МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"
Приложение к ООП НОО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП НОО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г
Рабочая программа
по курсу урочной деятельности
«Финансовая грамотность
для обучающихся 1-4 классов
с. Лебедкино 2024
Программа учебного предмета соответствует современным принципам
обучения:
доступности,
преемственности,
индивидуальности,
результативности.
Учебный предмет «Финансовая грамотность» пропедевтический и
является
частью
школьной
программы
сквозного
экономического
образования. Преподавание основывается на интерактивных формах работы
учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и
выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую
направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их
возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в
начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения
простейших задач с экономическим содержанием, разбора социальноэкономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины,
торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий.
Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в
сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам
курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в
рамках урочной деятельности. Программа разработана на четыре года
обучения.
1.1 Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена
на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает
мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и
их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на
начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о
роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут
быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено
на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления,
воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и
расходах, об общих принципах управления доходами и расходами,
свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах
кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести
учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного
бюджетов и их значимости;
формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать
сбережения, навыков управления сбережениями;
оценивать
свою
инвестирования;
кредитоспособность,
формирования навыков
умения
долгосрочного
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;
обучение основным расчетам
экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды,
функции; - семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
1.3.
Общая
характеристика
учебного
предмета
«Финансовая
грамотность»
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует,
чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего
складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как
создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно
именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую
информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и
подготавливает
младших
школьников
к
изучению
экономического
компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология»,
«История», «Экономика» в основной школе.
В
процессе
экономического
образования
учащиеся
получают
представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе,
искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают
осознавать
зависимость
благосостояния
общества
и
человека,
удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда,
познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным
отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли
денег как оценки результата труда людей.
1.4 Место учебного предмета «Финансовая грамотность» в учебном
плане
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Финансовая
грамотность»
Освоение
программы учебного предмета «Финансовая грамотность»
направлено на достижение следующих
результатов, соответствующих
требованиям ФООП НОО:
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
• овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
• осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
путей их решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.
3.Содержание учебного предмета
«Финансовая грамотность» (1-4
классы)
1 класс (33 ч)
1.Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику.
2. Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в
семье. Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести
товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра.
Рынок- игра. Открытие твоего дела (проект).
4.Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как
хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен.
Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
2класс (34 часа)
1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные
металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от
подделок бумажных денег.
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские
товарные
деньги.
Происхождение
слов
«деньги»,
«рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
3класс (34 часа)
1.Откуда в семье деньги (9 часов)
Наследство. Лотерея. Клад. Основные источники дохода современного
человека. Размер заработной платы и профессии. Арендная плата. Помобия.
Займы. Мошенники
2.На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы
обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их
создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Бюджет - план доходов и расходов. Учет доходов и расходов.
4.Как делать сбережения (10 часов)
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
доход.
4 класс (34 часа)
1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства:
природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).
Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности,
знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность
знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами
науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая
перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и
обслуживаются
больницы,
парки,
скверы,
библиотеки,
школы,
интернаты, детские дома.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека.
Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд поразному ценится. Заработная плата.
Трудовые
награды.
Важность
учебного
труда
школьников.
Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины
различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство,
условия работы. Результатом труда людей является продукт труда.
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
3.Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.
Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода,
растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование,
инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые
для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары.
Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для
производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят
товары.
4.Тематическое планирование учебного предмета
«Финансовая грамотность» 1-4 классы.
1 КЛАСС
№ п\п
Наименование раздела, темы.
Количество
часов
1.Введение в экономику (1 час)
1
Введение в экономику.
1
2.Потребности (9 часов)
2
Потребности.
1
3
Что такое «потребность».
1
4-5
Какие бывают потребности.
2
6
Домашнее хозяйство.
1
7
Распределение ролей в семье.
1
8
Домашние обязанности в семье.
1
9-10
Что такое бюджет семьи.
2
3.Товары и услуги (11 часов)
11-12
Какие бывают товары.
2
13
Где можно приобрести товары и услуги.
1
14
Зачем нужна реклама.
1
15
Роль рекламы.
1
16-17
Что такое «товар».
1
18
Товар и деньги-игра.
1
19
Рынок- игра.
1
20-21
Открытие твоего дела-проект.
2
4.Деньги (12 часов)
22
Зачем нужны деньги.
1
23
Как появились деньги.
1
24
Деньги и страны.
1
25
Где и как хранятся деньги.
1
26
Что такое источник дохода.
1
27
Что такое «маркетинг».
1
28
Обмен.
1
29
Рынок.
1
30
Торговля.
1
31
Взаимоотношения продавца и покупателя.
1
32
Конкуренция.
1
33
Итоговое занятие.
1
Итого:
33 ч.
2 КЛАСС
№ п\п
Наименование раздела, темы.
Количество часов
1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
1
Вводное занятие.
1
2
Товар. Деньги. Виды денег.
1
Ликвидность.
3
Покупка.
1
4
Монеты. Бумажные деньги.
1
5-6
Виды денег: наличные, безналичные
2
7
Деньги - средство обмена, а не благо
1
8-9
Виды денег. Выгода обмена
2
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8
часов)
10-11
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.
2
12-13
Номинал. Банкнота. Купюра.
2
14
Фальшивые деньги. Как их отличить.
1
15
Металлические и бумажные деньги.
1
16-17
Почему
изготовление
фальшивых
денег является преступлением.
2
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
18
Какие деньги были раньше в России
1
19
«Меховые деньги».
1
20
Старинные деньги. Куны. Денга.
1
21
Копейка.
Гривна.
Грош.
Алтын.
Рубль. Гривенник. Полтинник.
1
22
Ассигнация.
1
23
Происхождения денег.
1
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
24
Современные деньги России и других
1
стран
25-26
Банки. Деньги. Виды денег
2
27
Доллары. Евро.
1
28-29
Виды денег: наличные, безналичные,
электронные.
2
30
Пластиковые карты.
1
31
Деньги - средство обмена, а не благо
1
32
Безналичный расчет.
1
33
Современные российские деньги.
1
34
Итоговое занятие.
1
Итого:
34 ч.
3 КЛАСС
№ п\п
Наименование раздела, темы.
Количество часов
Откуда в семье деньги (9 часов)
Вводное занятие.
1
Доходы семьи.
2
4
Зарплата.
1
5
Пенсия.
1
6
Пособия.
1
7
Стипендия.
1
Источники доходов.
2
1
2-3
8-9
Что влияет на размер доходов.
На что тратятся деньги (10 часов)
Расходы.
1
Сбережения.
2
Долги.
1
14-15
Расходы. Непредвиденные расходы.
2
16-17
Понимание происхождения расходов.
2
10
11-12
13
18-19
Различие планируемых и
непредвиденных расходов.
2
Как управлять своими деньгами (5 часов)
20
Расходы и доходы.
1
21-22
Семейный бюджет.
2
23-24
Планирование семейного бюджета.
2
Как делать сбережения (10 часов)
25-26
Виды сбережений.
2
27
Банковский вклад.
1
28
Копилка.
1
29
Недвижимость.
1
30-31
Сравнение разных видов сбережений.
2
32-33
Различие сбережений.
2
Итоговое занятие.
1
34
Итого:
34 ч.
4 КЛАСС
№ п\п
Наименование раздела, темы.
Количество часов
1.Богатство и бедность (14 часов)
Вводное занятие.
1
2-3
Как создаётся богатство.
2
4-5
Источники богатства государства
2
6-7
Источники богатства человека
2
8
Открытия и изобретения.
1
9
Важность знаний в создании богатства.
1
10
Ценности материальные и
1
1
нематериальные.
11
Богатство и культура.
1
12
Богатство и милосердие.
1
13
Налоги.
1
14
Значение налогов.
1
Труд — основа жизни (12 часов)
15-16
17
Ценность и значимость труда.
2
Труд как потребность человека.
1
18
Труд как источник материальных благ.
1
19
Оценка труда.
1
20
Почему труд по-разному ценится.
1
21-22
Заработная плата.
2
23
Трудовые награды.
1
24
Результат труда.
1
25
Причины различий в оплате труда.
1
26
Продукты труда.
1
Как товары производят (8 часов)
27-28
Как товары производят.
2
29-30
Ресурсы для производства товаров.
2
31
32-33
Производители — люди, которые
создают (производят)товары.
Важность труда людей разных
1
2
профессий.
34
Итоговое занятие.
Итого:
1
34 часа