Рабочая программа учебного курса Финансовая грамотность 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"

Приложение к ООП НОО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП НОО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г

Рабочая программа
по курсу урочной деятельности
«Финансовая грамотность
для обучающихся 1-4 классов

с. Лебедкино 2024

Программа учебного предмета соответствует современным принципам
обучения:

доступности,

преемственности,

индивидуальности,

результативности.
Учебный предмет «Финансовая грамотность» пропедевтический и
является

частью

школьной

программы

сквозного

экономического

образования. Преподавание основывается на интерактивных формах работы
учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и
выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую
направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их
возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в
начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения
простейших задач с экономическим содержанием, разбора социальноэкономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины,
торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий.
Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в
сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам
курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в
рамках урочной деятельности. Программа разработана на четыре года
обучения.

1.1 Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена
на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает
мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и

их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на
начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о
роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут
быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено
на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления,
воспитание

трудолюбия,

бережливости,

аккуратности,

целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и
расходах, об общих принципах управления доходами и расходами,
свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах
кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести
учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного
бюджетов и их значимости;
формирование

понимания

необходимости

долгосрочного

финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать
сбережения, навыков управления сбережениями;
оценивать

свою

инвестирования;

кредитоспособность,

формирования навыков
умения

долгосрочного

формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;

обучение основным расчетам

экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды,
функции; - семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
1.3.

Общая

характеристика

учебного

предмета

«Финансовая

грамотность»
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует,
чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего
складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как
создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно
именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую
информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и
подготавливает

младших

школьников

к

изучению

экономического

компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология»,
«История», «Экономика» в основной школе.

В

процессе

экономического

образования

учащиеся

получают

представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе,
искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают
осознавать

зависимость

благосостояния

общества

и

человека,

удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда,
познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным
отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли
денег как оценки результата труда людей.
1.4 Место учебного предмета «Финансовая грамотность» в учебном
плане
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Финансовая
грамотность»
Освоение

программы учебного предмета «Финансовая грамотность»

направлено на достижение следующих

результатов, соответствующих

требованиям ФООП НОО:
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за

свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.

Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового

характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и

представления информации;
• овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

• осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный

бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и

путей их решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.

3.Содержание учебного предмета

«Финансовая грамотность» (1-4

классы)
1 класс (33 ч)
1.Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику.
2. Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в
семье. Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести
товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра.
Рынок- игра. Открытие твоего дела (проект).

4.Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как
хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен.
Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
2класс (34 часа)
1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные
металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от
подделок бумажных денег.
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские

товарные

деньги.

Происхождение

слов

«деньги»,

«рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
3класс (34 часа)
1.Откуда в семье деньги (9 часов)
Наследство. Лотерея. Клад. Основные источники дохода современного
человека. Размер заработной платы и профессии. Арендная плата. Помобия.
Займы. Мошенники

2.На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы
обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их
создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Бюджет - план доходов и расходов. Учет доходов и расходов.
4.Как делать сбережения (10 часов)
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
доход.
4 класс (34 часа)
1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства:
природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).
Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности,
знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность
знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами
науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая
перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и
обслуживаются

больницы,

парки,

скверы,

библиотеки,

школы,

интернаты, детские дома.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека.
Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд поразному ценится. Заработная плата.
Трудовые

награды.

Важность

учебного

труда

школьников.

Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины

различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство,
условия работы. Результатом труда людей является продукт труда.
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
3.Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.
Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода,
растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование,
инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые
для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары.
Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для
производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят
товары.

4.Тематическое планирование учебного предмета
«Финансовая грамотность» 1-4 классы.
1 КЛАСС
№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество
часов

1.Введение в экономику (1 час)
1

Введение в экономику.

1

2.Потребности (9 часов)
2

Потребности.

1

3

Что такое «потребность».

1

4-5

Какие бывают потребности.

2

6

Домашнее хозяйство.

1

7

Распределение ролей в семье.

1

8

Домашние обязанности в семье.

1

9-10

Что такое бюджет семьи.

2

3.Товары и услуги (11 часов)
11-12

Какие бывают товары.

2

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1

14

Зачем нужна реклама.

1

15

Роль рекламы.

1

16-17

Что такое «товар».

1

18

Товар и деньги-игра.

1

19

Рынок- игра.

1

20-21

Открытие твоего дела-проект.

2

4.Деньги (12 часов)
22

Зачем нужны деньги.

1

23

Как появились деньги.

1

24

Деньги и страны.

1

25

Где и как хранятся деньги.

1

26

Что такое источник дохода.

1

27

Что такое «маркетинг».

1

28

Обмен.

1

29

Рынок.

1

30

Торговля.

1

31

Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

32

Конкуренция.

1

33

Итоговое занятие.

1

Итого:

33 ч.

2 КЛАСС
№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
1

Вводное занятие.

1

2

Товар. Деньги. Виды денег.

1

Ликвидность.
3

Покупка.

1

4

Монеты. Бумажные деньги.

1

5-6

Виды денег: наличные, безналичные

2

7

Деньги - средство обмена, а не благо

1

8-9

Виды денег. Выгода обмена

2

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8
часов)
10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.

2

14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

15

Металлические и бумажные деньги.

1

16-17

Почему

изготовление

фальшивых

денег является преступлением.

2

3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
18

Какие деньги были раньше в России

1

19

«Меховые деньги».

1

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

21

Копейка.

Гривна.

Грош.

Алтын.

Рубль. Гривенник. Полтинник.

1

22

Ассигнация.

1

23

Происхождения денег.

1

4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
24

Современные деньги России и других

1

стран
25-26

Банки. Деньги. Виды денег

2

27

Доллары. Евро.

1

28-29

Виды денег: наличные, безналичные,
электронные.

2

30

Пластиковые карты.

1

31

Деньги - средство обмена, а не благо

1

32

Безналичный расчет.

1

33

Современные российские деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

3 КЛАСС
№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Откуда в семье деньги (9 часов)
Вводное занятие.

1

Доходы семьи.

2

4

Зарплата.

1

5

Пенсия.

1

6

Пособия.

1

7

Стипендия.

1

Источники доходов.

2

1
2-3

8-9

Что влияет на размер доходов.
На что тратятся деньги (10 часов)
Расходы.

1

Сбережения.

2

Долги.

1

14-15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2

16-17

Понимание происхождения расходов.

2

10
11-12
13

18-19

Различие планируемых и
непредвиденных расходов.

2

Как управлять своими деньгами (5 часов)
20

Расходы и доходы.

1

21-22

Семейный бюджет.

2

23-24

Планирование семейного бюджета.

2

Как делать сбережения (10 часов)
25-26

Виды сбережений.

2

27

Банковский вклад.

1

28

Копилка.

1

29

Недвижимость.

1

30-31

Сравнение разных видов сбережений.

2

32-33

Различие сбережений.

2

Итоговое занятие.

1

34

Итого:

34 ч.

4 КЛАСС
№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1.Богатство и бедность (14 часов)
Вводное занятие.

1

2-3

Как создаётся богатство.

2

4-5

Источники богатства государства

2

6-7

Источники богатства человека

2

8

Открытия и изобретения.

1

9

Важность знаний в создании богатства.

1

10

Ценности материальные и

1

1

нематериальные.
11

Богатство и культура.

1

12

Богатство и милосердие.

1

13

Налоги.

1

14

Значение налогов.

1

Труд — основа жизни (12 часов)
15-16
17

Ценность и значимость труда.

2

Труд как потребность человека.

1

18

Труд как источник материальных благ.

1

19

Оценка труда.

1

20

Почему труд по-разному ценится.

1

21-22

Заработная плата.

2

23

Трудовые награды.

1

24

Результат труда.

1

25

Причины различий в оплате труда.

1

26

Продукты труда.

1

Как товары производят (8 часов)
27-28

Как товары производят.

2

29-30

Ресурсы для производства товаров.

2

31
32-33

Производители — люди, которые
создают (производят)товары.
Важность труда людей разных

1
2

профессий.
34

Итоговое занятие.
Итого:

1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».