МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ №19»" Приложение к ООП ООО (ФГОС 2021 в соответствии с ФОП ООО), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №51 от 06.06.2024г Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность» 5-7 классы основное общее образование ФГОС ООО с. Лебедкино Программа учебного курса по финансовой грамотности является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного общего образования. Её реализация рассчитана на три года обучения (5—7 классы). Учебный курс «Финансовая грамотность» разработан на основе требований к предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Результаты изучения учебного курса на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных финансовых ситуациях. Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством: формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием; осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений; сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и распределении средств семейного бюджета; наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия: 1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет: Оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов; Составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию; Оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях; ставить финансовые цели собственной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбиратьнаиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет: разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов; оценивать структуру доходов и расходов семьи; определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач; составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение квеста). 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет: вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств; оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата; оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом; оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых возможностей их семей. Познавательные универсальные учебные действия: 1. Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.Обучающийся сможет: сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств; устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнеспланом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов; объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов; анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения; классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций; выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладаниясобственностью, банковской картой; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами. 2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации; критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте; аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации. 3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источниковинформации. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска Коммуникативные универсальные учебные действия: информации сусловиями поставленных финансовых задач. 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность. Обучающийся сможет: инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей; выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций; задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет: соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике; принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников; создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы; анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового задания и представления его решения. Предметные результаты обучения. освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения современных практических задач; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; необходимости правомерного налогового поведения; осмысления личного опыта принятия финансовых решений; умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений; овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуациейобщения, особенностями аудитории и регламентом. В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности: • способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; • способность формировать резервы и сбережения денежных средств; • способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного бюджета; • способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках; • способность искать и использовать необходимую финансовую информацию. Содержание учебного курса «Финансовая грамотность» 5 — 7классы 1. Как формируются финансовые возможности Знание и понимание Финансы как деньги в движении, которые, постоянно находясь в обращении, способны создавать другие деньги. Необходимость оценивать финансовые возможности в определённый момент располагать необходимой суммой денег. Наличие ограничений как пределов, границ, за которые не должна выходить деятельность человека. Сущность доходов как денег, получаемых человеком за осуществление определённой деятельности. Сущность заработной платы как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Возможность временного пользования имуществом на основе договора аренды и внесения арендной платы. Способы деятельности Анализ состава семейных финансов; сравнение денежных и не денежных доходов семьи; анализ выполнимых и невыполнимых желаний человека; анализ видов регулярных денежных доходов; ведение расчёта суммы средней заработной платы; сравнение движимого и недвижимого имущества. 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения Знание и понимание Сущность финансовой цели как выраженного в денежной или материальной форме предмета устремления человека, для получения которого он прилагает сознательные усилия. Элементы, составляющие принцип постановки финансовой цели КИЛО: конкретность, измеримость, локальность, определённость во времени. Сущность резерва как запаса денежных средств, который можно использовать в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Сущность сбережений как накапливаемой части денежных доходов семьи, предназначенной для достижения финансовых целей и удовлетворения потребностей в будущем. Порядок создания сбережений. Связь между финансовой целью и формированиемсбережений. Способы деятельности Определение личных финансовых целей с учётом принципа КИЛО; Систематизация информации, необходимой для постановки финансовых целей; сравнение резервов и сбережений по основным критериям; анализ видов и источников сбережений; сравнение безопасных и опасных способов хранения денег. 3. От учета расходов к разработке бюджета Знание и понимание Сущность расходов семьи как денежных затрат, способствующих удовлетворению потребностей членов семьи. Сущность и признаки налогов. Сущность налогообложения как закреплённая действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов. Сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как определённой доли всех полученных гражданином доходов, которая изымается в пользу государства. Сущность налога на добавленную стоимость (НДС) как косвенного налога, сумму которого продавец удерживает у покупателя, включая её в цену товаров. Сущность бюджета как плана доходов и расходов на определённый период. Способы деятельности: Систематизация расходов семьи по различным критериям; определение основных элементов налога; сравнение прямых и косвенных налогов; проведение расчёта начисления и выделения НДС; определение дефицита и профицита бюджета; анализ структуры доходов и расходов бюджета; проведение расчёта среднемесячного дохода на одного членасемьи. 4. Человек и многообразие банковских услуг Знание и понимание Сущность банковской карты как инструмента доступа к личному банковскому счёту. Сущность коммерческого банка как организации,имеющей исключительное право осуществлять ряд банковских операций. Сущность банковского счёта как метода учёта движения денежных средств определённого клиента и способа контроля выполнения банком своих договорных обязательств. Сущность банковского вклада как суммы денег, которую банк принимает от клиента на определённый или неопределённый срок с целью сохранения и приумножения. Сущность банковского процента как платы за пользование денежными средствами (банковский вклад, банковский кредит и др.). Сущность кредита как сделки, заключаемой между коммерческим банком и заёмщиком по предоставлению денежных средств под проценты. Сущность ипотеки как залога, который в случае неуплаты заёмщиком долга переходит кредитору. Способы деятельности: Сравнение банковского счёта и банковского вклада; сравнение банковского вклада и банковского депозита; определение особенностей начисления простых и сложных процентов по банковским вкладам; определение преимуществ и недостатков использования денег, полученных в кредит; проведение расчёта изменения платежа по кредиту и остаткаденежных средств после осуществления платежей по кредиту. 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг Знание и понимание Сущность кредитной организации как юридического лица, которое с целью получения прибыли выполняет банковские операции на основании разрешения (лицензии) Банка России. Сущность Банка России как государственного кредитного учреждения, наделённого функциями выпуска денег в обращение и регулирования банковской системы. Сущность деятельности Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое осуществляет государственное страхование вкладов физических лиц. Сущность страхования как способа защиты имущественных интересов граждан и организаций при наступлении определённых событий за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Сущность микрофинансирования как кратковременного кредита на небольшую сумму денег, выданного заёмщику без залога и поручительства. Сущность того, что финансовая пирамида — это схема, созданная для получения дохода путём привлечения денежных средств новых участников. Способы деятельности: Определение оснований для отзыва банковской лицензии; анализ отдельных видов и практических примеров страхования; анализ видов финансового мошенничества; определение признаков и видов финансовых пирамид. 6. Финансовое благополучие и как оно создается Знание и понимание Сущность богатства как способности поддерживать привычный образ жизни при отсутствии заработков в течение длительного времени. Сущность богатства семьи как денежных средств и имущества семьи за исключением расходов на текущие нужды. Сущность финансового благополучия как достижение такого уровня доходов, который позволяет удовлетворять все ежедневные потребности, а также быть уверенным в завтрашнем дне. Собственность как отношения между людьми, претендующими на имущество. Сущность индексации денежных доходов населения как установленного государством механизма повышения денежных доходов населения, позволяющего частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги. Способы деятельности: Анализ подходов к определению понятия богатства; Сравнение содержания понятий «богатство» и «финансовое благополучие»; Выявление преимуществ и недостатков покупки товаров в рассрочку; сравнение вариантов вложения денег по степени выгодности. 7. Авторское вознаграждение как источник дохода Знание и понимание Сущность располагаемых доходов населения как дохода после вычета всех налогов и платежей из полученных доходов за определённый период. Сущность дифференциации доходов населения как разницы в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. Сущность интеллектуальной собственности как продуктов творческой деятельности. Сущность гонорара как денежного вознаграждения, выплачиваемого за труд авторов литературных произведений или произведений в другой сфере искусства. Сущность самозанятости как формы организации труда, когда вознаграждение получается непосредственно от заказчиков. Сущность профессионального дохода как дохода граждан от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников. Способы деятельности: Определение слоёв атмосферы инвестирования в мире финансов; Определение прогрессивной и пропорциональной шкал налогообложения; проведение расчёта размера гонорара при наличии исходной информации; определение грантов по типу источника выплат. 8. Риски и окупаемость инвестиций Знание и понимание Инвестор как человек, который инвестирует деньги в различные производства и активы с целью получения дохода. Риск как возможность наступления случайных событий с нежелательными для человека, природы или общества последствиями. Сущность инвестиционного риска как возможности получения в результате инвестирования дохода или потерь в виде непредвиденных расходов, неполученного дохода. Сущность срока окупаемости инвестиций как периода времени, необходимого для того, чтобы возместить затраты на инвестиции за счет полученных инвестиционных доходов. Сущность доходности инвестиционного проекта как степень увеличения вложенных инвестором денежных средств в течение определенного периода времени. Способы деятельности: Определение видов рисков инвестирования; Сравнение инвестиционного дохода и располагаемого инвестиционного дохода; Расчёт срока окупаемости инвестиций и доходности инвестиционного проекта; Определение направлений изменения доходности инвестиционного проекта при изменении финансовой ситуации. 9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда Знание и понимание Сущность сверхновых источников дохода как результат реализации творческих способностей человека и новых возможностей цифровой среды. Сущность государственного финансирования и со финансирования при реализации социально значимых инвестиционных проектов. Крауд - технология как способ достижения желаемого результата, путем внесения множеством людей посильного вклада в общее дело. Способы деятельности: Сравнение государственного финансирования и со финансирования; определение способов получения доходов в сети Интернет; сравнение содержания активных и пассивных источников дохода; анализ практических примеров успешного применения крауд - технологий. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Финансовая грамотность 5 класс 34 часа (1 час в неделю) № п/п Наименование раздела, темы Как формируются финансовые возможности 1-3 Анализ финансовых возможностей 4-6 Доходы семьи 7-8 Ступени финансового изобилия 9-10 Доходы от имущества 11-12 Творческая лаборатория финансиста Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения Количество часов 12 3 3 2 2 2 10 13-15 Как поставить финансовую цель. Творческая лаборатория финансиста. 16-18 Финансовые резервы 19-20 Способы создания и хранения сбережений 21-22 Творческая лаборатория финансиста От учета расходов к разработке бюджета 23-25 Семейные расходы 26-28 Налоги и налогоплательщики 29-31 Всем нужен финансовый план! 32-34 Творческая лаборатория финансиста Итого: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Финансовая грамотность 6 класс 34 часа (1 час в неделю) № п/п Тема 1. Повторение материала за курс 5 класса Человек и многообразие банковских услуг 2-4 Банковские услуги 5-7 Как работает депозит 8-9 Банковский кредит 10-11 Ипотечный кредит 12-15 Творческая лаборатория финансиста Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг 16-18 Если банк лишился лицензии…… 19-21 Особенности микрофинансирования 22-24 Угрозы семейным финансам 25-27 Творческая лаборатория финансиста Финансовое благополучие и как оно создается 28-29 Собственность и финансовое благополучие 30-31 Богатство семьи и дорогостоящие покупки 32 Как сохранить свое финансовое благополучие 33-34 Творческая лаборатория финансиста Итого: 3 3 2 2 12 3 3 3 3 34 Кол-во часов 1 14 3 3 2 2 4 12 3 3 3 3 7 2 2 1 2 34 № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Финансовая грамотность 7 класс 34 часа (1 час в неделю) Тема Авторское вознаграждение как источник дохода 1-3 Располагаемые доходы и налоги 4-6 Доходы от интеллектуальной собственности 7-9 Доходы творческих людей и самозанятых 10-14 Творческая лаборатория финансиста Риски и окупаемость инвестиций 15-17 Риск и финансовое благополучие 18-20 Инвестиционный доход 21-24 Творческая лаборатория финансиста Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда 25-27 Сравниваем варианты финансирования нового проекта 28-30 Доходы в новом мире финансов 31-34 Творческая лаборатория финансиста Итого Кол-во часов 14 3 3 3 5 10 3 3 4 10 3 3 4 34