Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с НОДА, вариант 6.3. МБОУ «СОШ №19», утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №51 от 06.06.2024 Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» на 2024-2025 учебный год начального общего образования (1-4 классы) обучающихся с НОДА (ФГОС ОВЗ, вариант 6.3) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Пояснительная записка Учебный план начального общего образования для обучающихся с НОДА (ФГОС ОВЗ), вариант 6.3. (далее-Учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся при получении начального общего образования. Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; Приказа Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №442 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями); Устава МБОУ «СОШ №19». Учебный план АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью вариант 6.3. с НОДА определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения), составлен с учетом современных требований жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 6.3. АООП обучающихся с НОДА может включать как один, так и несколько учебных планов. Предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям здоровья сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные коррекционные занятия. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО и учебное время, отводимое на изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей начального образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии. - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА. Учебный план, реализующий вариант 6.3. АООП для обучающихся с НОДА включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Учебный план включает обязательные предметные области: Язык и речевая практика Чтение Математика Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технология. Основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая практика. Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания: овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни). Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География. Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае. Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика, Обществоведение. Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Этика. Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях. Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина; основных законах нашей страны. Предметная область «Искусство». Учебные предметы: Рисование, Музыка. Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Предметная область «Технология». Учебные предметы: Труд (технология). Основные задачи реализации содержания: Труд (технология). Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», которая является частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Основные задачи реализации содержания: Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности отводится до 3 часов в неделю в каждом классе. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется расписанием занятий. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в подготовительном и первом классе составляет 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1-м классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительном и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го и 3-го уроков) - 20 минут. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Выбор вариантов сроков обучения осуществляет самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП ОО (кадровые, финансовые и материальнотехнические). Срок освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Учебный план-сетка АООП (вариант 6.3.) для обучающихся с НОДА (ФГОС ОВЗ) МБОУ «СОШ №19» на 2024-2025 учебный год (5-дневная учебная неделя) Предметн ые области Учебные предметы / классы Обязательная часть Язык и Русский язык речевая практика Чтение Речевая практика подго т Количество часов в неделю 1 2 3 4 Всего 4 4 4 4 4 20 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 20 5 Математика Математика 4 4 4 4 4 20 Естествозна ние Мир природы и человека 1 1 2 2 2 8 Искусство Музыка 1 1 1 1 1 5 Технология Рисование Труд (технология) 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 5 8 Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 3 15 20 20 22 22 22 106 1 1 1 1 1 5 1 21 1 21 1 23 1 23 1 23 5 111 33 693 3 33 693 3 34 782 3 34 782 3 34 782 3 168 3732 15 2 2 2 2 2 10 1 1 1 1 1 5 Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы безопасного поведения Максимально допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе Количество учебных недель Всего часов Коррекционно – развивающая область: Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной деятельности) Психокоррекционные занятия В 2024-2025 учебном году обучающиеся с НОДА (вариант 6.3.) обучаются в общеобразовательных классах совместно с другими обучающимися. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29 Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Формы промежуточной аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах выставляется на основе четвертных отметок. В подготовительном и 1 классе – безотметочное обучение. Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».