МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к ООП НОО (ФГОС 2021 в соответствии с ФОП НОО), г. утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51 от 06.06.2324 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3556042) учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса с.Лебедкино 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в необычных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы культуры и светской этики» в 4 классе у обучающегося формируются следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, проблему чувства гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность легкой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать какую-либо религию; строить свое общение, совместную деятельность на основе правил общения: навыки договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от приборов собеседников, к религии или к атеизму; соотносить свои действия с моральными ценностями, принятыми в российском обществе, учитывать уважение к духовным традициям народов России, терпимость к сторонникам разного вероисповедания; строить свое поведение с учётными моральными нормами и правилами; приспособление в повседневной жизни к доброту, справедливости, доброжелательности в обществе, желанию при необходимости прийти на помощь; осознавать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать свое поведение, осуждать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; Не следует игнорировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать пониманием и сохранением целей и задач учебной деятельности, определение оптимальных средств их достижения; формировать знания, планировать, контролировать и оценивать технологические действия в соответствии с поставленной задачей и обеспечивать ее реализацию, определять и находить наиболее эффективные методы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта ошибок характера, понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности. ; совершенствовать навыки в различных видах речевой деятельности и коммуникативных аппаратах; адекватное использование речевых средств и средств решения информационно-коммуникационных технологий для различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать навыки в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами общения; владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, проведения аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать способность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность освещения различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и наблюдать за событиями; совершенствовать организационные навыки в коллективной деятельности, навыки определения цели и пути ее достижений, умений договариваться о распределенных ролях в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Универсальные технические действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих моральные ценности общества – мораль, этика, этика, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также влияние в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения математических задач: сравнивать, анализировать, обсуждать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнить совместные проектные задания с опорой на предложенные элементы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчеркивать ее принадлежность к конкретной религии и/или к этой гражданке; использовать разные средства получения информации в соответствии с поставленной учебной программой (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать ее объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли именно при тч, сказанных, проявленных фольклоре и художественной литературе, анализе и оценке жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать свое мнение; обеспечить уважительное отношение к собеседнику с учетом всех участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для Европы, анализ и оценку морально-этических идей, представленных в конце учений и светской этике. Регулятивные УУД: самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных мероприятиях; следить за состоянием своего здоровья и эмоционального состояния, предвидеть опасные ситуации для здоровья и жизни и правильно их интерпретировать; обеспечение готовности изменять себя, анализировать свои действия, ориентироваться на моральные правила и нормы современного российского общества; предоставить возможность к осознанию самоограничения в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и отрицательного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать свое отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать несправедливость, жадность, нечестность, зло; уровень высокого познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнера не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно отмечать свою работу, объективно их оценивать; владеть навыками совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; Готовьте индивидуально, в парах, в группах по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным воздействием и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предмет результатов освоения образовательной программы модуля «Основы конкретно культурных народов России» должен отражать сформированность умений: выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе; выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и роли в этом личном человеке, приведя пример; выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития; проповедь о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их проявление в выстраивании отношений в семье, между людьми; раскрыть содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, парламентариев, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснить «золотое правило нравственности» в традиционных традициях; соотносить носимые нравственные формы поведения с моральными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; раскрыть своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; описание священных писаний традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителей предания и служителей религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), периодически обрядов, ритуалов, обычаев (1–2 экземпляра); разработка назначений и устройств священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основные нормы поведения в храмах, общение с верующими; создание о особых календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); подробно раскрыть содержание норм в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценовых отношениях в традиционных религиях народов России; понимание отношений к труду, учебе в традиционных религиях народов России; распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизм, иудаизм минимально по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре; «Идея о художественной культурной традиционных религиозных народов России» (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); основные особенности религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика, включая тексты, музыка или звуковой среды); излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религиозных народов России в своей местности, регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления личности поступать согласно своему совести; выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенародного (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий; название традиционной религии в России, народы России, для которых историческими религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности жизни в традиционных религиях народов России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ" № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всег о 1 Россия — наша Родина 1 2 Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира 4 3 Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма 2 4 Хранители предания в религиях мира 2 5 Добро и зло 2 6 Человек в религиозных традициях народов России 2 7 Священные сооружения 2 8 Искусство в религиозной культуре 2 9 Творческие работы учащихся 2 10 Религиозная 2 Контрольны е работы Практически е работы Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы культура народов России 11 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 4 12 Праздники и календари 2 13 Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме 2 14 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 1 15 Семья и семейные ценности 1 16 Долг, свобода, ответственность , труд 1 17 Любовь и уважение к Отечеству 1 18 Обобщающий урок. Подведение итогов 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/ Тема урока Количество часов Все го Контроль ные Практи ческие Дата изучения Электронны е цифровые образовател п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 работы Россия - наша Родина Культура и религия. Возникновение религий Мировые религии и иудаизм Основатели религий мира Священные книги христианства, иудаизма. Священные книги ислама, буддизма Хранители предания в религиях мира Хранители предания в религиях мира 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Добро и зло 1 11 Добро и зло 1 12 13 14 15 16 17 18 19 Человек в особых традициях народов России Человек в особых традициях народов России Священные сооружения Священные сооружения Искусство в религиозной культуре Искусство в религиозной культуре Творческие работы учащихся Творческие 1 1 1 1 1 1 1 1 работы ьные ресурсы 07.09.2023 14.09.2023 21.09.2023 28.09.2023 05.10.2023 12.10.2023 19.10.2023 26.10.2023 09.11.2023 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 07.12.2023 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 11.01.2024 18.01.2024 20 21 22 23 работы учащихся Религиозная культура народов России Религиозная культура народов России Религиозные ритуалы Религиозные ритуалы 25.01.2024 1 1 1 25 Обычаи и обряды 1 27 28 Религия и мораль Нравственные заповеди и 29 христианстве, исламе, буддизме и иудаизме Милосердие, 30 забота о слабых, взаимопомощь. Семья и семейные 31 ценности Долг, 32 свобода,ответстве нность, труд Любовь и 33 уважение к Отечеству Обобщающий 34 урок. Подведение итогов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 15.02.2024 1 Обычаи и обряды Праздники и календари Праздники и календари 08.02.2024 1 24 26 01.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 1 14.03.2024 1 21.03.2024 1 04.04.2024 1 11.04.2024 1 18.04.2024 1 25.04.2024 1 02.05.2024 1 16.05.2024 1 34 23.05.2024 0 0