Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51от 06.06.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» Возраст обучающихся:7-11 лет Срок реализации: 1 год Автор составитель: Малыгина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования с. Лебедкино 2024 год Содержание 1. Основные характеристики общеразвивающей программы Пояснительная записка Цель и задачи общеразвивающей программы Содержание общеразвивающей программы Планируемые результаты 2. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 2 1. Основные характеристики общеразвивающей программы Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 29.12.2012); - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196»; - Письмо Министерства образования и науки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Направленность (профиль) образовательной программы: физкультурноспортивная. Актуальность общеразвивающей программы: образовательная программа "Шахматы" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, участие в шахматных турнирах разного уровня. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Эта игра приносит школьникам много творческих радостей. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, она оказывает многостороннее влияние на детей, помогают формированию лучших черт их характеров, развитию умственных способностей и художественных вкусов. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живёт в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням 3 тысяч детей не коммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Новизна программы заключается в разработке использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), применение метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат). Данная программа способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, а так же выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей. Адресат общеразвивающей программы: Программа рассчитана на детей старшего младшего школьного возраста 7-11 лет, как не имеющих специальных навыков, так и имеющих юношеские спортивные разряды по шахматам. Возраст учащихся в группах может изменяться в зависимости от уровня подготовленности (развития). Режим занятий: Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы: 68 часов. Срок освоения общеобразовательной программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям). Перечень видов занятий: беседа; практическое занятие; задания, направленные на поиск решения шахматных задач; анализ ошибок и поиск путей их устранения; турниры; экскурсии. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: заложить фундамент интеллектуально–логического мышления, научить правильно организовывать досуг, приобщить детей к занятиям спортом и наукой, способствовать развитию умственных способностей и художественного вкуса. Задачи: Обучающие: - познакомить с историей шахмат; - обучить правилам игры; - дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие: - развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; - способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику; - сформировать навыки запоминания; - вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Воспитывающие: - привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств; - прививать навыки самодисциплины; - способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. 4 Здоровьесберегающие: - обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления; - способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни. № п/п 1 Содержание общеразвивающей программы Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 2 Входное тестирование 2 1 1 Квест 4 2 2 Квест 6 7 8 Наименование раздела, темы Организационное занятие Шахматная доска Шахматы - спорт, наука, искусство Правила игры Первоначальные понятия Тактика игры Стратегия игры Эндшпиль 9 Дебют 8 2 6 10 Конкурсы решения задач Сеансы одновременной игры Соревнования Итоговое занятие Всего: 6 2 4 Шахматная партия Шахматная партия Контрольные тесты, шахматная партия Контрольные тесты, шахматная партия Решение задач 3 1 2 Квест 6 2 68 20 6 2 48 Соревнование Турнир 2 3 4 5 11 12 13 6 5 2 2 4 3 Квест Шахматная партия 8 8 8 2 2 2 6 6 6 Содержание учебного плана: 1. Организационное занятие. Теория: Легенда о возникновении шахмат. История шахмат. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие шахматисты мира. Правила техники безопасности. 2. Шахматная доска. Теория: Поля, линии, их обозначения. Шахматные фигуры и их обозначения. Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 3. Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы 5 и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Практика: Упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 4. Правила игры. Теория: Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Практика: Решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. 5. Первоначальные понятия. Теория: Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практика: Упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. 6. Тактика игры. Теория: Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Практика: Решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?») 7. Стратегия игры. Теория: Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практика: Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. 8. Эндшпиль. Теория: Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. Практика: Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. 9. Дебют. Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о 6 шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Практика: Анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии. 10. Конкурсы решения задач. Теория: Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. Практика: Решения конкурсных задач. 11. Сеансы одновременной игры. Теория: Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. Практика: Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. 12. Соревнования. Практика: Показательные выступления обучающихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). 13. Итоговое занятие. Практика: Правила игры в шахматах. Базовые комбинации. Планируемые результаты Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учебно-познавательной деятельности; - умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде, здоровью своему и окружающих; - осознанное использование знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в организации собственного пространства жизнедеятельности и деятельности; - умение анализировать результаты деятельности, выбор способа действий с учетом предложенных условий и требований, собственных возможностей и поставленных задач в соответствии с изменяющимися условиями; - формирование основ шахматной культуры; - умение сотрудничать со сверстниками и педагогами. Предметные результаты: - распознавать проблематику за реальными ситуациями, применяя базовые методы познания; - понимать актуальность объяснения фактов, процессов, явлений, закономерностей; - решать познавательные задачи и интерпретировать их результаты; 7 - представлять информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; - формулировать гипотезы на основании предложенной информации и предлагать варианты проверки гипотез; - сравнивать объекты/программы/ситуации между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - оценивать эффективность алгоритмов действий. - будут иметь сформированные элементы IT-компетенций. На изучаемом материале обучающиеся получат знания о: - шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правилах хода и взятия каждой фигуры, обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур, ценности шахматных фигур, сравнительной силе фигур. Обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил игры; - правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ, рокировать, объявлять шах, ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; - записывать шахматную партию; - проводить базовые комбинации. Метапредметные результаты: - самостоятельно находить определять цель деятельности, выбирать алгоритм действий; - уметь решать задачи, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; - осуществлять логическую операцию установления причинно следственных связей; - преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя/адресата форму фиксации и представления информации; - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей; - самостоятельно организовывать учебно-позновательное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. 8 2. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Оборудование: - шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); - наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; - симуляторы игр - таблицы к разным турнирам; - цветные карандаши; - фломастеры; - бумага для рисования. Помещение: шахматная гостиная ЦОЦиГП «Точка роста», оформленная в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, колонки. Кадровое обеспечение: Малыгина Елена Владимировна, прошедшая курсы повышения квалификации по программе «Шахматы в школе» Педагогический стаж – 5 лет. Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности. Методические материалы: Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой форме. Занятия разделены на две части: - в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их; - вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д. Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом: - практическая игра; - решение шахматных задач, комбинаций и этюдов; - дидактические игры и задания, игровые упражнения; - теоретические занятия; - шахматные игры; - шахматные дидактические игрушки; - участие в турнирах и соревнованиях. Педагогические технологии: - технологии объяснительно-иллюстративного обучения; - личностно ориентированные технологии обучения; - технологии развивающего обучения; - игровые технологии; - здоровье сберегающие технологии обучения. 9 При организации учебных занятий используются следующие методы обучения: По внешним признакам деятельности педагога и учащихся: Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ. Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации. Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры. По степени активности познавательной деятельности учащихся: Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию; Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях. Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий. По логичности подхода: Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач. По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в форме: - сеанс одновременной игры. - турнир. - блиц-турнир. - Конкурс. Способы диагностики и контроля результатов. Диагностика Содержание период способ Первичная Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям сентябрь наблюдение 10 Промежуточная Итоговая Степень развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка Степень развития знаний и умений в результате освоения программы декабрь май внутригрупповые соревнования шахматный турнир 11 3. Список литературы Для педагогов; 1. Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10. 2. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014. 3. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014. 4. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014. Дополнительная литература: 1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»; 2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г. 3. А.Гипслис «Избранные партии», 4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты». 5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г. 6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с. 7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с. 8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с. 9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г. 10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с. Для детей и родителей: 1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985. 2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.; Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979; Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981. Интернет ресурсы: www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru. 12