Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№ 51от 06.06.2024г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Командные игры»
название программы
Направленность: физкультурно-спортивная
Адресат программы: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Лебедкин Алексей Сергеевич
Педагог дополнительного образования
ФИО, должность
с. Лебедкино, 2024 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Командные игры» разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015 года № 09-3242 «О
направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
5. Уставом МБОУ «СОШ №19»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Отличительные особенности программы:
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию
двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
В основу концепции программы легло знание о том, что все дети любят играть. Играя, они лучше осваивают
различного рода физические, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя в различные спортивные игры, в
частности - баскетбол, лыжные эстафеты, футбол - они учатся жить.
Когда дети осваивают сначала элементарные, а затем и более сложные навыки спортивных игр, выполняют
различные приемы, у них лучше создается представление о движении. Повышенный интерес школьников к занятиям по
физической культуре через реализацию мгновенно меняющихся игровых ситуаций и в процессе тренировочных
упражнений, и в процессе игры создает благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения требуемого
двигательного действия.
Адресат программы: подростки 11-17 лет
Срок освоения программы: 1 год
Форма обучения: Очная
Режим занятий: 4 раза в неделю по 1 часу, 136 часа в год.
Цель программы: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности.
Планируемые результаты:
Учащиеся будут знать:
основы истории развития игр в России;
влияние физических упражнений на организм спортсмена;
гигиену и самоконтроль спортсмена;
основы правил, технику и тактику игр в футбол, баскетбол, лыжные эстафеты.
Учащийся будут уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранной спортивной игры;
использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
управлять своими эмоциями;
эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с
целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий.
Объем программы: 136 ч
Содержание программы:
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и
тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития игр, правила соревнований.
-История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола
-Правила игры в баскетбол
-Инструктаж, техника безопасности на занятиях. Практические навыки по одеванию лыж.
-История возникновения футбола. Развитие футбола
-Правила игры. Подвижные игры с элементами футбола.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка»
-Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом.
-Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. Кросс 1000 м.
-Перемещение в стойке боком, лицом
-Ведение мяча с изменением скорости передвижения
-Передвижение скользящим шагом 30 м.
-Спуски в низкой стойке. Торможение способом падения на бок.
-Подъем ступающим шагом. Спуски в низкой стойке.
-Передвижение на лыжах до 1000м.
-Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты.
-Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой.
-Ведение мяча с обводкой стоек
-Передача мяча и остановка мяча в парах на месте.
-Остановка катящегося мяча внутренней стороной и подошвой.
-Эстафеты с ведением мяча
-Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма.
-Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам.
-Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника и ударом по воротам.
-Остановка катящего мяча внешней стороной стопы.
-Остановка мяча грудью
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим
приемам игры.
Учебная игра
Броски мяча в корзину после передач
Броски мяча в корзину со средней дистанции.
Эстафеты.
Игра в квадрате.
Ввод мяча в игру.
Розыгрыш углового удара.
Организационно-педагогические условия
Помещения: спортзал.
Оборудование: Мячи баскетбольные, футбольные, лыжи, конусы, скакалки, маты,
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Лебедкин Алексей Сергеевич
Методическое обеспечение: Практические задания . Презентации на все темы программы.
Календарно-тематическое планирование:
Наименование разделов и тем
№ п/п
Всего часов
Баскетбол (62часа)
1
Инструктаж, техника безопасности на занятиях.
1
2
История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола
1
3
Правила игры в баскетбол
1
4-5
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Подвижные игры.
2
6-8
Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. Кросс 1000 м.
3
9-10
Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
2
11-12
Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Подвижные игры.
2
13-14
Способы ловли мяча.
2
15-16
Стойка игрока. Ловля и передача мяча в парах на месте.
2
17-19
Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м
3
20-21
Перемещение в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в парах на месте.
2
22-23
Ведение мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места.
2
Учебная игра
1
25-26
Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
2
27-28
Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м.
2
29-30
Ловля и передача мяча в парах в движении. Подвижные игры.
2
31-32
Ведение мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении.
2
33-34
Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок мяча в кольцо от щита.
2
35-36
Ведение мяча, два шага, бросок мяча в кольцо от щита.
2
37-38
Ведение мяча с броском в кольцо с право, с лево и по центру на кольцо.
2
24
Учебная игра
1
40-41
Ведение мяча с разной высотой отскока
2
42-43
Ведение мяча со сменой ритма движения
2
44-45
Ведение мяча с изменением направления движения
2
46-47
Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении.
2
48-49
Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м.
2
50-51
Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок.
2
52-53
Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции.
2
54-55
Броски мяча в корзину после передач.
2
56-57
Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок.
2
58-59
Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок.
2
60-62
Учебная игра
3
39
Лыжная эстафета (28 часов)
Инструктаж, техника безопасности на занятиях. Практические навыки по одеванию лыж.
1
64-66
Повороты на месте. Передвижение скользящим шагом.
3
67-68
Передвижение скользящим шагом 30 м. Ступающий шаг.
2
69-72
Спуски в низкой стойке. Торможение способом падения на бок. Эстафеты.
4
63
73-76
Подъем ступающим шагом. Спуски в низкой стойке.
4
77-79
Ступающий шаг. Торможение «плугом». Эстафеты.
3
80-82
Попеременный двухшажный ход. Эстафеты.
3
83-85
Подъем на склон «лесенкой» на лыжах, одновременный одношажный ход.
3
86-88
Подъем на склон «елочкой» на лыжах. Торможение «плугом»
3
89-90
Передвижение на лыжах до 1000м. Развитие выносливости.
2
Футбол (46 часов)
91
Инструктаж, техника безопасности на занятиях.История возникновения футбола. Развитие футбола
1
92
Правила игры. Подвижные игры с элементами футбола.
1
93-94
Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты.
2
95-96
Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой.
2
97-98
Ведение мяча с обводкой стоек
2
99-100
Передача мяча и остановка мяча в парах на месте.
2
101-102
Остановка катящегося мяча внутренней стороной и подошвой.
2
Эстафеты с ведением мяча.
1
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма.
2
Игра в квадрате.
1
103
104-105
106
Ввод мяча в игру.
1
108-109
Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам.
2
110-111
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника и ударом по воротам.
2
112-113
Ведение мяча с активным сопротивлением защитника и ударом по воротам.
2
Эстафеты с ведением мяча.
1
115-116
Остановка катящего мяча внешней стороной стопы.
2
117-118
Остановка мяча грудью.
2
119-120
Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы.
2
121-122
Совершенствование культуры передачи мяча и остановки мяча в парах, тройках.
2
123-124
Совершенствование передачи мяча на месте и в движении.
2
125-126
Удар по неподвижному мячу внешней частью подъема.
2
127-128
Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема.
2
129-130
Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком.
2
131
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.
1
132
Розыгрыш свободного удара.
1
133
Розыгрыш штрафного удара.
1
134
Розыгрыш углового удара.
1
107
114
135-136
Учебная игра
2