МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к АОПООУО (ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №48 от 09.06.2023 Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 классы (вариант 1) с. Лебедкино МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету “Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественноэстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе определяет следующие задачи: − работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и формирования образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний; − развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности; − обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений); − с целью обучения изображению окружающей действительности, отрабатываются приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества, формируются и закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также продолжается развиваться технические навыки работы с разными художественными материалами. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства. III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" − развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; − уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" − ориентироваться в пространстве листа; − размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − «изобразительная знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; − − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); − знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − − использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; − − № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах 1 1 1 1 1 Автопортрет. Рисование Автопортрет. Рисование Автопортрет. Рисование Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель Роспись гжельской посуды Роспись гжельской посуды Роспись гжельской посуды Беседа. Народное искусство. Городец Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Беседа. Народное искусство. Хохлома Беседа. Народное искусство. Хохлома 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка Роспись Богородской игрушки Роспись Богородской игрушки Роспись Богородской игрушки Роспись Богородской игрушки Беседа. Скульптура Беседа. Скульптура Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Животные в скульптуре. Лепка Фигура человека. Лепка Фигура человека. Лепка Музеи России. Рисование репродукции картин Музеев России по выбору Рисование репродукции картин Музеев России по выбору Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору Книга. Как построена книга. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Книга. Как построена книга Книга. Как построена книга Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам Рисование плакатов Рисование плакатов Рисование плакатов Рисование открыток Рисование открыток Рисование открыток 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1