Дополнительная общеобразовательная программа "Школа спасателей"

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№ 51от 06.06.2024г.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Школа спасателей»
Возраст обучающихся: 7-14лет

Автор-разработчик:
Лебедкин Алексей Сергеевич,
педагог дополнительного образования

с.Лебедкино
2024год

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы. ............................. 3
Пояснительная записка .................................................................................. 3
Цель и задачи общеразвивающей программы… ....................................... 4
Содержание общеразвивающей программы… .............................................5
Планируемые результаты…........................................................................... 10
2 Организационно-педагогические условия… .....................................................12
Условия реализации программы… .............................................................. 12
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы… .......................... 12
3 Список литературы….............................................................................................. 13

2

1Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот09.11.2018г.№196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот30.09.2020г.№533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
спасателей» направлена на изучение основ управления беспилотных летательных
аппаратов и использование их в спасательных операциях.
Направленностьпрограммы–социально-гуманитарная.
Актуальностьобщеразвивающей программы:
Популярность малых беспилотных воздушных судов (далее БВС) с дистанционным
управлением в последние годы значительно возросла. Ранее БВС воспринимались
большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, сейчас ситуация
изменилась. Интерес вызван простотой их эксплуатации, экономичностью, относительно
невысокой стоимостью, оперативностью и т.д. Многие из этих аппаратов используются
для выполнения серьезных задач: фото и видеосъемки, наблюдение и мониторинг
различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными
объектами, доставки небольших грузов и другое, что подразумевает под собойприменение
БВС в спасательных операциях. Технологии, лежащие в основе БВС развиваются быстро.
Данные
технологии
предполагают
разработку
современных
аккумуляторов,
навигационного
оборудования,
бортовых
компьютеров.
Актуальность
программызаключаетсявсовременномтехнологичномоборудованииипримененииего
в
чрезвычайных ситуациях, таких как: поиск и спасение пострадавших, мониторинг,
обнаружение и ликвидация чрезвычайной ситуации. Необходимостью формирования
готовности подрастающего поколения к защите Отечества, их деятельности в
экстремальных ситуациях.
Новизнаобщеразвивающей программы«Школа спасателей» заключается в
реализации образовательного процесса в кружковой форме. Программа предусматривает
обучение школьников, с целью приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с
научно-техническими
и
практическими
задачами,
приобретения
навыков
самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в
различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи, расширения кругозора,
укрепления здоровья.
Отличительной особенностью программы является модульное структурирование
содержания программы. Каждый модуль является структурной единицей образовательной

3

программы и имеет определенную логическую завершенность по отношению к
результатам обучения. В программу входят пять модулей «Устройство, классификация и
принципыуправленияБВС»,«ПрименениеБВСвчрезвычайныхситуациях»,
«Выживание в чрезвычайных ситуациях», «Физическая подготовка» и «Строевая
подготовка».
Содержаниеиматериалпрограммыимеет
«Стартовыйуровень»сложности,который
предполагает минимальный уровень сложности освоения материала содержания
общеразвивающей программы.
Адресатобщеразвивающей программы:программа адресована для обучающихся в
возрасте с 7 до 14 лет. Обучающимися программы могут стать школьникидругих
образовательных организаций.Максимальное количество детей в группе: 15 человек.
Режим занятий:1 раз в неделю по 2 академических часа в день. 1 раз в неделю по 3
академических часа в день. Продолжительность одного учебного часа для обучающихся в
возрасте 7-14лет составляет 40 минут с перерывами между занятиями 10 минут.
Объемобщеразвивающейпрограммы:170учебныхчасов.
Срокосвоения:34 учебныенедели.
Переченьформобучения:фронтальная,групповая.
Переченьвидовзанятий:беседа,практическое занятие.
Переченьформподведенияитогов:беседа,практическоезанятие,мастер-класс.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель:научитьобучающихсяправильнодействоватьвразличныхчрезвычайных
обстоятельствах.
Задачи программы:
образовательные:

Формировать у обучающихся устойчивые знания в области БВС;

научитьосновнымприемамсборкиипрограммированияБВС;

способствоватьформированиютехнологическихнавыков;

познакомить с правилами безопасной работы с инструментами,
необходимыми при конструировании БВС;

освоитьвопросыпрактическойзначимостиБВСвчрезвычайныхситуациях;

освоить приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;

обучитьнавыкамоказанияпервойпомощи;

совершенствоватьдвигательныеуменияинавыкиприкладногохарактера;

развивать двигательные качества на основе общей физической
подготовленности.
Развивающие:

развить умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личнойбезопасности
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

развить самостоятельную деятельность поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников, и новых информационных
технологий;

развить умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Воспитательные:

формироватьнавыкикомандноговзаимодействия;

4


формировать готовность подрастающего поколения к защите Отечества, их
деятельности в экстремальных ситуациях;

формироватьпотребностьвсаморазвитии,самоутверждении;

формироватькультуруздоровогоибезопасногообраза жизни.
Содержаниеобщеразвивающейпрограммы
Учебный(тематический)план:
№
п/п
1.1
1.2
1.3

1.4

Количествочасов
Форма
всего теория практика аттестации/контроля
Модуль№1«Устройство,классификацияипринципыуправления БВС»
Фронтальныйопрос,
Устройствоиклассификация
2
2
БВС
наблюдение
Фронтальныйопрос,
Общие
принципы
2
2
эксплуатации БВС
наблюдение
Фронтальныйопрос,
Общиепринципыуправления
наблюдение,
4
4
БВС
выполнениезадания
Фронтальныйопрос,
Подготовкак полетуи
наблюдение,
2
2
управлениевполетена БВС
выполнениезадания
Итого
10
10
Названиераздела,темы

Модуль№2 «ПрименениеБВСвчрезвычайных ситуациях»
2.1

Общие
принципы
использования
БВС
в
чрезвычайных ситуациях

2.2

Практическое
занятие:
применение ПЛА при АСР
(мониторинг)

10

4

6

2.3

Практическое
занятие:
применение ПЛА при ПСР

10

4

6

2.4

Практическое
мониторинг
объектов

занятие:
природных

10

4

6

Итого

32

14

18

2

Фронтальныйопрос,
наблюдение

2

Наблюдение,доклад
вписьменнойформе
о выполнении
задания
Наблюдение,доклад
вписьменнойформе
о выполнении
задания
Наблюдение,доклад
вписьменнойформе
о выполнении
задания

Модуль№3 «Выживаниевчрезвычайных ситуациях»
3.1

3.2

Основныевидыэкстремальных
ситуаций
в
природных
условиях
Психологические
основы
выживания
в
природных
условиях

3

3

Фронтальныйопрос

3

3

Фронтальныйопрос

5

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Подготовка
к походу
и
поведение
в
природных
условиях
Надежныеодеждаиобувь–
важное условие безопасности
Действия
при
потере
ориентировки
Способы ориентирования и
определение
направления
движения
Сооружение
временного
жилища, установка палатки

5

Фронтальныйопрос

3

3

Фронтальныйопрос

3

3

Фронтальныйопрос

5

2

3

7

2

5

5

2

3

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

3.8

Добывание
огня

3.9

Поискиприготовлениепищи

2

2

3.10

Сигналы бедствия

5

2

3.11

Составаптечки

2

2

4

2

2

Практическое
занятие

5

2

3

Практическое
занятие

3.12
3.13

и использование

5

Средства оказания
первой
помощи
Опасные животные, первая
помощь при укусах насекомых
и змей

Фронтальныйопрос
3

Фронтальныйопрос

3.14

Перваяпомощьпри ожогах

5

2

3

3.15

Тепловойисолнечныйудар

5

2

3

3.16

Обморожение
и
охлаждение организма

4

2

2

3.17

Закрытыетравмы

5

2

3

3.18

Способы
пострадавших

6

2

4

77

43

34

общее

переноски
Итого

Фронтальныйопрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Модуль№4«Физическаяподготовка»
4.1

Как сохранить
здоровье

и

укрепить

4.2

Бег коротким,
длинным шагом

средним

4.3

Бег из разных
положений

и

исходных

2

Беседа

2

3

3

Эстафета

3

3

Эстафета

6

4.4

Виды
стартов
положений)

4.5

(стартовых

3

3

Эстафета

Челночныйбег3 х10 м

3

3

Зачет

4.6

Прыжки
по
многоскоки

3

3

Игра

4.7

Прыжки вдлинусместа

3

3

Зачет

4.8

Преодоление
препятствиями

3

3

Соревнования

4.9

Подвижныеигры

5

5

Подвижныеигры

разметкам,

полосы

с

Итого

28

2

26

Модуль№5«Строевая подготовка»
5.1

Краткиесведенияослужбев
армии

1

Фронтальныйопрос

1

5.2

Общееположение

5

1

4

5.3

Строевыеприемыидвижения без
оружия

7

1

6

5.4

Выполнение
воинского
приветствия, выход из строя и
возвращение в строй

5

1

4

5.5

Подходкначальникуиотход от
него

5

1

4

23

5

18

Итого

Фронтальныйопрос,
отработка строевых
приемов
Фронтальныйопрос,
отработкастроевых
приемов
Фронтальныйопрос,
отработка строевых
приемов
Фронтальныйопрос,
отработкастроевых
приемов

Всего
170
74
96
Содержаниеучебного(тематического)плана:
Модуль№1«Устройство,классификацияипринципыуправленияБВС».
УстройствоиклассификацияБВС.
Теория:ВидыБВС.УстройствоБВС.ТипыБВС,ихотличиеиназначение.
ОсновныепроизводителиБВС.Порядокрегистрации.
ОбщиепринципыэксплуатацииБВС.
Теория: Схема работы, принцип и основы безопасного обращения с
интеллектуальной батареей дрона и непосредственно с БВС. Пульт управления,
функционалвсехорганов управления.Устройствоподвесаирежимыуправлениякамерой.
ОбщиепринципыуправленияБВС.
Теория: Теоретические основы полета. Актуальное законодательство и правила
полета. Полетные зоны и контроль за полетами. Полетные режимы, их назначение и
функции. Инженерно-штурманский расчет. Составление полетного плана.
ПодготовкакполетуиуправлениевполетенаБВС.

7

Теория: Обзор предполетной подготовки, калибровки, чек-листа. Экстремальные
режимы полета – вихревое кольцо при активном спуске. Правила и приемы полетов на
большой высоте и при сильном ветре. Правила выполнения полетов в тяжелых погодных
условиях и при отрицательных температурах. Полеты вблизи препятствий или на малой
высоте, нежелательные места для полета, запретные и небезопасные зоны. Принцип
работы и функционирования режима возврата домой. Безопасные полеты с неисправной
батареей.
Модуль№2«ПрименениеБВСвчрезвычайных ситуациях».
ОбщиепринципыиспользованияБВСвчрезвычайных ситуациях.
Теория: Понятие АСР и ПСР. Обще принципы применения БВС при проведении
спасательных работ. Применение БВС при проведении АСР. Применение БВС при
проведении ПСР.
Практическоезанятие:применениеПЛАприАСР(мониторинг).
Теория:ОбщиепринципыпримененияПЛАпри
АСР.ТактикапримененияПЛАпри
АСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи.
Инструктаж по безопасности выполнения работ.
Практика: Визуальный мониторинг промышленного объекта при помощи БЛА.
Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор
ошибок.
Практическоезанятие:применениеПЛАприПСР.
Теория:ОбщиепринципыпримененияПЛАпри
ПСР.ТактикапримененияПЛАпри
ПСР. Разбор реальных случаев применения ПЛА при АСР. Постановка задачи.
Инструктаж по безопасности выполнения работ.
Практика: Визуальный мониторинг лесного участка при помощи БЛА. Выполнения
поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор ошибок.
Практическоезанятие:мониторингприродныхобъектов.
Теория: Общие принципы мониторинга природного объекта с помощью БЛА. Целии
задачи мониторинга природного объекта. Тактика мониторинга природного объекта с
помощью БЛА. Разбор реальных случаев применения БЛА при мониторинге природного
объекта. Постановка задачи. Инструктаж по безопасности выполнения работ.
Практика: Визуальный мониторинг акватории водного объекта при помощи БЛА.
Выполнения поставленной задачи. Составление доклада о выполнении задания разбор
ошибок.
Модуль№3 «Выживаниевчрезвычайных ситуациях».
Основныевидыэкстремальныхситуацийвприродных условиях.
Теория: Виды экстремальных ситуаций:смена климатографических условий;резкое
изменение природных условий;заболевание или повреждение организма человека,
требующие экстренной медицинской помощи;вынужденное автономное существование.
Психологическиеосновывыживаниявприродных условиях.
Теория:Управление собой, своими мыслями и чувствами, своим ощущением и
вниманием.
Подготовкакпоходуиповедениевприродныхусловиях.
Теория: Узнать правила поведения в походе, распределение обязанностей накаждого
участника похода, сбор рюкзака в поход, что собой взять.
Надежныеодеждаиобувь–важныеусловия безопасности.
Теория: Подбор обуви для похода, уход за обувью.Подбор одежды для похода, уход
за одеждой.
Действияприпотереориентировки.
Теория:Определениеместанахожденияинаправлениядвижениявнужноеместо.
Определениерасстояниядоисточниказвука.
Способыориентированияиопределениенаправлениядвижения.

8

Теория:Ориентированиеприпомощикомпаса,звезд,определениенаправленияна север с
помощью часов и местных признаков.
Практика: Ориентированиеприпомощикомпаса,звезд,определениенаправленияна север с
помощью часов и местных признаков.
Сооружениевременногожилища,установкапалатки.
Теория: Виды временного жилища, палаток, правила установки палатки и
временного жилища.
Практика:Отработкапрактическихдействийпоустановкепалаткиивременного жилища.
Добываниеииспользованиеогня.
Теория:Историядобыванияогня,правиларазведениякостра,способырозжигакостра,
виды и типы костров, сохранение огня.
Практика:Отработкапрактическихдействийпоразведениюкостра.
Поискиприготовлениепищи.
Теория:Обеспечениепитаниемиводой,приготовлениепищивприродных условиях.
Сигналы бедствия.
Теория:Изучениеспециальныхзнаковмеждународнойкодовойтаблицысигналов.
Практика: Изготовление сигналов бедствия в природных условиях.
Составаптечки.
Теория: Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской
прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение
срока годности для использования. Обязанности санитара группы.
Средстваоказанияпервой помощи.
Теория: Изучение перевязочных, кровоостанавливающих материалов, а также
дляпроведения иммобилизации – специальные шины.
Практика:Отработкапрактическихдействийпооказаниюпервойпомощи.
Опасныеживотные,перваяпомощьприукусахнасекомыхизмей.
Теория: Беседа про самых опасных животных, правила поведения при встрече с
опасными животными.
Практика:Отработкапрактическихдействийпри укусах.
Перваяпомощьпри ожогах.
Теория:Видыожогов,типполученияожога.
Практика:Отработкапрактическихдействийоказанияпервойпомощиприожогах.
Тепловойисолнечныйудар.
Теория:Причиныипризнакиполучениятепловогоисолнечногоудара.
Практика:Отработкапрактическихдействийпритепловомисолнечном ударе.
Обморожениеиобщеепереохлаждениеорганизма.
Теория: Степени обморожения и их признаки.
Практика:Отработкапрактическийдействийпооказаниюпервойпомощипри общем
охлаждении и обморожении.
Закрытыетравмы.
Теория:Видытравм,факторывнешнейсреды,которыемогутпривестик травмам.
Практика:Отработкапрактическихдействийпооказаниюпервойпомощипри получении
травмы.
Способыпереноски пострадавших.
Теория:Способыпереноскипострадавших.
Практика:Отработкапрактическихдействийприпереноскепострадавшего. Модуль
№ 4 «Физическая подготовка».
Каксохранитьи укрепитьздоровье.
Теория: Укреплениездоровьялетом:
закаливание, обливание, окунание с
постепенным понижением температуры.

9

Бегкоротким,среднимидлиннымшагом.
Практика: Техникабегакоротким,средними длиннымшагом,техникаотталкивания и
приземления.
Бегизразныхисходныхположений.
Практика:Бегизразличныхисходныхположений,правильнаяосанкапри беге.
Видыстартов(стартовых положений).
Практика:Отработкавысокогоинизкогостартаизразличныхположений.
Челночныйбег3х10 м.
Практика:Отработкатехникивыполнения.
Прыжкипоразметкам, многоскоки.
Практика:Примерныеупражнениядляовладениятехникойпрыжков-многоскоков.
Прыжки вдлинусместа.
Практика:Проверкауровняпрыгучести,атакжетестированиесилыног.Сдачазачета.
Преодолениеполосыспрепятствиями.
Практика: Проведение соревнований.
Подвижныеигры.
Практика:Подвижныеигрысэлементамилегкойатлетики. Модуль
№ 5 «Строевая подготовка».
Краткиесведенияослужбев армии.
Теория: Понятие о воинской обязанности граждан.Воинская обязанность и воинский
учет,основные определения.
Общееположение.
Теория:ОбщиеположенияСтроевогоуставаВСРФ.Строиотделенияивзвода,обязанности
военнослужащих перед построением и в строю.
Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме
одежды.
Строевыеприемыидвижениябезоружия.
Теория:СтроевыеприемыидвижениябезоружияСтроевогоуставаВСРФ.
Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме
одежды.
Выполнениевоинскогоприветствия,выходизстрояивозвращениевстрой.
Теория: Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращения в строй
Строевого устава ВС РФ.
Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме
одежды.
Подходкначальникуиотходот него.
Теория:СтроевыеприемыСтроевогоуставаВСРФ.
Практика:Техникавыполнениястроевыхприемов,уважениекстроюивоенной форме
одежды.
Планируемыерезультаты





Предметныерезультаты:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: устройство,
классификация и принципы управления БВС;
приобретение обучающимися знаний основных принципов эксплуатации и
управления БВС;
знаниеосновныхэтаповподготовкикполетуиуправлениевполетеБВС,иих применение
на практике;
освоениезнанияпримененияБВСвчрезвычайныхситуациях;

10

 развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни.
Метапредметныерезультаты:
 умениесамостоятельнопланироватьпутидостиженияцелей,втомчисле
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
 проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе усвоения материала;
 самостоятельнаяорганизацияивыполнениеразличныхпрактическихзаданий;
 согласованиеикоординациясовместнойучебно-познавательнойдеятельностис
другими участниками; умение работать в команде;
 аргументированнаязащитавустнойилиписьменнойформерезультатовсвоей
деятельности.
Личностныерезультаты:
 формированиеответственногоотношениякобучению;
 проявлениепознавательныхинтересовитворческойактивности;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстникамиивзрослымивпроцессеобразовательной,учебно-исследовательскойи
творческой деятельности;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;
 планированиеобразовательнойипрофессиональнойкарьеры.

11

2 Организационно-педагогическиеусловия
Условияреализациипрограммы
Материально-техническоеобеспечение:
Требованияк помещению:
помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
столы,стульяпоколичествуобучающихсяи1рабочимместомдляпедагога. Оборудование:
напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой для крепления
проекторов к стойке;
МФУформатаА4;
выходвинформационно-телекоммуникационнуюсеть«Интернет»;
компьютерыиноутбукинакаждогообучающегосяипедагога;
квадрокоптеры.
Расходныематериалы:
whiteboard-маркеры;
бумагаписчая;
шариковыеручки.
Кадровоеобеспечение:
Теоретические и практические занятия модулей реализуются педагогическим
работником, педагогом дополнительного образования Лебедкиным Алексеем
Сергеевичем, образование среднее специальное, без категории, стаж работы 2 года,
личные качества: ответственный, стрессоустойчивый, вежливый, порядочный.
Методическиематериалы:
Методические пособия, разработанные педагогом с учетом конкретных задач,
варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии, учебная и
техническая литература. Используются педагогические технологии индивидуализации
обучения и коллективной деятельности.
Формыаттестации/контроляиоценочныематериалы
Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам
перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение всего учебного года.
Мониторинг проводится по предметным, метапредметным и личностным
результатамтрижды: вначалепрограммы, по окончаниювторого модуля и позавершению
программы. Критерии мониторинга – это планируемые результаты программы.
Такимобразом,проводится3видаконтроля:
- входнойконтроль(передначаломосвоенияпрограммы);
- периодическийконтроль(позавершениювторогомодуля);
- итоговыйконтроль(позавершениюпрограммы).
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня является еще
одной формой контроля освоенных знаний и компетенций.

12

3Списоклитературы
Литературадляпедагога:
1. Jesse,Russell.Беспилотныйлетательныйаппарат.–М.:VSD, 2012.
2. Sonja,Poulton.Летательныеаппараты.–М.:Балтийскаякнижнаякомпания, 2014.
3. TechnologyofAirplaneandHelicopterManufacturing:
FundamentalsofAircraftManufacturing.
/
Технологияпроизводствасамолетовивертолетов.Основытехнологиипроизводства
летательных аппаратов. / В. Сикульский и др. – М.: Харьковский авиационный
институт, 2014.
4. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки
операторов летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2014.
5. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми
установками летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 2016.
6. БауэрсП.Летательныеаппаратынетрадиционныхсхем.–М.:Мир, 2016.
7. Бортовыеинтеллектуальныесистемы.Часть3.Системыкорабельнойпосадки
летательных аппаратов. – М.: Радиотехника, 2010.
8. ВасилинН.Я.Беспилотныелетательныеаппараты. –М.:Попурри,2012.
9. ВолодинВ.В.Автоматизацияпроектированиялетательныхаппаратов.–М.:
Машиностроение, 2010.
10. НерсисянЛ.Беспилотныелетательныеаппараты:проблемыиперспективы.–Regnum,
2017.
11.
Епифанов И.Н. Использование беспилотных летательных аппаратов(дронов)
в логистике. – 2017.
12.
ВеремеенкоК.К. Современные информационные технологии в задачах
навигации и наведения беспилотных маневренных летательных аппаратов:
моногр. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009.
13.
Ерохин Е. Современная классификация российских БПЛА [Электронный
ресурс] / MISSILES.RU: 1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии. –
Электрон. дан. – 2009.
14.
МакаровЮ.В.ЛетательныеаппаратыМАИ.–М.:МАИ,2015.
15.
МатвеенкоА.М.101выдающийсялетательныйаппаратмира.–М.: Московский
авиационный институт (МАИ), 2016.
16.
Московкин Л.Н. Коммутационная аппаратура летательных аппаратов.
Технология изготовления и оборудование.– СПб: Питер, 2011.
17.
Новоселов В.И. Делопроизводство в государственном аппарате. – С.: Изд-во
Саратовского университета, 2016.
18.
Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. –
М.: Оборонгиз, Государственное научно-техническое издательство, 2012.
19.
Остославский И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. –
М.: ЕЕ Медиа, 2016.
20.
ПетровК.П.Аэродинамикаэлементовлетательныхаппаратов.–М.:ЕЕМедиа,
2013.
21.
РасселД.Боеваяживучесть(летательныхаппаратов). –М.:VSD, 2013.
22.
РезниковГ.Б.Антеннылетательныхаппаратов.–М.:Советскоерадио, 2011.
23.
СильвестровМ.М.Автоматизацияуправлениялетательнымиаппаратамис
учетом человеческого фактора. – М.: Машиностроение, 2013.
24.
СихарулидзеЮ.Г.Баллистикалетательныхаппаратов.–М.:Главнаяредакция
физико-математической литературы издательства "Наука", 2010.
25.
Сорокин В. Воздухоплавание. История летательных аппаратов на марках. –
М.: ИЛБИ, 2012.

13

26.
Эшли Х. Инженерные исследования летательных аппаратов. – М.:
Машиностроение, 2016.
27.
НапольскихМ.Л.Ремеслоспасателя.Поисково-спасательныеработыв
природной среде. – Архангельск, 2011. – 194 с.
28.
Федеральныйзакон№151-ФЗ«Обаварийно-спасательныхслужбахи статусе
спасателей».
29.
СтроевойуставВооруженныхСилРоссийскойФедерации.
Литературадляучащихся:
1.
БПЛА–беспилотныелетательныеаппаратыISBN978-5-7677-1739-2©
Издательство Чувашского Университета, 2020 © Никишев В. К., 2020
2.
Боев Н.М., Шаршавин П.В., Нигруца И.В. Построение систем
связибеспилотныхлетательныхаппаратовдляпередачиинформациинабольш
иерасстояния.
3.
ГребениковА.Г.,МялицаА.К.,ПарфенюкВ.В.идр.Общиевидыихарак
теристики беспилотных летательных аппаратов.
4.
КаримовА.Х.Возможностибеспилотныхавиационныхсистемследующегопок
оления.
5.
КилбиТ.,КилбиБ.Дроныснуля.
6.
МасловА.Г.,КонстантиновЮ.С.,ЛатчукВ.Н.Способыавтономного
выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
7.
«Хитрыеласки»(Г. Шалаева).
8.
КупринА.М.Умейориентироватьсянаместности/
9.
БартоА.Ярасту,МысТамаройсанитары/
10.
НосовН.ПриключенияНезнайкииего друзей
11.
ЧуковскийК.Мойдодыр/
12.
БартоА.Мячик,Купание,Верёвочка/
13.
МихалковС.Весёлыйтурист/

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».