МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 19" Приложение к ООП НОО (ФГОС 2021 в соответствии с ФОП НОО), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №51 от 06.06.2024г Рабочая программа по курсу урочной деятельности «Финансовая грамотность для обучающихся 1-4 классов с. Лебедкино 2024 Программа учебного предмета соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Учебный предмет «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социальноэкономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках урочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения. 1.1 Актуальность Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. 1.2. Цели и задачи программы: Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности. Задачи: формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; оценивать свою инвестирования; кредитоспособность, формирования навыков умения долгосрочного формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. 1.3. Общая характеристика учебного предмета «Финансовая грамотность» Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей. 1.4 Место учебного предмета «Финансовая грамотность» в учебном плане Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Финансовая грамотность» Освоение программы учебного предмета «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФООП НОО: Личностные результаты: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: • понимать цели своих действий; • составлять простые планы с помощью учителя • проявлять познавательную и творческую инициативу; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: • составлять текст в устной и письменной формах; • слушать собеседника и вести диалог; • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: • понимать и правильно использовать экономические термины; • иметь представление о роли денег в семье и обществе; • уметь характеризовать виды и функции денег; • знать источники доходов и направлений расходов семьи; • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения • проводить элементарные финансовые расчеты. 3.Содержание учебного предмета «Финансовая грамотность» (1-4 классы) 1 класс (33 ч) 1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику. 2. Потребности (9 часов) Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. 3.Товары и услуги (11 часов) Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела (проект). 4.Деньги (12 часов) Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. 2класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств. 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег. 3.Какие деньги были раньше в России (6 часов) Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. 4.Современные деньги России и других стран (11 часов) Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов. 3класс (34 часа) 1.Откуда в семье деньги (9 часов) Наследство. Лотерея. Клад. Основные источники дохода современного человека. Размер заработной платы и профессии. Арендная плата. Помобия. Займы. Мошенники 2.На что тратятся деньги (10 часов) Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. 3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов) Бюджет - план доходов и расходов. Учет доходов и расходов. 4.Как делать сбережения (10 часов) Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. 4 класс (34 часа) 1.Богатство и бедность (14 часов) Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. 2.Труд — основа жизни (12 часов) Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд поразному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. Результатом труда людей является продукт труда. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. 3.Как товары производят (8 часов) Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары. 4.Тематическое планирование учебного предмета «Финансовая грамотность» 1-4 классы. 1 КЛАСС № п\п Наименование раздела, темы. Количество часов 1.Введение в экономику (1 час) 1 Введение в экономику. 1 2.Потребности (9 часов) 2 Потребности. 1 3 Что такое «потребность». 1 4-5 Какие бывают потребности. 2 6 Домашнее хозяйство. 1 7 Распределение ролей в семье. 1 8 Домашние обязанности в семье. 1 9-10 Что такое бюджет семьи. 2 3.Товары и услуги (11 часов) 11-12 Какие бывают товары. 2 13 Где можно приобрести товары и услуги. 1 14 Зачем нужна реклама. 1 15 Роль рекламы. 1 16-17 Что такое «товар». 1 18 Товар и деньги-игра. 1 19 Рынок- игра. 1 20-21 Открытие твоего дела-проект. 2 4.Деньги (12 часов) 22 Зачем нужны деньги. 1 23 Как появились деньги. 1 24 Деньги и страны. 1 25 Где и как хранятся деньги. 1 26 Что такое источник дохода. 1 27 Что такое «маркетинг». 1 28 Обмен. 1 29 Рынок. 1 30 Торговля. 1 31 Взаимоотношения продавца и покупателя. 1 32 Конкуренция. 1 33 Итоговое занятие. 1 Итого: 33 ч. 2 КЛАСС № п\п Наименование раздела, темы. Количество часов 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) 1 Вводное занятие. 1 2 Товар. Деньги. Виды денег. 1 Ликвидность. 3 Покупка. 1 4 Монеты. Бумажные деньги. 1 5-6 Виды денег: наличные, безналичные 2 7 Деньги - средство обмена, а не благо 1 8-9 Виды денег. Выгода обмена 2 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) 10-11 Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. 2 12-13 Номинал. Банкнота. Купюра. 2 14 Фальшивые деньги. Как их отличить. 1 15 Металлические и бумажные деньги. 1 16-17 Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. 2 3.Какие деньги были раньше в России (6 часов) 18 Какие деньги были раньше в России 1 19 «Меховые деньги». 1 20 Старинные деньги. Куны. Денга. 1 21 Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. 1 22 Ассигнация. 1 23 Происхождения денег. 1 4.Современные деньги России и других стран (11 часов) 24 Современные деньги России и других 1 стран 25-26 Банки. Деньги. Виды денег 2 27 Доллары. Евро. 1 28-29 Виды денег: наличные, безналичные, электронные. 2 30 Пластиковые карты. 1 31 Деньги - средство обмена, а не благо 1 32 Безналичный расчет. 1 33 Современные российские деньги. 1 34 Итоговое занятие. 1 Итого: 34 ч. 3 КЛАСС № п\п Наименование раздела, темы. Количество часов Откуда в семье деньги (9 часов) Вводное занятие. 1 Доходы семьи. 2 4 Зарплата. 1 5 Пенсия. 1 6 Пособия. 1 7 Стипендия. 1 Источники доходов. 2 1 2-3 8-9 Что влияет на размер доходов. На что тратятся деньги (10 часов) Расходы. 1 Сбережения. 2 Долги. 1 14-15 Расходы. Непредвиденные расходы. 2 16-17 Понимание происхождения расходов. 2 10 11-12 13 18-19 Различие планируемых и непредвиденных расходов. 2 Как управлять своими деньгами (5 часов) 20 Расходы и доходы. 1 21-22 Семейный бюджет. 2 23-24 Планирование семейного бюджета. 2 Как делать сбережения (10 часов) 25-26 Виды сбережений. 2 27 Банковский вклад. 1 28 Копилка. 1 29 Недвижимость. 1 30-31 Сравнение разных видов сбережений. 2 32-33 Различие сбережений. 2 Итоговое занятие. 1 34 Итого: 34 ч. 4 КЛАСС № п\п Наименование раздела, темы. Количество часов 1.Богатство и бедность (14 часов) Вводное занятие. 1 2-3 Как создаётся богатство. 2 4-5 Источники богатства государства 2 6-7 Источники богатства человека 2 8 Открытия и изобретения. 1 9 Важность знаний в создании богатства. 1 10 Ценности материальные и 1 1 нематериальные. 11 Богатство и культура. 1 12 Богатство и милосердие. 1 13 Налоги. 1 14 Значение налогов. 1 Труд — основа жизни (12 часов) 15-16 17 Ценность и значимость труда. 2 Труд как потребность человека. 1 18 Труд как источник материальных благ. 1 19 Оценка труда. 1 20 Почему труд по-разному ценится. 1 21-22 Заработная плата. 2 23 Трудовые награды. 1 24 Результат труда. 1 25 Причины различий в оплате труда. 1 26 Продукты труда. 1 Как товары производят (8 часов) 27-28 Как товары производят. 2 29-30 Ресурсы для производства товаров. 2 31 32-33 Производители — люди, которые создают (производят)товары. Важность труда людей разных 1 2 профессий. 34 Итоговое занятие. Итого: 1 34 часа