Дополнительная общеобразовательная программа "РобоАрт" 8-10 лет

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№ 51от 06.06.2024г.

Рабочая программа
курса технической направленности
«РобоАрт»
дополнительное образование
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 8-10 лет

Автор-составитель:
Антонова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования

с. Лебедкино
2023 год

3

Содержание
1.

Основные характеристики общеразвивающей программы……………………

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы……………………………………
1.3 Содержание общеразвивающей программы……………………………………...
1.4 Планируемые результаты………………………………………………………….
2. Организационно-педагогические условия………………………………………….
2.1 Условия реализации программы…………………………………………………..
3. Список литературы……………………………………………………………………

2

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Значительные изменения в системе образования России на современном этапе,
результатом которых является стремление создать открытое образовательное пространство,
характеризующееся непрерывностью, универсальностью, охватом всех сторон жизни
учащегося, делают общее и дополнительное образование взаимодополняющими компонентами
единого образовательного процесса. Такая интеграция становится «средством реализации
вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями,
развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей,
социальную адаптацию и идентификацию, становление личности» (Хентонен А.Г., Бельская
К.В.). В соответствии с новым законодательством, структура дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы включает комплекс основных
характеристик программы и комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность (профиль) программы: техническая.
Актуальность программы:
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирование основ
инженерного мышления,
- отсутствие предмета в школьных программах начального образования,
обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта
программирования.
Fischertechnik позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной программы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
В наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо научить решать
задачи с помощью автоматов, которые он сам сможет спроектировать, защищать свое решение
и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и
запрограммировать.
Техническое творчество – мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные
основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные
исследования – многогранная деятельность, которая должна стать составной частью
повседневной жизни каждого учащегося.

3

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является
целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за
шагом раскрыть в себе творческие возможности и само реализоваться в современном мире.
Работа с конструктором Fischertechnik позволяет школьникам в форме познавательной
игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных
движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы
работы многих механизмов.
Адресат:
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы от 7 до 11 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие
противопоказаний по здоровью.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Объем программы: 204 часа (68 часов в учебный год)
Срок освоения программы: 3 года.
Перечень форм обучения: индивидуальная и групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практические работы, творческие задания, ролевые игры.
Перечень форм подведения итогов: практические задания, защита проектов,
соревнования.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
1 год обучения:
Цель: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой
моторики, изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и
устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.
Задачи:
 Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
 Установление причинно-следственных связей.
 Анализ результатов и поиск новых решений.
 Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
 Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
 Проведение систематических наблюдений и измерений.
 Использование таблиц для отображения и анализа данных.
 Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
2 год обучения:
Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем
организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического
конструирования и основ робототехники.
Задачи:
 Определять цели своей деятельности.
 Углубить знания по основным принципам механики.
 Находить оптимальные способы реализации поставленных целей, доводить решение
задачи до работающей модели.
 Развивать умение творчески подходить к решению задачи.
 Развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений.
 Оценивать полученные результаты.
 Организовывать свою деятельность.
 Сотрудничать в группе.
 Подготовка к соревнованиям роботов.
3 год обучения:
4

Цель: научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить
исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Задачи:
 Активное включение детей и молодежи в процесс самообразования и саморазвития;
 Формирование исследовательских умений, практических навыков конструирования;
 Приобретение навыков коллективного труда;
 Организация разработок технико-технологических проектов;
 Расширение кругозора учащихся в области конструирования;
 Привитие вкуса к исследовательской деятельности;
 Развитие моторики рук;
 Выявление наиболее одаренных обучающихся в области конструирования.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
№
п/п

Учебный (тематический) план:
Название раздела, темы

3.2

Количество часов
всего
теория
практик
а
1 год обучения (68 ч)
Вводное занятие. Мир робототехники
3
1,5
1,5
Вводное занятие. Знакомство. Правила
1
0,5
0,5
техники безопасности.
Что такое робот? Идея создания
1
0,5
0,5
роботов. Возникновение и развитие
робототехники
Виды
современных
роботов.
1
0,5
0,5
Робототехника. Автоматы. Знакомство с
некоторыми условными обозначениями
графических изображений
Первые шаги в робототехнику
3
1,5
1,5
Знакомство
с
конструктором
1
1
Fischertechnik.
Артур
Фишер
–
создатель конструктора Fischertechnik.
Исследование конструктора и видов
2
0,5
1,5
соединений
Оптика
23
6
17
Преломление света. Лупа. Лупа с
2
0,5
1,5
подсветкой
Диаскоп
2
0,5
1,5

3.3

Микроскоп

2

0,5

1,5

3.4

Телескоп

2

0,5

1,5

3.5

Отражение. Система зеркал

1

0,5

0,5

3.6

Перископ

2

0,5

1,5

3.7

Свет и тень. Солнечные часы

2

0,5

1,5

3.8

Тень и полутень. Планетарная модель

2

0,5

1,5

1
1.1
1.2

1.3

2
2.1

2.2
3
3.1

Формы
аттестации/ко
нтроля

Опрос

Тест

Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
5

Оптическое
волокно.
Световые
эффекты
3.10 Динамический световой эффект

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

3.11 Оптический телеграф Морзе

2

0,5

1,5

3.12 Час творчества

2

0,5

1,5

3.9

Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы

4
4.1
4.2
4.3

Динамика
Что такое динамика?
Взаимосвязь между силой и движением
Какой путь быстрее?

17
1
1
2

4,5
1
1
0,5

12,5

4.4
4.5
4.6

Петля
Что такое энергия?
Почему шарик останавливается?

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

4.7
4.8
4.9

Столкновение шариков
Большой маршрут с препятствием
Час творчества

2
3
2

0,5

1,5
3
2

Пневматика
Основы пневматики
Преимущества пневматики
Пневматические системы и компоненты
Получение
сжатого
воздуха.
Распределение сжатого воздуха
5.5 Подготовка и очистка сжатого воздуха
5.6 Получение движения за счет сжатого
воздуха
5.7 Пневматические цилиндры
5.8 Распределительный кран
5.9 Учебные
конструкции
с
пневматическим приводом. Ножничный
подъемник
5.10 Насос для воздушных шариков

21
1
1
1
1

6,5
1
1
0,5
0,5

14,5

0,5
0,5

Анализ работ
Анализ работ

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Анализ работ
Анализ работ

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работы

1

0,5

0,5

5.11 Раздвижные двери

2

0,5

1,5

5.12 Катапульта

2

0,5

1,5

5.13 Час творчества

4

Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы
Презентация
работы

5
5.1
5.2
5.3
5.4

1,5

4

5.14 Обобщающее занятие
6
Итоговое занятие

0,5

0,5

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4

1
5,5
0,5
0,5
0,5
0,5

32,5
1,5
1,5
2,5
1,5

1
1
2 год обучения (68 ч)
Вводное занятие
1
Машины и моторы
38
Ветряной двигатель
2
Воздушный шарик как двигатель
2
Пружинный двигатель
3
Резиномотор
2

Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работы

Тест
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
6

Пружинный двигатель с заводным
механизмом
2.6 Трехколесный автомобиль
2.7 Багги
2.8 Автомобиль с рулевым управлением
2.9 Внедорожник с рулевым управлением и
рессорной подвеской
2.10 Внедорожник с пружинным двигателем

3

0,5

2,5

4
4
4
4

0,5
0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
3,5
3,5

4

0,5

3,5

2.11 Внедорожник
управлением
2.12 Час творчества

4

0,5

3,5

2.5

с

дистанционным

2

2

работ
Презентация
работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ

Экологическая энергия
Энергия. Энергия воды
Пилорама
Преобразование энергии падающей
воды в электричество
Водяная турбина со светодиодом.
Энергия ветра. Преобразование энергии
ветра в движение
Преобразование энергии ветра в
электричество
Солнечная энергия
Преобразование солнечной энергии в
электричество
Солнечные
батареи.
Параллельное
соединение.
Последовательное соединение.

13
1
2
2

4
1
0,5
0,5

9
0
1,5
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2

0,5

1,5

14
1

4
0,5

10
0,5

1

0,5

0,5

Анализ работ

3

0,5

2,5

Анализ работ

1

0,5

0,5

Анализ работ

4.5

Накопление электрической энергии.
Солнечная зарядная станция.
Встречно – параллельное соединение.

2

0,5

1,5

Анализ работ

4.6

Экодом

2

0,5

1,5

Анализ работ

Экологическая энергетика и топливный
2
элемент
Топливный элемент
2
Обобщающее занятие
1
3 год обучения(68 ч)
Вводное занятие
1
Механика и статика
44
Машины вокруг нас. Что такое
1
механика?
Электрический двигатель
1
Червячный редуктор. Шлагбаум
2
Поворотная платформа
1

0,5

1,5

0,5

1,5
1

Зубчатая
редуктор

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4

5
5.1
6
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

передача.

Цилиндрический

2

Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ

Тест

1
16
1

28

0,5
0,5
0,5

0,5
1,5
0,5

0,5

1,5

Тест
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ
7

2.6
2.7
2.8
2.9

Приводы транспортных средств
Цепная передача
Машины с рулевым управлением
Коробка передач

2
1
3
1

0,5
1
0,5
0,5

1,5

2.10 Планетарный редуктор

1

0,5

0,5

2.11 Конический редуктор

1

0,5

0,5

2.12 Мешалка

1

0,5

0,5

2.13 Дифференциал
2.14 Винтовая передача. Автомобильный
домкрат
2.15 Подъемник «ножницы»
2.16 Токарный станок
2.17 Кривошипно-шатунный
механизм.
Стеклоочиститель
2.18 Четырехзвенный механизм

1
2

0,5
0,5

0,5
1,5

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

1

0,5

0,5

2.19 Отрезной станок

2

0,5

1,5

2.20 Рычаг. Рычажные весы

2

0,5

1,5

2.21 Весы с передвижной гирей

1

0,5

0,5

2.22 Полиспаст

1

0,5

0,5

2.23 Мир статики. Стол. Стремянка

1

0,5

0,5

2.24 Простой балочный мост

1

0,5

0,5

2.25 Мост с движением по верхнему поясу

1

0,5

0,5

2
2
2
2
22
1

0,5
0,5
0,5
0,5
7,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
14,5

3.2
3.3
3.4
3.5

Мост с движением по нижнему поясу
Вышка для охоты
Подъемный кран
Час творчества
Электроника
Основы электроники. Электрические
схемы
Карманный фонарь
Тестер
Освещение в холодильнике
Последовательное соединение. Пресс

1
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
1,5
1,5
1,5

3.6

Параллельное соединение

1

0,5

0,5

3.7

Переключатель

1

0,5

0,5

3.8

Освещение в коридоре

2

0,5

1,5

2.26
2.27
2.28
2.29
3
3.1

2,5
0,5

Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
8

3.9

Переключатель полярности

1

0,5

0,5

3.10 Электронные компоненты. Резистор.
Конденсатор. Светодиод. Транзистор.
Фототранзистор
3.11 Простой проблесковый маячок

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

3.12 Перемигивающиеся огни

1

0,5

0,5

3.13 Сенсорный выключатель. Электронный
управляющий модуль
3.14 Вентилятор для ванной
3.15 Час творчества

1

0,5

0,5

2
2

0,5

1,5
2

4

Обобщающее занятие

1

1

Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ

Содержание учебного (тематического) плана:
1 год обучения:
1 Вводное занятие. Мир робототехники.
1.1 Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности.
Теория: Правила техники безопасности
Практика: Тест «Правила техники безопасности».
1.2 Что такое робот? Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники.
Теория: Знакомство с историей создания роботов.
Практика: Анализ роботов – игрушек.
1.3 Виды современных роботов. Робототехника. Автоматы. Знакомство с некоторыми
условными обозначениями графических изображений.
Теория: Виды современных роботов. Знакомство с некоторыми условными
обозначениями графических изображений.
Практика: Тест
2 Первые шаги в робототехнику.
2.1 Знакомство с конструктором Fischertechnik.
Теория: Знакомство с конструктором Fischertechnik. Артур Фишер – создатель
конструктора Fischertechnik.
2.2 Исследование конструктора и видов соединений.
Теория: Виды соединений.
Практика: Соединения деталей конструктора.
3 Оптика.
3.1 Преломление света. Лупа. Лупа с подсветкой.
Теория: Преломление света.
Практика: Лупа. Лупа с подсветкой.
3.2 Диаскоп.
Теория: Что такое диаскоп?
Практика: Создание модели диаскопа.
3.3 Микроскоп.
Теория: Что такое микроскоп?
Практика: Создание модели микроскопа.
3.4 Телескоп.
Теория: Что такое телескоп?
Практика: Создание модели телескопа.
3.5 Отражение. Система зеркал.
Теория: Отражение.
Практика: Модель системы зеркал.
9

3.6 Перископ.
Теория: Что такое перископ?
Практика: Создание модели перископа.
3.7 Свет и тень. Солнечные часы.
Теория: Свет и тень
Практика: Создание модели «Солнечные часы»
3.8 Тень и полутень. Планетарная модель.
Теория: Тень и полутень
Практика: Создание планетарной модели.
3.9 Оптическое волокно. Световые эффекты.
Теория: Оптическое волокно
Практика: Создание световых эффектов.
3.10 Динамический световой эффект.
Теория: Что такое динамический световой эффект.
Практика: Создание модели.
3.11 Оптический телеграф Морзе.
Теория: Азбука Морзе.
Практика: Оптический телеграф Морзе.
3.12 Час творчества.
Теория: Обсуждение творческих замыслов учащихся
Практика: Создание и презентация проектов учащихся.
4 Динамика.
4.1 Что такое динамика?
Теория: Что такое динамика?
4.2 Взаимосвязь между силой и движением.
Теория: Взаимосвязь между силой и движением.
4.3 Какой путь быстрее?
Теория: Что такое механика?
Практика: Создание и анализ модели пути.
4.4 Петля.
Теория: Законы механики.
Практика: Создание и анализ модели «Петля»
4.5 Что такое энергия?
Теория: Энергия в нашей повседневной жизни.
Практика: Ветряной двигатель.
4.6 Почему шарик останавливается?
Теория: Закон сохранения энергии. Сопротивление.
Практика: Эксперименты с шариками.
4.7 Столкновение шариков.
Теория: Физический эффект - упругий удар
Практика: Эксперименты с шариками.
4.8 Большой маршрут с препятствием.
Практика: Эксперименты с шариками.
4.9 Час творчества.
Практика: Создание и презентация творческой работы.
5 Пневматика.
5.1 Основы пневматики.
Теория: Основы пневматики. Краткая история.
5.2 Преимущества пневматики.
Теория: Преимущества пневматики.
5.3 Пневматические системы и компоненты.
Теория: Что такое пневматические системы?
Практика: Знакомство с компонентами пневматической системы.
10

5.4 Получение сжатого воздуха. Распределение сжатого воздуха.
Теория: Диафрагменный насос. Принцип работы.
Практика: Анализ работы диафрагменного насоса.
5.5 Подготовка и очистка сжатого воздуха.
Теория: Для чего необходима очистка сжатого воздуха.
Практика: сбор системы для доставки сжатого воздуха .
5.6 Получение движения за счет сжатого воздуха.
Теория: Анализ системы для доставки сжатого воздуха от насоса к цилиндрам.
Практика: самостоятельный сбор системы.
5.7 Пневматические цилиндры.
Теория: Пневматические цилиндры.
Практика: Опыты с пневматическими цилиндрами.
5.8 Распределительный кран.
Теория: Распределительный кран
Практика: Эксперименты с распределительным краном.
5.9 Учебные конструкции с пневматическим приводом. Ножничный подъемник.
Теория: Конструкции с пневматическим приводом
Практика: Ножничный подъемник
5.10 Насос для воздушных шариков.
Теория: Чтение инструкции сбора насоса.
Практика: Сбор и испытание модели насоса для воздушных шариков
5.11 Раздвижные двери.
Теория: Чтение инструкции
Практика: Сбор модели раздвижной двери
5.12 Катапульта.
Теория: Чтение инструкции
Практика: Сбор модели катапульты
5.13 Час творчества.
Практика: Игровые конструкции.
5.14 Обобщающее занятие.
Теория: «Мозговой штурм»
Практика: Создание и презентация творческой работы.
2 год обучения:
1 Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности.
2 Машины и моторы.
2.1 Ветряной двигатель.
Теория: Ветряной двигатель.
Практика: Парусник на колесах.
2.2 Воздушный шарик как двигатель.
Теория: Может ли воздушный шарик быть двигателем?
Практика: Создание колесной модели. Эксперименты.
2.3 Пружинный привод.
Теория: Энергия пружины.
Практика: Создание колесной модели. Эксперименты.
2.4 Резиномотор.
Теория: Что такое резимотор.
Практика: Создание колесной модели. Эксперименты.
2.5 Пружинный двигатель с заводным механизмом.
Теория: Пружинный двигатель.
Практика: Создание колесной модели. Эксперименты.
2.6 Трехколесный автомобиль.
11

Теория: Инерционный двигатель.
Практика: Сборка моделей. Эксперименты.
2.7 Багги.
Теория: Инерционный двигатель.
Практика: Сборка моделей Багги. Эксперименты.
2.8 Автомобиль с рулевым управлением.
Теория: Конструкция рулевого механизма.
Практика: Сборка модели автомобиля.
2.9 Внедорожник с рулевым управлением и рессорной подвеской.
Теория: Рессорная подвеска.
Практика: Сборка модели автомобиля.
2.10 Внедорожник с пружинным двигателем.
Теория: Пружинный двигатель. Разбор инструкции.
Практика: Сборка модели внедорожника с пружинным двигателем.
2.11 Внедорожник с дистанционным управлением.
Теория: Дистанционное управление.
Практика: Сборка модели внедорожника с дистанционным управлением.
2.12 Час творчества.
Практика: Игровые конструкции и их презентации.
3 Экологическая энергия.
3.1 Энергия. Энергия воды.
Теория: Энергия воды. Применение энергии воды.
3.2 Пилорама.
Теория: Изучение инструкции
Практика: Сбор модели «Пилорама»
3.3 Преобразование энергии падающей воды в электричество.
Теория: Гидроэлектростанция
Практика: Сбор модели водяной турбины
3.4 Водяная турбина со светодиодом.
Теория: Механическая энергия. Светодиод.
Практика: Сбор модели водяной турбины со светодиодом
3.5 Энергия ветра. Преобразование энергии ветра в движение.
Теория: Энергия ветра
Практика: Демонстрационная модель турбины.
3.6 Преобразование энергии ветра в электричество.
Теория: Энергия ветра
Практика: Модель ветреной мельницы
4 Солнечная энергия
4.1 Преобразование солнечной энергии в электричество
Теория: Солнечная энергия.
Практика: Демонстрационные модели с одной солнечной батареей.
4.2 Солнечные батареи. Параллельное соединение.
Теория: Параллельное соединение.
Практика: Демонстрационные модели с двумя солнечными батареями.
4.3 Последовательное соединение.
Теория: Последовательное соединение.
Практика: Сборка модели «Электромобиль»
4.4 Накопление электрической энергии. Солнечная зарядная станция.
Теория: Накопление электрической энергии. Ионистор.
Практика: Демонстрационная модель солнечной зарядной станции.
4.5 Встречно – параллельное соединение.
Теория: Встречно – параллельное соединение.
Практика: Шлагбаум на солнечной энергии.
12

4.6 Экодом
Теория: Что такое «Экодом»
Практика: Создание модели «Экодом»
5 Экологическая энергетика и топливный элемент
5.1 Топливный элемент
Теория: Что такое топливный элемент?
Практика: Сборка модели вентилятора
6. Обобщающее занятие.
Практика: Анализ деятельности за учебный год
3 год обучения:
1 Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности.
2 Механика и статика.
2.1 Машины вокруг нас. Что такое механика?
Теория: Что такое механика?
2.2 Электрический двигатель.
Теория: Разновидности двигателей. Редуктор.
Практика: Сбор демонстрационной модели двигателя.
2.3 Червячный редуктор. Шлагбаум.
Теория: Червячный редуктор.
Практика: Сбор модели шлагбаума.
2.4 Поворотная платформа.
Теория: Червячная передача.
Практика: Сбор модели поворотной платформы.
2.5 Зубчатая передача. Цилиндрический редуктор.
Теория: Механическая передача с зубчатыми колесами.
Практика: Сбор модели цилиндрического редуктора. Эксперименты.
2.6 Приводы транспортных средств.
Теория: Приводы транспортных средств.
Практика: Сбор демонстрационной модели с двигателем и редуктором.
2.7 Цепная передача.
Теория: Что такое цепная передача.
2.8 Машины с рулевым управлением.
Теория: Рулевое управление.
Практика: Сбор демонстрационной модели с рулевым управлением
2.9 Коробка передач.
Теория: Многоступенчатая коробка передач
Практика: Сбор демонстрационной модели с многоступенчатой коробкой передач
2.10 Планетарный редуктор.
Теория: Планетарный редуктор.
Практика: Сбор демонстрационной модели планетарного редуктора. Эксперименты.
2.11 Конический редуктор.
Теория: Конический редуктор.
Практика: Сбор демонстрационной модели конического редуктора. Эксперименты.
2.12 Мешалка.
Теория: Изучение инструкции по сборке модели.
Практика: Сбор модели «Мешалка»
2.13 Дифференциал.
Теория: Что такое дифференциал
Практика: Сбор демонстрационной модели дифференциала. Эксперименты.
2.14 Винтовая передача. Автомобильный домкрат
Теория: Винтовая передача.
13

Практика: Модель «Автомобильный домкрат»
2.16 Подъемник «Ножницы».
Теория: Винтовая передача
Практика: Сбор модели подъемника «Ножницы»
2.17 Токарный станок.
Теория: Винтовая передача
Практика: Сбор модели токарного станка.
2.18 Кривошипно-шатунный механизм. Стеклоочиститель.
Теория: Кривошипно-шатунный механизм.
Практика: Сбор модели стеклоочистителя.
2.19 Четырехзвенный механизм.
Теория: Четырехзвенный механизм.
Практика: Сбор демонстрационной модели четырехзвенного механизма. Эксперименты.
2.20 Отрезной станок.
Теория: Кривошипно-шатунный механизм.
Практика: Сбор модели отрезного станка.
2.21 Рычаг. Рычажные весы.
Теория: Рычажные весы.
Практика: Сбор модели рычажных весов.
2.22 Весы с передвижной гирей.
Теория: Рычажные весы.
Практика: Сбор модели весов с передвижной гирей.
2.23 Полиспаст.
Теория: Для чего нужен полиспаст?
Практика: Сбор демонстрационных моделей полиспаст.
2.24 Мир статики. Стол. Стремянка.
Теория: Что такое статика?
Практика: Сбор моделей стремянки и стола.
2.25 Простой балочный мост.
Теория: Шарнирное соединение.
Практика: Сбор модели простого балочного моста.
2.26 Мост с движением по верхнему поясу.
Теория: Мостостроение.
Практика: Модель моста с движением по верхнему поясу. Эксперименты.
2.27 Мост с движением по нижнему поясу.
Теория: Мостостроение.
Практика: Модель моста с движением по нижнему поясу. Эксперименты.
2.28 Вышка для охоты.
Теория: Каркасные модели.
Практика: Модель вышки для охоты.
2.29 Подъемный кран.
Теория: Механика и статика.
Практика: Сбор модели подъёмного крана.
2.30 Час творчества.
Теория: «Мозговой штурм»
Практика: Создание и презентация творческой работы.
3 Электроника.
3.1 Основы электроники. Электрические схемы.
Теория: Основы электроники. Электрические схемы.
3.2 Карманный фонарь.
Теория: Кнопочный переключатель.
Практика: Модель карманного фонарика.
3.3 Тестер.
14

Теория: Назначение тестера.
Практика: Сбор модели тестера. Эксперименты.
3.4 Освещение в холодильнике.
Теория: Кнопочный переключатель.
Практика: Сбор модели устройства для освещения камеры холодильника.
3.5 Последовательное соединение. Пресс.
Теория: Последовательное соединение.
Практика: Сбор модели пресса.
3.6 Параллельное соединение.
Теория: Параллельное соединение.
Практика: Демонстрационная модель с параллельным соединением переключателей.
3.7 Переключатель.
Теория: Изучение инструкции
Практика: Модель с двумя кнопочными переключателями.
3.8 Освещение в коридоре.
Теория: Изучение инструкции
Практика: Модель с двумя кнопочными переключателями.
3.9 Переключатель полярности.
Теория: Переключатель полярности.
Практика: Модель карусели.
3.10 Электронные компоненты. Резистор. Конденсатор. Светодиод. Транзистор.
Фототранзистор.
Теория: Электронные компоненты.
Практика: Эксперименты по применению электронных компонентов конструктора
Fischertechnik
3.11 Простой проблесковый маячок.
Теория: Назначение проблесковых маячков.
Практика: Сборка демонстрационной модели простого проблескового маячка.
3.12 Перемигивающиеся огни.
Теория: Мультивибратор.
Практика: Сборка демонстрационной модели мультивибратора
3.13 Сенсорный выключатель. Электронный управляющий модуль.
Теория: Схема Дарлингтона
Практика: Сборка демонстрационной модели
3.14 Вентилятор для ванной.
Теория: Терморезистор
Практика: Сборка модели вентилятора
3.15 Час творчества.
Практика: Создание и презентация творческой работы.
4 Обобщающее занятие.
Практика: Анализ деятельности за учебный год
1.4 Планируемые результаты
К концу 1 года обучающиеся должны:
знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Fischertechnik;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
15

- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по
собственному замыслу.
Уметь:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
- уметь логически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие
школьников в различных лего-конкурсах по робототехнике на уровне школы.
К концу 2 года обучающиеся должны:
знать:
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
- как использовать созданные программы;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и
опыт конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по
разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать программы на компьютере для различных роботов;
- корректировать программы при необходимости.
Уметь:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку робототехнических средств, с применением конструкторов;
- создавать программы для робототехнических средств;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание;
- руководить работой группы.
К концу 3 года обучающиеся должны:
знать:
- простейшие основы механики;
- виды конструкций, соединение деталей;
- последовательность изготовления конструкций;
- целостное представление о мире техники.
Уметь:
- конструировать по условиям, заданным учителем, по образцу, по схеме;
- отличать новое от уже известного;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса или группы учащихся;
- сравнивать и группировать предметы и их образы;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- работать в паре;
- рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
- работать над проектом в команде, распределять обязанности (конструирование и
программирование);
- решать проблемные ситуации;
- исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать
решения и реализовывать их.
16

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих
умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
 называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять свое отношение к поступкам
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
 определять, различать и называть детали конструктора;
 конструировать по условиям, заданным учителем, по образцу, по чертежу, по заданной
схеме и самостоятельно строить схему;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
 уметь работать по предложенным инструкциям;
 умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений;
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
 уметь работать в паре и в коллективе;
 уметь рассказывать о конструкции;
 уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Учебно-информационные умения:
 понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения);
 находить нужную информацию в учебнике;
 выделять главное в тексте;
 работать со справочной и дополнительной литературой;
 представить основное содержание текста в виде тезисов;
 усваивать информацию со слов учителя;
 усваивать информацию с помощью диска;
 усваивать информацию с помощью компьютера.

17

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- для проведения занятий по программе требуется проектная зона центра образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста»;
- персональный компьютер в сборе;
- мультимедийная установка;
- конструкторы Fischertechnik.
Методические материалы:
- методическое сопровождение по направлениям деятельности с конструктором
Fischertechnik (флэш-карта в комплекте с набором Fischertechnik);
- рабочие тетради по направлениям деятельности с конструктором Fischertechnik.
Кадровое обеспечение: Антонова Марина Николаевна - педагог дополнительного
образования, прошедший курсы повышения квалификации по направлению «Робототехника»

3.
1.
2.
3.

Список литературы

Рабочие
тетради
–
http://fischertechnik.ru/activity-booklets,
http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets
История конструктора – https://fanclastic.ru/istoriia-konstruktorov/170-fischertechnik.html
Методические рекомендации – https://habr.com/ru/company/neuronspace/blog/243929,
http://фгос-игра.рф/fischertechnik

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».