Дополнительная общеобразовательная программа "ТОПОС"

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№ 51от 06.06.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Туристко-краеведческой направленности
«ТОПОС:
введение в исследовательское краеведение»
Возраст обучающихся - 11-17 лет
Срок реализации программы - 1 год

Автор-разработчик:
Ряпосова Ю.В.
педагог
дополнительного образования

Артемовский район,
с. Лебёдкино

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3 Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график:
2.2 Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

3
3
4
5
7
8
8
8
8
9

1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы: туристско-краеведческая
Программа составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным
общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
13.
Устав МБОУ «СОШ №19».
Актуальность программы:
Сегодня для успешной и активной жизни для человека принципиально важно занимать
по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Личность
развивается в деятельности. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности
должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции личности.
Именно благодаря развитию исследовательской позиции человек получает возможность
самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире. Именно

3

этим обусловлена необходимостью развития исследовательской позиции учащихся по
отношению к миру вокруг себя, освоению методов исследования для реализации
познавательной активности в соответствии с культурными нормаминаук.
Новизна программы:
В основе программы лежит Типовая модель создания новых мест для региональных
систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности,
разработанная в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по
созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка».
Отличительная особенность программы – направленность на подготовку к
экспедиционнымисследованиям или к участию в выездной исследовательской школе.
Адресат программы: обучающиеся МБОУ «СОШ 19» в возрасте от 11 до 17 лет.
Зачисление в учебные группы осуществляется по желанию учащегося, на основании его
заявления
или заявления родителя/законного представителя, без предварительного
отбора и требований к уровню подготовки.
Режим занятий: еженедельно по 2 часа с обязательным 10–15-минутным перерывом
после каждых 45 минут занятия в соответствии с СП 2.4.3648-20 (всего 48 часов) и два
однодневных выезда (или один двухдневный) по подготовке к экспедиции (12 часов).
Наполняемость группы — до 15 человек.
Объем программы: 68часов
Срок реализации программы: 1 год.
Особенности организации образовательной деятельности
Программа реализуется по традиционной модели.

Перечень форм обучения: групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: тренинг, практическая работа, круглый стол, презентация
работ, семинар.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающий программы:
экспедиция, поход, проект.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: развитие исследовательских навыков обучающихся посредством их
вовлечения в деятельность по изучению природных объектов родного края.
Задачи программы:
обучающие:
 дать представление о типологии исследований, структуре и технологии
реализации исследовательской деятельности;
 обучение методам краеведческой работы;
 освоение основ ориентирования на местности
развивающие:
 развитие исследовательских способностей и исследовательской позиции по
отношению к окружающему миру;
 усовершенствование личной и командной работы в организации быта и
путешествия;
воспитательные:
 формирование исследовательской культуры и этики отношений в командной
работе и исследовательской деятельности;

4


условиях.

№

развитие коммуникативных навыков в подростковом коллективе в полевых

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Названия разделов и

п/п
1
2

3

4

5

6

тем

Рождение
исследования
местности

замысла
на

Планирование
реализации
исследования

теория практика

4

2

2

4

1

3

тестированием
Представление
замысла

3

Представление
плана

18

Зафиксированные
данные (собранные
материалы)

4

Полевая
исследовательская
работа

20

Обработка
исследовательского
материала

1

2

12

2

10

4

1

3

Оформление результатов

Рефлексия
представления
обсуждения
исследований

9

Выездные
(подготовка

4

4

результатов 4
и

4

занятия

12

4

8

к

с

Результаты
обработки
данных
(материалов)
и

презентация
Стендовый доклад
или
устный доклад с
презентацией
Рефлексивный
анализ

Сдача
нормативов

экспедиции
или
выездной исследовательской
школе)
Итого

аттестации
/контроля
Беседа-диалог

Текст

Представление
результатов
исследований

8

Формы

всего

Вводное занятие

исследования
7

Количество часов

по

экспедиционному
туризму
68

12

56

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по ТБ. Цель и задачи программы, ее особенности. Этика

5

исследовательской деятельности. Направления исследования на местности: живая природа;
неживая природа; человек и общество — прошлое; человек и общество — современность.
Практика. Тестирование «Исследование». Игры на проявление и развитие
исследовательских способностей (наблюдательность, чувствительность к проблемам и новизне,
вопрошание, выдвижение версий).
2. Рождение замысла исследования на местности
Теория. Принципы поиска объекта для исследования на местности. Логика
конструирования замысла исследования.
Практика. Реализация технологии «рождение замысла на местности» в группах. Поиск
объекта исследования. Конкретизация замысла. Графическая репрезентация замысла в формате
постера. Проведение стендовой сессии представления и обсуждения замысла группами друг
другу. Доработка образа исследовательского замысла.
3. Планирование реализации исследования
Теория. Основы планирования: время, ресурсы, этапы, распределение функционала в
команде.
Практика. Составление планов реализации исследования в группах. Представление
плана в виде графической репрезентации пути. Презентация и обсуждение планов
исследовательских групп друг другу. Корректировка плана исследования.
4. Полевая исследовательская работа
Теория. Оборудование и материалы для проведения исследования. Подготовка к
полевой работе (в соответствии с тематикой групп): понятия, опросные листы/бланки
фиксации, принципы работы с техникой/инструментами.
Практика. Проведение исследования в мини-группах (по выбору учащихся): в
направлениях «Живая природа»; «Неживая природа»; «Человек и общество — прошлое»;
«Человек и общество — современность». Сбор и фиксация исследовательских материалов
согласно плану исследования. Корректировка плана исследования по ходу отслеживания
результативности и продуктивности сбора исследовательских материалов. Работа с
различными источниками для освоения ключевых понятий, методов сбора и фиксации данных,
методов архивации, систематизации и идентификации данных. Освоение и использование
методов и инструментов в соответствии с выбранным объектом исследования. Выходы в
«поле» по этапам: освоение и первичное применение методов; плановый сбор данных;
перепроверка или уточнение данных (при необходимости).
5. Обработка исследовательского материала
Теория. Инструменты и методы архивации, систематизации, обработки данных. Базы
данных, математические методы анализа данных, качественные методы анализа данных и др. (в
зависимости от плана и объекта исследования).
Практика. Обработка собранных материалов, данных: качественные, количественные,
качественно-количественные и иные методы (в зависимости от объекта и плана
исследования). (Разделы 4 и 5 могут объединяться и перемежаться в зависимости от плана
исследования.)
6. Оформление результатов исследования
Теория. Форматы и требования к оформлению при представлении результатов
исследования.
Практика. Оформление результатов исследования в трех форматах: текст, стенд и
презентация.
7. Представление результатов исследований

6

Практика. Представление результатов исследования: 1 — текст (представляется
предварительно и получает экспертную обратную связь от профильного специалиста); 2 —
стенд/постер (представляется другим группам, происходит знакомство с результатами
исследования разных групп, взаимная экспертиза); 3 — устный доклад с презентацией с
обсуждением с внешними экспертами.
8. Рефлексия результатов представления и обсуждения исследований
Практика. Обсуждение результатов взаимной экспертизы, экспертизы внешних
экспертов. Анализ движения по плану исследования:
Что и как корректировалось?
Что удалость реализовать, а что нет и почему?Чему научились?
Какие задачи развития стоят на дальнейшее?
9. Выездные занятия (подготовка к экспедиции или выездной
исследовательской школе)
Теория. Правила поведения на выезде: при перемещении, в населенных пунктах, вне
населенных пунктов. Походный быт. Пешие переходы. Первая медицинская помощь.
Топография и ориентирование (условные знаки топографических карт; масштаб и его виды;
особенности изображения местности на картах; компас; правила ориентирования на местности;
способы ориентирования по местным признакам; действия в случае потери ориентировки;
характеристика местности по карте).
Практика. Организация походного быта. Передвижение по пересеченной местности.
Ориентирование: по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту.
Составление маршрутного листа экспедиции. Применение полевых методов краеведческого
исследования на незнакомой местности (в соответствии с направлением исследования).
Физико- географическая характеристика местности. Описание рельефа местности. Видовое
разнообразие флоры и фауны. Описание природного комплекса. Социокультурные
характеристики местности. Описание социокультурных объектов и характеристик населения.
1.4.Планируемые результаты реализации программы
Предметные:
–
знают и понимают логику построения и реализации исследовательской
деятельности;
– будут ориентироваться в терминологии, связанной с исследовательской
деятельностью;
– овладеют первичными методами исследования в соответствии с избранной
предметностью;
Метапредметные:
- освоены основные этапы исследования (замысел – реализация – рефлексия);
- получен опыт в проведении исследования, локализованного на местности;
- ознакомлены с основами пешего туризма; владеют первичным объемом
топографических знаков, освоили правила ориентирования по топографической карте.
Личностные:
- понимают необходимость саморазвития и личностного самоопределения;
- развивают активную гражданскую позицию;
- осваивают культуру общения и поведения в коллективе

7

2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график:
Год
Дата начала
Дата
Количество
Количество
Режим
обучен обучения
окончания
учебных
учебных часов
занятий
ия
обучения
недель
1 год
3 сентября
25 мая
34
68
2 раза в
неделю по 1
часу
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Комплект Естесственно-научная лаборатория - 1 шт
Комплект Полевые экспедиции. - 1 шт
Карты местности - 8 шт
Опросные листы для сбора информации.- 8шт
Бланки фиксации – 8шт
Помещение: учебный кабинет
стулья - 15 шт

столы - 7 шт
ПК с возможностью выхода в Интернет – 1шт,
мультимедиа-проектор-1шт,
экран-1шт,
флипчарт/доска (для помещения) -1шт.
Техническое оборудование для полевых исследований:
Фотоаппарат – 1шт,
Диктофон-1шт,
Бинокуляры-2шт;
чашки Петри- 8шт,
рабочие перчатки -15пар,
щетки для мытья образцов-15шт,
ведро -3шт,
сито - 3шт,
пластиковые ложки – 30шт.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
требованиям Профессионального стандарта, прошедший курсы повышения квалификации в
соответствии с направленностью программы
Методические материалы:
2.3. Формы аттестации и контроля (оценочные материалы)
Результативность освоения
программы отслеживается
по
представленному проекту мини-исследования.
Виды контроля:
 предварительный — беседа с элементами тестирования;
 промежуточный — представление замысла, плана и промежуточных результатов
исследования;
 итоговый — представление итогов проведенных исследований. Экспедиция,
поход, проект.
Формы и содержание итоговых занятий:
 презентация итогов исследовательской работы;
 подготовка к исследовательской экспедиции.

8

Оценочные материалы. В данной программе используются следующие
диагностические методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых
результатов:
-П.В.Степанов, И.В.Кулешов, Д.В.Григорьев «Диагностика личностного роста»
(исследуются показатели развития когнитивных навыков, позитивного отношения к природе,
культуре; уровень усвоения морально-нравственных понятий).
-М.И.Рожков «Изучение уровня социализированности личности обучающегося»
(методика по изучению психологической готовности обучающихся к решению поставленных
задач, изучению мотивации деятельности и поведения).
3.Список литературы
Литература для педагога:
1. Голубицкий А.В., Талецкая Т.А., Голубицкий В.В. Сетевое взаимодействие образовательных
организаций в исследовательском краеведении и экологическом образовании //
Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 280–284.
2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы и методические
разработки гуманитарной направленности / сост.: А.С. Обухов. М.: Б-ка журнала
«Исследователь/Researcher», 2018.
3. Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами / сост.: А.С. Обухов. М.: Б-ка
журнала «Исследователь/Researcher», 2018.
3. Новикова Л.И., Трубина Е.И. Краеведческие периодические издания Российской Федерации
на рубеже веков: пути и особенности развития // Библиосфера. 2011. № 2. С. 59–66.
4. Обухов А.С. Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово»: модель исследования
мира вокруг // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 103–129.
5. Обухов А.С. Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя
// Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 6–11.
6. Обухов А.С. Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного //
Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 73–102.
7. Обухов А.С., Глазунова О.В., Проценко Л.М., Кожаринов М.Ю.
8. Топос. Краеведение. М. : ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2019.
Литература для обучающихся:
1. Колобовский
Е.Ю. Изучаем
ландшафты России.
Ярославль:
Академия
развития, 2004.
2. Косова Л.С., Льготина Л.П. Краеведение: Учебно-методическое пособие. Томск: Изд. дом
Томского государственного у-та, 2014.
3. Козлов В.Ф. Российская краеведческая периодика 1990–2003 // Отчеств. арх. 2004. № 2. С.
45–50.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».