Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы"

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№ 51от 06.06.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся:7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор составитель:
Малыгина Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования

с. Лебедкино
2024 год

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от
29.12.2012);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
Направленность
(профиль)
образовательной
программы:
физкультурноспортивная.
Актуальность общеразвивающей программы: образовательная программа
"Шахматы" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, участие
в шахматных турнирах разного уровня.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением. Эта игра приносит школьникам
много творческих радостей. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и
науки, она оказывает многостороннее влияние на детей, помогают формированию лучших
черт их характеров, развитию умственных способностей и художественных вкусов.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живёт в сельских
регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням
3

тысяч детей не коммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость.
Новизна программы заключается в разработке использовании на занятиях педагогом
дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), применение метода
исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат). Данная программа
способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, а так же
выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.
Адресат общеразвивающей программы: Программа рассчитана на детей старшего
младшего школьного возраста 7-11 лет, как не имеющих специальных навыков, так и
имеющих юношеские спортивные разряды по шахматам. Возраст учащихся в группах
может изменяться в зависимости от уровня подготовленности (развития).
Режим занятий: Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу.
Объем общеразвивающей программы: 68 часов.
Срок освоения общеобразовательной программы: Программа рассчитана на 1 год
обучения.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая
(при подготовке детей к соревнованиям).
Перечень видов занятий: беседа; практическое занятие; задания, направленные на
поиск решения шахматных задач; анализ ошибок и поиск путей их устранения; турниры;
экскурсии.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: заложить фундамент интеллектуально–логического мышления, научить
правильно организовывать досуг, приобщить детей к занятиям спортом и наукой,
способствовать развитию умственных способностей и художественного вкуса.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами
проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
- способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к
сопернику;
- сформировать навыки запоминания;
- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об
окружающем мире.
Воспитывающие:
- привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных
качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
4

Здоровьесберегающие:
- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для
поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать
преждевременное наступление утомления;
- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для
организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также
пропаганда здорового образа жизни.

№
п/п
1

Содержание общеразвивающей программы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего
теория
практика
2
2
Входное
тестирование
2
1
1
Квест
4
2
2
Квест

6
7
8

Наименование
раздела, темы
Организационное
занятие
Шахматная доска
Шахматы - спорт,
наука, искусство
Правила игры
Первоначальные
понятия
Тактика игры
Стратегия игры
Эндшпиль

9

Дебют

8

2

6

10

Конкурсы решения
задач
Сеансы
одновременной игры
Соревнования
Итоговое занятие
Всего:

6

2

4

Шахматная партия
Шахматная партия
Контрольные
тесты, шахматная
партия
Контрольные
тесты, шахматная
партия
Решение задач

3

1

2

Квест

6
2
68

20

6
2
48

Соревнование
Турнир

2
3
4
5

11
12
13

6
5

2
2

4
3

Квест
Шахматная партия

8
8
8

2
2
2

6
6
6

Содержание учебного плана:
1. Организационное занятие.
Теория: Легенда
о
возникновении
шахмат.
История
шахмат.
Понятие
о здоровом образе жизни. Сильнейшие шахматисты мира. Правила техники безопасности.
2. Шахматная доска.
Теория: Поля, линии, их обозначения. Шахматные фигуры и их обозначения.
Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Шахматы – спорт, наука, искусство.
Теория: Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных
соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы
5

и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение
пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль
полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале.
Рокировка, правила ее выполнения.
Практика: Упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов;
дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур.
4. Правила игры.
Теория: Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах».
Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму
матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат».
Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практика: Решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
5. Первоначальные понятия.
Теория: Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практика: Упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным
набором фигур, простейшие этюды.
6. Тактика игры.
Теория: Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в
зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес.
Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика: Решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач
(типа «Какая фигура ценнее?»)
7. Стратегия игры.
Теория: Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация.
Практика: Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
8. Эндшпиль.
Теория: Простейшие
окончания.
Определение
эндшпиля.
Роль
короля
в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор
и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата.
Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип
Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практика: Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9. Дебют.
Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий,
анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация
фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и
оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о
6

шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила
поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практика: Анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
10. Конкурсы решения задач.
Теория: Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение
конкурсных
позиций
и
определение
победителя
конкурса.
Понятие
о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка.
Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация.
Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии.
Блокада.
Практика: Решения конкурсных задач.
11. Сеансы одновременной игры.
Теория: Проведение
руководителем
кружка
сеансов
одновременной
игры
с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и
ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и
тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль
при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практика: Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в
турнирах.
12. Соревнования.
Практика: Показательные выступления обучающихся. Презентация успехов юных
шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных
задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
13. Итоговое занятие.
Практика: Правила игры в шахматах. Базовые комбинации.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к учебно-познавательной деятельности;
- умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к окружающей среде, здоровью своему и окружающих;
- осознанное использование знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в организации собственного пространства жизнедеятельности и
деятельности;
- умение анализировать результаты деятельности, выбор способа действий с учетом
предложенных условий и требований, собственных возможностей и поставленных задач в
соответствии с изменяющимися условиями;
- формирование основ шахматной культуры;
- умение сотрудничать со сверстниками и педагогами.
Предметные результаты:
- распознавать проблематику за реальными ситуациями, применяя базовые методы
познания;
- понимать актуальность объяснения фактов, процессов, явлений, закономерностей;
- решать познавательные задачи и интерпретировать их результаты;
7

- представлять информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы
на основании представленных данных;
- формулировать гипотезы на основании предложенной информации и предлагать
варианты проверки гипотез;
- сравнивать объекты/программы/ситуации между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
- оценивать эффективность алгоритмов действий.
- будут иметь сформированные элементы IT-компетенций.
На изучаемом материале обучающиеся получат знания о:
- шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правилах хода и взятия каждой фигуры, обозначение горизонталей, вертикалей, полей,
шахматных фигур, ценности шахматных фигур, сравнительной силе фигур.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться
на
шахматной
доске,
играть
каждой
фигурой
в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил игры;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять
фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ, рокировать, объявлять
шах, ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход, матовать одинокого короля двумя
ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- записывать шахматную партию;
- проводить базовые комбинации.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно находить определять цель деятельности, выбирать алгоритм действий;
- уметь решать задачи, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- осуществлять логическую операцию установления причинно следственных связей;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя/адресата форму фиксации и представления информации;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей;
- самостоятельно организовывать учебно-позновательное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его.
8

2. Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- симуляторы игр
- таблицы к разным турнирам;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования.
Помещение: шахматная гостиная ЦОЦиГП «Точка роста», оформленная в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с
санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и
стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, колонки.
Кадровое обеспечение: Малыгина Елена Владимировна, прошедшая курсы
повышения квалификации по программе «Шахматы в школе»
Педагогический стаж – 5 лет.
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.
Методические материалы:
Формы проведения занятий.
Занятия проходят в игровой форме. Занятия разделены на две части:
- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим
приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и
избегать их;
- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные
знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем
образом:
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия;
- шахматные игры;
- шахматные дидактические игрушки;
- участие в турнирах и соревнованиях.
Педагогические технологии:
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
- личностно ориентированные технологии обучения;
- технологии развивающего обучения;
- игровые технологии;
- здоровье сберегающие технологии обучения.
9

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной
доске, просмотр презентации.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач,
тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных
турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий
гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов
решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности
обучаемых:
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения
шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в
объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний,
беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в
начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по
прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется
способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе
использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков,
социализации в общественной жизни.
В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в
форме:
- сеанс одновременной игры.
- турнир.
- блиц-турнир.
- Конкурс.
Способы диагностики и контроля результатов.
Диагностика
Содержание
период
способ
Первичная

Степень интересов и уровень
подготовленности детей к занятиям

сентябрь

наблюдение
10

Промежуточная

Итоговая

Степень развития познавательных,
интеллектуальных, творческих
способностей ребенка
Степень развития знаний и умений в
результате освоения программы

декабрь

май

внутригрупповые
соревнования
шахматный
турнир

11

3.

Список литературы

Для педагогов;
1. Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
2. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
3. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
4. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;
2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.
3. А.Гипслис «Избранные партии»,
4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».
5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.
6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.
8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.
9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.
10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт,
2011. – 95с.
Для детей и родителей:
1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.;
Бондаревский И.
«Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об
эндшпиле».— М.: ФиС, 1979; Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.
Интернет ресурсы:
www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».