Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51от 06.06.2024г. Дополнительная общеобразовательная программа «Командные игры» название программы Направленность: физкультурно-спортивная Адресат программы: 11-17 лет Срок реализации: 1 год Разработчик программы: Лебедкин Алексей Сергеевич Педагог дополнительного образования ФИО, должность с. Лебедкино, 2024 год Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Командные игры» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5. Уставом МБОУ «СОШ №19» Направленность программы: физкультурно-спортивная Отличительные особенности программы: Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. В основу концепции программы легло знание о том, что все дети любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя в различные спортивные игры, в частности - баскетбол, лыжные эстафеты, футбол - они учатся жить. Когда дети осваивают сначала элементарные, а затем и более сложные навыки спортивных игр, выполняют различные приемы, у них лучше создается представление о движении. Повышенный интерес школьников к занятиям по физической культуре через реализацию мгновенно меняющихся игровых ситуаций и в процессе тренировочных упражнений, и в процессе игры создает благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения требуемого двигательного действия. Адресат программы: подростки 11-17 лет Срок освоения программы: 1 год Форма обучения: Очная Режим занятий: 4 раза в неделю по 1 часу, 136 часа в год. Цель программы: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Планируемые результаты: Учащиеся будут знать: основы истории развития игр в России; влияние физических упражнений на организм спортсмена; гигиену и самоконтроль спортсмена; основы правил, технику и тактику игр в футбол, баскетбол, лыжные эстафеты. Учащийся будут уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия избранной спортивной игры; использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; управлять своими эмоциями; эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий. Объем программы: 136 ч Содержание программы: Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития игр, правила соревнований. -История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола -Правила игры в баскетбол -Инструктаж, техника безопасности на занятиях. Практические навыки по одеванию лыж. -История возникновения футбола. Развитие футбола -Правила игры. Подвижные игры с элементами футбола. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» -Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. -Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. Кросс 1000 м. -Перемещение в стойке боком, лицом -Ведение мяча с изменением скорости передвижения -Передвижение скользящим шагом 30 м. -Спуски в низкой стойке. Торможение способом падения на бок. -Подъем ступающим шагом. Спуски в низкой стойке. -Передвижение на лыжах до 1000м. -Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты. -Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой. -Ведение мяча с обводкой стоек -Передача мяча и остановка мяча в парах на месте. -Остановка катящегося мяча внутренней стороной и подошвой. -Эстафеты с ведением мяча -Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. -Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам. -Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника и ударом по воротам. -Остановка катящего мяча внешней стороной стопы. -Остановка мяча грудью В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. Учебная игра Броски мяча в корзину после передач Броски мяча в корзину со средней дистанции. Эстафеты. Игра в квадрате. Ввод мяча в игру. Розыгрыш углового удара. Организационно-педагогические условия Помещения: спортзал. Оборудование: Мячи баскетбольные, футбольные, лыжи, конусы, скакалки, маты, Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Лебедкин Алексей Сергеевич Методическое обеспечение: Практические задания . Презентации на все темы программы. Календарно-тематическое планирование: Наименование разделов и тем № п/п Всего часов Баскетбол (62часа) 1 Инструктаж, техника безопасности на занятиях. 1 2 История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола 1 3 Правила игры в баскетбол 1 4-5 Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Подвижные игры. 2 6-8 Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. Кросс 1000 м. 3 9-10 Ведение мяча с высоким и низким отскоком. 2 11-12 Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Подвижные игры. 2 13-14 Способы ловли мяча. 2 15-16 Стойка игрока. Ловля и передача мяча в парах на месте. 2 17-19 Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м 3 20-21 Перемещение в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в парах на месте. 2 22-23 Ведение мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. 2 Учебная игра 1 25-26 Ведение мяча с изменением скорости передвижения. 2 27-28 Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м. 2 29-30 Ловля и передача мяча в парах в движении. Подвижные игры. 2 31-32 Ведение мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. 2 33-34 Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок мяча в кольцо от щита. 2 35-36 Ведение мяча, два шага, бросок мяча в кольцо от щита. 2 37-38 Ведение мяча с броском в кольцо с право, с лево и по центру на кольцо. 2 24 Учебная игра 1 40-41 Ведение мяча с разной высотой отскока 2 42-43 Ведение мяча со сменой ритма движения 2 44-45 Ведение мяча с изменением направления движения 2 46-47 Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении. 2 48-49 Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м. 2 50-51 Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. 2 52-53 Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. 2 54-55 Броски мяча в корзину после передач. 2 56-57 Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. 2 58-59 Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. 2 60-62 Учебная игра 3 39 Лыжная эстафета (28 часов) Инструктаж, техника безопасности на занятиях. Практические навыки по одеванию лыж. 1 64-66 Повороты на месте. Передвижение скользящим шагом. 3 67-68 Передвижение скользящим шагом 30 м. Ступающий шаг. 2 69-72 Спуски в низкой стойке. Торможение способом падения на бок. Эстафеты. 4 63 73-76 Подъем ступающим шагом. Спуски в низкой стойке. 4 77-79 Ступающий шаг. Торможение «плугом». Эстафеты. 3 80-82 Попеременный двухшажный ход. Эстафеты. 3 83-85 Подъем на склон «лесенкой» на лыжах, одновременный одношажный ход. 3 86-88 Подъем на склон «елочкой» на лыжах. Торможение «плугом» 3 89-90 Передвижение на лыжах до 1000м. Развитие выносливости. 2 Футбол (46 часов) 91 Инструктаж, техника безопасности на занятиях.История возникновения футбола. Развитие футбола 1 92 Правила игры. Подвижные игры с элементами футбола. 1 93-94 Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты. 2 95-96 Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой. 2 97-98 Ведение мяча с обводкой стоек 2 99-100 Передача мяча и остановка мяча в парах на месте. 2 101-102 Остановка катящегося мяча внутренней стороной и подошвой. 2 Эстафеты с ведением мяча. 1 Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. 2 Игра в квадрате. 1 103 104-105 106 Ввод мяча в игру. 1 108-109 Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам. 2 110-111 Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника и ударом по воротам. 2 112-113 Ведение мяча с активным сопротивлением защитника и ударом по воротам. 2 Эстафеты с ведением мяча. 1 115-116 Остановка катящего мяча внешней стороной стопы. 2 117-118 Остановка мяча грудью. 2 119-120 Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы. 2 121-122 Совершенствование культуры передачи мяча и остановки мяча в парах, тройках. 2 123-124 Совершенствование передачи мяча на месте и в движении. 2 125-126 Удар по неподвижному мячу внешней частью подъема. 2 127-128 Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема. 2 129-130 Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком. 2 131 Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. 1 132 Розыгрыш свободного удара. 1 133 Розыгрыш штрафного удара. 1 134 Розыгрыш углового удара. 1 107 114 135-136 Учебная игра 2