Рабочая программа учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" (ФАОП)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Приложение к АОПООУО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№48 от 09.06.2023

Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
«Основы безопасности и защиты Родины»
5-9 классы

с. Лебедкино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Пояснительная записка.

Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной программы основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное применение при реализации
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа ОБЗР позволит педагогу построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов
опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.
Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения
базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ
комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее
формированию практических умений и навыков.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования
и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства";
модуль N 2 "Военная подготовка. Основы военных знаний";
модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе";
модуль N 4 "Безопасность в быту";
модуль N 5 "Безопасность на транспорте";
модуль N 6 "Безопасность в общественных местах";

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

модуль N 7 "Безопасность в природной среде";
модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи";
модуль N 9 "Безопасность в социуме";
модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве";
модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму".
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне основного общего образования
программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: "предвидеть опасность → по возможности ее избегать

→ при необходимости действовать".
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей:
помещения и бытовые условия;
улица и общественные места;
природные условия;
коммуникационные связи и каналы;
физическое и психическое здоровье;
социальное взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации
учебных занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование
цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных,
техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности государства (критичные изменения климата, негативные медикобиологические, экологические, информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом
центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения
россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение
знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЗР определяется следующими
системообразующими документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации , Доктрина информационной безопасности Российской Федерации , Национальные цели развития Российской
Федерации на период до 2030 года , государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" .
ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы
взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности,
исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности,
включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения в
повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область "Основы безопасности и защиты Родины", является обязательным для изучения на
уровне основного общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать
опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести
себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту
жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств,
предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации
обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий
профилактического характера в сфере безопасности.
Целью изучения ОБЗР является формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите
Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в
интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности на основе расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости безопасного поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства, ОБЗР может изучаться в 5-7 классах
из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений (всего 102 часа).
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОБЗР в 8-9 классах, составляет 68 часов, по 1 часу в неделю за счет
обязательной части учебного плана основного общего образования.
Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЗР и
количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с
учетом региональных особенностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности
человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального
характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных
и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и
действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
— об опасных и чрезвычайных ситуациях,
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
— о здоровом образе жизни,
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных
и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования,
предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как
индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5 - 9 классов представлены в двух учебных
модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его
развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволит преподавателю более рационально распределить
учебный материал. Так, например, тематика «Защита населения от последствий землетрясений» из раздела I «Основы
комплексной безопасности» может изучаться в разделе II «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций» (см.: поурочный план, 7 класс).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения основ безопасности и защиты Родины обучающийся должен знать:
 Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в
повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
 Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
 Систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз;
 Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их
последствия и классификацию;
 Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
 Законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
 Правила поведения при угрозе террористического акта;
 Государственную политику противодействия наркотизму;
 Основные меры по профилактике наркомании.
Обучающие должны уметь:
 Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
 Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
 Действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
 Пользоваться средствами личной и коллективной защиты;
 Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Обучающийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической
деятельности и в повседневной жизни для:
 обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
 подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
 оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

 выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой
помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения
в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на
коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе
вызванных террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения
(электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования монотранспорта (мопедов
и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том
числе вызванных террористическим актом;
первая помощь и последовательность её оказания;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на
транспорте.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их
возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях
совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с
ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска
отравления ядовитыми грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении
в зоне природного пожара;
устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под
камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том
числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Модуль
№
6
«Здоровье
и
как
его
сохранить.
Основы медицинских знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия,
пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

диспансеризация и её задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и
здоровой личности;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции
эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки
пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки
конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы
избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство,
подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную,
асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные
возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных
ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой
среде;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей
при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета
(кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по
предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая
операция и её цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в
заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения»:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи,
структура, режимы функционирования;
государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с
ними;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения;
права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом
химических и радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации.

Тематическое планирование
Класс 5
Тема раздела/ урока

№
урока

Кол-во
часов

1

Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности и защиты Родины», опасности в жизни человека.

1

2

Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.

1

3

Разновидности чрезвычайных ситуаций.

1

4

Что такое здоровье и здоровый образ жизни.

1

5

Как сохранить здоровье. Личная гигиена.

1

6

Предупреждение вредных привычек.

1

7

Основные правила здорового образа жизни.

1

8

Правила поведения для пешеходов.

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

9

Правила поведения для пассажиров.

1

10

Если вы водитель велосипеда.

1

11

Средства обитания человека.

1

12

Службы, которые всегда приходят на помощь.

1

13

Основные правила безопасности на улице.

1

14

Безопасность дома.

1

15

Безопасность в подъезде и на игровой площадке.

1

16

Как вести себя при пожаре.

1

17

Как избежать контактов со злоумышленниками и криминальной средой.

1

18

Советы на всю жизнь.

1

19

Что такое экстремизм.

1

20

Терроризм - крайняя форма экстремизма.

1

21

Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта.

1

22

Что такое информационная среда.

1

23

Безопасное использование информационных ресурсов.

1

24

Как погодные условия могут влиять на безопасность человека.

1

25

Безопасное поведение на водоемах при различных погодных условиях.

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

26

Стихийные бедствия и их опасность.

1

27

Химические производства и связанные с ним опасности.

1

28

Ядерные объекты и их опасности .

1

29

Гидротехнические сооружения и их опасности.

1

30

Основные правила оказания первой помощи.

1

31

Первая помощь и взаимопомощь при ожоге.

1

32

Первая помощь при отравлениях.

1

33

Первая помощь при травмах.

1

34

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.

1

Класс 6
№
урока
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока
На игровой площадке. Подготовка к прогулке.
Как вести себя на прогулке.
Зимние игры. "Первая помощь при вывихах и переломах".
Собака не всегда друг.
Обобщение изученного материала. "Первая помощь при укусе собаки".
На природе. Ориентирование без компаса по солнцу и часам, по полярной звезде.
Ориентирование по компасу.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Что делать, если заблудился в лесу.
Общие правила поведения во время прогулок на природе.
Опасность укусов насекомых и клещей.
Укусы змей. "Первая помощь при укусах змей и насекомых".
Вода таит опасность. Безопасные места для купания.
Весна и ледоход. "Первая помощь при обморожении".
Средства оказания первой помощи пострадавшему.
Солнечный удар. "Первая помощь при тепловом ударе".
Обобщение изученного материала.
Виды туристических походов.
Одежда, обувь и снаряжение для туристического похода.
Аптечка для туристического похода. "Первая помощь при остановке дыхания и сердцебиения".
Режим дня в туристическом походе.
Техника передвижения в походных условиях.
Еда в походе. Поиск и приготовление пищи.
Способы добывания и очистки воды.
Добывание и использование огня.
Сооружение временного жилища.
Обобщение изученного материала.
Почему существует пьянство?
Влияние алкоголя на организм человека.
Почему тяжело бороться с пьянством?
Зачем люди курят?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

31
32
33
34

Опасность курения для человека и общества.
Почему тяжело бросить курить?
Повторение изученного материала.
Повторение изученного материала.
Класс 7
Тема урока

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
1
1
1

Цели предмета ОБЖ
Окружающая среда и безопасность.
Зависит ли здоровье от образа жизни?
Слагаемые здоровья
Значение физической культуры для здоровья человека.
Закаливание как способ тренировки организма.
Правила рационального питания. Проверочная работа.
Продукты питания как экологический фактор.
Питание и болезни. Диета.
Психическое здоровье — эмоциональное благополучие
человека.
Компьютер и здоровье. Информационная безопасность
Человек — социальное существо.
Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.
Репродуктивное здоровье. Проверочная работа.
Риски старшего подросткового возраста
Обобщение пройденного
Пожар. Причины пожаров.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Правила пожарной безопасности.
Организация эвакуации из горящего здания. Средства
пожаротушения.
Помощь при ожогах.
Залив жилища.
Правила пользования электроприборами.
Первая помощь при электротравмах. Практическая работа
Правила пользования газовыми приборами.
Правила безопасности при пользовании бытовой химией.
Обобщение пройденного. Проверочная работа.
Досуг в городе; каких мест лучше избегать.
Меры предосторожности в лифте и на лестнице.
Правила поведения при нападении. Самооборона.
Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер.
Экстрим в игре и спорте.
Неразорвавшиеся боеприпасы.
Обобщение пройденного. Проверочная работа.
Обобщение пройденного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 КЛАСС

№

Тема урока

урока

Кол-во
часов

1

Роль безопасности в жизни человека, общества, государства

1

2

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера

1

3

Мероприятия по оповещению и защите населения при ЧС и возникновении угроз военного характера

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

4

Защита Отечества как долг и обязанность гражданина

1

5

Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества

1

6

Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации

1

7

Основные образцы вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации (основы технической подготовки и
связи)

1

8

Организационно-штатная структура мотострелкового отделения (взвода) (тактическая подготовка)

1

9

Виды, назначение и тактико-технические характеристики стрелкового оружия и ручных гранат Вооруженных Сил Российской
Федерации (огневая подготовка)

1

10

Общевоинские уставы – закон жизни Вооруженных Сил Российской Федерации

1

11

Военнослужащие и взаимоотношения между ними (общевоинские уставы)

1

12

Воинская дисциплина, ее сущность и значение

1

13

Строевые приёмы и движение без оружия (строевая подготовка)

1

14

Основы безопасности жизнедеятельности

1

15

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях

1

16

Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений

1

17

Предупреждение бытовых травм

1

18

Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования

1

19

Пожарная безопасность в быту

1

20

Предупреждение ситуаций криминального характера

1

21

Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения

1

22

Правила дорожного движения

1

23

Безопасность пешехода

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

24

Безопасность пассажира

1

25

Безопасность водителя

1

26

Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях

1

27

Безопасность пассажиров на различных видах транспорта

1

28

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте

1

29

Основные опасности в общественных местах

1

30

Правила безопасного поведения при посещении массовых мероприятий

1

31

Пожарная безопасность в общественных местах

1

32

Пожарная безопасность в общественных местах

1

33

Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера

1

34

Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера

1

9 КЛАСС
№

Тема урока

урока

Кол-во
часов

1

Правила безопасного поведения в природной среде

1

2

Безопасные действия при автономном существовании в природной среде

1

3

Пожарная безопасность в природной среде

1

4

Безопасное поведение в горах

1

5

Безопасное поведение на водоёмах

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

6

Безопасные действия при наводнении, цунами

1

7

Безопасные действия при урагане, смерче, грозе

1

8

Безопасные действия при землетрясении, извержении вулкана

1

9

Экология и её значение для устойчивого развития общества

1

10

Общие представления о здоровье

1

11

Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний

1

12

Профилактика неинфекционных заболеваний

1

13

Психическое здоровье и психологическое благополучие

1

14

Первая помощь при неотложных состояниях

1

15

Практикум для отработки практических навыков первой помощи и психологической поддержки, решения кейсов, моделирования
ситуаций
Практикум для отработки практических навыков первой помощи и психологической поддержки, решения кейсов, моделирования
ситуаций

1

17

Общение – основа социального взаимодействия

1

18

Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций

1

19

Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций

1

20

Манипуляция и способы противостоять ей

1

21

Манипуляция и способы противостоять ей

1

22

Современные увлечения. Их возможности и риски

1

23

Цифровая среда - ее возможности и риски

1

24

Вредоносные программы и приложения, способы защиты от них

1

25

Опасный и запрещенный контент: способы распознавания и защиты

1

16

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29
Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

26

Деструктивные течения в интернете, их признаки, опасности

1

27

Правила безопасного поведения в цифровой среде

1

28

Сущность понятий "терроризм" и "экстремизм"

1

29

Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму

1

30

Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму

1

31

Опасности вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, меры защиты

1

32

Опасности вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, меры защиты

1

33

Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта

1

34

Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».