МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"
Приложение к АООП ОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(в соответствии с ФАОП),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№48 от 09.06.2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с ФАОП
Лебедкино 2023
Пояснительная записка.
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к
слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной
деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный
процесс
основан
на
принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы,
комплексности
обучения,
доступности,
систематичности
и
последовательности, наглядности.
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них
форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра
на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных
произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная,
спокойная мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне
и в инструментальном произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой
- способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения
без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла");
работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем
диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять
сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других
обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением
строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1
- си1, до1 - до2;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов
музыкальной грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte,
тихая - piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие,
короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов- классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Планируемые предметные результаты изучения учебного
предмета "Музыка":
Минимальный уровень:
Определение характера и содержания знакомых музыкальных
произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша,
окончания песни; различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
Самостоятельное исполнение разученных детских песен;
знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
1 четверть
1
Моя Россия» муз. Г.Струве, сл.
Н.Соловьевой
1
2
«Из чего наш мир состоит» муз.
Б.Савельева, сл. М. Танича
1
3
«Мальчишки и девчонки» муз.
Островского, сл. И.Дика
1
4
«Расти колосок» из музыкальнопоэтической композиции «Как хлеб на
стол приходит» муз. Чичкова, сл.
П.Синявского
1
5
«Учиться надо весело» муз. С.Соснина,
сл. М.Пляцковского
1
6
«Земля хлебами славится» из
музыкально-поэтической композиции
1
«Как хлеб на стол приходит» муз.
Чичкова, сл. Б.Синявского
7
Л.Бетховен. «Сурок». Л.Бетховен.
«К.Элизе»
1
8
«Песенка о картошке» муз.
Шаинского, сл. Энтина
1
2 четверть
9
«Учиться надо весело» муз. С.Соснина,
сл. М.Пляцковского
1
10
«Прекрасное далеко» муз.
Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
1
11
«Большой хоровод» муз. Б.Савельева,
сл. Лены Жигаловой и А.Хайта
1
12
«Пойду ль я, выйду ль я»русская
народная песня
1
13
«Пестрый колпачок» муз. Г.Струве, сл.
Н.Соловьевой
1
14
«Наша елка» муз. А.Островского, сл.
З.Петровой
1
15
Э.Григ. «Утро», «Танец Анитры». Из
музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт
1
16
И.Штраус. «Полька», соч.№ 214
1
3 четверть
17
«Ванька – Встанька» муз. Филиппа,
сл.С.Маршака
1
18
«Из чего же» муз. Ю.Чичкова,
сл.Я.Халецкого
1
19
«Когда мои друзья со мной» из
кинофильма «По секрету всему свету»
1
муз. Шаинского, сл. М.Пляцковского.
Р.Шуман. «Грезы», соч.15 №7
20
«Нам бы вырасти скорее» Г.Фрида, сл.
У.Аксельрод
1
21
«Лесное солнышко» муз. И сл.
Ю.Визбора
1
22
Облака» муз. В.Шаинского, сл.
С.Козлова . Гаврилин. «Тарантелла».
Из к/ф «Дети капитана Гранта».
1
23
«Три поросенка» муз. Протасова, сл.
Н.Соловьевой
1
24
М.Мусоргский. «Рассвет на Москвереке».Вступление к опере
«Хованщина».
1
25
«Бу-ра-ти-но» из телефильма
«Приключения Буратино» муз.
А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина
1
26
«Вместе весело шагать» муз.
В.Шаинского, сл. М.Матусовского
1
27
С.Никитин, С. Берковский, П. Мориа.
«Под музыку Вивальди».
1
4 четверть
28
«Калинка» русская народная песня
1
29
«Дважды два четыре» муз.
В.Шаинского, сл. М.Матусовского
1
30
А.Петров. «Вальс». Из кинофильма
«Берегись автомобиля».
1
31
«Летние частушки» муз. Е.Тиличеевой,
сл. З.Петровой
1
32
«Дорога добра». Из телефильма «Про
красную шапочку» - муз. А.
1
33
«Картошка» русская народная песня
обработана М.Иорданского
1
34
Вступление к кинофильму «Новые
приключения неуловимых» - муз. Я.
Френкеля
1
Всего :
34 часа