, их выбор и правила выполнения Одежда и обувь Выбирать вид ухода за одеждой в зависимости от Значение опрятного вида человека, правила и приемы обозначения на этикетке и выполнять их ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке Питание Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения. ягод, муки и круп, уметь выбирать место для их Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и хранения. Производить глубокую заморозку мяса и грибов, муки и круп способы его размораживания Жилище Ухаживать за комнатными растениями, соблюдать Виды комнатных растений. Особенности ухода, правила правила гигиены и хранить кухонное белье, посуду и полива, подкормки, выбора горшков и кашпо для утварь. Подбирать предметы для сервировки стола в комнатных растений. зависимости от меню Правила гигиены и хранения кухонного белья, посуды, утвари и мебели. Кухонную и столовую посуду Семья Распределять обязанности в семье, помогать младшим Взаимоотношения между родственниками, распределение и выполнять свои обязанности обязанностей в семье Охрана здоровья Обрабатывать раны, порезы и ссадины, применять Виды доврачебной и врачебной помощи, способы профилактические средства для предупреждения измерения температуры тела, обработки ран, порезов и вирусных и простудных заболеваний ссадин. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Средства связи Составлять и отправлять письма различного вида Основные средства связи, их назначение и особенности использования. Виды почтовых отправлений, порядок составления и отправления писем различного вида Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. . КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» Содержание Транспорт Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание Личная гигиена и здоровье Гигиена тела. Уход за телом, кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Одежда и обувь Значение опрятного вида человека. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Питание Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц. Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки. Жилище Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная мебель: названия, назначение. Семья Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Охрана здоровья Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Средства связи Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета 5 класс Учащиеся должны знать: - Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; правила освещения помещения, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач. - Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью. - Виды посуды, правила и приемы ухода. - Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования ножом, электроплитой, микроволновой печью. - Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании, культуру поведения за столом во время приема пищи. - Виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната. - Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, основные знаки дорожного движения. - Основные виды торговых предприятий, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и порядок покупки товаров в них, а также значение срока годности продуктов питания, их хранение. Учащиеся должны уметь: - Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, мыть и причесывать волосы, выбирать прическу. - Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подбирать крем и чистить кожаную обувь, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению. - Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, мыть и чистить кухонные и столовые принадлежности и посуду. - Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым. Тактично вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу). - Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения. - Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, правильно хранить продукты питания и готовую пищу в домашних условиях. 6 класс Учащиеся должны знать: - Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены во время выполнения физических упражнений, походов, правила ухода за руками. - Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами. - Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье. - Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий. - Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него. - Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение пылесоса и уход за ним. - Основные транспортные средства, стоимость проезда на пригородном железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов. - Виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров. - Виды медицинской помощи и медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов. - Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем различного вида. - Виды детских учреждений и их назначение, адрес Дома культуры, какие кружки и секции в нем имеются. Учащиеся должны уметь: - Мыть руки, стричь ногти на руках и ногах; подбирать косметические средства для ухода за кожей рук. - Пришивать пуговицы. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия из хлопчатобумажных тканей. - Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий. - Варить кашу на воде, отваривать картофель и готовить пюре, заваривать чай, оформлять готовые блюда. - Производить сухую и влажную уборку помещения с использованием пылесоса, ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые химические средства. - Оплачивать проезд на всех видах транспорта, приобретать билет на железнодорожной станции на пригородные поезда. - Выбирать доброкачественные продукты питания в продовольственном магазине, обращаться к продавцу, кассиру. - Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке. - Записывать почтовые адреса с индексом на конвертах. 7 класс Учащиеся должны знать: - Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья. - Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды услуг и правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших школьников. - Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами. - Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и приема подарков. - Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за полом в зависимости от его покрытия, виды моющих средств. - Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. - Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки. - Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки незначительных порезов и наложение повязки. - Местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих специальностей. Учащиеся должны уметь: - Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду. - Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек. - Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки. - Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду. - Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать моющие средства. - Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону. - Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки. - Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны при микротравмах. 8 класс Учащиеся должны знать: - Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий. - Способы и последовательность приготовления изделий из теста, заморозки овощей и зелени. - Типы кожи и правила ухода за кожей лица. - Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка. - Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид. - Правила и периодичность уборки кухни, моющие средства. - Основные автобусные маршруты. - Правила пользования телефонным справочником, виды заказов междугороднего телефонного разговора. - Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: ожог, обморожение, тепловой и солнечный удар. - Основные статьи доходов и расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии. - Ассортимент товаров в различных специальных магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров. - Адрес муниципалитета, функции отделов муниципалитета. Учащиеся должны уметь: - Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и рубашек. - Готовить изделия из разных видов теста, заморозить зелень и овощи. - Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года. - Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки. - Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст. - Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. - Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда. - Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону. - Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, тепловом и солнечном ударе. -Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, планировать крупные покупки. 9 класс Учащиеся должны знать: - О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека. - Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен. - Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. - Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей. - Способы приготовления национальных и диетических блюд, правила сервировки праздничного стола. - Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок приобретения авиабилетов, правила регистрации билета и багажа, правила посадки и безопасного поведения в самолете. - Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах. - Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным). - Учреждения и отделы по трудоустройству. - Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу. - Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера. - Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий. - Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость. - Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Учащиеся должны уметь: - Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе. - Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. - Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами. - Сервировать праздничный стол, готовить национальные блюда и блюда диетического питания, составлять меню праздничного стола. - Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки. - Ориентироваться в расписании авиарейсов, определять маршрут и выбирать транспортные средства. - Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники. - Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода. - Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, учебу, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу. - Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку. Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 5 класс (34 часа), 1 час в неделю № урока п/п Наименование разделов и тем Всего часов Введение. Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ 1 Личная гигиена 5 2 Личная гигиена, ее значение для жизни и здоровья человека. Правила личной гигиены в течение дня 1 3 Предметы и средства личной гигиены 1 4 Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей 1 5 Уход за волосами 1 6 Гигиена зрения, правила бережного отношения к зрению. Практическая работа. Разучивание комплекса упражнений для разминки мышц глаз 1 Одежда и обувь 2 1 7 Виды одежды и головных уборов по назначению 1 8 Правила и способы повседневного ухода за одеждой 1 9 Виды обуви, их назначение 1 10 Повседневный уход за обувью 1 Культура поведения 3 11 Значение осанки для общего состояния здоровья 12 Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании 13 Культура поведения за столом Питание 8 14 Значение продуктов питания в жизни и деятельности человека 1 15 Режим питания школьника, его влияние на здоровье 1 16 Место приготовления пищи и его оборудование. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне 1 17 Кухонная и столовая посуда, приборы, приспособления - назначение 1 18 Правила и приемы ухода за кухонной и столовой посудой 1 19 Чайная посуда, приборы - назначение. Правила и приемы ухода за чайной посудой 1 20 Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Бутерброды, их виды и правила 1 21 Приготовления. Приготовление блюд из яиц 1 Семья 2 Семья. Родственные отношения в семье 2 Жилище 4 24-25 Виды жилых помещений в городе и селе (жилой дом, квартира, общежитие).Почтовый адрес 2 26 Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки 1 27 Правила вытирания пыли, подметания и мытья полов 1 Транспорт 3 22-23 28 Виды транспортных средств 29 Правила поведения в пассажирском транспорте и на улице 30 Правила и знаки дорожного движения Торговля 3 31 Виды торговых предприятий 32 Продуктовые магазины, их отделы 33 Сюжетно-ролевые игры «Я - покупатель», «В магазине» Медицинская помощь 34 1 Правила безопасного поведения во время летних каникул. Безопасность на водоемах Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 6 класс (34 часа), 1 час в неделю № урока п/п Наименование разделов и тем Всего часов Введение. Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ 1 Личная гигиена 3 2 Значение закаливания организма для здоровья человека 1 3 Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур 1 4 Правила и приемы ухода за кожей рук. Правила и приемы ухода за ногами 1 Одежда 3 5 Значение опрятного вида человека 1 6 Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей 1 7 Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом 1 Семья 1 1 Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. Права и обязанности каждого члена семьи 1 Культура поведения 3 9 Правила поведения в театре, кинотеатре 1 10 Правила поведения в музее, библиотеке 1 11 Правила поведения в школе во время занятий и на перемене 1 Питание 5 8 12 Правила безопасной работы на кухне 1 13 Хранение продуктов питания и готовой пищи ( в холодильнике и без него) 1 14 Блюда из круп 1 15 Картофель. Приготовление блюд из картофеля 1 16 Чай. История чаепития в России 1 Жилище 4 17 Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению 1 18 Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии 1 19 Повседневная сухая и влажная уборка помещения 1 20 Пылесос. Использование в уборке пылесоса 1 Транспорт 2 21 Пригородные поезда 1 22 Расписание, направления, зоны. Способы приобретения билетов. 1 Торговля 3 Специализированные продовольственные магазины 1 Виды товаров, отделы 2 Медицинская помощь 3 Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи 1 23 24-25 26 27 Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др 1 28 Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация 1 Средства связи 3 29 Почта. Виды почтовых отправлений 1 30 Виды писем. Порядок отправления письма различного вида 1 31 Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы 1 Учреждения и организации 3 32 Дошкольные учреждения, их назначение 1 33 Школьные учреждения, их назначение 1 34 Дом культуры, его назначение для жителей 1 Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 7 класс (68 часов), 2 часа в неделю № урока п/п Наименование разделов и тем Всего часов Введение. Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ 1 Личная гигиена 6 Особенности личной гигиены в жизни подростка 1 3-4 Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела 1 5-6 Особенности ухода за кожей лица, волосами 1 Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные 1 Одежда и обувь 8 Значение продления срока служения одежды 1 Виды штопок, наложение заплат 3 Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей 1 1 2 7 8 9-11 12 13-14 Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды 2 15 Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной 1 Семья 6 16-17 Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание 2 18-19 Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – обувание, причесывание 2 20-21 Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников 2 Питание 10 22-23 Виды питания. Пищевая ценность продуктов 2 24-25 Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление 2 26-27 Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи 2 28-29 Правила безопасной электроприборами 2 30-31 Этикет. Сервировка стола к обеду работы с режущими инструментами, приспособлениями, 2 Культура поведения 32-33 Правила приема приглашения в гости и формы отказа 6 2 34-35 Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки 2 36-37 Правила вручения подарка 2 Жилище 4 38 Регулярная и сезонная уборка жилого помещения 1 39 Подготовка квартиры и дома к весне, лету 1 Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом 2 Транспорт 6 42 Междугородний железнодорожный транспорт 1 43 Вокзалы. Их назначение и основные службы 1 Справочная служба вокзалов. Расписание поездов 2 40-41 44-45 Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов 2 Средства связи 6 48-49 Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления 2 50-51 Упаковка. Стоимость пересылки 2 52-53 Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления 2 Медицинская помощь 6 54-55 Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах 2 56-57 Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки 2 58-59 Лекарственные растения в домашней аптечке 2 Учреждения и организации 4 60-61 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села 2 62-63 Культура поведения в общественных местах 2 46-47 Торговля 4 64 Универмаги и универсамы, их назначение 1 65 Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров 1 Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи) 2 Подведение итогов за год 1 66-67 68 Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 8 класс (68 часов), 2 часа в неделю № урока п/п 1 2-4 Наименование разделов и тем Всего часов Введение. Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ 1 Одежда и обувь 6 Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей 3 Правила и приемы глажения блузок, рубашек 3 Питание 8 8-9 Меню. Составление меню на день, неделю 2 10-11 Способы приготовления изделий из теста 2 12 Заготовка продуктов впрок. Замораживание овощей и зелени 1 13 Приготовление песочного печенья 1 14 Подготовка и нарезка овощей для заморозки 1 15 Подготовка и нарезка зелени для заморозки 1 Личная гигиена 6 16 Значение косметики и дезинфицирующих средств, для юноши и девушки 1 17 Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием дезинфицирующих средств 1 18 Значение здоровья для жизни и деятельности человека 1 5-7 Пагубное влияние табака на здоровье человека 1 Выбор косметических и дезинфицирующих средств 2 Протирание кожи лица огуречным лосьоном 1 Семья 4 23 Грудной ребенок в семье 1 24 Правила ухода за грудным ребенком 1 25 Правила содержания в чистоте детской посуды, постели, игрушек 1 26 Упражнения в купании, одевании и пеленании грудного ребенка 1 Культура поведения 4 Культура общения юноши и девушки 2 19 20-21 22 27-28 29 Внешний вид молодых людей 30 Виды галстуков и способы их завязывания Жилище 4 31-32 Уборка кухни, санузла и ванной комнаты 2 33-34 Химические моющие средства, используемые при уборке. Техника безопасности при работе 2 Транспорт 4 35-36 Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение 2 37-38 Основные автобусные маршруты. Расписание движения 2 Средства связи 8 Телефон. Виды телефонной связи 1 Правила пользования телефонным справочником 2 42 Вызов экстренных аварийных служб 1 43 Правила ведения разговора 1 44 Междугородняя телефонная связь 1 39 40-41 Виды заказов междугороднего телефонного разговора 1 Медицинская помощь 4 46-47 Первая помощь при несчастных случаях (утопление) 2 48-49 Солнечный и тепловой удар. Первая помощь 2 Экономика домашнего хозяйства 12 50-51 Бюджет семьи. Источники доходов 2 52-53 Основные статьи расходов. Обязательные платежи 2 Расходы на приобретение крупных, дорогостоящих покупок 1 Незапланированные расходы – повышение уровня культуры: покупка книг, посещение кинотеатра и т.д. 2 57 Сбережения. Значение и способы экономии расходов 1 58 Назначение сбережений. Виды хранения сбережений 1 59 Определение суммы доходов семьи за месяц 1 45 54 55-56 60 Снятие показателей электросчетчика 1 61 Расчет стоимости израсходованной электроэнергии 1 Торговля 4 62-63 Специализированные магазины. Правила поведения в магазине 2 64-65 Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу-консультанту 2 Учреждения и организации 2 66 Департамент, муниципалитет, их назначение 1 67 Префектура, полиция, их назначение 1 68 Подведение итогов за год 1 Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 9 класс (66 часов), 2 часа в неделю № урока п/п Наименование разделов и тем Всего часов Введение. Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ 1 Одежда и обувь 6 Мода. Стиль одежды. 2 4 Способы определения собственного размера одежды и обуви. 1 5 Правила и способы выведения мелких пятен на одежде. 1 1 2-3 1 6 Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде 7 8 Определение собственного размера обуви и одежды 1 Семья 4 Российская семья. Основы семейных отношений 9 Условия создания семьи 10 Распределение обязанностей по ведению хозяйства и семейного бюджета 11 Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье Культура поведения 2 Соседи. Приём гостей и правила хорошего тона при общении 2 Питание 10 14-15 Диетическое питание, его виды. 2 16-17 Национальные блюда, их виды 2 18-19 Составление меню диетического питания 2 20-21 Составление меню диетического питания 2 22-23 Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд 2 Жилище 4 12-13 Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. 2 26 Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере 1 27 Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья 1 Транспорт 4 28 Назначение авиатранспорта. Аэропорт 1 29 Авиамаршруты. Порядок приобретения билетов. Примерная стоимость перелёта 1 Правила поведения в аэропорту. Правила посадки и безопасного поведения в самолете 2 Торговля 2 32 Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, оптовые, мелкооптовые и др. 1 33 Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену. 1 Средства связи 6 Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через Интернет). 2 24-25 30-31 34-35 36-37 Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет. 2 38-39 Правила безопасного пользования интернетом. 2 Медицинская помощь 6 40 Инфекционные заболевания 1 41 Меры по предупреждению инфекционных заболеваний 1 Уход за больным 2 44 Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности 1 45 Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций 1 Профориентация и трудоустройство 16 46-48 Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения 3 49-51 Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних 3 52-53 Документы, необходимые для поступления на работу 2 42-43 54-56 Правила составления деловых бумаг 3 57-61 Ситуация выбора после окончания 9 класса 5 62 Учреждения, организации и предприятия 2 63-64 Подведение итогов за год 2 65-66 Личная гигиена (повторение) 2