Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ «СОШ №19» № 51от 06.06.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Школьный театр» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года Составитель: Чеснокова Н.С. Педагог дополнительного образования Артемовский район село Лебёдкино, 2024 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3 Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график: 2.2 Условия реализации программы 2.3.Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 3. Список литературы ПРИЛОЖЕНИЕ 2 3 3 5 5 13 14 14 14 15 15 16 1.Комплексосновныххарактеристикпрограммы 1.1.Пояснительнаязаписка Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя.Театр – одиниз самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Самый короткий путьэмоциональногоразвитияребенка.Снятиезажатости,обучениечувствованиюихудожествен ному воображению. Театр это решение педагогических задач через игру,фантазированиеисочинительство.Театральнаядеятельность— этоподготовкадраматическихспектаклей,различныхтеатральных инсценировоквкоторыхосновнойсюжетнойлиниейявляютсявысокиечувства,проблемынравст венностииконфликтыморальногохарактераОсобоевниманиевтеатральнойпедагогикеуделяетс яраскрепощениюличностиученика,подраскрепощениемличностинатеатральныхзанятияхподр азумеваетсяустранениеналичествующихпсихологическихпроблем,рождающих страх перед аудиторией и публичном выступлении. Русский классическийтеатр воспитывает интерес детей к отечественной культуре, прививает любовь к своейРодине,своемународу. Направленностьпрограммыдополнительногообразования–художественная. Программа составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Реализация программы осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых 3 образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 13. Устав МБОУ «СОШ №19». Актуальность программы определяется нацеленностью государственной политики в сфере образования на развитие школьных театров, использованием театральной педагогики как средства успешной социализации и адаптации ребенка к условиям социума. Разработанная программа предназначена для обучающихся МБОУ «СОШ № 19» иадаптированакопределеннымусловиямобразовательногоучреждения, его особенностям и традициям. Новизна программы: Программа является модифицированной, разработана на основе программ «Театр-студия Дали», г.Москва, 2021г. и «Эстетическое воспитание школьников средствами театра», г.Пермь 2019 год. Отличительная особенность данной программы в индивидуальном подходе к обучающимся выражающемся в использовании методов эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха в обучении для каждого, использование индивидуальных пожеланий), методов развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств личности. Адресат программы:обучающиеся МБОУ «СОШ 19» в возрасте от7 до10 лет. Набор детей в детское объединение проводится в конце летних каникул и в началеучебного года. Группы комплектуются из расчета 10-15 человек в группе. Прием детей впроизводится надобровольнойоснове без конкурсного отбора. Обучающиеся осваивают программу втечение3лет.Составгрупппостоянный. Режим занятий, периодичность занятий. Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. 1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа. 3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем и срок реализации программы. Объем программы - 510 часов. Программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год обучения - 102 часа 2 год обучения - 204 часа 3 год обучения - 204 часа Формаобучения–очная. Особенностиорганизацииобразовательногопроцесса Программареализуется по традиционной модели. Перечень форм обучения: Фронтальная, индивидуальная, индивидуально- групповая, групповая. Перечень видов занятия: 1. круглыйстол,беседа,лекции,обсуждениевгруппах; 2. консультациидляподростковиродителей; 3. тренинги; 4. исследовательскиезанятия; 4 5. ролевыеитеатральныеигры,театральныеэтюды; 6. репетиции;творческиепоказы. 7. Викторины; 8. Постановки, спектакли Перечень форм подведения итогов реализации общеобразовательной программы: Упражнение, театральный этюд, творческий показ, театральная постановка, спектакль. 1.2.Целиизадачи Цельюпрограммыявляетсясозданиеусловийдляличностногоразвитияребёнкапосредст вом общественнозначимой деятельностишкольноготеатральногоколлектива. Задачи: Обучающие: овладеватьзнаниями,практическимиумениями и навыкамиигрынасцене; формироватьувоспитанниковспособыдеятельности:выбор,сравнение,сопоставле ние,анализ, синтез, рефлексия. Развивающие: развиватьустнуюречь,познавательнуюактивность,склонностькрешениюдиверге нтных задач, чувство юмора, соревновательность, гибкость мышления, легкостьассоциирования,оригинальностьмышления,надситуативнуюактивность,критичность, лёгкостьгенерированияидей,самостоятельность, стремлениексамоактуализации; Обучать умению планировать собственную деятельность в соответствии с поставленнойтворческойзадачей, умениюконтролироватьиоценивать своидействия; развиватьпотребностьктворческойсценическойдеятельности,стремлениепреодол еватьтрудности,добиваться успешногодостиженияпоставленныхцелей; развиватьвнутреннююсвободуребёнка,чувствособственногодостоинства,самоува жения; Воспитательные: формироватьактивностьвдеятельностидетскоготеатральногоколлектива; воспитыватьуважительноеотношениемеждучленамиколлективавсовместнойтвор ческойдеятельности; формироватьнавыкиразвитияположительныхэмоцийиволевых качеств. 1.3Содержаниеобщеразвивающей программы Учебный план первого года обучения №п/п Наименованиеразделов Всего Теоретич. часов часов 1. Жанры 11 5 театразнакомство с искусствомтеатра Практич. часов 6 Формааттестаци и/контроля ВикторинаТеатраль ный этюдБеседа 2. Упражнения, игры итренинги 14 2 12 УпражнениеТеатрал ьныйэтюд 3. Упражнения на памятьфизическогодей ствия– 17 1 16 Упражнение 5 4. 5. 6. 7. Итого: Яв предлагаемыхобс тоятельствах Упражнения на снятиетелесногозажим а Упражнения тренингдля развитиясценической речи Инсценировкасказки 10 0 10 УпражнениеТворческ оезадание 10 0 10 Упражнение 10 0 10 Упражнение 30 6 24 РепетицияТворческ ийпоказ 102 14 88 Содержание программы первого года обучения 1.Жанрытеатразнакомствос искусствомтеатра Теория: Театродноиздревнейшихвидовтеатральногоискусства.НародныеистокитеатральногоискусстваО бряды,игры,празднества.СкоморохипервыепрофессиональныеактерынаРуси.Ихпопулярностьвн ароде.Первыетеатральныеэтюды.Видытеатральногоискусства.Драматическийтеатр,кукольныйт еатр,музыкальный театр, оперный театр, балетный театр, театр телевидения и кино. Викториныовидахтеатра.Драматическийтеатр– каквидтеатральногоискусства.Профессиярежиссердраматическоготеатра.Профессияактердрама тическоготеатра.Чтодаетискусство театра зрителю. Беседы-диспутына темы: «Театр- это праздник, это школа,этотруд».Театрискусствоколлективное.Коллективтворческийансамбль.Театрализованныеигры. Практика:Упражнение «Играем обряд». Упражнение «Я играю Петрушку». Викторины овидах театра. Театральный этюд «Я режиссер драматического спектакля». Театральныйэтюд«Ярежиссерспектакля».Массовыйтеатральныйэтюд«Актердраматическоготеа тра.Театральныеигры«Ясоздаю спектакли». 2. Упражненияигрыитренинги Теория: Актерскоевнутреннееивнешнееперевоплощение.Упражнениеэтюднавнутреннее перевоплощение. Упражнение - этюд на внутреннее перевоплощение. Костюмреквизит, грим. Костюм, реквизит, грим - верные помощники в создании верного образароли.Упражненияэтюды«Придуманнаяистория».Упражненияэтюды«Придуманнаяистори я».Театральныеигры.Театральныеигры.Театральноеупражнение«Войдивобраз». Практика:Упражнения«Ялисичка»,«Якотенок»«Яволк»,«ЯдокторАйболит».Упражнени е– этюд«Придуманнаяистория».Театральныеигры«Верю,неверю»,«Кривляетсяпоправде»,«Жизньц ветка»,«Жизньдерева».Упражнения–этюды«Ясказочный волшебник», «Веселый чародей», «Пингвины на льду». Игра «Отправляемся вморское путешествие». Театрализованная игра «Кто из какой сказки». Театрализованнаяигра«Превратилсясам,превратидругого».Театральнаяигра«Мореволнуетсяраз ».Театральноеупражнение«Войдивобраз». 3. Упражнениянапамятьфизическогодействия Теория: «Чтомы,видели,нескажем,ачтовиделипокажем».Индивидуальныеупражнения «Всекаквжизни-главноеусловие». 6 Практика:«Чтомы,видели,нескажем,ачтовиделипокажем».Групповыеупражнения: «Отрабатываемдостоверность,убедительностьипохожесть»,«Узнаваемость.Скрупулёзность, точность действий, чувств, диалогов атмосферы». Упражнение «Одно ито же по- разному: правдивость работы, достоверность, понятно ли зрителю». Работа надошибками. Работа над ошибками. Театральная игра «Как в жизни…». «Выдели, дополни,повтори».Особенностидействий,фиксация.Упражненияналогикудействия.Театральное упражнение«Убегает,догоняет,бежит».Разницавкачестведействий.Театральное упражнение. Игра-этюд «Много снега». Скатывание из снега ком. Игра вснежки. Театральные игры «Превращение палочки», «Кто как сидел». Театральные игры.Упражнения: «Пришить пуговицу», «Постирать белье», «Почистить туфли», «Вылепитьфигурку из пластилина». Театральная игра «Как в жизни…». Театральная игра «Так, нетак».Оценкаверностидействия.Театральноеупражнение«Чтобыэтозначило?».Театральноеупр ажнение«Перехват».Театр–экспромт«Показсказки,истории».Упражнение«Сказка. История».Театр–экспромт«Показсказки,истории». 4. Явпредлагаемых обстоятельствах Практика:Театральноеупражнение«Чтоможетпроизойтивлесу?».Фантазии,предлагаемы еобстоятельства.Театральноеупражнение«Что можетпроизойтивлесу?» Подготовкаипоказтеатральногоэтюда.Поискразныхпредлагаемыхобстоятельств.Этюд «Происшествиенапроезжейчасти».Театральноеупражнениенасменупредлагаемыхобстоятельств .Упражнение«Профессионалы».Этюд–задание«Яинопланетянин».Фантазии,предлагаемыеобстоятельства.Этюд– задание«Ожиданиеавтобусавхолодную,дождливую,жаркуюилиспорывистымветромпогоду».От слеживаниесвоеговнутреннегоифизическогосостояния.Этюд-задание«ГдеявстретилМуху– цокотуху». 5. Упражнениянаснятиетелесногозажима Практика:Упражнениенаразныегруппымышц:«Напряжение»,«Расслабление», «Глинаискульптор».Упражнениенаразныегруппымышц:«Мячик»,«Пластилиновыелюди»,«Пере катнапряжения»,«Огонь –лед»,«Центртяжести»,«Масло»,«Марионетки», «Потянулись»,«Сломались»,«Ростки»,«Спагетти»,«Я– ручей»,«Парадныйэтюд»,«Поваритесто»,«Перетягиваниеневидимогоканата». 6. Упражнения-тренингдляразвитиясценическойречи Практика. Артикуляционная гимнастика: «Ам», «Обезьянки», «Пила», «Жернова», «Велосипед».Упражнениядлямышцчелюсти.Артикуляционнаягимнастика:«Арлекин», «Маятник»,«Мельница»,«Птенец»,«Бабушка»,«Кносу,кподбородку»,«Хоботок»,«Лягушка», «Орешек». Упражнения для мышц челюсти, губ. Артикуляционнаягимнастика:«Жало»,«Круговыедвиженияпоальвеолам»,«Уколыщекязыком»,« Стук»,«Леденец», «Цокот», «Трубочка», «Чашечка», «Ребро», «Зевающий лев», «Жуем язык»,Своеимя», «Детскийсад»,«Произвольноеболтаниеязыком».Упражнениядля мышцчелюсти,губ,языка.Артикуляционнаягимнастика:«Жало»,«Круговыедвиженияпоальвеола м»,«Уколыщекязыком»,«Стук»,«Леденец»,«Цокот»,«Трубочка»,«Чашечка», «Ребро»,«Зевающийлев»,«Жуемязык»,«Своеимя»,«Детскийсад»,«Произвольноеболтаниеязыко м».Артикуляционнаягимнастика«Магнит»,«Отработкавпарахсразными согласными звуками», «Шарики», «Звуки», «С», «Х», «Ж», «Л». Упражнения длямышц челюсти, губ, языка. Артикуляционная гимнастика. Чтение стихотворения «Пестраяутканакамнесидела»,Озвучиваниеперсонажей«Лиса»,«Заяц»,«Собака»,«Кошка»Артик уляционнаягимнастика:«Внаклоне–сложныезвукосочетания«СТФРАВЗБАЛБАЛН». 7 Артикуляционная гимнастика: «Язык без костей», «Пробка», «Строка – громко,строка – тихо». Парный этюд «Диалог животных». Упражнения для мышц челюсти, губ,языка.Упражнениянадыхание.Упражнениядляразвитиядиафрагма-реберногодыхания: «Цветочныймагазин»,«Поймайкомара»,«Наберегуморя»,«Дуюнаодуванчик».Упражнения:«Пос тановкаголоса»,«От1до10»-тихо,громко,навысокихтонах,шепотом. Упражнения «Тренируем голос – тексты сказок, потешки, стихи». Упражнениядлямышцчелюсти, губ, языка. 7. Инсценировкасказки Теория: Выборсказки.Анализвыбранногосказочногоматериала.Беседа«Сказочныегерои».Образсказочно гогероя.Быт.Образжизни.Образсказочногогерояглазамихудожникаиллюстратора.Музыкальноеоформлениесказки.Сказочныеэтюдыподмузыку. Деление сказкина событие.Название события.Музыкальное сопровождение,подбор музыки в соответствии с характером роли. Этюдная работа над образом роли.Внешнееперевоплощение актеранасценическойплощадке.Жесты,позы,походканасцене.Наблюдение.Выразительностьреч и.Естественностьактерскойигры.Многократныепоказы– этоэлемент творческойимпровизации. Практика:Экскурсиявшкольнуюбиблиотеку«Выборсказки».Прослушиваниесказочных музыкальныхмелодий.Сказочныеэтюдыподмузыку.Этюд–задание«Сказочные события». Этюд задание «Этюд с импровизированным текстом». Этюднаяработа над образом роли. Внешнее перевоплощение актера на сценической площадке.Текст. Дикция. Логическое ударение. Эмоциональный окрас текста. Жесты, позы, походкана сцене. Наблюдение. Этюдная работа над образом роли. Игра актера. Правдоподобие иестественность.Оценкаигрыактера.Жесты,позы,походканасцене.Наблюдение.Эпизоды.Предла гаемыеобстоятельства.Мотивыдействующихлиц.Играактера.Правдоподобие и естественность. Оценка игры актера. Работа над выразительностью речи.Естественностьактерскойигры.Подлинностьповедениявсценическихусловиях.Поиск оригинальных жестов, интонаций. Репетиция. Закрепление отдельных мизансцен. Поисксобственных идей. Вариативностьактерскойигры. Этюднаяработа. Размещение актеровна сцене. Уточнение мизансцен. Размещение актеров на сцене, не загораживая друг друга.Репетиция пьесы с элементами костюмов, реквизита, декораций. Прогонная репетиция.Уточнение темпа, ритма спектакля. Роль ответственных за смену декораций, реквизита.Генеральная репетиция спектакля. Репетиция спектакля, работа над ошибками. Премьераспектакля. Показ спектакля. Играем спектакль в разных составах. Новые краски спектакля.Показспектакля. Участиевконкурсах, фестивалях,проектах. Учебный план второго года обучения №п/п Наименованиеразделов Всего Теоретич. часов часов 1. Театридраматургия 44 15 2. 3. 4. 5. Актерскаяграмота Сценическоедвижение Сценическаяречь Этюднаяработа 26 20 20 36 4 4 4 9 8 Практич. часов 29 22 16 16 27 Формааттестаци и/контроля УпражнениеВиктор инаТеатральныйэтю д Упражнение Упражнение Упражнение УпражнениеРепетици яТворческоезадание 6. Итого: Работанадспектаклем 58 14 44 204 50 154 УпражнениеРе петицияСпект акль Содержание программы второго года обучения 1. Театридраматургия Теория: Представление о театре как о виде искусства. Драматургия – вид искусства. Пьеса –основа спектакля. Жанры пьес. Известные драматурги мира. Структурные элементы пьесы.Акт.Действие. Ремарка.Диалог. Монолог. Реплика.Действующиелица Знакомство с общими структурными элементами пьесы и спектакля. Экспозиция.Завязка и развитие действия. Кульминация. Развязка Конфликт - движущая сила театра.Сценическая условность. Развитие понятия. Профессии в театральном искусстве. Актер.Режиссёр.Звукорежиссер.Хореограф.Костюмер.Художникгример.Рабочиепоизготовлениюдекорацийиреквизита. Практика: Голосо-речевойтренинг.Актерскийтренингнапамятьфизическихдействий. Театральный этюд «Конфликт в этюде». Театральный этюд «Условность насцене» Взаимосвязьтеатрасдругимивидамиискусств.Театральныйэтюд«Этюдподмузыку». Диспуты:«Местотеатравжизниобщества»;«Зачемлюдиходятвтеатр»;«Профессиональныйтеатрд лядетей».Самостоятельныеимпровизациинатему:«Ялюблютеатр».Импровизации«Ялюблютеатр ».Творческиеупражненияпоознакомлениюсэлементамисценическогодействия.Упражнениясисп ользованиемдраматических текстов (по выбору) педагога. Чтение по ролям. Упражнения на освоениепонятий«Диалог»,«Монолог»,ремарка.Спектакльиегоосновныекомпоненты.Театрализ ованнаяигра«Сочиняемспектакль».Коллективнаяигрупповаяработанадотдельнымиэпизодамивы браннойпьесы.Коллективнаяигрупповаяработанадотдельными эпизодами. Упражнение «Накладываем грим». Пьесу превращаем в спектакль.Изготовлениереквизита,элементовдлякостюмов.Знакомствостворчеством драматургов-классиковдетскоготеатра(С.Маршак,Е.Шварцидр.).Практическоезнакомство с элементами действия. Этюды на заданные темы, импровизации на материаледраматических текстов. Обсуждение. 2. Актёрскаяграмота Теория: Встречаслюдьмитеатральныхпрофессий.Элементыискусство перевоплощения. Процессперевоплощения.Мысльичувства-неразрывнаясвязь Практика: Этюд«Перевоплощение».Подготовкакроли,согласнорепертуару.Этюд «Подбираеммимику».Подготовкакроли,согласнорепертуару.Этюды:«Жесты», «Интонации»,«Голос»,«Походка»,«Подбираемгрим,костюмы,маски».Передачамаксимальной достоверности, манеры поведения воображаемого персонажа. Внешнее ивнутреннее перевоплощение. Этюд «Внешнее и внутреннее перевоплощение». Открытиеактеромдуховногомирагероя.Сопереживаниегерою.Этюд«Сопереживаниегерою». 3. Сценическоедвижение Теория: Правила поведения на занятиях по сценическому движению. Введение организма втренировочныйпроцесс. Акробатические упражнения.Сценические падения.Приёмысценическойборьбы. Практика: Выполнение сложных элементов без страховки педагога. Разминка «Голова,плечи,руки,корпус,бедра,ноги».Введениеорганизмавтренировочныйпроцесс.Упражнен ия на растяжку. Отработка акробатического упражнения «Колесо». 9 Введениеорганизмавтренировочныйпроцесс.Упражнениянаснятиетелесныхзажимов.Упражнен иянателеснуюимпровизацию. Введениеорганизмавтренировочныйпроцесс.Упражнениянабаланстела.Задание «Придумать и показать 5 видов походки». Введение организма в тренировочныйпроцесс.Упражнениянакоординациюдвиженийвпространстве.Сценическийэтюд «Охотазамухой».Упражнениянакоординациюдвиженийвпространстве.Изучениеприёмовсценич ескойборьбы.Введениеорганизмавтренировочныйпроцесс.Упражнения «Платки и палки». Групповое упражнение «Изобрази предмет». Введениеорганизмавтренировочныйпроцесс.Упражнения«Платкиипалки».Групповоеупражнен ие«Изобразипредмет». 4. Сценическаяречь Теория: Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Чтение произведений, меняя темп,диапазон, интонацию Чтение скороговорок, меняя темп, диапазон, интонацию. Чтениестихотворениясразнойинтонацией. Чтениетекстасзакрытымртом. Практика: Упражнения:«Артикуляционнаягимнастика»,«Дыхательнаягимнастика»,«Задуваемсвечи»,«Взд охивыдох».Артикуляционнаяидыхательнаягимнастика.Упражнения:«Артикуляционнаягимнаст ика»,«Дыхательнаягимнастика»,«Задуваемсвечи»,«Вздохивыдох».Упражнение«Дышимносом». Упражнениянаобластьсолнечного сплетения. Упражнения:«Говорим -нас слышно», «Бросаемзвукточно вцель»,«Задуваемсвечи».Упражнения:«Найдисвойголос»,«Найдисвоюноту».Упражнения«Чтен иепроизведений,меняятемп,диапазон,интонацию».Упражнения«Чтение стихотворения с разной интонацией», «Чтение текста с закрытым ртом». Чтениестихотворения. Упражнения «Читаем стихотворение: первая строка – громко, вторая –тихо»,«Языкбезкостей», «Диалогживотных». 5. Этюднаяработа Теория: Сценический образ - это умение применять веськомплекс знаний и навыков вработе над ролью. Метод действенного анализа. Этапы работы над пьесой «Актеры озамыслебудущегоспектакля».Созданиероманажизникаждогодействующеголицапьесы. Определения главного события и основного конфликта пьесы. Факт и события.Оценка главного события. Определение места и значения факта и события в развитииосновногоконфликтапьесы. Практика: Экскурсия в библиотеку. Распределение ролей. Знакомство - протоколс внешней жизнью роли. Фабула пьесы. Краткий пересказ роли. Застольные репетиции.Чтение пьесы. Первые эмоциональные впечатления.Сведения об авторе, время написанияпьесы.Обсуждениепьесы.Распределениеролей.Знакомствопротоколсвнешнейжизньюроли.Фабулапьесы.Краткийпересказроли.Застольныерепетиции.Чтен иепьесыпоролям.Реплики.Действенныйисмысловойанализдраматическойосновы.Уточнениереп лик.Действенныйисмысловойанализдраматическойосновы.Определениесобытийногоряда.Упра жнение«Анализдействием,разведкаумом».«Разведкадействием».Импровизациинамеченныхсоб ытий.Этюды-импровизациинамеченных событий. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюдный этап подготовкиспектакля.Этюд«Явобстоятельствахроли».Этюды«Импровизацииизжизнидействую щих лиц». Этюды импровизации. Выход актеров на сцену. Этюды.«Импровизация выхода актеров на сцену». Этюды: «Прицел насверх задачи», «Основнойконфликтпьесы».«Оценкафактовисобытий».Этюд«Оценкафактовисобытий».Импров изациинамеченныхсобытий.Этюдыимпровизациинамеченныхсобытий.«Определениесквозногодействияпьесы».Этюд«Определени 10 есквозногодействияпьесы». 6. Работанадспектаклем Теория: Логикадействиядлясозданиясобытия.Речьислово.Переходотимпровизированноготекстактекстуа втора.«Кинолентавидений».Логикамысли.Особенностипроизношения.Предлагаемыеобстоятель ства,лежащиевразличныхплоскостях(исторической,бытовой,социальной,национальной).Мизанс ценакакрезультатимпровизации.Установканарежиссерскуюмизансцену.Овладениехарактерност ьюроли.«Явроли,рольвомне».Художественнаяцелостностьобраза.Механизм сценических эффектов. Художественное освещение спектакля. Монтировочнаярепетиция. Практика: Этюд«Логикадействиядлясозданиясобытия».Этюд«Речьислово».Этюд«Переход отимпровизированноготекстактекстуавтора».Текставтора.Подтекст.Этюды: «Текст автора. Подтекст». Этюды: «Предлагаемые обстоятельства, лежащие в различныхплоскостях».Уточнениеобстоятельствсточкизренияборьбы.Этюды:«Уточнениеобсто ятельств с точки зрения борьбы». Построение мизансцен. Репетиции на выгородке.Построениемизансцен.Мизансценакакрезультатимпровизации.Уточнениепредлагаем ыхобстоятельствизакреплениемизансцен.Рисунокроли.Закреплениерисунка на прогонных репетициях. Репетиция. Сценическое действие. Характер действия.Прогоннаярепетиция.Сценическоедействие.Характердействия.Прогоннаярепетиция. Соответствиедействияпредлагаемыхобстоятельств.Ролипосхемеизмененияобстоятельст в. Оценка. Пристройка. Внутренняя подготовка к новому действию. Новоедействие. Поиск верного сценического самочувствия. «Я здесь и сейчас на сцене». Живоеобщениенасцене».Восприятие.Оценка.Воздействие.«Живоеобщениенасцене».Сборка декораций пьесы по актам в соответствии с режиссерским эскизом и техническиммакетом. Монтировочные репетиции. Монтировочные репетиции с участием актеров вкостюме и гриме. Проверочный просмотр спектакля. Прогонная репетиция. Прогоннаярепетиция с уточнением элементов декораций, освещения, костюмов, грима. Замечания,уточнения элементов. Генеральная репетиция спектакля. Премьера спектакля. Участие врайонных мероприятиях: фестивалях, конкурсах, проектах. Учебный план третьего года обучения Всего Теоретич. №п/п Наименованиеразделов часов часов 1. Пишем и ставим 105 20 пьесу(самостоятельны е творческие работыобучающих ся) 2. Художественное 99 20 чтениекаквид исполнительского искусства Итого: 204 40 Практич. часов 85 Формааттестаци и/контроля Беседа Творческоезадание Репетиция 79 УпражнениеПр актическаярабо та Творческоезадание 164 Содержание программы третьего года обучения 1. Пишемиставимпьесу(самостоятельныетворческиеработыобучающихся) Теория: Введение. План работы детского объединения на текущий учебный год. 11 Основыбезопасного труда на занятиях. Правила поведения обучающихся в кабинете. Все что мызнаем о театре. Творческий процесс актера начинается с углубления в драму. Воплощениепьесывсогласованностииточностиактерскогоисполнения.Сверхзадачаобъединяетко ллектив воедино. «О правде и вере». «О пустом актерском глазе, неподвижном лице,глухомголосе».«Онаигрыше,обигречувствидействий».«Околлективноститеатральногоиску сства,оботношениикискусствутеатра,ктоварищампоработе».Условияколлективнойплодотворно йработывтеатре.Постановкаактерскихзадачрежиссером. «Учимся слушать, понимать и любить жесткую правду о себе». Сверхзадачавыбранной пьесы. «О равнодушии к делу». Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.Уважение к человеку и вежливость в работе актера.«О прочности коллектива».Делоактеравоспитывать публику.Пьесупревращаемвспектакль.«Овоплощенииактеромидеиавтора». Практика: Этюды на свободную тема. «Я драматург сочиняю пьесу». Самостоятельныетворческиеработыобучающихся.«Проба пера».Самостоятельноенаписаниепьесы. Воплощение пьесы в согласованности и точности актерского исполнения. «Пробапера».Самостоятельноенаписаниепьесы.Самостоятельнаяподготовканаписанныхобучаю щимисяпьес.«Оправдеивере».Самостоятельнаяподготовканаписанныхобучающимисяпьес.Обсу ждениеираспределениеролей.Техникигрима.Решениеактерскихзадачрежиссером.Застольнаяреп етицияпьесы.Репетициянавыгородке «Ощущение себя в роли и роль в себе». Репетиция на выгородке «Метод физическихдействий наиболее краткий путь к образу». Репетиция с музыкальным оформлением. Игравперевоплощение.Коллективнаяигрупповаяработанадотдельнымиэпизодамивыбранных пьес. Работа над отдельными эпизодами. Пьес. Упражнение «Накладываемгрим.Изготовлениедекорацийиреквизита.Практическоезнакомствосэлементамид ействия. Этюды на заданные темы, импровизации на материале своих пьес. Экскурсия вТомский драматический театр «Версия». Экскурсия «Знакомство с профессиями театра».Обсуждение. Просмотр спектакля, согласно репертуару. Беседа о создателях спектакля.Встречасинтереснымилюдьмитеатральныхпрофессий.Воплощениеактеромидеиавтор апьесы.Подготовкакроли,согласнорепертуару.Этюд«Подбираеммимику». «Подбираем грим, костюмы, маски». Этюды: «Жесты», «Интонации», «Голос»,«Походка».Режиссура.Творческиепоказыиобсуждения.Режиссерскиепоказы.Режиссерс кийпланспектакля.Режиссерскиепоказы.Обсуждения.Сопереживаниегерою. 2. Художественноечтениекаквидисполнительскогоискусства Теория: Исполнительскийфольклор.Исполнениерусскогофольклора.Проблемыисполнениясказа.Умение по-разномуисполнятьодноитожелитературноепроизведение. Смысловое преломленное повествование писателем личности рассказчика.Навыксамостоятельнойподготовкипроизведениякисполнениюнаматериалеклассиче скойрусскойпрозыипоэзии.Разнообразиехудожественныхприемовсовременной литературной поэзии. Толкование литературного произведения чтецом, егозамысел,сверхзадача(поК.С.Станиславскому).Исполнениечтецкогорепертуараиндивидуальн о.Многообразиеиндивидуальныхформвыступления.Чтецкийномерв концерте.Мелодекламация.Литературнаякомпозицияиработанадней.Основынаписаниясценария литературнойкомпозиции.Толкованиелитературнойкомпозициирежиссером. Соединение различных фрагментов произведений по содержанию, 12 форме,стилю,ритмувлитературныймонтаж.Требованиякмонтажу.Правилаорганизациирепетици и,учитываяеёвид.Режиссерскиеособенностивработенадлитературныммонтажом. Практика: Подборматериала ичтение с листа.Исполнительский фольклор.Чтение слиста. Чтение текста. Подготовка чтецкого репертуара (современная проза, классическаярусская проза и поэзия). Чтение текста Толкование литературного произведения чтецом,его замысел, сверхзадача (по К.С. Станиславскому). Литературная композиция и работанадней.Самостоятельнаяработа«Созданиесценариялитературнойкомпозиции».Обсужден иесценариев,написанныхобучающимисялитературныхкомпозиций.Репетициялитературнойком позиции.Работанадтекстом.Репетициилитературнойкомпозиции (замысел, сверхзадачи) Правила организации репетиции, учитывая её вид.Тренировканавыкасамостоятельнойподготовкитворческойработыкпоказу.Тренировканавык асамостоятельнойподготовкитворческойработыкпоказу материаладлянаписаниясценариямонтажа.Самостоятельнаяработанадлитературныммонтажом. Чтениеиобсуждениесценариев литературногомонтажа. Приобретениенавыкаработы,совершенствованиеисполненияроли. Закрепление удачных находок и устранение ошибок от репетиции к репетиции.Репетиция литературного монтажа. Показ режиссерских работ литературного монтажа вгруппах(впарах)поролямИмпровизациииточностьотрепетициикрепетиции.Режиссерскиеособе нностивработенадлитературныммонтажом.Импровизациииточность от репетиции к репетиции.Показ режиссерских работ литературного монтажа вгруппах (в парах) по ролям. Подбор литературного материала для написания сценариямонтажа.Обсуждениетворческих работ. 1.4.Планируемыерезультаты В результате освоения программы «Школьный театр» у детей формируются знанияпоискусствутеатраопрофессияхтеатра,навыкисозданияразличныхтеатральныхпостановок ,ребенокосваиваетрольмузыки,танца,живописи втеатральномискусстве. Личностные результаты: самостоятельноопределятьиобъяснятьсвоичувстваиощущения,возникающие в результате созерцания, рассуждения, самые простые правила поведения(основыобщечеловеческих нравственных ценностей); проявлятьинтерес кизучениютеатральныхформи приемамработы; в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе суждения); оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений; приниматьчужиемненияивысказывания,уважительноотноситьсякним; активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности; развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы; активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля; владение нормами достойного поведения в социуме. Метапредметныерезультаты: использоватьэлементытеатральнойкультуры вповседневнойжизни; 13 овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любойобстановке; работатьвколлективе; доводитьначатое делодоконца; выполнятьработупотворческомузамыслу; работатьнадсценическойречью,таккак.этонеобходимокультурномучеловеку спомощьюучителяобъяснятьвыборнаиболееподходящихролей; учитьсяпланироватьпрактическую деятельностьназанятиях; добывать знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений произведений; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. Предметные результаты: знать историю театрального искусства; различать виды театрального искусства. знать азбуку театрального искусства или разговорный театральный язык; особенности профессий театра; уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей; уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного театрального образа; иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе театральной культуры; уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы исодержания; овладение навыками правильного произношения и культурой речи; развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; умение пользоваться профессиональными понятиями и терминами: «мизансцена», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.; 2.Комплексорганизационно-педагогическихусловий 2.1. Календарныйучебныйграфик: Год Дата начала Дата Количеств обучен обучения окончания о учебных ия обучения недель 1 год 3 сентября 25 мая 34 Количество учебных часов 102 2 год 3 сентября 25 мая 34 204 3 год 3 сентября 25 мая 34 204 Каникулы: в соответствии с графиком каникул МБОУ «СОШ №19» 2.2Условияреализациипрограммы 14 Режим занятий 3 раза в неделю по 1 часу 3 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 3 часа Материально-техническоеобеспечение: Дляреализациипоставленныхзадачзанятияпроводятсявучебномоборудованномкабинете ,хорошо освещенном(малыйзал). Перечень оборудования: столдляпреподавателя - 1 шт; кресло для преподавателя - 1 шт; стул ученический регулируемый по высоте - 15 шт; стол для ученика - 5 шт.; шкаф для хранения учебный пособий - 1 шт; музыкальный центр – 1шт; звуковые колонки -1 шт; микшерский пульт-1шт; дистанционный микрофон- 2шт; ноутбук-1шт, многофункциональноеустройство-1шт; ширма театра – 1 шт; Дидактическийматериал: Планы–конспектызанятий; Методическаялитературапоразделампрограммы. Кадровоеобеспечение:педагогдополнительногообразования,соответствующий по уровню подготовки требованиям Профессионального стандарта, прошедший курсы повышения квалификации в соответствии с направлением программы. 2.3.Формыаттестации/ контроля и оценочные материалы Вид Период Форма контроля ичност ь Входной сентябр Анкета, беседа контроль ь Текущий на наблюдения, контроль каждом викторин,отгадываниякроссвордов,творческихзаданий,творч занятии ескихпоказов,проведениятеатральных игр, театральных этюдов, репетиций с целью получения информации о ходеусвоениядетьмиобразовательнойпрограммы. Промежуточ наяаттестаци я раз в полуго дие в:в1мполуг одиидекабрь ;во2мполуг одии– май. 2- тестовыезадания;вопросывикторин;творческиезаданияипоказы репетиции,театральныйэтюд,концертнаяпрограмма; концертныепрограммыит.д. 15 Диагностическиеиоценочныематериалыпредставлены в приложении 3. Списоклитературы Списоклитературыдляпедагога 1. Берсенева Г. К. Театр. Реквизит. Сцена. М.: Астрель, 2001. 2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе в работе над драматическими пьесами. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 4. Деменкович А., Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по организации и проведению праздников. Издательство Азбукварик Групп, Континент-Пресс. 012. 4. Дайн Г.Л. Театральный календарь. – М.: Детская литература, 2001. 5. Ичалов Г. Театральная азбука.- Москва: Ихлас,2002. 6. Кислицына Т.Г. Театральные праздники и традиции . Издательство Белый город. 2008г. 7. Кузина Т.Ф. Занимательная театральная педагогика..-2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001. 8. Митителло К. Театральное искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. 9. Министерство образования РФ. Диалектика театра. Очерки по теории драмы и ее сценическому воплощению.-Сборник. Москва, 1994.Покровский Е.А. Сверхзадача. – СПб.,1994. 10. Сластенин В.А. Театр Эстрада. Хореография. Цирк Указание для руководителей художественной самодеятельности.-4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004.Саплина - М., 1998. 11. Уткин П.И., Королева Н.С. Русский фольклор. – М., 1992. 12. Чернова Г.Н. Мы идем за кулисы. – М.: Скрипторий, 2005. 13. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.:ТКО АСТ, 1996. 14. Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. 15. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2000. Список литературы для детей 1. Абдулаев Э.Н., Крылов В.В., Морозов А.Ю. На пути к прекрасному. Книга для чтения в двух частях. - М., 1995. 2. Ганаго Б. Происшествия за кулисами : рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007. 3. Лопаткина А. Притчи для детей и взрослых. Издательство: Амрита,2011. 4.Соловьев В. Минин и Пожарский.- М.,Детгиз,2012. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностические и оценочные материалы Диагностикадостиженияобучающихсяпроводится3разаза учебный год: Входнойконтроль(сентябрь-октябрь),текущийконтроль(сноябряпо февраль),промежуточная аттестация (март-апрель). Диагностическаякарта промежуточного уровня теоретических знаний,практическихуменийинавыков ОбъединениеПДО, Ф.И.О.педагогадополнительногообразования годобучения №группы №п/ п Фамилия,имя учащегося Теоретическаяподготовка Теоретическ Владениеспец иезнания иальнойтерми нологией Практическаяподготовка Практические Владениеспеци умения альнымоборудо инавыки ванием,технико йбезопасности В В С Н С Н 1 2 3 4 Всегоаттестовано учащихся Изнихпорезультатам аттестациипоказали: Теоретическаяподготовка высокийуровень чел. % от общего количества учащихсясреднийуровень чел. % от общего количества учащихсянизкийуровень чел. % от общего количества учащихся Практическаяподготовка высокийуровень чел. % от общего количества учащихсясреднийуровень чел. % от общего количества учащихсянизкийуровень чел. % от общего количества учащихся Критерииоценкиуровнятеоретическойподготовки: высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100%объём знаний,предусмотренныхобразовательнойпрограммойзаконкретныйпериод;специальныетермин ыупотребляетосознанноивполномсоответствиисихсодержанием; средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 5080%;сочетаетспециальнуютерминологию сбытовой; низкийуровень(Н)– учащийсяовладелменеечем50%объёмазнаний,предусмотренныхобразовательнойпрограммой,ка кправило,избегаетупотреблятьспециальныетермины. 17 Критерииоценкиуровняпрактическойподготовки: высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100%умениями инавыками, предусмотренными образовательнойпрограммой за конкретный период;работаетсоборудованиемсамостоятельно,неиспытываетособыхтрудностей;выполняетпр актическиезаданиясэлементамитворчества; средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет50-80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняетзаданиянаосновеобразца; низкийуровень(Н)– учащийсяовладелменеечем50%,предусмотренныхуменийинавыков,испытываетсерьёзныезатруд ненияприработе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практическиезаданияпедагога. Методическиематериалы Ведущиеформыи методыобразовательнойдеятельности Формы обучения: развивающие театральные игры, репетиции, беседы, экскурсии,поездки,вечера, творческиевстречи, сборы. Методывоспитания:примерпедагога;поощрение;похвала. Формыорганизацииобразовательногопроцесса:индивидуальная,индивидуальногрупповаяигрупповая. Педагогические технологии: словесные, работа с информацией, методы примера,методыпознавательнойдеятельности,методыэмоциональноговоздействия,стимулирова нияличностнойзначимостиучения Методическиеприемыразвитиятворческихспособностей,обучающихся: занимательности; педагогическоестимулирование; созданиепроблемныхситуаций; систематизации; приёмлогическогозапоминания; художественности; созданиеситуации новизны. Алгоритмучебногозанятия Примернаяструктуратематическогоучебногозанятия(вучебномкабинете): 1 этап – организация (подготовка к занятию, подготовка рабочего места, настройкадетей на продуктивную деятельность, объявление темы занятия и постановка учебныхзадач); 2 этап – теоретическая часть (изложение нового материала, устное описание объектапрактическойработы,объяснениетерминовпотемезанятия,описаниеипоказтехническихп риемоввыполненияпрактическойработыиихпоследовательности,техникабезопасности); 3 этап – практическая часть (разделение практики на определенные этапы, подборспециальнойлитературы,раздаточногоматериала,подготовкаинструмента,распределение работы среди учащихся при коллективной или групповой деятельности,практическаяработа, контроль, помощьиконсультацияпедагога); 4 этап – окончание занятия (подведение итогов, закрепление изученного материала,уборкарабочегоместа). 18 19