Учебный план МБОУ "СОШ №19" обучающихся с НОДА на 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального
общего образования обучающихся с НОДА,
вариант 6.3. МБОУ «СОШ №19»,
утверждена приказом директора МБОУ
«СОШ №19» №51 от 06.06.2024

Учебный план
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19»
на 2024-2025 учебный год
начального общего образования (1-4 классы)
обучающихся с НОДА (ФГОС ОВЗ, вариант 6.3)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования для обучающихся с НОДА (ФГОС
ОВЗ), вариант 6.3. (далее-Учебный план) определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся при получении начального общего образования.
Учебный план формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598;
Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 №699;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №442 «об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
Устава МБОУ «СОШ №19».
Учебный план АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью вариант 6.3.
с НОДА определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения), составлен с учетом современных требований жизни общества и тех проблем,
которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Вариант 6.3. АООП обучающихся с НОДА может включать как один, так и
несколько учебных планов. Предполагает, что обучающийся с НОДА получает
образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к
итоговым достижениям здоровья сверстников на всех этапах обучения и к моменту
завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные
сроки обучения.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых
приспособлено к возможностям обучающихся, специфические коррекционные предметы,
а также индивидуальные коррекционные занятия.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО
и учебное время, отводимое на изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение целей начального образования:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося, может быть использовано: на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и физическом развитии.
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА.
Учебный план, реализующий вариант 6.3. АООП для обучающихся с НОДА включает
обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Чтение
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая
практика.
Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование
первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование
элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни).
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География.
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой
и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в
повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его
здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и
океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества,
Этика, Обществоведение.
Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие
навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание
роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в
воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее
значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах
служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Этика. Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного
социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания,
морального выбора в различных жизненных ситуациях.
Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и
обязанностях гражданина; основных законах нашей страны.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Физическая
культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи реализации содержания:
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Предметная область «Технология». Учебные предметы: Труд (технология).
Основные задачи реализации содержания: Труд (технология). Овладение элементарными
приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», которая является частью внеурочной деятельности,
поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Основные задачи реализации содержания:
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей
обучающихся с
умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности отводится до 3 часов в
неделю в каждом классе.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется расписанием занятий.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в подготовительном и первом классе составляет 35 минут. При
определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый»
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по
40 минут каждый).
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1-м классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительном и 1
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2-го и 3-го уроков) - 20 минут. Между началом коррекционных,
внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком
рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Выбор
вариантов сроков обучения осуществляет самостоятельно с учетом: особенностей
психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к
школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия
комплекса условий для реализации АООП ОО (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
Срок освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 9-13 лет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Учебный план-сетка АООП (вариант 6.3.) для обучающихся с НОДА
(ФГОС ОВЗ)
МБОУ «СОШ №19» на 2024-2025 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметн
ые области

Учебные
предметы /
классы
Обязательная часть
Язык и
Русский язык
речевая
практика
Чтение
Речевая практика

подго
т

Количество часов в неделю
1
2
3
4

Всего

4

4

4

4

4

20

4
1

4
1

4
1

4
1

4
1

20
5

Математика

Математика

4

4

4

4

4

20

Естествозна
ние

Мир природы и
человека

1

1

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Технология

Рисование
Труд (технология)

1
1

1
1

1
2

1
2

1
2

5
8

Адаптивная
физическая
культура

3

3

3

3

3

15

20

20

22

22

22

106

1

1

1

1

1

5

1
21

1
21

1
23

1
23

1
23

5
111

33
693
3

33
693
3

34
782
3

34
782
3

34
782
3

168
3732
15

2

2

2

2

2

10

1

1

1

1

1

5

Физическая
культура
Итого

Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Основы безопасного поведения
Максимально допустимая
нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Количество учебных недель
Всего часов
Коррекционно –
развивающая область:
Логопедические занятия
(включая коррекцию и развитие
познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия

В 2024-2025 учебном году обучающиеся с НОДА (вариант 6.3.) обучаются в
общеобразовательных классах совместно с другими обучающимися.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Свердловская область, Артемовский район, с. Лебедкино, ул. Ленина, 29
Тел.: 8(343)6341197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru

Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах
выставляется на основе четвертных отметок. В подготовительном и 1 классе –
безотметочное обучение.
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной
аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации
«Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».