МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к АОПООУО (ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №48 от 09.06.2023 Рабочая программа учебного предмета «Обществоведение» (ФГОС УО 2014) основное общее образование (8-9 классы) Пояснительная записка ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» Личностными результатами, формируемыми при изучении курса по обществознанию являются: Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни. 2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны. 3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения^ Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к улучшению государственного единства; на признании равноправия народов; 1. единства убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). 2. Умении объяснять явления и процессы социальной действительности (на основе полученных знаний на уроке). 3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. 4. Овладении различными видами выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога. 5. Умении выполнять познавательные и практические задания: 1. исследование простых реальных связей и зависимостей; определение сущности характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме; объяснение изученных положений на конкретных примерах; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в сфере: Познавательной: 1. Относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей. 2. Знание ряда ключевых понятий для ученика коррекционной школы. 3. Знания, умения и ценностные установки для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности. 4. Адекватно воспринимать нужную социальную информацию. Ценностно-мотивационной: 1. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества. 2. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в общественной жизни. 3. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности. Трудовой: 1. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних. 2. Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества. Эстетической: 1. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания. 2. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества. Коммуникативной: 1. Понимание'значения коммуникации в межличностном общении. 2. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. 3. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание учебного предмета «Обществознание» Раздел I. Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве. Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность. Раздел II. Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса. Раздел III. Посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям. Раздел VI. В этом разделе ученики должны познакомиться с основами уголовного, трудового, семейного, административного права, правом на образование. Введение (2 ч). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Раздел I. Государство, право, мораль (15 ч) Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права. Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека. Раздел II. Конституция Российской Федерации (15 ч) Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации. Повторение —2ч Повторение (2 ч) Раздел III. Права и обязанности гражданина России (22 ч) Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям. Раздел VI. Основы уголовного права (8 ч) Понятие уголовного права. Преступления — наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Повторение —2ч Требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: • Что такое государство? • Что такое право? • Виды правовой ответственности. • Что такое правонарушение? • Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации. • Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации? Обучающиеся должны уметь: • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку. • Оформлять стандартные бланки. • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения. Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти. Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 8 класс (34 часа), 1 час в неделю № урока п/п Наименование разделов и тем Всего часов Введение 2ч 1 Кто такой гражданин? 1ч 2 Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции 1ч Раздел I. Государство, право, мораль 15ч 3 Что такое государство? 1ч 4 Основные принципы правового государства: верховенство права 1ч 5 Незыблемость прав и свобод личности 1ч 6 Разделение властей. Законодательная, исполнительная, судебная власть 1ч 7 Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства 1ч 8 Право и закон 1ч 9 Правовая ответственность (административная и уголовная) 1ч 10 Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения; его признаки 1ч 11 Презумпция невиновности. Отрасли права. 1ч 12 Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности 1ч 13 Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность 1ч 14 Общечеловеческие ценности 1ч 15 Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни 1ч 16 Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека 1ч 17 Практическая работа № 1: «Заявление» 1ч Раздел II. Конституция Российской Федерации 15ч Конституция РФ – Основной закон государства 2ч Основы конституционного строя Российской Федерации 1ч 18-19 20 21 Законодательная власть Российской Федерации 1ч 22-23 Исполнительная власть Российской Федерации 2ч 24-25 Судебная власть Российской Федерации 2ч 26 Местное самоуправление 1ч 27 Правоохранительные органы Российской Федерации 1ч 28 Практическая работа № 2: «Исковое заявление» 1ч 29 Институт президентства 1ч 30 Избирательная система 1ч 31 Гражданство Российской Федерации 1ч 32 Практическая работа № 3: «Заполнение заявления на прописку» 1ч Повторение 2ч 33-34 Учебно-тематическое (поурочное) планирование, 9 класс (34 часа), 1 час в неделю № урока п/п Наименование разделов и тем 1 Повторение темы «Государство, право, мораль» 2 Повторение темы «Конституция Российской Федерации» Раздел III. Права и обязанности гражданина России Всего часов 1ч 22 ч 3 Ответственность государства перед гражданами 1ч 4 Конституционные обязанности граждан 1ч 5 Основные конституционные права человека в Российской Федерации 1ч 6 Основы трудового права 1ч 7 Трудолюбие как моральная категория 1ч 8 Право на труд. Дисциплина труда 1ч 9 Трудовой договор 1ч 10 Трудовые права несовершеннолетних 1ч 11 Трудовая книжка. Перемещение по работе 1ч 12 Виды наказаний за нарушения в работе 1ч 13 Собственность и имущественные отношения 1ч 14 Основы семейного права 1ч 15 Роль семьи в жизни человека и общества 1ч 16 Этика семейных отношений 1ч 17 Права ребенка. Декларация прав ребенка 1ч 18 Социальные права человека. Жилищные права 1ч 19 Право на медицинское обслуживание 1ч 20 Политические права и свободы 1ч 21 Свобода совести 1ч 22 Право на образование 1ч Повторение. Права и обязанности гражданина России 2ч Раздел VI. Основы уголовного права 8ч 25 Понятие уголовного права 1ч 26-27 Уголовная ответственность 2ч 28 Ответственность несовершеннолетних 1ч 29 Правоохранительные органы в стране 1ч 30 Правосудие 1ч 31 Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка 1ч 32 Повторение. Основы уголовного права 1ч 23-24 33-34 Повторение. Гражданином быть обязан 2ч