Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51от 06.06.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиа Притяжение» направленность: социально-гуманитарная Возраст обучающихся: 11-17 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Грошева К.А. педагог дополнительного образования село Лебёдкино, 2024 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3 Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график: 2.2 Условия реализации программы 2.3.Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 3. Список литературы ПРИЛОЖЕНИЕ 2 3 3 5 5 13 14 14 14 15 15 16 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Медиа Притяжение» имеет социальногуманитарную направленность и ориентирована на развитие и становление личности учащегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного и художественно иллюстративного таланта, нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ работы в медиа-индустрии и создание медиа - продуктов на актуальные темы, реализации потребности в коллективном творчестве. Направленность программы дополнительного образования – социально-гуманитарная. Программа составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устав МБОУ «СОШ №19». Актуальность Актуальность программы заключается в том, что медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для развития граждан. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с учащимися. Глобальные компьютерные, мобильные информационные технологии, телевидение, радио должны стать инструментом для познания мира и 3 осознания себя в нём, а не просто средством получения удовольствия от компьютерных игр. Помимо этого актуальность программы обусловлена тем, что социально-творческое развитие учащихся рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений нашего муниципалитета. Участие в работе Школьного медиацентра для современного ребенка - не только эффективный воспитательный рычаг, но и инструмент формирования базовых компетенций: коммуникативной, информационной, личностной и ценностно-смысловой для учащихся с любым уровнем подготовки и возможностей здоровья. Все перечисленные компетенции необходимы учащимся, как в учебной деятельности, так и в социальной среде. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны учащихся и их родителей (законных представителей) на программу, так как занятия по данной программе учитывают личностные особенности учащихся и учат их свободно и творчески мыслить, развивают нестандартное мышление, способность к самовыражению, творческому восприятию и отражению мира, помогают сформировать активную и независимую жизненную позицию. Разработанная программа предназначена для обучающихся МБОУ «СОШ № 19» и адаптирована к определенным условиям образовательного учреждения, его особенностям и традициям. Новизна: Новизна данной программы заключается в использовании современныхметодик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарныхи технических наук, овладение новыми информационными компетенциями.Созданиеинтерактивноговиртуальногообразовательногополя позволяетрасширять и дополнять учебную программу - это еще один из элементов новизны данной программы.Новизной данной программы является то, что программа профессионально ориентирована, она позволяет подготовить учащихся к необходимым требованияминформационного творчества. Программа является комплексной и представляетсобой интегрированный курс, включая знания по таким предметам как литература,русский язык, информатика, история, искусство, английский язык. Усвоениеучащимся новых знаний и умений, формирование его способностей происходит непутем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательногопоиска в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельнойработы с поиском актуальной информации, написанием статей, созданиемсобственных проектов с применением технологий интервьюирования, фото- ивидеосъемки, верстки, корректурой и редактированием текстов. Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы «Медиа Притяжение» заключается в том, что связана с решением такого блока задач образовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация личностное становление учащихся.Пресса, выпускаемая подростками, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Программа профессионально - ориентирована, на занятиях отрабатывается авторская позиция, самопрезентация и умение работать в коллективе. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, медиастатьи могутбыть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе школьного медиацентра. Таким образом,создаются условия для формирования информационно-нравственной компетенции учащихся,самоутверждения и становления личностной зрелости учащегося. Адресат программы: Программа «Медиа Притяжение» рассчитана на учащихся 11-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим. Набор учащихся свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы – 7-10 человек. Может осуществляться дополнительный набор детей в течение года на вакантные места в коллектив. Учебный процесс организуется с учетом режима работы общеобразовательных школ. Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся: В данном возрасте происходит смена ведущей деятельности: роль ведущей деятельности играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит учение, общение, общественно-полезный труд. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого «нет понимания отношений, лежащих за явлениями». Мышление в понятиях дает 4 возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. Ведущим мотивом поведения учащихся является стремление найти свое место среди сверстников, причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Учащийся максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, он старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности». Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка. Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 11- 13 лет учащемуся важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших учащихся сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная». У многих учащихся оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде. Объём и сроки освоения программы: Объем программы составляет 68 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа (всего 2 часа в неделю). Продолжительность академического часа составляет – 40 минут с перерывом 10 минут. Форма обучения – очная. В программе «Медиа Притяжение» использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми: творческие проекты; круглые столы; тренинги «Берем интервью»; регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов; конкурс анонсов, афиш; конкурс видеороликов; мастер-классы, посещение медиафорумов; контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции. Особенности организации образовательного процесса: В программу принимаются дети в возрасте 11-17 лет, проявляющие интерес к журналистике, информатике, фотографированию, созданию видеороликов. Необходимо наличие желания познавать новое, быть все время в курсе всех новостей, коммуникабельными. Наличие отдельного кабинета, наличие ПК с установленными программами MovaviPhotoEditor, PictureManager, Paint.Net и др., видео- и фотоаппаратуры, видеоматериалов, обучающих роликов. Для эффективного освоения технических приёмов, работы с графическими редакторами и программами по обработке видео и звука на занятиях проводятся индивидуальные и групповые упражнения, в парах, тройках и микрогруппах. Особое внимание здесь уделяется ребятам, которые «на 5 ты» с компьютером. Индивидуально-ориентированный подход применяется для пишущих ребят или выступающих в роли ведущих, интервьюеров, с которыми необходим детальный анализ их ошибок и успехов. Практические работы и задания призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надёжности. Существенное место занимают игры и творческие проекты. В них заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения, воспитанники учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в интересах объединения. Игры, соревнования, занятия объединяют подростков, у них воспитывается дисциплинированность, ответственность перед коллективом, формируется культура поведения и общения, приобретается опыт коллективного взаимодействия, развивается самостоятельность в принятии решений, воля и терпение, появляется осознанное желание вести активный образ жизни. Для определения результативности обучающихся по программе педагогом проводится мониторинг: отслеживается теоретический уровень подготовки обучающихся по основным разделам программы; уровень личностного развития, активное участие обучающихся в играх, проектах. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование, выставки и т.д. 1.2. Цели и задачи Цель: создание условий для самореализации учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей через привлечение их к издательскому делу через индивидуальную и групповую деятельность в разных направлениях в сфере медиа. Задачи программы: Образовательные: Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений. Создать живую, активно работающую информационную среду. Развивающие: Способствовать повышению работоспособности учащихся. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности. Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации. Воспитывать дисциплинированность. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Введение. Модели медиаобразования Теория. Вводное занятие. Примерные модели медиаобразования: образовательно информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.); воспитательно - этические (рассмотрение моральных, философских проблем на материале медиа); практико-утилитарные (изучение различной медиатехники с целью последующих фото/видеосъемок, создания интернетных сайтов и т.д.); эстетические (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиа - культуры). Основы медиаобразовательных технологий. Развитие полноценного восприятия на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность медиаобразовательных технологий. Изучение «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий. Технология организации и проведения. Написание оригинального минисценария произведения медиакультуры (например, рассчитанного на 3-5 минут экранного действия, осуществимого в практике учебной видеосъемки); 6 Изучение «театрализовано-ситуативных» медиаобразовательных занятий. Технология ролевой (деловой) «театрализовано-ситуативной» игры: распределение между учащимися ролей «журналистов», «режиссеров», «операторов»,«дизайнеров», «актеров» мини сценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционный период и практическое создание медиатекста. Сравнение и обсуждение полученных у «команд» результатов. Изучение интегрированных медиаобразовательных занятий. Типы творческих «изобразительно-имитационных» заданий: создание рекламных афиш собственного медиатекста с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему российских произведений медиакультуры; создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию. Практика. Написание минисценария произведения видеосъемки, создание рисунков и коллажей Контроль: проведение медиаобразовательных занятий в 5 классах. Использование ролевых игр, эвристических и проблемных подходов в дисциплины обязательного цикла. Фотография Теория. Для чего люди снимают фотографии? О чем может рассказать фотография. Фотографии – застывшее мгновение. Знакомство с профессией – фотограф. Какие бывают фотографии. Фотографии семейные и фотографии в газетах, журналах, книгах - чем они отличаются. Особенности фотожанров. Фотография и картина - чем они отличаются. Сравнительный анализ репродукций портретов и фотопортрета. Составление таблицы сравнений. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. Работа с фотографией. Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? Правила фотосъемки. Фокусировка. Экспозиция. Выдержка. Диафрагма. Обращение с фотокамерой, техника при работе с фотокамерой. Практическое задание: предметная фотосъемка - съемка еды. Программы по обработке фотографий. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. Тренинг редактирование фотографий-пробников. Практика. Создание фоторепортажа. Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж. Подготовка фотографий к фотовыставке. Контроль: выставка фотопроектов. Компьютерная графика Теория. Назначение графических редакторов. Растровая графика. В чем различия между растровыми редакторами CorelPhoto-Paint и AdobePhotoshop. Объекты растрового редактора. Инструменты графического редактора Paint.Net: панель Инструменты, панель Палитра, панель Слои, панель Журнал; объекты растрового редактора (точка, линия, замкнутая область, изображение). Основные действия с объектами. Возможности инструментов графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом. Как сделать фигуру привлекательной. Цветовое решение. Масштабирование. Практикум по созданию афиши, анонса. Назначение графических редакторов. Векторная графика. Объекты векторного редактора. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом. Изучение программ PictureManager, Paint.NET, MovaviPhotoEditor и др. Практикум. Работа с программой AdobePhotoshop. Знакомство с AdobePhotoshop: изучение строки меню и меню файл и редактирование. Общая коррекция изображений. Редактирование фотографий-пробников. Наложение слоёв на фотографии-пробники. Основы оформительской работы. Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж изображений. Практика. Сканирование рисунков, фотографий. Обработка изображений с помощью программ. Контроль: создание афиши или трейлера для школьного мероприятия. Звукозапись Теория. Где используется звукозапись? Что называется информацией? Работа с понятиями: текстовая информация, графическая информация, числовая информация, звуковая информация, видеоинформация. Прослушивание в звукозаписи стихов, сказок, песен для детей, музыки из мультипликационных фильмов. Игра-драматизация под звукозапись. Сочинение сказки методом «Сказка переехала» «Старая сказка с новым концом». Придумывание истории или сказки по сюжетным картинкам. Инсценировки детских сочинений. Собственные действия исполнителя роли. Использование разных видов театра. Слушание радиопередач для детей. 7 Развитие внимания к звуковой среде. Звук как слагаемое художественного образа на экране. Модификация системы DolbyDigital. Основные системы звука, область приме- нения и их принципиальные отличия. Место и значение звука при создании экранного произведения. Искусственное создание естественного звука. Внутрикадровая и закадровая музыка – в чем разница и особенности. Единство музыкального решения. Единство стиля музыкального решения. Практика: Создание рекламного ролика, озвучивание фрагмента. Контроль. Анализ музыкального решения просмотренной передачи по таблице критериев. Шумы в фонограмме передач. Теория. Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетнодраматургическую функцию, активно участвуя в формировании атмосферы фильма. Звуковые планы. Акустическая атмосфера. Звуковые эффекты в SonyVegas. Практика: озвучение видеоматериалов. Компьютерная обработка звука на компьютере. Задание на дом: собственная творческая деятельность (записать радиопередачи, озвучивание видеофрагмента, запись интервью – на выбор). Контроль: круглый стол по разбору ошибок в творческих работах. «Медиаобразование на материале рекламы» Теория. Жанровая и методологическая особенность рекламы. Жанры рекламы и их разновидность. Методы: внушение, убеждение, повторяемость. Коммуникативный эффект рекламного текста. Понятие «коммуникация». Реклама как способ сообщения различной информации. Какая информация передается с помощью рекламы и как на нее реагировать? Телевидение – средство передачи информации. Можноили нет смотреть телевизор людям? Реклама в жизни современных школьников. Анализ различных рекламных текстов и их воздействие на жизнь, досуг, обучение, развитие современных школьников. Взаимодействие рекламы и культуры. Разнообразие рекламных роликов, их доступность, содержание. Понятие культуры рекламного текста. Требования к содержанию текста рекламы. Понятие «возрастная реклама». Формирование возрастных групп дляпросмотра и создания рекламного медиатекста. Понятие, сущность и характеристика информационного и манипулятивного воздействия, психологических манипуляций. Социально-экономические и политические факторы, определяющие массовое распространение психологических манипуляций (исторический и современный аспекты). Информационно-психологическая безопасность личности. Понятие, сущность и характеристика информационно-психологического воздействия, информационно-психологической безопасности личности и других социальных субъектов, их взаимосвязь. Междисциплинарный характер проблемы информационно-психологической безопасности личности, предпосылки актуализации проблемы. Угрозы информационно психологической безопасности личности и их основные источники. Практика. Создание мини – проектов: рекламных роликов Контроль: создание рекламного ролика. Интернет-среда. Современные СМИ Теория. Отличие интернет-изданий от прочих. Понятие WEB 2.0. Примеры рубрик веб - газеты. YouTube, VK, Сферум особенности этих ресурсов. Коллективное взаимодействие в современных информационных системах. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и манера поведения на публике. Анализ поведения известных личностей. Профессия – блогер. Кто это? Оригинальность и полезность. Разработка концепции и названия канала на YouTub. Основные этапы производства видеопродукта. Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. Создание поста для ВК Написание интернет - статьи. Сколько задач может решать одна-единственная статья. Актуален ли для статей принцип "слоеного пирога". Заголовок и вводный абзац - как написать? 11 способов начать статью. Корректировка текста. Газетный стиль, его специфика. Работа на ПК. Назначение специальных систем для работы в глобальной сети. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU и ее возможности). Просмотр материалов. Заметка на дискуссионную тему. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Создание Интернет - опроса. 8 Практика. Публикация на своей соцстранице поста. Анализ охвата аудитории, популярности информации Контроль: собственный медиапродукт на личной странице в «ВКонтакте». Контроль по завершению программы. Практика. Создание проекта. Защита проекта. Контроль. Индивидуальные консультации по авторской работе. Подведение итогов занятия за год. Контроль по завершению программы: Защита проектных работ. 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты: развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала; учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями; получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.). Предметные результаты: Воспитанники должны знать: понятия «медиапространство», «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного издания», «редактирование», «инфотеймент» информационные и аналитические жанры журналистики; организационную структуру работы газеты и телевидения. формы вовлечения общественности в журналистский процесс историю развития журналистики. особенности работы рекламиста особенности современной рекламы приёмы работы с видеокамерой основы видеомонтажа понятия «модели медиаобразования», «редактирование» 9 уметь: информационные и аналитические жанры журналистики; формы вовлечения общественности в журналистский процесс особенности работы рекламиста и фотожурналиста особенности работы в программах по обработке фотографий особенности современной рекламы. приёмы работы с видео и фотокамерой основы видеомонтажа и фотографии создавать текстовые материалы по информационным жанрам создавать журналистские материалы разных жанров общаться с отдельным человеком и аудиторией создавать рекламные тексты и иллюстрации снимать и монтировать видеоматериал ориентироваться в потоке социальной информации, выделять важное самостоятельно находить тему для своего будущего материала собирать и обрабатывать полученную информацию общаться с отдельным человеком и аудиторией создавать рекламные тексты и иллюстрации, фоторепортаж выстраивать сюжет в соответствии со сценарием снимать и монтировать видеоматериал 10 Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения Начало занятий Дата окончания занятий Кол-во учебных недель Кол-во учебных часов Режим занятий 1 год сентябрь май 34 68 1 раз в неделю по 2 часа Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практик а 1 Введение. Модели медиаобразования 8 2 6 2 Фотография 12 4 8 3. Компьютерная графика 10 4 6 4. Звукозапись 16 4 12 5. «Медиаобразование на материалерекламы» 8 4 4 6. Интернет-среда. Современные СМИ. 12 2 10 7. Контроль по завершению программы. 2 2 Итого: 68 22 Проведение медиаобразовательного занятия в 1-5 классах выставка фотопроектов создание афиши или трейлера для школьного мероприятия создание рекламного ролика любой медиапродукт на своей странице в «ВКонтакте» собственный медиапродукт на личной странице в «ВКонтакте» Защита проектных работ 46 Учебно - тематический план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего 1.Введение. Модели Теория медиаобразования (8 часов) 11 Формы аттестации/ контроля Практика 1.1 1.2 1.3 Вводное занятие. Примерные модели медиаобразования Основы медиаобразовательных технологий. Изучение «литературноимитационных» медиаобразовательных занятий. 1 1 1 Проведение медиаобразовательного занятия в 5 классах Написание минисценария произведения видеосъемки 1.4 Технология организации и проведения медиаобразовательных занятий. 1 Сравнение и обсуждение полученных у «команд» результатов. 1.5 Технология ролевой «театрализовано- ситуативной» игры Изучение интегрированных медиаобразовательных занятий. 1 Мини - проект 1 Творческая работа 1.7 Создание рекламных афиш собственного медиатекста с помощью фотоколлажа с дорисовками 1 Мини – проект, защита проекта 1.8 Создание рисунков и коллажей на тему российских произведений медиакультуры 1 Мини – проект, защита проекта 1.6 2.Фотография (12 часов) 2.1 Фотография–застывшее мгновение. Знакомство с профессией – фотограф. 1 2.2 Какие бывают фотографии. Особенности фотожанров. Фотография и картина чем они отличаются. Искусство портретной съемки. 1 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 1 1 1 Секреты выразительности фотопортрета. Работа с фотографией. Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? Правила фотосъемки. 1 1 12 Составление таблицы сравнений. Практическое занятие по теме портрет. Практическое занятие по теме портрет. Наблюдение 2.8 Обращение с фотокамерой, техника при работе с фотокамерой. 1 Практическое задание: предметная фотосъемка - съемка еды 2.9 Программы по обработке фотографий. Основы Photoshop. 1 Тренинг: редактирование фотографийпробников. 2.10 Создание фоторепортажа. 1 Практическое занятие по теме репортаж. Подготовка фотографий к фотовыставке. 2.11 Создание фоторепортажа 1 Практическое занятие по теме репортаж. Подготовка фотографий к фотовыставке. 2.12 Создание фоторепортажа 1 Выставка фотопроектов 3.Компьютерная графика (10 часов) Назначение графических редакторов. Растровая графика. Объекты растрового редактора. 1 3.3 Инструменты графического редактора Paint.Net 1 3.4 Возможности инструментов графического редактора. 1 3.5 Создание и редактирование рисунка с текстом. Как сделать фигуру привлекательной. 1 Практикум по созданию афиши, анонса. 3.6 Назначение графических редакторов. Векторная графика. Объекты векторного редактора. Инструменты графического редактора. 1 Создание и редактирование рисунка с текстом. 3.7 Изучениепрограмм Picture Manager, Paint.NET, Movavi Photo Editor 1 Создание и редактирование рисунка 3.8 Работа с программой AdobePhotoshop. 1 Создание и редактирование рисунка 3.1 3.2 Составление таблицы сравнений. 1 13 3.9 Общая коррекция изображений. Наложение слоёв на фотографии- пробники. 3.10 Основы оформительской работы. 1 Практическая работа. Редактирование фотографийпробников. 1 Создание афиши или трейлера для школьного мероприятия 4.Звукозапись (16 часов) 4.1 Где используется звукозапись. Что называется информацией. Игра- драматизация под звукозапись. Инсценировки детских сочинений. 4.2 Сочинение сказки методом «Сказка переехала» «Старая сказка с новым концом». 2 Творческая работа в парах 4.3 Придумывание истории или сказки по сюжетным картинкам. Собственные действия исполнителя роли. Использование разных видов театра. Слушание радиопередач для детей. 1 Придумывание истории или сказки по сюжетным картинкам. Мини- проект 4.4 Тренинг 1 1 4.5 Развитие внимания к звуковой среде. Звук как слагаемое художественного образа на экране. Модификация системы Dolby Digital. 1 Создание рекламного ролика 4.6 Основные системы звука, область применения и их принципиальные отличия. 1 Практическая работа 4.7 Место и значение звука при создании экранного произведения. Искусственное создание естественного звука. 1 Практическая работа 14 4.8 Внутрикадровая и закадровая музыка – в чем разница и особенности. 4.9 Единство музыкального решения. Единство стиля музыкального решения. Шумы активно участвуют в формировании атмосферы фильма. 1 4.1 1 Звуковые планы. Акустическая атмосфера. 1 4.1 2 Звуковые эффекты в SonyVegas. Практика: озвучение видеоматериалов. 4.1 3 Компьютерная обработка звука на компьютере. 1 Практика: озвучение видеоматериалов. 4.1 4 Творческая деятельность (записать радиопередачи, озвучивание видеофрагмента, запись интервью – на выбор). 2 Разбор ошибок творческих работах. 4.1 0 Практическая работа 1 1 5.Медиаобразование на материале рекламы (8 часов) 5.1 Жанровая и 1 методологическая особенность рекламы. Жанры рекламы и их разновидность. 5.2 Коммуникативный эффект рекламного текста. 1 5.3 Реклама как способ сообщения различной информации. 1 5.4 Телевидение средство информации. Можно или смотреть 1 – передачи Практическая работа 1 нет телевизор людям? 15 в 5.5 Реклама в жизни современных школьников. Анализ различных рекламных текстов и их воздействие на жизнь, досуг, обучение, развитие современных школьников. 1 5.6 Взаимодействие рекламы и культуры. Разнообразие рекламных роликов, их доступность, содержание. Понятие культуры рекламного текста. Требования к содержанию текста рекламы. 1 5.7 Понятие «возрастная реклама». Формирование возрастных групп для просмотра и создания рекламного 1 5.8 Проблемы информационнопсихологической безопасности личности, 1 6.Интернет-среда. СовременныеСМИ. (12 часов) 6.1 Отличие интернетизданий от прочих. Понятие WEB 2.0. 6.2 Примеры рубрик веб - газеты. YouTube, VK, Сферум особенности этих ресурсов. 1 Наблюдение 6.3 Инструменты создания информационных объектов для Интернета. 1 Практическая работа 1 16 6.4 Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и манера поведения на публике. Анализ поведения известных личностей. Тренинг 6.5 Профессия – блогер. Кто это? Оригинальность и полезность. Разработка концепции и названия канала на YouTub. 1 6.6 Основные этапы производства видеопродукта. 1 Проектная деятельность. 6.7 Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. 1 Сбор материала 6.8 Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. 1 Сбор материала 6.9 Написание интернет статьи. 1 Практическая работа 6.10 Заголовок и вводный абзац - как написать? 11 способов начать статью. 1 Практическая работа 6.11 Корректировка текста. Газетный стиль, его специфика. Работа на ПК. Назначение специальных систем для работы в глобальной сети. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU и ее возможности). 1 Создание Интернет опроса. Публикация на своей соцстранице поста. 6.12 Анализ охвата аудитории, популярности информации 1 Создание Интернет опроса. Публикация на своей соцстранице поста. 1 7. Контроль по завершению программы. (4 часа) 17 7. Контроль по завершению программы. Итого: 2 2 68 22 Защита проектных работ 46 2.2. Условия реализации программы Материально- технические: -кабинет для групповых занятий; -технические средства: ноутбук, фотоаппарат, фотокамера, принтер-копир-сканер, микрофон, колонки; -наличие бумаги и краски для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры. Информационное обеспечение: Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео): https://vk.com/info_media_skm?w=wall-152323139_71730; https://vk.com/info_media_skm?w=wall-152323139_71722; https://vk.com/info_media_skm?w=wall-152323139_71716&z=video152323139_456241413%2F6a3743927261e5a7c6%2Fpl_post_-152323139_71716; https://vk.com/info_media_skm?w=wall-152323139_71709; https://vk.com/info_media_skm?w=wall-152323139_71699; http://www.mediaeducation.ru/ Лаборатория медиаобразования Российской Академии наук. Информационныетехнологии: программыPaint, AdobePhotoshop, MicrosoftPublisher, MovaviPhotoEditor, SonyVegas, PictureManager Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, педагог с высшим или среднее специальным образованием, владеющим практическим опытом работы с учащимися, имеющим знания в области информационно-компьютерных технологий. 2.3.Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д. Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий. Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему. Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов. Оценочный материал (диагностический инструмент) представлен в приложении 1. Методический материал Обучение, а также оценка знаний и умений учащихся проводятся в форме творческих работ, индивидуальных заданий, творческих встреч. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается основополагающим понятиям журналистики. Освоение теоретического материала проводится в форме лекций и последующего обсуждения темы. В ходе занятий учащиеся овладевают техникой постановки вопросов, что очень важно для успешной работы. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий учащиеся готовят материалы в различных газетных, телевизионных и радийных жанрах, самостоятельно делают правку авторского текста, участвуют в конкурсах, «круглых столах», семинарах - дискуссиях, в мастер классах. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемнопоисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуацийуспешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий обучающие знакомятся 18 с охраной труда на занятиях, противопожарной безопасностью, к правильной организации тренировочного процесса, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию инвентаря. В основу программы легли определенные педагогические принципы: принцип дополнительности - монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности. принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимися благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия. принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к - 12 - личности учащегося. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности. принцип сознательности и активности учащих предполагает создание условий для активного и сознательного отношения к обучению, условий для осознания обучающимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков. принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения. принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учащегося процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития. принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному". Основные технологии, используемые при реализации программы: наглядные технологии; игровые технологии; технологии коллективного творчества. Дидактический материал -обучающие видеоролики; -материал для видео - и фотоотчета. Воспитательная работа Современный мир нельзя представить без цифровых технологий. Потребность в быстром восприятии и анализе информации, оперативности в принятии осознанных и ответственных решений, формировании собственной точки зрения и умение её отстаивать в медийной сфере, практиках, исследованиях – всё это требует творческого воспитания детей. Поэтому вопрос создания медийного пространства в школе стал одной из основных целей учебно-воспитательной деятельности школы, а построение медиа образования – важным планируемым результатом. В реализации практик могут принимать участие как ученики старших классов, так и младшие школьники вместе с классными руководителями, так же родителями. На наш взгляд, медиа пространство открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Для реализации данной практики используются теоретические и практические формы работы: теоретические (единство работы с текстом, фотографией, видео, аудио и сетью интернет как с носителями современной информационной культуры); практические (написание статьи, участие в создании репортажа, взятие интервью). Воспитательная работа в рамках программы реализуется в соответствии с календарным планом воспитательной работы, который разрабатывается на основе Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №19» с. Лебедкино. 3. Список литературы Литература для педагога: А как лучше сказать?// Розенталь Д.Э. – М., 2015 г. Газетная зарисовка/ В.П. Владимерцев – Иркутск: Изд-во Иркутского ин- та, 2002 Делаем новости!: учебное пособие/ Л.А. Васильева. – М. Аспект Пресс, 2013. – 190 с. История журналистики в России// В.И. Ворошилов – конспект лекций. – СПб.: Изд-во 19 Михайлова В.А. 2010 Культура речи и культура общения // Соколов В.В. – М., Просвещение. 2016 г. «Позвольте пригласить вас»… или речевой этикет. Пособие дляучащихся// С.И. Львова., - 3-е изд. Дрофа. – 2017., 202 с. Профессия – журналист А. Бовин// Журналист. – 2011. - №3 Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах (в помощь педагогам, воспитателям и родителям // А. Лопатина, М. Скребцова. М – ООО«Книжный Дом Локус» 2012. – 352 с. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе// Е. Т. Вовк// Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – 2014. -№5 Экологическая журналистика, РЯ и реклама [Текст]: учебное пособие Л.А. Коханова. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 383с. Список литературы для учащихся А как лучше сказать?// Розенталь Д.Э. – М., 2015 г. Голуб И.Б. Занимательная стилистика//Розенталь Д.Э. – М,2018 г. Культура речи и культура общения // Соколов В.В. – М., Просвещение Практическая стилистика русского языка// Розенталь Д.Э. -М. 2011 г. Речевой этикет и культура общения// А. Ткаченко. Высшая школа экономики. М. – 2018 г. Словарь антонимов русского языка. – М., 2001 г. Словарь русского языка. Под. ред. В.И. Ожегова – М. 2003 г. Словарь синонимов русского языка. – М., 2001 г. Учись фотографировать //А. Вартанов. М., ЮНИТИ-ДАНА – 2018 г. Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page http://www.openclass.ru/ http: //its-journalist.ru/ http: //youngjournal.v-teme.com/ http: //ru wikipedia.org 20 Приложение №1 Оценочный материал (диагностический инструмент) Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run. Позволяет проверить знания по пунктуации и орфографии в форме онлайн-тестирования. Справившиеся с этим заданием проходят собеседование с педагогом на наличие речевых ошибок. Оценивание каждого критериия по 12 балльной шкале: 1-6 баллов - оценка «3»; 6-10 баллов - оценка «4»; 11-12 баллов - оценка «5». Общий результат: 1-30 – оценка «3»; 30-50 - оценка «4»; 50-60 – оценка «5». ФИ уч-ся Критерии Балл Учитель Грамотность Объем информации Умение излагать свои мысли Связь с современностью Знание особенностей Публицистического стиля Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост» Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи, ролика. Требования к объекту оценивания: Тема задается учителем. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа. Указание автора текста. 21 Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт TimesNewRoman Критерии оценки Показатели 1. Критерии авторства 1.1.Наличие авторской позиции (авторского мнения, отношения к описываемому событию, явлению). Количество читателей репортажа, которые одинаково формулируют содержание авторской позиции (авторского мнения, отношения): более 90 % – 10 баллов; от 50 до 90 % – 7 баллов; от 20 до 50 % – 4 балла; менее 20 % – 2 балла; все читатели затрудняются выделить авторскую позицию – 0 баллов. 1.2. Применение средств предъявления авторской позиции, адекватных жанру репортажа: прямое высказывание отношения (критика, одобрение, комментарии и др.); выделение наиболее значимых с точки зрения автора эпизодов; эмоционально - окрашенный стиль текста и др. Количество использованных средств: 2 и более – 10 баллов; 1 средство – 7 баллов; Отсутствие средств – 0 баллов. 2. Критерии соответствия жанру 2.1. «Композиция репортажа». Соблюдение требований к композиции; последовательность изложения: все требования соблюдены репортажа, события переданы последовательно – 10 баллов; одно требование не соблюдается, события переданы последовательно – 7 баллов; все требования соблюдены, хронология событий нарушена – 5 баллов; одно требование не соблюдается, хронология событий нарушена – 2 балла; требования нарушены, последовательность событий отсутствует – 0 баллов. 22 2.2.Применение средств, создающих «эффект присутствия»: свидетельство очевидцев, прямая речь, диалоги, обращение к деталям описания, эмоциональное состояние автора. Количество использованных средств, создающих «эффект присутствия»: три и более – 10 баллов; два – 7 баллов; одно – 5 баллов; средства не использованы – 0 баллов. 2.3.Достоверность информации: отсутствие ошибок в используемых названиях, фамилиях, правильная передача слов участников события, правдивое описание действия и др. Количество ошибок: ошибок нет – 10 баллов; одна ошибка, обнаруженная редактором в ходе подготовки материала к печати – 5 баллов; на материал подана рекламация, информация рекламации подтвердилась – 0 баллов. Требования к презентации в PowerPoint № Критерии Требования Примечания 1. Основные слайды презентации Структура презентации: ый слайд – титульный лист – тема, автор, логотип; ой слайд – сведения об авторе; ий слайд – содержание презентации с кнопками навигации; в конце – список используемых источников завершающий слайд – повторение контактной информации об авторе. На 2-ом слайде размещается фотография автора, информация о нём и контактная информация. Кнопки навигации нужны для быстроты перемещения внутри презентации – к любому слайду можно добраться в 2 щелчка. Соблюдайте основные правила цитирования и авторские права!!! (обязательно указание первоисточников материалов: откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки; кроме интернет-ссылок, указываются и печатные издания) 23 2. Виды слайдов Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов: с текстом с иллюстрациями; с таблицами; с диаграммами; с анимацией 3. Шрифт Текст должен быть хорошо виден. Желательно устанавливать ЕДИНЫЙ Размер шрифта должен быть СТИЛЬ шрифта для всей презентации. максимально крупным на слайде! Самый «мелкий» для презентации – шрифт 24 пт (для текста) и 40 пт (для заголовков). ЛучшеиспользоватьшрифтыArial, Verdana, Tahoma, ComicSansMS Интервал между строк – полуторный. 4. Содержание информации При подготовке текста презентации в В презентациях точка в заголовках обязательном порядке должны ставится. соблюдаться общепринятые правила орфографии, пунктуации, стилистики и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), а также могут использоваться общепринятые сокращения. Форма представления информации должна соответствовать уровню знаний аудитории слушателей, для которых демонстрируется презентация. 24 5. Объем информации Недопустимо заполнять один слайд слишком большим объемом информации: единовременно человеку трудно запомнить более трех фактов, выводов или определений. Наибольшая эффективность передачи содержания достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо! Существует мнение, что на слайде должно быть размещено не более 290 знаков (включая пробелы). 6. Способы выделения Следует наглядно размещать информации информацию: применять рамки, границы, заливку, Важно не нарушать чувства меры: не перегружать слайды, но в то же время и не размещать разные цвета шрифтов, штриховку, сплошной текст. стрелки. Если хотите привлечь особое внимание, используйте рисунки, диаграммы, схемы, таблицы, выделяйте опорные слова. 7. Использован ие списков Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Лучше использовать списки по 3-7 пунктов. Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда. 8. Воздействие цвета Важно грамотное сочетание цвета в презентации! На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Учитывайте, что цвет влияет на восприятие различных групп слушателей по-разному (дети, взрослые, деловые партнеры, участники конференции и т.д.). 25 Цвет может увеличить или уменьшить кажущиеся размеры объектов. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). 9. Цвет фона Для фона выбирайте более холодные тона (предпочтительнее) или светлый фон и темные надписи. Пёстрый фон не применять. 10. Размещение изображений и фотографий В презентации размещать только Для уменьшения объема самой оптимизированные (уменьшенные) презентации рекомендуется соблюдать изображения. правила: Картинка должна иметь размер не более оптимизировать объем изображений 1024*768 Иллюстрации (для уменьшения располагаются на слайдах так, «веса» картинки можно использовать чтобы слева, справа, сверху, снизу от края MicrosoftOfficePictureManager); слайда оставались неширокие свободные вставлять картинки, используя поля. Перед демонстрацией ОБЯЗАТЕЛЬНО проверять, насколько четко просматриваются изображения. Текст должен быть хорошо виден на любом экране! Не забывайте, что презентация отображается по-разному на экране монитора и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается, будет выглядеть темнее и менее контрастно) специальные поля PowerPoint, а не просто перетаскивать их в презентацию; обрезать картинку лучше в специализированной программе (Photoshop или непосредственно др.), а не средствами PowerPoint Как правило, картинка (не фотография) весит меньше в формате gif / png,нежели в jpg и т.д. Плохой считается презентация, которая: долго загружается и имеет большой размер, когда фотографии и картинки растянуты изображения! 26 и имеют нечеткие Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания! 11. Анимационные эффекты Анимация не должна быть навязчивой! В информационных слайдах анимация Не допускается объектов допускается только в случае, использование побуквенной анимации и если это необходимо для отражения вращения, а также использование более 3- изменений и если очередность появления х анимационных эффектов на одном анимированных объектов слайде. соответствует структуре Не рекомендуется применять эффекты презентации и теме выступления. анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. Исключения составляют При использовании анимации следует специально созданные, динамические помнить о презентации. недопустимости пересечения вновь появляющегося объекта с элементами уже присутствующих объектов на экране. 12. Звук Не допускается сопровождение появления текста звуковыми эффектами из стандартного набора звуков Звуковое сопровождение слайдов подбирайте с осторожностью, только там, где это действительно необходимо. PowerPoint. Музыка должна быть ненавязчивая, а её выбор оправдан! Того же правила придерживайтесь при использовании анимационных эффектов. 13. Единство стиля Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться ЕДИНОГО ФОРМАТА СЛАЙДОВ (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Недопустимо использование в одной презентации разных шаблонов оформления! 27 Сохранение презентаций Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». Срасширением.pps Тогда в одном файле окажутся ВСЕ приложения (музыка, ссылки, текстовые документы и.т.д.) Итоговая аттестация Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: демонстрации видеофильма; диалога исторических или литературных персонажей; игры с залом; инсценировки реального или вымышленного исторического события; пресс-конференции; видеопутешествия или видеоэссе; рекламы; ролевой игры; интервью; телепередачи; фоторепортаж; виртуальной экскурсии. Оценивание презентации и защиты проекта происходит критериям. Критерии оценки содержания и защиты проекта Критерии оценки проекта Актуальность поставленной проблемы Теоретическая или практическая ценность Содержание критерия оценки Насколько работа интересна в или теоретическом Кол- во баллов От до 1 0 Насколько работа является новой? Обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? От до 1 0 Верно ли определил автор актуальность работы? От до 1 0 Верно ли определены работы? От до 2 0 От до 2 0 практическом плане? цели, задачи Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. 28 по Самооценка разработанным Оценка руководителя проекта Проделанная работа решает детально прорабатывает материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области Методы исследования или на От до 2 0 Автор в работе указал теоретическую и/или практическую значимость От до 1 0 Целесообразность применяемых методов 1 Соблюдение технологии 1 использования методов Качество содержания проектной работы Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) Выводы работы соответствуют поставленным целям 2 Оригинальность, неповторимость проекта 2 В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы 1 Есть ли исследовательский аспект в работе 2 Есть ли у работы перспектива развития 1 Интересная форма представления, но в рамках делового стиля От до 2 0 Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. От до 2 0 29 Компетентность участника при защите работы Форма материала соответствует задумке 1 Текст 1 легко воспринимается Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи 1 Четкие представления целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов От до 2 0 Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе От до 2 0 Докладчик опирается краткие тезисы, выводы, и распространяет, объясняет аудитории. От до 2 0 От до 2 0 От до 2 0 о на их Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос 30