МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к АОПООУО (ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №48 от 09.06.2023 Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-6 классы (вариант 1) Пояснительная записка Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: - учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва «Просвещение», 2020 г. - учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва «Просвещение», 2020 г. Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение». Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд). В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю 5 класс - 2 часа, итого в год - 68 часов; 6 класс – 2 часа, итого в год -68 часов С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся: • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; • формирование уважительного отношение к культуре других народов; • формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; • развитие элементарных навыков самостоятельности; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным. Минимальный уровень Достаточный уровень - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Дифференцированный уровень включает учащихся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя Содержание учебного предмета Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия». 5 класс. Введение(2ч) Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Вселенная(6ч) Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом – Земля Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле. Полезные ископаемые (15ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. (13ч) Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Есть на Земле страна - Россия (13ч) Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Многообразие городов. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. 6 класс Введение (1ч) Растительный мир Земли (17ч.) Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Дикорастущие и культурные растения. Деревья хвойные (сезонные изменения). Кустарники. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга). Практические работы: Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями. Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь. Приготовление отвара лекарственных трав. Экскурсии в парк, сквер. Животный мир Земли(34ч.) Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Человек(13ч.) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Природоведение 5 класс № п/п 1 Тема Введение. Что такое природоведение? Стр. учебника 3 Предметы и явления неживой и живой природы ВСЕЛЕННАЯ Небесные тела: планеты, звёзды Солнечная система. Солнце. 5 12 6 Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос 7 Смена дня и ночи 17 8 Смена времён года 18 9 22 10 НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ. ВОЗДУХ. Планета Земля. Оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. 11 Свойства воздуха 25 12 Давление и движение воздуха. 28 13 Температура воздуха. Термометр. 31 14 Движение воздуха в природе. Ветер. 34 15 39 16 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. 17 Охрана воздуха. 45 18 ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. 48 19 51 20 Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. 21 Песок. Глина. 54 22 Горючие полезные ископаемые. Торф. 57 2 3 4 5 8 9 14 23 42 51 Дата по план. факт. 23 Каменный уголь 60 24 25 Добыча и использование каменного угля Нефть 61 64 26 Добыча и использование нефти 65 27 68 29 Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ. Чёрные металлы. Сталь. Чугун. 30 Цветные металлы 74 31 Благородные (драгоценные) металлы 77 32 Охрана полезных ископаемых 80 33 34 82 84 35 Обобщающий урок. Полезные ископаемые. ВОДА Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов Свойства воды 36 37 Растворимые и нерастворимые вещества Питьевая вода 88 88 38 91 41 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды Три состояния воды. Температура воды и её измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании Лабораторная работа. Свойства воды. 42 Работа воды в природе 99 43 102 44 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и с\х Вода в природе: осадки, воды суши. 45 Круговорот воды в природе. 105 46 Воды суши: ручьи, реки 108 47 109 48 Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища Моря и океаны 49 Охрана воды 114 28 39 40 71 71 86 93 95 97 105 112 116 51 ПОВЕРХНОСТЬ СУШИ. ПОЧВА. Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги Горы. 52 Почва – верхний слой земли. Состав почвы 119 53 Разнообразие почв 122 54 Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы. 124 ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ СТРАНА РОССИИЯ. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны омывающие берега России 129 134 59 Равнины и горы на территории нашей страны Реки и озёра России 60 Москва – столица России 136 61 Санкт-Петербург 141 62 144 63 Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий Нижний Новгород, Казань, Волгоград 64 Новосибирск, Владивосток 149 65 Население нашей страны. 151 66 154 67 Экскурсия. Важнейшие географические объекты региона Повторение по курсу «Неживая природа» 68 Повторение по курсу «Неживая природа» 50 55 56 57 58 117 126 131 136 146 154 Календарно тематическое планирование Природоведение, 6 класс Тема № п\п 1 Страница учебника 4 6 3 Введение. Живая природа: растения, животные, человек РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений 4 Строение растений 12 5 15 6 Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья 7 Хвойные деревья 20 8 Дикорастущие кустарники 23 9 Культурные кустарники 25 10 Травы 27 11 Декоративные растения 29 12 Лекарственные растения 32 13 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями 35 14 Растительный мир разных районов Земли 39 15 Растения нашей страны 42 16 Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. 45 2 17 18 19 20 21 8 17 46 Красная книга России и нашей области ЖИВОТНЫЙ МИР. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Насекомые 49 51 54 56 Дата по план факт. 22 Бабочки, стрекозы, жуки 59 23 Кузнечики, муравьи, пчёлы 62 24 Рыбы 66 25 Морские и речные рыбы 68 26 Земноводные. Лягушки , жабы 72 27 Пресмыкающиеся : змеи, ящерицы, крокодилы 74 28 Птицы. 78 29 Ласточки, скворцы, снегири, орлы 80 30 Лебеди, журавли, чайки 83 31 Птицы нашего края. Охрана птиц. 86 32 Млекопитающие. 88 33 Млекопитающие суши 90 34 Млекопитающие морей и океанов 93 35 Домашние животные в городе и деревне 96 36 Сельскохозяйственные животные: лошади 99 37 Сельскохозяйственные животные: коровы 101 38 Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. 104 39 Домашние птицы: куры, утки, индюки 106 40 Уход за животными в живом уголке или дома 109 41 Аквариумные рыбки 112 42 Попугаи, канарейки 114 43 Морские свинки, хомяки, черепахи. 116 44 Домашние кошки 118 45 Собаки 120 46 Животные холодных районов Земли 122 47 Животные умеренного пояса 126 48 Животные жарких районов Земли 129 49 Животный мир нашей страны 133 50 Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России. Животные нашей местности. Красная книга области 136 142 53 ЧЕЛОВЕК Как устроен наш организм. Как работает наш организм 54 Здоровый образ жизни человека 148 55 Осанка. 151 56 Органы чувств. 153 57 Правила гигиены и охрана органов чувств. 156 58 Здоровое питание. 160 59 Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены 163 60 Оказание первой медицинской помощи 166 61 Профилактика простудных заболеваний 169 62 Специализации врачей 172 63 Медицинские учреждения нашего города 175 64 Телефон экстренной помощи 175 51 52 65, Обобщающий урок. Неживая природа 66 67 Обобщающий урок. Живая природа 68 139 146 179 183