Учебный план МБОУ "СОШ №19" начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития на 2025-2026 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Приложение 3.1
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования
МБОУ «СОШ №19»
утверждено приказом МБОУ «СОШ №19»
№ 80 от 09.06.2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19»
начального общего образования (1-4 классы) обучающихся с задержкой
психического развития вариант 7.1
на 2025 – 2026 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 19" обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее - Учебный план НОО ЗПР) для 1-4
классов, реализующих адаптированную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО ОВЗ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014
№1598) (далее- ФГОС НОО ОВЗ) (с изменениями), определяет учебную нагрузку в соответствии
с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей.
Учебный план НОО ЗПР формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ) (с изменениями);
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (далее – СП
2.4.3648-20);
Санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее
– СанПин 12.3685-21);
Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте
России 01.11.2022 №70799);
Устава МБОУ «СОШ №19».
Учебный план НОО ЗПР разработан в соответствии с федеральной адаптированной
образовательной программой начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1), утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1023 (далее – ФАОП НОО ОВЗ).
Учебный план НОО ЗПР составлен на основе Федерального учебного плана, в котором
отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
Учебный план НОО ЗПР состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, учебный план включает в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

себя коррекционно-развивающую область. Обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы соответствуют ВГОС НОО и ФАОП НОО.
Обязательная часть Учебного плана НОО ЗПР отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В Учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области,
учебные предметы (учебные модули):
Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное
чтение

Русский язык,
Литературное чтение

Родной язык и литературное
чтение на родном языке*

Родной язык и (или) государственный язык республики
Российской Федерации,
Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")

Окружающий мир

Основы религиозных культур Основы религиозных культур и светской этики:
и светской этики
учебный модуль: "Основы православной культуры";
учебный модуль: "Основы иудейской культуры";
учебный модуль: "Основы буддийской культуры";
учебный модуль: "Основы исламской культуры";
учебный модуль: "Основы религиозных культур народов
России";
учебный модуль: "Основы светской этики"
Искусство

Изобразительное искусство, Музыка

Технология

Труд (технология)

Физическая культура

Физическая культура

* Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной
литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными
предметами: «Русский язык», «Литературное чтение».
Учебный предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного курса
обучения в начальной школе. На уровне начального общего образования изучение русского
языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Русский
язык изучается с 1-4 класс по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» - это один из основных предметов в системе
начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Приоритетной целью обучения
литературному чтению является формирование читательской компетентности младших
школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность
определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбрать; сформированностью
духовной потребности в книге и чтении. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. Литературное чтение
изучается с 1 по 4 класс по 4 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена
учебными предметами Родной язык и Литературное чтение на родном языке. В МБОУ «СОШ
№19» языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы
из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей Школы и по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор языка осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся на основании письменных заявлений.
Учебные предметы включаются в учебный план при наличии заявлений родителей (законных
представителей).
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Иностранный язык» (английский), который изучается со 2 класса, во 2-4 классах по 2 часа в
неделю.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом
«Математика». Учебный предмет «Математика» в начальной школе также является частью
единого непрерывного курса обучения в школе. Основные задачи начального обучения
математике направлены на формирование у младших школьников элементарных
математических представлений и структуры мышления, подготовку их к дальнейшему изучению
предмета. Поставленные задачи решаются за счет использования различных программ и
интеграции данной предметной области с геометрией и информатикой, что обеспечивает
высокий развивающий эффект обучения, интенсивное его влияние на умственное развитие детей.
На математику отводится в 1-4 классах по 4 часа в неделю. В части, формируемой участниками
образовательных отношений введен учебный модуль «Финансовая грамотность», что учитывает
интересы участников образовательных отношений.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир) представлена
учебным предметом «Окружающий мир», изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный
предмет является интегрированным и практико-ориентированным. Изучение учебного предмета
«Окружающий мир» интегрирует знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования. В его содержание дополнительно введены развивающие модули
и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности
жизнедеятельности. Его ведение характеризуется важным и необходимым условием стабильного
развития нашего государства с целью личной безопасности каждого ребенка.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство» и изучается в 1-4 классах, то есть преподавание каждого предмета
является непрерывным по 1 часу в неделю.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд (технология)»
и характеризуется следующими особенностями учебного предмета: практико-ориентированной
направленностью содержания обучения; применением знаний полученных при изучении других
образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических
задач; применением полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних
трудовых обязанностей. В 1-4 классах предмет изучается по 1 часу в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура», изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю. Увеличение двигательной активности
достигается за счет введения внеурочной деятельности «Подвижные игры».
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. На изучение отводится 1 час в неделю в 4
классе. В 2025-2026 учебном году выбран модуль «Основы светской этики» (протокол
родительского собрания от 13.03.2025г).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений включает учебные курсы (в том числе
внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, предусматривающие различные интересы обучающихся, в
том числе потребности в математическом развитии и совершенствовании. В 1-3 классах вводится
учебный модуль «Финансовая грамотность». В часть, формируемую участниками
образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. Выбор направлений и форм
внеурочной деятельности закреплен в плане внеурочной деятельности. Чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяется расписанием учебных занятий. Расписание
учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная
недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели. Время, отведенное на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

направляемых на реализацию основной образовательной программы начального общего
образования.
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ на коррекционную работу отводится 5 часов (не менее
5 часов) в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. В коррекционноразвивающую область включены курсы: логопедические занятия, включая коррекцию и развитие
познавательной деятельности, психокоррекционные занятия, коррекционные занятия по
математике и русскому языку.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели; во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Учебная недельная нагрузка соответствует СП 2.4.3648-20 и СанПин; учебная годовая
нагрузка соответствует ФГОС НОО (общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре
учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических
часа в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями) и составляет 3039 академических часов за уровень
начального общего образования.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине
учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре
- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
 Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4
классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область Учебный
Количество часов в неделю
предмет/курс
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
5
литературное чтение Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
Иностранный язык
0
2
2
2
(английский язык)
Математика и
Математика
4
4
4
4
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
2
2
2
2
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных Основы религиозных
0
0
0
1
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
искусство
Музыка
1
1
1
1
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
Физическая культура Физическая культура
3
2
2
2
Итого
21
22
22
23
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Финансовая грамотность
0
1
1
0
Итого
0
1
1
0
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
23
Количество учебных недель
33
34
34
34
Всего часов в год
693
782
782
782
5
5
5
5
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия (включая коррекцию
2
2
2
2
и развитие познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия
2
2
2
2
Ритмика
1
1
1
1
*выбор учебного модуля ОРКСЭ осуществляется по заявлению родителей.

** часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает также курсы
внеурочной деятельности
*** модуль реализуется в рамках учебного предмета «Математика»
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов образовательной деятельности за учебный год.
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими
системами
и
образовательными
технологиями,
используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может
проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности
обучающихся с ЗПР.
В 1 классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится начиная со 2 класса в конце каждой четверти по каждому учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в электронном журнале.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной, итоговой
аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей,
промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР
включают:
- особую форму организации аттестации с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных особенностей, обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей, обучающихся с ЗПР: упрощение формулировок по
грамматическому и семантическому оформлению; упрощение инструкции; дополнение
письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием педагогическим
работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- адаптирование при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт,
четкое ограничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению);
- предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- организация короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
- недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создания
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой
используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения
обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные, метапредметные
результаты и результаты освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом
возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или
счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на
основании положительной индивидуальной динамики.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Определены следующие формы промежуточной аттестации:
Формы промежуточной аттестации
Предметные
учебные
области
предметы
Русский язык и Русский язык Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
степени
значимости отметок за
тематические
литературное
проверочные работы, зафиксированных в классном
чтение
журнале.
Литературное Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
степени
значимости отметок за
тематические
чтение
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Иностранный Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
Иностранный
степени
значимости отметок за
тематические
язык
язык
проверочные
работы,
зафиксированных
в классном
(английский
журнале.
язык)
Математика
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
Математика и
степени
значимости отметок за
тематические
информатика
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Обществознание Окружающий Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
степени
значимости отметок за
тематические
и естествознание мир
проверочные
работы,
зафиксированных
в классном
(Окружающий
журнале.
мир)
Защита проекта (индивидуального или группового).
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и
культур и
светской этики светской этики
Музыка
Искусство
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
степени
значимости отметок за
тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Изобразительн Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
степени
значимости отметок за
тематические
ое искусство
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Труд
Технология
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом
(технология)
степени
значимости отметок за
тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти,
Физическая
Физическая
зафиксированных в классном журнале (нормативы
культура
культура
физической подготовленности с учетом индивидуальных
особенностей).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
учебный модуль Финансовая
В рамках учебного предмета «Математика»,
отдельной промежуточной аттестации не предусмотрено.
грамотность
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия

Текущий мониторинг динамики развития

Психокоррекционные занятия

Текущий мониторинг динамики развития

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Ритмика

Текущий мониторинг динамики развития

Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной
аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации
«Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».