Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51от 06.06.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Туристко-краеведческой направленности «ТОПОС: введение в исследовательское краеведение» Возраст обучающихся - 11-17 лет Срок реализации программы - 1 год Автор-разработчик: Ряпосова Ю.В. педагог дополнительного образования Артемовский район, с. Лебёдкино Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3 Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график: 2.2 Условия реализации программы 2.3.Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 3 3 4 5 7 8 8 8 8 9 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: туристско-краеведческая Программа составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 13. Устав МБОУ «СОШ №19». Актуальность программы: Сегодня для успешной и активной жизни для человека принципиально важно занимать по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Личность развивается в деятельности. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции личности. Именно благодаря развитию исследовательской позиции человек получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире. Именно 3 этим обусловлена необходимостью развития исследовательской позиции учащихся по отношению к миру вокруг себя, освоению методов исследования для реализации познавательной активности в соответствии с культурными нормаминаук. Новизна программы: В основе программы лежит Типовая модель создания новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности, разработанная в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Отличительная особенность программы – направленность на подготовку к экспедиционнымисследованиям или к участию в выездной исследовательской школе. Адресат программы: обучающиеся МБОУ «СОШ 19» в возрасте от 11 до 17 лет. Зачисление в учебные группы осуществляется по желанию учащегося, на основании его заявления или заявления родителя/законного представителя, без предварительного отбора и требований к уровню подготовки. Режим занятий: еженедельно по 2 часа с обязательным 10–15-минутным перерывом после каждых 45 минут занятия в соответствии с СП 2.4.3648-20 (всего 48 часов) и два однодневных выезда (или один двухдневный) по подготовке к экспедиции (12 часов). Наполняемость группы — до 15 человек. Объем программы: 68часов Срок реализации программы: 1 год. Особенности организации образовательной деятельности Программа реализуется по традиционной модели. Перечень форм обучения: групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: тренинг, практическая работа, круглый стол, презентация работ, семинар. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающий программы: экспедиция, поход, проект. 1.2.Цель и задачи программы Цель: развитие исследовательских навыков обучающихся посредством их вовлечения в деятельность по изучению природных объектов родного края. Задачи программы: обучающие: дать представление о типологии исследований, структуре и технологии реализации исследовательской деятельности; обучение методам краеведческой работы; освоение основ ориентирования на местности развивающие: развитие исследовательских способностей и исследовательской позиции по отношению к окружающему миру; усовершенствование личной и командной работы в организации быта и путешествия; воспитательные: формирование исследовательской культуры и этики отношений в командной работе и исследовательской деятельности; 4 условиях. № развитие коммуникативных навыков в подростковом коллективе в полевых 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план Названия разделов и п/п 1 2 3 4 5 6 тем Рождение исследования местности замысла на Планирование реализации исследования теория практика 4 2 2 4 1 3 тестированием Представление замысла 3 Представление плана 18 Зафиксированные данные (собранные материалы) 4 Полевая исследовательская работа 20 Обработка исследовательского материала 1 2 12 2 10 4 1 3 Оформление результатов Рефлексия представления обсуждения исследований 9 Выездные (подготовка 4 4 результатов 4 и 4 занятия 12 4 8 к с Результаты обработки данных (материалов) и презентация Стендовый доклад или устный доклад с презентацией Рефлексивный анализ Сдача нормативов экспедиции или выездной исследовательской школе) Итого аттестации /контроля Беседа-диалог Текст Представление результатов исследований 8 Формы всего Вводное занятие исследования 7 Количество часов по экспедиционному туризму 68 12 56 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория. Инструктаж по ТБ. Цель и задачи программы, ее особенности. Этика 5 исследовательской деятельности. Направления исследования на местности: живая природа; неживая природа; человек и общество — прошлое; человек и общество — современность. Практика. Тестирование «Исследование». Игры на проявление и развитие исследовательских способностей (наблюдательность, чувствительность к проблемам и новизне, вопрошание, выдвижение версий). 2. Рождение замысла исследования на местности Теория. Принципы поиска объекта для исследования на местности. Логика конструирования замысла исследования. Практика. Реализация технологии «рождение замысла на местности» в группах. Поиск объекта исследования. Конкретизация замысла. Графическая репрезентация замысла в формате постера. Проведение стендовой сессии представления и обсуждения замысла группами друг другу. Доработка образа исследовательского замысла. 3. Планирование реализации исследования Теория. Основы планирования: время, ресурсы, этапы, распределение функционала в команде. Практика. Составление планов реализации исследования в группах. Представление плана в виде графической репрезентации пути. Презентация и обсуждение планов исследовательских групп друг другу. Корректировка плана исследования. 4. Полевая исследовательская работа Теория. Оборудование и материалы для проведения исследования. Подготовка к полевой работе (в соответствии с тематикой групп): понятия, опросные листы/бланки фиксации, принципы работы с техникой/инструментами. Практика. Проведение исследования в мини-группах (по выбору учащихся): в направлениях «Живая природа»; «Неживая природа»; «Человек и общество — прошлое»; «Человек и общество — современность». Сбор и фиксация исследовательских материалов согласно плану исследования. Корректировка плана исследования по ходу отслеживания результативности и продуктивности сбора исследовательских материалов. Работа с различными источниками для освоения ключевых понятий, методов сбора и фиксации данных, методов архивации, систематизации и идентификации данных. Освоение и использование методов и инструментов в соответствии с выбранным объектом исследования. Выходы в «поле» по этапам: освоение и первичное применение методов; плановый сбор данных; перепроверка или уточнение данных (при необходимости). 5. Обработка исследовательского материала Теория. Инструменты и методы архивации, систематизации, обработки данных. Базы данных, математические методы анализа данных, качественные методы анализа данных и др. (в зависимости от плана и объекта исследования). Практика. Обработка собранных материалов, данных: качественные, количественные, качественно-количественные и иные методы (в зависимости от объекта и плана исследования). (Разделы 4 и 5 могут объединяться и перемежаться в зависимости от плана исследования.) 6. Оформление результатов исследования Теория. Форматы и требования к оформлению при представлении результатов исследования. Практика. Оформление результатов исследования в трех форматах: текст, стенд и презентация. 7. Представление результатов исследований 6 Практика. Представление результатов исследования: 1 — текст (представляется предварительно и получает экспертную обратную связь от профильного специалиста); 2 — стенд/постер (представляется другим группам, происходит знакомство с результатами исследования разных групп, взаимная экспертиза); 3 — устный доклад с презентацией с обсуждением с внешними экспертами. 8. Рефлексия результатов представления и обсуждения исследований Практика. Обсуждение результатов взаимной экспертизы, экспертизы внешних экспертов. Анализ движения по плану исследования: Что и как корректировалось? Что удалость реализовать, а что нет и почему?Чему научились? Какие задачи развития стоят на дальнейшее? 9. Выездные занятия (подготовка к экспедиции или выездной исследовательской школе) Теория. Правила поведения на выезде: при перемещении, в населенных пунктах, вне населенных пунктов. Походный быт. Пешие переходы. Первая медицинская помощь. Топография и ориентирование (условные знаки топографических карт; масштаб и его виды; особенности изображения местности на картах; компас; правила ориентирования на местности; способы ориентирования по местным признакам; действия в случае потери ориентировки; характеристика местности по карте). Практика. Организация походного быта. Передвижение по пересеченной местности. Ориентирование: по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту. Составление маршрутного листа экспедиции. Применение полевых методов краеведческого исследования на незнакомой местности (в соответствии с направлением исследования). Физико- географическая характеристика местности. Описание рельефа местности. Видовое разнообразие флоры и фауны. Описание природного комплекса. Социокультурные характеристики местности. Описание социокультурных объектов и характеристик населения. 1.4.Планируемые результаты реализации программы Предметные: – знают и понимают логику построения и реализации исследовательской деятельности; – будут ориентироваться в терминологии, связанной с исследовательской деятельностью; – овладеют первичными методами исследования в соответствии с избранной предметностью; Метапредметные: - освоены основные этапы исследования (замысел – реализация – рефлексия); - получен опыт в проведении исследования, локализованного на местности; - ознакомлены с основами пешего туризма; владеют первичным объемом топографических знаков, освоили правила ориентирования по топографической карте. Личностные: - понимают необходимость саморазвития и личностного самоопределения; - развивают активную гражданскую позицию; - осваивают культуру общения и поведения в коллективе 7 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1. Календарный учебный график: Год Дата начала Дата Количество Количество Режим обучен обучения окончания учебных учебных часов занятий ия обучения недель 1 год 3 сентября 25 мая 34 68 2 раза в неделю по 1 часу 2.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Комплект Естесственно-научная лаборатория - 1 шт Комплект Полевые экспедиции. - 1 шт Карты местности - 8 шт Опросные листы для сбора информации.- 8шт Бланки фиксации – 8шт Помещение: учебный кабинет стулья - 15 шт столы - 7 шт ПК с возможностью выхода в Интернет – 1шт, мультимедиа-проектор-1шт, экран-1шт, флипчарт/доска (для помещения) -1шт. Техническое оборудование для полевых исследований: Фотоаппарат – 1шт, Диктофон-1шт, Бинокуляры-2шт; чашки Петри- 8шт, рабочие перчатки -15пар, щетки для мытья образцов-15шт, ведро -3шт, сито - 3шт, пластиковые ложки – 30шт. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям Профессионального стандарта, прошедший курсы повышения квалификации в соответствии с направленностью программы Методические материалы: 2.3. Формы аттестации и контроля (оценочные материалы) Результативность освоения программы отслеживается по представленному проекту мини-исследования. Виды контроля: предварительный — беседа с элементами тестирования; промежуточный — представление замысла, плана и промежуточных результатов исследования; итоговый — представление итогов проведенных исследований. Экспедиция, поход, проект. Формы и содержание итоговых занятий: презентация итогов исследовательской работы; подготовка к исследовательской экспедиции. 8 Оценочные материалы. В данной программе используются следующие диагностические методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов: -П.В.Степанов, И.В.Кулешов, Д.В.Григорьев «Диагностика личностного роста» (исследуются показатели развития когнитивных навыков, позитивного отношения к природе, культуре; уровень усвоения морально-нравственных понятий). -М.И.Рожков «Изучение уровня социализированности личности обучающегося» (методика по изучению психологической готовности обучающихся к решению поставленных задач, изучению мотивации деятельности и поведения). 3.Список литературы Литература для педагога: 1. Голубицкий А.В., Талецкая Т.А., Голубицкий В.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций в исследовательском краеведении и экологическом образовании // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 280–284. 2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы и методические разработки гуманитарной направленности / сост.: А.С. Обухов. М.: Б-ка журнала «Исследователь/Researcher», 2018. 3. Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами / сост.: А.С. Обухов. М.: Б-ка журнала «Исследователь/Researcher», 2018. 3. Новикова Л.И., Трубина Е.И. Краеведческие периодические издания Российской Федерации на рубеже веков: пути и особенности развития // Библиосфера. 2011. № 2. С. 59–66. 4. Обухов А.С. Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово»: модель исследования мира вокруг // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 103–129. 5. Обухов А.С. Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 6–11. 6. Обухов А.С. Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 73–102. 7. Обухов А.С., Глазунова О.В., Проценко Л.М., Кожаринов М.Ю. 8. Топос. Краеведение. М. : ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2019. Литература для обучающихся: 1. Колобовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. Ярославль: Академия развития, 2004. 2. Косова Л.С., Льготина Л.П. Краеведение: Учебно-методическое пособие. Томск: Изд. дом Томского государственного у-та, 2014. 3. Козлов В.Ф. Российская краеведческая периодика 1990–2003 // Отчеств. арх. 2004. № 2. С. 45–50. 9