Аннотация адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АОП НОО ЗПР) – это документ,
определяющий рекомендуемые Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья объём и содержание образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы, условия образовательной деятельности по реализации
образовательной программы. АОП НОО обучающихся с ЗПР разработана и утверждена ОО
самостоятельно с учётом требований ФГОС НОО, разработана с учетом Примерной ООП
НОО. Целью реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР является достижение учащимися
с задержкой психического развития личностных, метапредметных, предметных
результатов, предусмотренных ФГОС НОО, коррекция нарушенных функций
обучающихся данной категории детей с ОВЗ и их социальная адаптация. АОП НОО
обучающихся с ЗПР предусматривает как вариативные формы получения образования, так
и различные варианты специального сопровождения детей с задержкой психического
развития. Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной
комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальными возможностями детей.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП НОО обучающихся с
ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АОП НОО обучающихся с ЗПР, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана. Исходя из учета особенностей
подросткового возраста, индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, организуется адекватное построение образовательного
процесса и выбор условий и методик обучения.
Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ЗПР,
независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную
деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения. Все программы,
используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности познавательной
деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся,
содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации. Данная
АОП НОО обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы).
Структура адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определена ФГОС НОО и
включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП
НОО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения
достижения этих целей и результатов и состоит из:
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов: программу формирования универсальных
учебных действий у обучающихся с ЗПР; программы отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области; программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с ЗПР; программу формирования экологической культуры
здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу
внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.