Рабочая программа элективного курса Нормы современного русского языка 10-11 классы СОО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 19"

Приложение к ООП СОО
(ФГОС 2021 в соответствии с ФОП СОО),
утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№51 от 06.06.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Нормы современного русского языка»
10-11 класс

с. Лебедкино 2024 г.

Пояснительная записка
Элективный курс «Нормы современного русского языка» рассчитан на
учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ. Данный курс
обеспечивает понимание системы знаний о языке, совершенствование
речевой культуры, формирует стабильные речевые и коммуникативные
умения и навыки владения устной и письменной речью. Курс эффективен
при организации занятий, ориентированных на подготовку к
государственной
итоговой
аттестации,
где
учащиеся
должны
продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского
языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цели элективного курса:
сформировать у обучающихся предметные компетенции (языковые,
лингвистические, коммуникативные), необходимые для успешной сдачи ГИА
по русскому языку в форме ЕГЭ;
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере
учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного
развития.
Задачи элективного курса:
1) повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по
основным разделам русского языка за курс 10-11 классов, необходимые для
сдачи ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ;
2) закрепить орфографические и пунктуационные умения, необходимые для
выполнения тестовых заданий и написания творческих работ;
3) сформировать умения информационной обработки текстов;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) сформировать навыки работы над итоговым сочинением-рассуждением на
литературную тему;
6) научить писать сочинения по тексту в формате ЕГЭ по русскому языку;
7) психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной
итоговой аттестации.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами
школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями
контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих
сформировать
языковую,
лингвистическую
и
коммуникативную компетенции; научить применять орфографические и
пунктуационные правила, приобрести устойчивые речевые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой,
лингвистической и коммуникативной компетенции 11-классников;
 овладеть приемами обработки информации исходного текста;
 научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без
помощи учителя) понимать формулировку заданий и выполнять их по
образцу;
 научиться четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 осуществлять осознанный выбор формата сочинения в соответствии с
личностными предпочтениями;
 овладеть структурой сочинения и методикой подбора аргументов;
 научиться грамотно писать сочинения-рассуждения на литературную
тему и в формате ЕГЭ по русскому языку;
 научиться самостоятельно ограничивать временные рамки на
выполнение заданий.
Планируемые результаты изучения элективного курса
 Структура и содержание элективного курса предполагают, что
учащиеся должны овладеть практическими умениями выполнения
экзаменационной
работы.
В
результате
изучения
курса
одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ, то
есть получат всю необходимую информацию о предстоящем экзамене,
научатся заполнять бланки, писать итоговое сочинение и сочинение в
формате ЕГЭ по русскому языку, узнают свои права и систему
оценивания работ. Ребята повысят уровень качества знаний по
русскому языку и литературе, что будет способствовать успешной
сдаче экзаменов.
 Программа элективного курса обеспечивает достижение выпускниками
основного
общего
образования
следующих
личностных,
метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты
 Развитие морального сознания и компетентности в решении
этических проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России.
Метапредметные результаты
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи.
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе.
 Умение извлекать информацию из различных источников.
 Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форм.
 Использование
знаково-символических
средств
представления
информации.
 Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты














Применение знаний о языке в практике правописания, при анализе
языковых единиц и явлений, при создании собственного текста.
Понимание и интерпретация текста.
Создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по
поводу прочитанного текста.
Аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста,
жизненный или читательский опыт.
Умение классифицировать сочинений по проблематике, тематике и
жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры
сочинения от его типа;
Умение анализировать творческие образцы сочинений различных
жанров;
Умение создавать сочинения определённой тематики в соответствии с
требованиями;
Умение аргументировать, привлекая материал художественных
произведений, выражать собственную позицию;
Осуществлять речевое оформления собственных работ;
Умение
уместно
употреблять
средства
художественной
выразительности;
Редактирование собственные сочинения.

Содержание элективного курса
Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари
русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Акцентологическая
норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и
акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом
уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые
слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы: словообразовательная, морфологическая,
синтаксическая нормы.
Способы словообразования. Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном
анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в
словосочетаниях. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.
Синтаксическая синонимия.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Изобразительно-выразительные средства языка. Изобразительновыразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы, их характеристика. Синтаксические выразительные
средства. Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение).
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения,
проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной
работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная

насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений.
Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды
проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем
экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное
оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской
позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной
работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах
выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и
убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и
выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Поурочное планирование
1.

Первый шаг к ЕГЭ

2.
3.

Входная контрольная работа
Лексические и орфоэпические нормы

4.

Паронимы

5.

Морфология: именные части речи

6.
7.

Морфология: числительные, глагольные
формы
Синтаксис: согласование и управление

8.

Синтаксис: осложнённое предложение

9.

Синтаксические нормы

10.

Повторение норм русского языка

11.

Самостоятельные части речи

12.

Личные окончания глагола

Вводная беседа о цели
и структуре ЕГЭ
Контрольная работа
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Зачетная работа по
пройденным темам
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

13.

Образование причастий и деепричастий

14.

Суффиксы действительных причастий

15.

Суффиксы страдательных причастий

16.

Н и НН в отглагольном прилагательном

17.

Буквы Н и НН в причастии

18.

Буквы Н и НН в разных частях речи

19.

21.

Суффиксы существительных,
прилагательных
Правописание суффиксов (кроме Н и
НН)
Корни с чередованием

22.

Правописание корней

23.

Правописание приставок

24.

Разделительный Ъ, Ь. И/Ы после
приставок
НЕ с разными частями речи

20.

25.
26.
27.
28.
29.

НЕ с глаголом, деепричастием,
числительным
Правописание служебных слов
Правописание наречий, слов с пол/полуПовторение орфографии (морфемы)

33.

Повторение орфографии (трудные
случаи)
Контрольный диктант с включением
трудных случаев орфографии
Критерии оценивания. Структура
сочинения
Составляем план сочинения

34.

Комментарий проблемы: примеры-

30.
31.
32.

заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Практикум по
пройденным темам
Практикум по
пройденным темам
Диктант

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Работа над
1 час
написанием сочинения
Работа над
1 час
написанием сочинения
Работа над
1 час

35.

иллюстрации
Смысловая связь между примерами

38.

Публицистический текст. План
сочинения
Сочинение по публицистическому
тексту
Художественный текст. План сочинения

39.

Сочинение по художественному тексту

40.

42.

Промежуточная контрольная работа
формате ЕГЭ (1 часть)
Промежуточная контрольная работа
формате ЕГЭ (работа над ошибками)
Предложения с однородными членами

43.

Сложносочинённые предложения

44.

Вводные слова и обращения

45.

Сложноподчинённые предложения

46.
47.

Сложное предложение с разными
видами связи
Причастные и деепричастные обороты

48.

Анализ простого предложения

49.

Анализ сложного предложения

50.

Пунктуация: простое предложение

51.

Пунктуация: сложное предложение

52.

Редактор. Публицистический текст

53.

Редактор. Художественный текст

54.
55.

Комплексный анализ текста. План
сочинения
Пишем сочинение вместе

56.

Особенности стилей речи

36.
37.

41.

написанием сочинения
Работа над
написанием сочинения
Работа над
написанием сочинения
Практикум по
заданию ЕГЭ
Работа над
написанием сочинения
Практикум по
заданию ЕГЭ
Контрольная работа
Контрольная работа.
Работа над ошибками
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Практикум по
написания сочинения
Практикум по
написания сочинения
Практикум по
написания сочинения
Работа над
написанием сочинения
Теория и практика по

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

57.

Стилистический анализ текста

58.

Подбор средств связи предложений

59.

Средства связи предложений в тексте

60.

Комплексный анализ текста

61.

Работа с текстом. Лексика

62.

Средства выразительности речи. Тропы

63.

65.

Синтаксические средства
выразительности
Средства выразительности речи.
Приёмы
Лексические средства выразительности

66.

Обобщение: нормы русского языка

67.

Обобщение: орфография и пунктуация

68.

Обобщение: работа с текстом

64.

заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Теория и практика по
заданию ЕГЭ
Зачетная работа по
пройденным темам
Зачетная работа по
пройденным темам
Зачетная работа по
пройденным темам
ИТОГО

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
68
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».