Учебный план МБОУ СОШ №19 обучающихся с нарушением интеллекта на 2025-2026 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант 1
утверждено приказом МБОУ «СОШ №19»
№ 80 от 09.06.2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19»
на 2025 – 2026 учебный год
обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1)
(ФГОС УО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Пояснительная записка
Учебный план общего образования обучающихся с нарушением интеллекта (вариант
1) МБОУ «СОШ №19» на 2025-2026 учебный год (далее-Учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения).
Учебный план формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС УО);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№1026 (далее-ФГОС УО);
Устава МБОУ «СОШ №19».
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
формы промежуточной аттестации обучающихся с нарушением интеллекта. Учебный
план включает этапы обучения:
1 этап – 1-4 классы (1 дополнительный 1-4 классы), для тех обучающихся с
нарушением интеллекта, которые оказываются неготовыми к школьному общению,
обучение пролонгируется на один год за счет введения дополнительного первого класса;
2 этап – 5-9 классы;
3 этап – 10-12 классы.
Выбор вариантов сроков обучения осуществляется школой самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые, материальнотехнические).
В 2025-2026 учебном году реализуется 1 и 2 этап обучения. Срок обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
нарушением интеллекта составляет 9 лет.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть. Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Технология
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая
практика.
Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование
первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование
элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни).
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География.
Основные задачи реализации содержания:
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в
повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его
здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и
океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества,
Этика, Обществоведение.
Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие
навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание
роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в
воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее
значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах
служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и
обязанностях гражданина; основных законах нашей страны.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Физическая
культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи реализации содержания:
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Предметная область «Технология». Учебные предметы: Труд (технология).
Основные задачи реализации содержания: Труд (технология). Овладение элементарными
приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Труд (технология). Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Часть. Формируемая участниками образовательных отношений
Представлена факультативным курсом «Подвижные игры» в 5-9 классах,
направленного на сохранение и укрепление здоровья. Выбор курсов осуществляется
исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта,
индивидуальной программы реабилитации.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Содержание всех учебных предметов и курсов имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит коррекционно-развивающая область.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», которая представлена Ритмикой и коррекционными занятиями
(логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую
аудиторную нагрузку (письмо МО РФ от 06.09.2002г. № 03-51-127 ин./13-03).
Коррекционные занятия организуются логопедом, психологом, социальным педагогом.
Длительность коррекционных занятий составляет 15-20 минут. Коррекционная работа
направлена на развитие индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с
рекомендациями ПМПК и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время.
Неотъемлемой частью учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственно, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности
отводится от 4 до 5 часов.
Организация временного режима обучающихся с нарушением интеллекта должна
соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их
индивидуальные возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные
недели; 2-9 классы – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном
плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в
первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет 15 минут, большой перемены
– 20 минут. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий,
кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 45 минут. Выбор вариантов сроков обучения школа
осуществляет самостоятельно и согласовано с родителями, с учетом: особенностей
психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к
школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия
комплекса условий для реализации АООП ОО (кадровые, финансовые, материальнотехнические).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Срок освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 9-13 лет. Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не
более 8 377 часов, за 12 лет – не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12 538 часов.
Учебный план-сетка общего образования обучающихся с нарушением
интеллекта на основе ФГОС УО (2014)
МБОУ «СОШ №19» на 2025-2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные
Учебные
Количество часов в неделю Всего
области
предметы /
1
2
3
4
классы
Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
3
3
3
3
12
практика
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая
2
2
2
2
8
практика
Математика
Математика
3
4
4
4
15
Естествознание
Искусство

Технология
Физическая культура
Итого

Мир природы и
человека
Музыка

2

1

1

1

5

2

1

1

1

5

Рисование
(изобразительн
ое искусство)
Труд
(технология)

1

1

1

1

4

2

1

1

1

5

Физическая
культура

3

3

3

3

12

21

20

20

20

81

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Факультативный курс «Безопасность
жизнедеятельности»
Максимально допустимая нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
Коррекционно - развивающая
область:
Логопедические занятия (включая
коррекцию и развитие познавательной
деятельности)
Психокоррекционные занятия
Внеурочная деятельность

0

1

1

1

3

0

1

1

1

3

21

21

21

21

84

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

2

2

2

2

8

4

4

4

4

16

В 2025-2026 учебном году обучающиеся с умственной отсталостью обучаются в
общеобразовательных классах совместно с другими обучающимися.
Учебный план-сетка общего образования обучающихся с нарушением
интеллекта на основе ФГОС УО (2014)
МБОУ «СОШ №19» на 2025-2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предме
Учебные
Количество часов в неделю
Всего
тные
предметы /
5
6
7
8
9
области
классы
Обязательная часть
Язык и
Русский язык
4
4
4
4
4
20
речевая
Чтение
4
4
4
4
4
20
практика
(Литературное
чтение)
Математика Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
0
0
1
1
1
3
Естествозна Природоведение
2
2
0
0
0
4
ние
Биология
0
0
2
2
2
6
География
0
2
2
2
2
8
Человек и
Основы
2
2
2
2
2
10
общество
социальной жизни
Мир истории
0
2
0
0
0
2
История
0
0
2
2
2
6
Отечества
Искусство
Музыка
1
0
0
0
0
1
Рисование
2
0
0
0
0
2
Технология Труд (технология)
6
6
7
7
8
34
Физическая Адаптивная
2
2
2
2
2
10
культура
физическая
культура
Итого
27
28
29
29
30
143

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Факультативный курс
«Подвижные игры»
Ритмика
Максимально допустимая
нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Коррекционно - развивающая
область:
Логопедические занятия
(включая коррекцию и развитие
познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия
Внеурочная деятельность

2

2

1

1

1

7

1

1

1

1

1

5

1
29

1
30

0
30

0
30

0
31

2
150

4

4

4

4

4

20

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

В 2025-2026 учебном году обучающиеся с нарушением интеллекта обучаются в
коррекционном классе.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах
выставляется на основе четвертных отметок.
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной
аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации
«Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Определены следующие формы промежуточной аттестации:
Формы промежуточной аттестации
Предметные
учебные
области
предметы
Русский
язык Среднее арифметическое отметок за четверти с
Язык и речевая
учетом
степени
значимости
отметок
за
практика
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Чтение
степени
значимости
отметок
за
(литературное учетом
тематические
проверочные
работы,
чтение)
зафиксированных в классном журнале.
Математика
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Математика
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Информатика

Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Естествознание Мир природы и Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом
степени
значимости
отметок
за
человек
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Природоведени Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом
степени
значимости
отметок
за
е
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Биология
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
География
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Человек и
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Основы
общество
учетом
степени
значимости
отметок
за
социальной
тематические
проверочные
работы,
жизни
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Мир истории
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
История
учетом
степени
значимости
отметок
за
Отечества
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Музыка
Искусство
Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Рисование
степени
значимости
отметок
за
(Изобразительн учетом
проверочные
работы,
ое искусство) тематические
зафиксированных в классном журнале.
Труд
Технология
Среднее арифметическое отметок за четверти с
(технология)
учетом
степени
значимости
отметок
за
тематические
проверочные
работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти,
Физическая
Физическая
зафиксированных в классном журнале (нормативы
культура
культура
физической
подготовленности
с
учетом
(Адаптивная
индивидуальных
особенностей).
физическая
культура)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Зачетная система
Факультативный курс
«Подвижные игры»
Коррекционно-развивающая область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Логопедические занятия

Текущий мониторинг динамики развития

Психокоррекционные занятия

Текущий мониторинг динамики развития


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».