Рабочая программа элективногокурса Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"
Приложение к ООП СОО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП СОО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе
прочитанного текста»
11 класс

с. Лебедкино 2024 год

Пояснительная записка
Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного
текста» рассчитан на учащихся 11-х классов общеобразовательных школ. Он
дополняет программу русского языка и литературы 10-11-х классов и
построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к итоговому
сочинению и моделями заданий ГИА по русскому языку в формате ЕГЭ.
Цели элективного курса:
сформировать у обучающихся предметные компетенции (языковые,
лингвистические, коммуникативные), необходимые для успешной сдачи ГИА
по русскому языку в форме ЕГЭ; обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития.
Задачи элективного курса:
1) повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по
основным разделам русского языка за курс 10-11 классов, необходимые для
сдачи ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ;
2) закрепить орфографические и пунктуационные умения, необходимые для
выполнения тестовых заданий и написания творческих работ;
3) сформировать умения информационной обработки текстов;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) сформировать навыки работы над итоговым сочинением-рассуждением на
литературную тему;
6) научить писать сочинения по тексту в формате ЕГЭ по русскому языку;
7) психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной
итоговой аттестации.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами
школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями
контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений,

помогающих
сформировать
языковую,
лингвистическую
и
коммуникативную компетенции; научить применять орфографические и
пунктуационные правила, приобрести устойчивые речевые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой,
лингвистической и коммуникативной компетенции 11-классников;
 овладеть приемами обработки информации исходного текста;
 научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без
помощи учителя) понимать формулировку заданий и выполнять их по
образцу;
 научиться четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 осуществлять осознанный выбор формата сочинения в соответствии с
личностными предпочтениями;
 овладеть структурой сочинения и методикой подбора аргументов;
 научиться грамотно писать сочинения-рассуждения на литературную
тему и в формате ЕГЭ по русскому языку;
 научиться самостоятельно ограничивать временные рамки на
выполнение заданий.
В результате курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного
текста» обучающиеся смогут:
Планируемые результаты изучения элективного курса
Структура и содержание элективного курса предполагают, что учащиеся
должны овладеть практическими умениями выполнения экзаменационной
работы. В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут
психологически подготовлены к ЕГЭ, то есть получат всю необходимую
информацию о предстоящем экзамене, научатся заполнять бланки, писать
итоговое сочинение и сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку, узнают
свои права и систему оценивания работ. Ребята повысят уровень качества
знаний по русскому языку и литературе, что будет способствовать успешной
сдаче экзаменов.
Программа элективного курса обеспечивает достижение выпускниками
основного общего образования следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
Личностные результаты

 Развитие морального сознания и компетентности в решении этических
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России.
Метапредметные результаты
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи.
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе.
 Умение извлекать информацию из различных источников.
 Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форм.
 Использование
информации.

знаково-символических

средств

представления

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.

 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
 Применение знаний о языке в практике правописания, при анализе
языковых единиц и явлений, при создании собственного текста.
 Понимание и интерпретация текста.
 Создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по
поводу прочитанного текста.
 Аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста,
жизненный или читательский опыт.
 Умение классифицировать сочинений по проблематике, тематике и
жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения
от его типа;
 Умение анализировать творческие образцы сочинений различных
жанров;
 Умение создавать сочинения определённой тематики в соответствии с
требованиями;
 Умение аргументировать, привлекая материал
произведений, выражать собственную позицию;

художественных

 Осуществлять речевое оформления собственных работ;

Умение
выразительности;

уместно

употреблять

 Редактирование собственные сочинения.

средства

художественной

Содержание элективного курса
1. Введение. Значение элективного курса, его задачи
Особенности проведения итогового сочинения: цели, содержание,
структура, учебные пособия. Особенности формулировок тем итогового
сочинения. Организация и технология проведения итогового сочинения по
русскому языку. Особенности заполнения бланков. Требования к итоговому
сочинению. Критерии оценивания сочинения.
2. Анализ формулировки темы сочинения
Понятия «направление» и «тема сочинения». Многообразие форм
сочинений. Подходы к трактовке художественного текста. Логический
анализ и осмысление формулировки темы. Понимание темы. Знание и
понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта
работы над сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах
различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с
формулировкой темы. Ключевые слова темы. Работа с темой-цитатой, темойафоризмом. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы.
Работа с текстами, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и
ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых
слов и вопросов к теме. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа.
Цитирование.
3. Композиция сочинения
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определённой стилистике. Коммуникативная
задача текста (вычленение главной информации, определение темы и
микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение
как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение.
Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Соотношение частей сочинения. Объем сочинения. Классификация
сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа. Алгоритм написания
сочинения. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура сочинения.
Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историколитературное,
аналитическое
или
проблемное,
биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое).
Анализ
образцов
вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам.
Моделирование вариантов вступлений по одной теме. Аргументация.

Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении. Написание
тезисов к заданным темам. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы
сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение
проблемы с опорой на выбранный материал. Заключительная часть
сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки
сочинения. Анализ текстов с нарушением логической последовательности
расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических
ошибок. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и
рецензирование написанного. Речевое оформление. Обоснованное
использование средств выразительности. Редактирование текста сочинения
4. Особенности ЕГЭ по русскому языку: цели, содержание, структура,
учебные пособия
Демонстрационная версия КИМ ЕГЭ. Организация и технология
проведения ЕГЭ по русскому языку. Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы. Критерии оценки выполнения заданий.
5. Фонетика, орфография, морфология
Орфоэпия. Постановка ударения. Три принципа русской орфографии:
традиционной, фонетический и морфологический. Неизменяемые приставки,
подверженные оглушению и озвончению. Изменяемые приставки на -З-/-С-,
зависящие от звонкости / глухости последующего согласного. приставок
ПРЕ- / ПРИ-, зависящих от значения. Приставки НЕ- / НИ- в отрицательных
местоимениях и наречиях. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных,
причастий, наречий и существительных. Суффиксы существительных,
прилагательных, глаголов и причастий. Правописание НЕ и НИ; слитное,
дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
6. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое
значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка:
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение. Многозначность слова. Прямое и переносное
значение слова. Контекстуальные синонимы и антонимы. Метафоры,
олицетворения, сравнения, эпитеты как выразительные средства языка.
Фразеология. Типы фразеологических единиц. Их использование в речи.
Понятие фразеологизма. Отличие фразеологизма от слова. Украшение речи
как основная функция фразеологизма. Переносный смысл как основное

свойство фразеологизма. Происхождение фразеологизмов. Синонимия и
антонимия во фразеологии.
7. Грамматические нормы русского языка
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и
словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы
образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их
предупреждение.
Синтаксические
нормы.
Словосочетание.
Виды
словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов
в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов,
согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
8. Синтаксис и пунктуация
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Понятие,
основные принципы выделения. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Осложненное
простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление
однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с
обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление
обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства
языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и
предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.
Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки
препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи
как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к

нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Употребление
сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение.
Виды
сложноподчиненных
предложений.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении. Три способа расположения главного и
придаточного предложений в сложноподчиненном предложении. Три вида
подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими
придаточными. Использование сложноподчиненных предложений в разных
типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных
предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи.
9. Язык и речь. Информационная обработка публицистических и
художественных текстов
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее
компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность,
выразительность,
уместность
употребления
языковых
средств.
Публицистический и художественный стили речи и их особенности.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы речи. Тема,
идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Средства и виды
связи предложений в тексте. Микротема. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Абзац как средство смыслового членения текста.
Сжатие (компрессия) текста. Главная и второстепенная информация в тексте.
Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Структура рассуждения как функциональносмыслового типа речи.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные
стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи
(произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология,
синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его
фрагмента. Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение).
Исходные тексты, их характеристика. Жанровое многообразие сочинений.
Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды
проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем
экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное

оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской
позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной
работе. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное
членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая культура.
Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи.
Речевые недочеты. Этическая норма.
Тематическое планирование
Введение. Значение элективного курса,
его задачи
2 Анализ формулировки темы сочинения
3 Композиция сочинения
4 Значение элективного курса, его задачи
5 Фонетика, орфография, морфология
6 Лексикология и фразеология
7 Грамматические нормы русского языка
8 Синтаксис и пунктуация
9 Язык и речь. Информационная обработка
публицистических и художественных
текстов
10 Всего
1

2

Библиотека ЦОС

7
25
2
4
4
3
3
18

Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС
Библиотека ЦОС

68

Библиотека ЦОС

Поурочное планирование
Особенности проведения итогового сочинения: цели,
содержание, структура, учебные пособия. Особенности
формулировок тем итогового сочинения
2. Организация и технология проведения итогового
сочинения по русскому языку. Особенности заполнения
бланков. Требования к итоговому сочинению.
Критерии оценивания сочинения.
3. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке
художественного
текста.
Алгоритм
написания
сочинения.
4. Понятия «направление» и «тема сочинения». Выбор
темы и логический анализ ее формулировки.
Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого
литературного материала. Обобщение опыта работы
над сочинениями разных жанров.
5. Работа с формулировкой темы.
6. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства
художественной выразительности в теме-цитате.
Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование
темы-афоризма.
7. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое
понимание темы. Работа с текстами, определение темы
текста.
8. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых
слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к
ключевым словам темы. «Тонкие» и «толстые»
вопросы в рамках темы.
9. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование.
10. Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Сочинение как смысловое и структурное единство.
Общая схема сочинения: вступление, основная часть,
заключение. Соотношение частей сочинения. Объем
сочинения.
11. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования. Коммуникативная
задача текста (вычленение главной информации,
определение
темы
и
микротем
текста).
Сбалансированность частей работы, соответствие
определённой стилистике.
12. Композиция, логическая, грамматическая структура
текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Алгоритм написания сочинения. Развёрнутый план
1.

1 час
1 час

1 час
1 час

1 час
1 час

1 час
1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.
21.

22.

работы рад сочинением. Структура сочинения.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста. Абзац как средство смыслового
членения текста. Классификация сочинений по
проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие
жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Вступительная часть сочинения. Виды вступлений
(историческое, историко-литературное, аналитическое
или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое).От вопроса темы к
вступлению. Синквейн, диамант и штрихи как опорный
конспект к написанию вступления. Анализ образцов
вступлений.
Написание вступления к сочинению. Создание
собственных вариантов вступлений к заданным темам.
Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
Анализ вступлений к школьным сочинениям.
Виды заключений. От главного вопроса темы к
заключению. Способы лексического и грамматического
оформления концовки сочинения. Анализ текстов с
нарушением
логической
последовательности
расположения
частей
сочинения
и
мыслей.
Корректирование
логических
ошибок.
Анализ
образцовых заключений.
Заключение к сочинению. Учимся писать вывод
сочинения. Анализ заключений к школьным
сочинениям.
Главная часть сочинения: Тезисы. Практикум. Учимся
формулировать тезисы сочинения. Написание тезисов к
заданным темам
Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении. Способы ввода аргументов в
текст сочинения.
Аргументация. Учимся аргументировать тезис Анализ
аргументации в школьном сочинении.
Отбор материала, необходимого и достаточного для
раскрытия
темы
сочинения.
Включение
иллюстративного материала из произведений русской и
мировой литературы в текст сочинения. Рассмотрение
проблемы с опорой на выбранный материал.
Работа с иллюстративным материалом. Способы
включения иллюстративного материала в текст
сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов
художественных произведений, ее иллюстрирующих.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час

23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.

30.

31.

32.
33.
34.
35.

Анализ школьных сочинений и примеров из
художественной литературы, представленных в них.
Соразмерность частей сочинения. Работа над
композицией сочинения-рассуждения. Соответствие
сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением
текста.
Структурные
компоненты
сочинения, их объем и соразмерность. Творческая
работа. Редактирование текста сочинения
Основы грамотного письма. Виды грамматических
ошибок. Грамматические ошибки и их виды.
Грамматическая норма. Типичные грамматические
ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и
пунктуационные ошибки. Редакторская работа
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их
виды. Типичные речевые ошибки в школьных
сочинениях. Редакторская работа с текстом
Этические и фактические ошибки. Определение
этических и фактических ошибок. Их виды и способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и
их виды. Типичные логические ошибки в школьных
сочинениях. Редакторская работа с текстом
Изобразительно-выразительные средства языка и речи.
Тропы и синтаксические фигуры
Определение
различных
изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов
и синтаксических фигур в речи, их основные признаки
Изобразительные возможности лексики. Основные
термины лексикологии. Практическая работа с
антонимами,
синонимами,
омонимами,
фразеологизмами
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка
текста.
Анализ
стилистических
недостатков.
Творческая работа по выработке индивидуального
стиля
Контрольная работа. Сочинение-рассуждение
Контрольная работа. Сочинение-рассуждение
Анализ ошибок в сочинении. Редактирование и
рецензирование написанного
Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку: цели,
содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с
демоверсией. Организация и технология проведения
ЕГЭ по русскому языку. Особенности заполнения
бланков экзаменационной работы. Знакомство с

1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

36.

37.

38.

39.
40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

критериями оценки выполнения заданий.
Орфоэпия.
Правильная
постановка
ударения.
Орфоэпический минимум. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне
Три принципа русской орфографии: традиционной,
фонетический и морфологический. Правописание
приставок. Правописание корней
Правописание суффиксов. Правописание -Н- и -НН- в
суффиксах. Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий настоящего и прошедшего
времени.
Правописание НЕ с различными частями речи.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Лексика. Лексическое значение слова. Лексические
нормы. Точность словоупотребления. Речевые ошибки
на лексическом уровне. Многозначность слова. Прямое
и переносное значение слова. Паронимы.
Фразеология. Типы фразеологических единиц. Их
использование в речи. Понятие фразеологизма.
Происхождение
фразеологизмов.
Метафоры,
олицетворения, сравнения, эпитеты как выразительные
средства языка.
Лексическое многообразие лексики русского языка:
паронимы,
омонимы,
синонимы,
антонимы.
Контекстуальные синонимы и антонимы.
Словообразовательные и морфологические нормы.
Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение.
Нормы согласования (правила согласования слов,
согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом), управления,
примыкания.
Построение
предложения
с
деепричастием. Синтаксические нормы. Правила
преобразования прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Знаки препинания в простом предложении с
однородными
членами.
Знаки
препинания
в
предложениях с обособленными членами. Знаки
препинания при словах и конструкциях, не связанных с
членами предложения
Знаки
препинания
в
сложносочиненном,
в
сложноподчиненном,
в
бессоюзном
сложном

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

47.
48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

предложении. Сочинительные и подчинительные
союзы
Знаки препинания в сложных предложениях с разными
видами связи
Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров. Смысловая и
композиционная целостность текста. Средства связи
предложений в тексте.
Функциональные
стили,
их
специфика.
Предупреждение ошибок при определении стиля
текста, его фрагмента
Функционально-смысловые
типы
речи,
их
отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
определении типов речи в микротексте.
Коммуникативный
уровень
выполнения
экзаменационной работы. Требования к письменной
работе выпускника (критерии содержания, композиция,
речевое
оформление,
грамотность).
Критерии
оценивания
сочинения.
Алгоритм
написания
сочинения.
Практикум.
Исходные
тексты,
их
жанровое
многообразие. Информационная насыщенность текстов
предыдущих лет. Анализ исходного текста.
Практикум. Формулировка проблемы исходного текста.
Проблематика текстов для выполнения задания № 27
КИМов ЕГЭ. Работа над типичными ошибками при
формулировании проблемы. Редактирование.
Практикум. Проблема и её комментарий. Способы
комментирования
проблемы,
его
письменное
оформление.
Практикум. Примеры из текста, смысловая связь между
ними. Отработка умений оформления всех частей
сочинения: проблема, 2 примера, смысловая связь
Практикум. Авторская позиция, её отражение в тексте.
Автор и рассказчик: в чем разница? Знакомство с
информацией об авторе текста. Требования к
отражению авторской позиции в письменной работе
выпускника. Способы ее включения в сочинение.
Типовые конструкции для выражения авторской
позиции
Практикум. Аргументация собственного мнения по
проблеме. Источники аргументации. Этическая норма.
Аргументация, основанная на читательском опыте.
Аргументация, основанная на жизненном опыте

1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час

58.
59.
60.

61.

62.
63.
64.

65.

66.
67.
68.

(источники информации)
Практикум. Анализ письменных работ.
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного
письма. Виды ошибок в школьных сочинениях
Практикум. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность в письменной работе. Требования к
точности и выразительности речи экзаменационной
работы. Речевые ошибки и недочёты
Практикум. Определение этических, фактических,
логических
ошибок.
Их
виды
и
способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом
Тренировочно-диагностическая работа (написание
сочинения)
Тренировочно-диагностическая работа (написание
сочинения)
Анализ и редактирование работ. Подготовка к
репетиционному
экзамену.
Психологическая
подготовка к экзамену
Анализ и редактирование работ. Подготовка к
репетиционному
экзамену.
Психологическая
подготовка к экзамену
Итоговая зачётная работа в форме репетиционного ЕГЭ
Итоговая зачётная работа в форме репетиционного ЕГЭ
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».