Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51от 06.06.2024г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа спасателей» Возраст обучающихся: 7-14лет Автор-разработчик: Лебедкин Алексей Сергеевич, педагог дополнительного образования с.Лебедкино 2024год Содержание 1 Основные характеристики общеразвивающей программы. ............................. 3 Пояснительная записка .................................................................................. 3 Цель и задачи общеразвивающей программы… ....................................... 4 Содержание общеразвивающей программы… .............................................5 Планируемые результаты…........................................................................... 10 2 Организационно-педагогические условия… .....................................................12 Условия реализации программы… .............................................................. 12 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы… .......................... 12 3 Список литературы….............................................................................................. 13 2 1Основные характеристики общеразвивающей программы Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот09.11.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот30.09.2020г.№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа спасателей» направлена на изучение основ управления беспилотных летательных аппаратов и использование их в спасательных операциях. Направленностьпрограммы–социально-гуманитарная. Актуальностьобщеразвивающей программы: Популярность малых беспилотных воздушных судов (далее БВС) с дистанционным управлением в последние годы значительно возросла. Ранее БВС воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, сейчас ситуация изменилась. Интерес вызван простотой их эксплуатации, экономичностью, относительно невысокой стоимостью, оперативностью и т.д. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото и видеосъемки, наблюдение и мониторинг различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными объектами, доставки небольших грузов и другое, что подразумевает под собойприменение БВС в спасательных операциях. Технологии, лежащие в основе БВС развиваются быстро. Данные технологии предполагают разработку современных аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров. Актуальность программызаключаетсявсовременномтехнологичномоборудованииипримененииего в чрезвычайных ситуациях, таких как: поиск и спасение пострадавших, мониторинг, обнаружение и ликвидация чрезвычайной ситуации. Необходимостью формирования готовности подрастающего поколения к защите Отечества, их деятельности в экстремальных ситуациях. Новизнаобщеразвивающей программы«Школа спасателей» заключается в реализации образовательного процесса в кружковой форме. Программа предусматривает обучение школьников, с целью приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья. Отличительной особенностью программы является модульное структурирование содержания программы. Каждый модуль является структурной единицей образовательной 3 программы и имеет определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения. В программу входят пять модулей «Устройство, классификация и принципыуправленияБВС»,«ПрименениеБВСвчрезвычайныхситуациях», «Выживание в чрезвычайных ситуациях», «Физическая подготовка» и «Строевая подготовка». Содержаниеиматериалпрограммыимеет «Стартовыйуровень»сложности,который предполагает минимальный уровень сложности освоения материала содержания общеразвивающей программы. Адресатобщеразвивающей программы:программа адресована для обучающихся в возрасте с 7 до 14 лет. Обучающимися программы могут стать школьникидругих образовательных организаций.Максимальное количество детей в группе: 15 человек. Режим занятий:1 раз в неделю по 2 академических часа в день. 1 раз в неделю по 3 академических часа в день. Продолжительность одного учебного часа для обучающихся в возрасте 7-14лет составляет 40 минут с перерывами между занятиями 10 минут. Объемобщеразвивающейпрограммы:170учебныхчасов. Срокосвоения:34 учебныенедели. Переченьформобучения:фронтальная,групповая. Переченьвидовзанятий:беседа,практическое занятие. Переченьформподведенияитогов:беседа,практическоезанятие,мастер-класс. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель:научитьобучающихсяправильнодействоватьвразличныхчрезвычайных обстоятельствах. Задачи программы: образовательные: Формировать у обучающихся устойчивые знания в области БВС; научитьосновнымприемамсборкиипрограммированияБВС; способствоватьформированиютехнологическихнавыков; познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании БВС; освоитьвопросыпрактическойзначимостиБВСвчрезвычайныхситуациях; освоить приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; обучитьнавыкамоказанияпервойпомощи; совершенствоватьдвигательныеуменияинавыкиприкладногохарактера; развивать двигательные качества на основе общей физической подготовленности. Развивающие: развить умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личнойбезопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; развить самостоятельную деятельность поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий; развить умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Воспитательные: формироватьнавыкикомандноговзаимодействия; 4 формировать готовность подрастающего поколения к защите Отечества, их деятельности в экстремальных ситуациях; формироватьпотребностьвсаморазвитии,самоутверждении; формироватькультуруздоровогоибезопасногообраза жизни. Содержаниеобщеразвивающейпрограммы Учебный(тематический)план: № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 Количествочасов Форма всего теория практика аттестации/контроля Модуль№1«Устройство,классификацияипринципыуправления БВС» Фронтальныйопрос, Устройствоиклассификация 2 2 БВС наблюдение Фронтальныйопрос, Общие принципы 2 2 эксплуатации БВС наблюдение Фронтальныйопрос, Общиепринципыуправления наблюдение, 4 4 БВС выполнениезадания Фронтальныйопрос, Подготовкак полетуи наблюдение, 2 2 управлениевполетена БВС выполнениезадания Итого 10 10 Названиераздела,темы Модуль№2 «ПрименениеБВСвчрезвычайных ситуациях» 2.1 Общие принципы использования БВС в чрезвычайных ситуациях 2.2 Практическое занятие: применение ПЛА при АСР (мониторинг) 10 4 6 2.3 Практическое занятие: применение ПЛА при ПСР 10 4 6 2.4 Практическое мониторинг объектов занятие: природных 10 4 6 Итого 32 14 18 2 Фронтальныйопрос, наблюдение 2 Наблюдение,доклад вписьменнойформе о выполнении задания Наблюдение,доклад вписьменнойформе о выполнении задания Наблюдение,доклад вписьменнойформе о выполнении задания Модуль№3 «Выживаниевчрезвычайных ситуациях» 3.1 3.2 Основныевидыэкстремальных ситуаций в природных условиях Психологические основы выживания в природных условиях 3 3 Фронтальныйопрос 3 3 Фронтальныйопрос 5 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Подготовка к походу и поведение в природных условиях Надежныеодеждаиобувь– важное условие безопасности Действия при потере ориентировки Способы ориентирования и определение направления движения Сооружение временного жилища, установка палатки 5 Фронтальныйопрос 3 3 Фронтальныйопрос 3 3 Фронтальныйопрос 5 2 3 7 2 5 5 2 3 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 3.8 Добывание огня 3.9 Поискиприготовлениепищи 2 2 3.10 Сигналы бедствия 5 2 3.11 Составаптечки 2 2 4 2 2 Практическое занятие 5 2 3 Практическое занятие 3.12 3.13 и использование 5 Средства оказания первой помощи Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей Фронтальныйопрос 3 Фронтальныйопрос 3.14 Перваяпомощьпри ожогах 5 2 3 3.15 Тепловойисолнечныйудар 5 2 3 3.16 Обморожение и охлаждение организма 4 2 2 3.17 Закрытыетравмы 5 2 3 3.18 Способы пострадавших 6 2 4 77 43 34 общее переноски Итого Фронтальныйопрос Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Модуль№4«Физическаяподготовка» 4.1 Как сохранить здоровье и укрепить 4.2 Бег коротким, длинным шагом средним 4.3 Бег из разных положений и исходных 2 Беседа 2 3 3 Эстафета 3 3 Эстафета 6 4.4 Виды стартов положений) 4.5 (стартовых 3 3 Эстафета Челночныйбег3 х10 м 3 3 Зачет 4.6 Прыжки по многоскоки 3 3 Игра 4.7 Прыжки вдлинусместа 3 3 Зачет 4.8 Преодоление препятствиями 3 3 Соревнования 4.9 Подвижныеигры 5 5 Подвижныеигры разметкам, полосы с Итого 28 2 26 Модуль№5«Строевая подготовка» 5.1 Краткиесведенияослужбев армии 1 Фронтальныйопрос 1 5.2 Общееположение 5 1 4 5.3 Строевыеприемыидвижения без оружия 7 1 6 5.4 Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй 5 1 4 5.5 Подходкначальникуиотход от него 5 1 4 23 5 18 Итого Фронтальныйопрос, отработка строевых приемов Фронтальныйопрос, отработкастроевых приемов Фронтальныйопрос, отработка строевых приемов Фронтальныйопрос, отработкастроевых приемов Всего 170 74 96 Содержаниеучебного(тематического)плана: Модуль№1«Устройство,классификацияипринципыуправленияБВС». УстройствоиклассификацияБВС. Теория:ВидыБВС.УстройствоБВС.ТипыБВС,ихотличиеиназначение. ОсновныепроизводителиБВС.Порядокрегистрации. ОбщиепринципыэксплуатацииБВС. Теория: Схема работы, принцип и основы безопасного обращения с интеллектуальной батареей дрона и непосредственно с БВС. Пульт управления, функционалвсехорганов управления.Устройствоподвесаирежимыуправлениякамерой. ОбщиепринципыуправленияБВС. Теория: Теоретические основы полета. Актуальное законодательство и правила полета. Полетные зоны и контроль за полетами. Полетные режимы, их назначение и функции. Инженерно-штурманский расчет. Составление полетного плана. ПодготовкакполетуиуправлениевполетенаБВС. 7 Теория: Обзор предполетной подготовки, калибровки, чек-листа. Экстремальные режимы полета – вихревое кольцо при активном спуске. Правила и приемы полетов на большой высоте и при сильном ветре. Правила выполнения полетов в тяжелых погодных условиях и при отрицательных температурах. Полеты вблизи препятствий или на малой высоте, нежелательные места для полета, запретные и небезопасные зоны. Принцип работы и функционирования режима возврата домой. Безопасные полеты с неисправной батареей. Модуль№2«ПрименениеБВСвчрезвычайных ситуациях». ОбщиепринципыиспользованияБВСвчрезвычайных ситуациях. Теория: Понятие АСР и ПСР. Обще принципы применения БВС при проведении спасательных работ. Применение БВС при проведении АСР. Применение БВС при проведении ПСР. Практическоезанятие:применениеПЛАприАСР(мониторинг). Теория:ОбщиепринципыпримененияПЛАпри АСР.ТактикапримененияПЛАпри АСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ. Практика: Визуальный мониторинг промышленного объекта при помощи БЛА. Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок. Практическоезанятие:применениеПЛАприПСР. Теория:ОбщиепринципыпримененияПЛАпри ПСР.ТактикапримененияПЛАпри ПСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ. Практика: Визуальный мониторинг лесного участка при помощи БЛА. Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок. Практическоезанятие:мониторингприродныхобъектов. Теория: Общие принципы мониторинга природного объекта с помощью БЛА. Целии задачи мониторинга природного объекта. Тактика мониторинга природного объекта с помощью БЛА. Разбор реальных случаев применения БЛА при мониторинге природного объекта. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ. Практика: Визуальный мониторинг акватории водного объекта при помощи БЛА. Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок. Модуль№3 «Выживаниевчрезвычайных ситуациях». Основныевидыэкстремальныхситуацийвприродных условиях. Теория: Виды экстремальных ситуаций:смена климатографических условий;резкое изменение природных условий;заболевание или повреждение организма человека, требующие экстренной медицинской помощи;вынужденное автономное существование. Психологическиеосновывыживаниявприродных условиях. Теория:Управление собой, своими мыслями и чувствами, своим ощущением и вниманием. Подготовкакпоходуиповедениевприродныхусловиях. Теория: Узнать правила поведения в походе, распределение обязанностей накаждого участника похода, сбор рюкзака в поход, что собой взять. Надежныеодеждаиобувь–важныеусловия безопасности. Теория: Подбор обуви для похода, уход за обувью.Подбор одежды для похода, уход за одеждой. Действияприпотереориентировки. Теория:Определениеместанахожденияинаправлениядвижениявнужноеместо. Определениерасстояниядоисточниказвука. Способыориентированияиопределениенаправлениядвижения. 8 Теория:Ориентированиеприпомощикомпаса,звезд,определениенаправленияна север с помощью часов и местных признаков. Практика: Ориентированиеприпомощикомпаса,звезд,определениенаправленияна север с помощью часов и местных признаков. Сооружениевременногожилища,установкапалатки. Теория: Виды временного жилища, палаток, правила установки палатки и временного жилища. Практика:Отработкапрактическихдействийпоустановкепалаткиивременного жилища. Добываниеииспользованиеогня. Теория:Историядобыванияогня,правиларазведениякостра,способырозжигакостра, виды и типы костров, сохранение огня. Практика:Отработкапрактическихдействийпоразведениюкостра. Поискиприготовлениепищи. Теория:Обеспечениепитаниемиводой,приготовлениепищивприродных условиях. Сигналы бедствия. Теория:Изучениеспециальныхзнаковмеждународнойкодовойтаблицысигналов. Практика: Изготовление сигналов бедствия в природных условиях. Составаптечки. Теория: Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара группы. Средстваоказанияпервой помощи. Теория: Изучение перевязочных, кровоостанавливающих материалов, а также дляпроведения иммобилизации – специальные шины. Практика:Отработкапрактическихдействийпооказаниюпервойпомощи. Опасныеживотные,перваяпомощьприукусахнасекомыхизмей. Теория: Беседа про самых опасных животных, правила поведения при встрече с опасными животными. Практика:Отработкапрактическихдействийпри укусах. Перваяпомощьпри ожогах. Теория:Видыожогов,типполученияожога. Практика:Отработкапрактическихдействийоказанияпервойпомощиприожогах. Тепловойисолнечныйудар. Теория:Причиныипризнакиполучениятепловогоисолнечногоудара. Практика:Отработкапрактическихдействийпритепловомисолнечном ударе. Обморожениеиобщеепереохлаждениеорганизма. Теория: Степени обморожения и их признаки. Практика:Отработкапрактическийдействийпооказаниюпервойпомощипри общем охлаждении и обморожении. Закрытыетравмы. Теория:Видытравм,факторывнешнейсреды,которыемогутпривестик травмам. Практика:Отработкапрактическихдействийпооказаниюпервойпомощипри получении травмы. Способыпереноски пострадавших. Теория:Способыпереноскипострадавших. Практика:Отработкапрактическихдействийприпереноскепострадавшего. Модуль № 4 «Физическая подготовка». Каксохранитьи укрепитьздоровье. Теория: Укреплениездоровьялетом: закаливание, обливание, окунание с постепенным понижением температуры. 9 Бегкоротким,среднимидлиннымшагом. Практика: Техникабегакоротким,средними длиннымшагом,техникаотталкивания и приземления. Бегизразныхисходныхположений. Практика:Бегизразличныхисходныхположений,правильнаяосанкапри беге. Видыстартов(стартовых положений). Практика:Отработкавысокогоинизкогостартаизразличныхположений. Челночныйбег3х10 м. Практика:Отработкатехникивыполнения. Прыжкипоразметкам, многоскоки. Практика:Примерныеупражнениядляовладениятехникойпрыжков-многоскоков. Прыжки вдлинусместа. Практика:Проверкауровняпрыгучести,атакжетестированиесилыног.Сдачазачета. Преодолениеполосыспрепятствиями. Практика: Проведение соревнований. Подвижныеигры. Практика:Подвижныеигрысэлементамилегкойатлетики. Модуль № 5 «Строевая подготовка». Краткиесведенияослужбев армии. Теория: Понятие о воинской обязанности граждан.Воинская обязанность и воинский учет,основные определения. Общееположение. Теория:ОбщиеположенияСтроевогоуставаВСРФ.Строиотделенияивзвода,обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме одежды. Строевыеприемыидвижениябезоружия. Теория:СтроевыеприемыидвижениябезоружияСтроевогоуставаВСРФ. Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме одежды. Выполнениевоинскогоприветствия,выходизстрояивозвращениевстрой. Теория: Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращения в строй Строевого устава ВС РФ. Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме одежды. Подходкначальникуиотходот него. Теория:СтроевыеприемыСтроевогоуставаВСРФ. Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме одежды. Планируемыерезультаты Предметныерезультаты: формирование представления об основных изучаемых понятиях: устройство, классификация и принципы управления БВС; приобретение обучающимися знаний основных принципов эксплуатации и управления БВС; знаниеосновныхэтаповподготовкикполетуиуправлениевполетеБВС,иих применение на практике; освоениезнанияпримененияБВСвчрезвычайныхситуациях; 10 развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Метапредметныерезультаты: умениесамостоятельнопланироватьпутидостиженияцелей,втомчисле альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе усвоения материала; самостоятельнаяорганизацияивыполнениеразличныхпрактическихзаданий; согласованиеикоординациясовместнойучебно-познавательнойдеятельностис другими участниками; умение работать в команде; аргументированнаязащитавустнойилиписьменнойформерезультатовсвоей деятельности. Личностныерезультаты: формированиеответственногоотношениякобучению; проявлениепознавательныхинтересовитворческойактивности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамиивзрослымивпроцессеобразовательной,учебно-исследовательскойи творческой деятельности; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; планированиеобразовательнойипрофессиональнойкарьеры. 11 2 Организационно-педагогическиеусловия Условияреализациипрограммы Материально-техническоеобеспечение: Требованияк помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования; столы,стульяпоколичествуобучающихсяи1рабочимместомдляпедагога. Оборудование: напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой для крепления проекторов к стойке; МФУформатаА4; выходвинформационно-телекоммуникационнуюсеть«Интернет»; компьютерыиноутбукинакаждогообучающегосяипедагога; квадрокоптеры. Расходныематериалы: whiteboard-маркеры; бумагаписчая; шариковыеручки. Кадровоеобеспечение: Теоретические и практические занятия модулей реализуются педагогическим работником, педагогом дополнительного образования Лебедкиным Алексеем Сергеевичем, образование среднее специальное, без категории, стаж работы 2 года, личные качества: ответственный, стрессоустойчивый, вежливый, порядочный. Методическиематериалы: Методические пособия, разработанные педагогом с учетом конкретных задач, варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии, учебная и техническая литература. Используются педагогические технологии индивидуализации обучения и коллективной деятельности. Формыаттестации/контроляиоценочныематериалы Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение всего учебного года. Мониторинг проводится по предметным, метапредметным и личностным результатамтрижды: вначалепрограммы, по окончаниювторого модуля и позавершению программы. Критерии мониторинга – это планируемые результаты программы. Такимобразом,проводится3видаконтроля: - входнойконтроль(передначаломосвоенияпрограммы); - периодическийконтроль(позавершениювторогомодуля); - итоговыйконтроль(позавершениюпрограммы). Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня является еще одной формой контроля освоенных знаний и компетенций. 12 3Списоклитературы Литературадляпедагога: 1. Jesse,Russell.Беспилотныйлетательныйаппарат.–М.:VSD, 2012. 2. Sonja,Poulton.Летательныеаппараты.–М.:Балтийскаякнижнаякомпания, 2014. 3. TechnologyofAirplaneandHelicopterManufacturing: FundamentalsofAircraftManufacturing. / Технологияпроизводствасамолетовивертолетов.Основытехнологиипроизводства летательных аппаратов. / В. Сикульский и др. – М.: Харьковский авиационный институт, 2014. 4. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2014. 5. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2016. 6. БауэрсП.Летательныеаппаратынетрадиционныхсхем.–М.:Мир, 2016. 7. Бортовыеинтеллектуальныесистемы.Часть3.Системыкорабельнойпосадки летательных аппаратов. – М.: Радиотехника, 2010. 8. ВасилинН.Я.Беспилотныелетательныеаппараты. –М.:Попурри,2012. 9. ВолодинВ.В.Автоматизацияпроектированиялетательныхаппаратов.–М.: Машиностроение, 2010. 10. НерсисянЛ.Беспилотныелетательныеаппараты:проблемыиперспективы.–Regnum, 2017. 11. Епифанов И.Н. Использование беспилотных летательных аппаратов(дронов) в логистике. – 2017. 12. ВеремеенкоК.К. Современные информационные технологии в задачах навигации и наведения беспилотных маневренных летательных аппаратов: моногр. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. 13. Ерохин Е. Современная классификация российских БПЛА [Электронный ресурс] / MISSILES.RU: 1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии. – Электрон. дан. – 2009. 14. МакаровЮ.В.ЛетательныеаппаратыМАИ.–М.:МАИ,2015. 15. МатвеенкоА.М.101выдающийсялетательныйаппаратмира.–М.: Московский авиационный институт (МАИ), 2016. 16. Московкин Л.Н. Коммутационная аппаратура летательных аппаратов. Технология изготовления и оборудование.– СПб: Питер, 2011. 17. Новоселов В.И. Делопроизводство в государственном аппарате. – С.: Изд-во Саратовского университета, 2016. 18. Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. – М.: Оборонгиз, Государственное научно-техническое издательство, 2012. 19. Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. – М.: ЕЕ Медиа, 2016. 20. ПетровК.П.Аэродинамикаэлементовлетательныхаппаратов.–М.:ЕЕМедиа, 2013. 21. РасселД.Боеваяживучесть(летательныхаппаратов). –М.:VSD, 2013. 22. РезниковГ.Б.Антеннылетательныхаппаратов.–М.:Советскоерадио, 2011. 23. СильвестровМ.М.Автоматизацияуправлениялетательнымиаппаратамис учетом человеческого фактора. – М.: Машиностроение, 2013. 24. СихарулидзеЮ.Г.Баллистикалетательныхаппаратов.–М.:Главнаяредакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2010. 25. Сорокин В. Воздухоплавание. История летательных аппаратов на марках. – М.: ИЛБИ, 2012. 13 26. Эшли Х. Инженерные исследования летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2016. 27. НапольскихМ.Л.Ремеслоспасателя.Поисково-спасательныеработыв природной среде. – Архангельск, 2011. – 194 с. 28. Федеральныйзакон№151-ФЗ«Обаварийно-спасательныхслужбахи статусе спасателей». 29. СтроевойуставВооруженныхСилРоссийскойФедерации. Литературадляучащихся: 1. БПЛА–беспилотныелетательныеаппаратыISBN978-5-7677-1739-2© Издательство Чувашского Университета, 2020 © Никишев В. К., 2020 2. Боев Н.М., Шаршавин П.В., Нигруца И.В. Построение систем связибеспилотныхлетательныхаппаратовдляпередачиинформациинабольш иерасстояния. 3. ГребениковА.Г.,МялицаА.К.,ПарфенюкВ.В.идр.Общиевидыихарак теристики беспилотных летательных аппаратов. 4. КаримовА.Х.Возможностибеспилотныхавиационныхсистемследующегопок оления. 5. КилбиТ.,КилбиБ.Дроныснуля. 6. МасловА.Г.,КонстантиновЮ.С.,ЛатчукВ.Н.Способыавтономного выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. 7. «Хитрыеласки»(Г. Шалаева). 8. КупринА.М.Умейориентироватьсянаместности/ 9. БартоА.Ярасту,МысТамаройсанитары/ 10. НосовН.ПриключенияНезнайкииего друзей 11. ЧуковскийК.Мойдодыр/ 12. БартоА.Мячик,Купание,Верёвочка/ 13. МихалковС.Весёлыйтурист/ 14