Дополнительная общеобразовательная программа "ПРЕСС-ЦЕНТР".

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ «СОШ №19»
№ 51от 06.06.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Пресс-центр»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающих: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 102 часа

Автор-составитель: Антонова
Людмила Александровна
педагог дополнительного образования

Лебедкино2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс

основных

характеристик

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации (контроля)
Оценочные материалы
Методические материалы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка
Воспитательный
потенциал
информационного
пространства
учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее
доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям,
переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально
окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей,
информационная среда образовательного учреждения становится своего
рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми
сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что
информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении,
может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий
окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из
приоритетных ценностных установок воспитательного процесса;
формировать способность ребенка к самоопределению в современном
информационном пространстве. В нашей школе работает кружок
«Школьный пресс-центр», который помогает обучающимся проявить
свои способности в деле журналистики. В школе выпускается детская
независимая газета «Под парусами школьной жизни».
Средства массовой информации играют особую роль в воспитании и
образовании молодого поколения. Они серьезно воздействуют на их
жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они
определяют, формируют не только видение мира и восприятие других
людей, но и отношение к обществу.
Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ
должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным
фактором социального развития подрастающего поколения.
Программа
«Пресс-центра»
составлена
в
практикоориентированной форме подачи материала. По форме организации
образовательного процесса программа является модульной. Структурно
она делится на семь самостоятельных основных частей, включающих в
себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение
работать над выпуском газеты.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность, так
как связана и возрастает именно с решением такого блока задач
общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие
личности, социализация и личностное становление детей и подростков в
условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Уровень освоения содержания образования–базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Пресс-центр» составлена в соответствии с нормативными
документами:
-Федеральный закон от 29декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
-Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
-Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196»;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
-СП2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017года № 816
«Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную
деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
- «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Локальные акты ОО (Устав МБОУ «СОШ № 19», Положение о
проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о
проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по
итогам реализации ДООП).
Здесь происходит развитие начальных и профессиональных знаний
и умений об информационных, аналитических и художественнопублицистических журналистских жанрах, о методах и приемах работы
со словом, о психологической готовности журналиста,

о процессе создания газеты, о составе и работе редакции.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия в
творческом объединении позволяет не только выявить и поддержать
наиболее одаренных и талантливых детей, их определенные склонности,
интересы и способности, но и будут способствовать развитию
профессиональных
качеств,
необходимых
для
дальнейшего
профессионального обучения журналистике и газетно-издательской
деятельности при выборе их как профессии. Такая преемственность
позволит ребенку увидеть реалии жизни: занятия станут первой
ступенькой к профессии, помогут сделать профессиональный выбор,
дадут основу будущей деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что это
преемственная программа, рассчитанная на дальнейшее обучение детей
на более профессиональном уровне, дает детям возможность лучше
подготовиться к взрослой жизни: определиться с выбором рода
деятельности, расширить свой кругозор, получить качественные знания и
умения для дальнейшего освоения профессии.
Новизной и отличительной особенностью является интеграция
современных технологий и углубление в культурологическую сферу
деятельности, что обогащает и разнообразит сам процесс обучения и
воспитания.
Программа рассчитана на всех желающих детей в возрасте 12-17
лет. Обучающиеся в возрасте 12-14 лет испытывают потребность в
творческом общественно-полезном проявлении своей личности и
индивидуальности. Нижняя граница возраста обусловлена тем, что в
настоящее время возрос интерес учащихся к такой познавательной сфере
деятельности, как журналистика, где есть возможность собирать
интересный материал, выпускать свою газету, рассказывать сверстникам
о том, что их интересует и волнует.
Подросткам 14-17 лет образовательная программа «Пресс-центр»
предлагает интересные формы деятельности, позволяющие участвовать в
социальных акциях, проводить интервью, писать репортажи, выпускать
тематические газеты.
Обучающиеся
старших
классов,
определяющие
будущую
профессию, находят в образовательной программе индивидуальную
траекторию
развития
своих
творческих
и
интеллектуальных
способностей.

Состав группы:
В коллектив принимаются все желающие. Формируется
разновозрастная группа, в которую могут быть приняты обучающиеся
на основании результатов собеседования.
Сроки реализации программы-1год,102 часа,3 часа в неделю
Формы организации деятельности
Групповые
Индивидуальные
Коллективные
Формы проведения занятий: беседа, лекция, встреча, конкурс,
выполнение творческих заданий, словесное представление материала,
написание материалов в разных жанрах, набор текста, дизайн, выпуск
газеты, презентация, анализ материалов.
Деятельность в творческом объединении предполагает работу в
свободном графике, вне расписания: сбор материала, интервью,
фотографирование, набор текста на компьютере.
Процесс создания газеты проходит в указанное в расписании время.
Методы проведения занятий– словесный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
проблемный, частично-поисковый.
Цель и задачи программы
Цель: развитие компетенций обучающихся по средствам включения в
журналистскую деятельность.
Задачи дополнительной образовательной программы

Образовательные:


Ознакомить детей с историей журналистики.



Развить навыки обучающихся применительно
к газетноиздательской деятельности.
Сформировать и закрепить умение организовывать
поиск
информации, необходимой для выпуска газеты.
Научить интерпретировать
полученную информацию
для
дальнейшей работы.







Сформировать умение
достижения результата.

планировать

свою деятельность



Выработать способность анализировать информацию.

для

Научить умению грамотно и эстетично оформлять результаты
своей работы.
 Привить навыки сознательного и рационального использования
компьютера в своей работе.
Развивающие:




Способствовать развитию творчески активной личности



Развить потребности осмысливать полученную информацию и
использовать ее в своей работе.
Способствовать развитию умения организовать
работу
коллективе над совместным проектом.
Способствовать
развитию
творческого
воображения
художественного вкуса.
Показать возможности использования компьютера в газетноиздательской деятельности.
Привить навыки самостоятельного мышления.






Развить внутренний потенциал каждого ребенка
участие в профессиональных смотрах и конкурсах.
Воспитательные:


через



Содействовать обогащению опыта межличностного общения.



Воспитать чувство личной ответственности за выполненную
работу.
Пробудить интерес ко всем сферам жизнедеятельности
страны, города, района, школы.





Воспитать способность
условиях.

к самореализации



Показать значение газетно-журнальной
развития современного общества.

и

его

в современных
продукции

Планируемые результаты
В результате изучения программы «Пресс-центр» должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения программы предполагают:


в

бережное отношение к слову, языку, осознание их как

для

универсальной ценности;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием её
реализации;

умение давать самооценку своего труда, понимание причин
успеха/неуспеха деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие)со
сверстниками при решении задач на занятиях; развитая, эмоциональная
речь, умение строить развёрнутые высказывания;

умение делать анализ имеющейся информации;


умение осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств
коммуникации.
Предметные результаты изучения программы «Пресс-центр»
отражают опыт учащихся в журналистской деятельности:
* узнают основные термины журналистики(«журналистика»,
«корреспондент»,«информация»,«фотокорреспондент»,«издание»,
«вёрстка»,«заголовок»,«журналистская этика»ит.д.);
* узнают основные понятия журналистики(«статья»,«заметка»,
«репортаж», «интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы,
стилистические
фигуры
(«эпитеты»,
«анафора»,
«эпифора»,
«сравнения»,«олицетворения» и т.д);
*узнают различные способы сбора материала. Программа предполагает
следующие подходы:
* комплексный
подход (личностные,
метапредметные
и
предметные результаты);
* уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).


Результатом обучения
по данной программе после
будут следующие знания, умения и навыки:

обучения

Обучающиеся будут знать:
 Историю журналистики и ее роль в современном мире
 Процесс создания газеты и особенности газетных жанров
Уметь:



Подать собранный материал в газетных жанрах: заметка,
интервью, зарисовка, короткий репортаж.
Организовать поиск информации, необходимой для выпуска
газеты.



Организовать работу в коллективе над совместным проектом.



Анализировать,
интерпретировать
и
интегрировать
полученную информацию для дальнейшей работы.
Планировать свою деятельность для достижения цели.






Работать на компьютере для набора текстов, создания макета
газеты, подбора шрифтов и фотографий.
Грамотно оформить собранные материалы.

Самостоятельно
работе.
Получат навыки:


мыслить,

творчески

подходить

Написания текстов в разных газетных жанрах
совместной работой в творческом коллективе.

с

к любой

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
Название

раздела,

Количество часов

темы

Формы
аттестации/
контроля

Всего Теория

Практика

Модуль1
1.Введение

5

2

3

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

Основные понятия и
термины журналистики

1

-

1

Проверка
знаний

Функции
журналистики

1

-

1

Творческая
работа

Жанр
—заметка

2

1

1

Практическая
работа

5

6

1

1

-

нормы

2

1

1

Особенности профессии
журналиста
Средства
и методы
развития и тренировки
памяти
Стили
и языковые
средства журналистики
Работа с публикой

1

-

1

Тест

2

1

1

Проверочная
работа

2

1

1

Кроссворд

2

1

1

Беседа

Подведение итогов

1

-

1

Дискуссия

журналистики

2.Профессия-журналист
Известные журналисты
Этические
журналистики

11

Беседа,
доклад
Работа
со
справочной
литературой

3.Азы журналистского
мастерства
Публицистический
стиль речи
Стилистические
ошибки
Средства эмоциональной
выразительности
в
публицистике

20

4

16

1

-

1

Беседа

1

-

1

2

-

2

Работа
с
материалом
с
Работа
текстом

Журналистский текст

1

-

1

Анализ текста

Тема, замысел, идея
материала
Заголовок ,подзаголовок

1

-

1

Беседа

1

-

1

Вводная часть текста.

2

1

1

часть

2

1

1

Самостоятель
ная работа
Практическая
работа
Анализ
текстов

Этапы
работы над
текстом
Культура письменной
речи

1

-

1

2

1

1

Работа
с радиотелетекстами
Оценивание
журналистского текста

1

-

1

2

-

2

1

-

1

2

-

2

Основная
текста

Отчет.
итогов
темам

и

Подведение
по пройденным

Игра
знаний

–

проверка

4.Углубление
журналистику
Специализация
журналиста

в

Журналистика
спорт

и

25

9

Практическая
работа
Работа
со
справочной
литературой
Анализ
текстов
с
Работа
газетным
материалом
Самостоятель
ная работа
Игра

16

1

-

1

Анкета

1

-

1

Творческая
работа

Что общего
корреспондентом
журналистом?

между
и

1

-

1

беседа

Речевой
этикет
тележурналиста
Дикция.
Как
ее
правильно развить?
Всеодискуссии

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Практическая
работа
Индивидуальна
я работа
Таблица

Правила
и нормы
интервью
Интервью
в разных
сферах журналистики
Секреты
работы на
телевидении
Виды наблюдения

1

1

-

Тестирование

2

1

1

1

-

1

2

1

1

Рубрики
журналистики

2

1

1

2

-

2

2

1

1

2

1

1

Беседа

4

1

3

Творческая
работа

20

41

Правдива
Журналистская
информация
теленовостях?

ли

Итого модуль I

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

в

ЗОЖ в журналистике
Рассуждение
повествование
различных текстах
Написание статьи на
свободную тему

Практическая
работа

и
в

61

Практическая
работа

Модуль II
5.Жанры журналистики

5

1

4

Разнообразие жанров
журналистики.

1

-

1

Выбор индивидуального
стиля журналиста
Основные жанры
публицистического стиля
в письменной и устной
форме.

1

-

1

Анализ
текстов.
Кроссворд
Презентация

1

-

1

Тест

Заметка,
репортаж,
отчет, интервью

1

-

1

Самостоятель
ная работа

Знакомство
с
Художественными
жанрами журналистики:
очерк, эссе, фельетон

1

-

1

Проверочная
работа

6.Миржурналистики

31

5

26
Самостоятель
ная работа

Отчет.

2

1

1

Краткое
содержание
материала. Аннотация
Репортаж.
Различие
видов репортажа
Мониторинг.
Рейтинг. Прогноз
Составление
анкеты,
письма
Все об обзоре печати и его
видах

1

-

1

Беседа

1

1

-

Тест

1

-

1

Таблица

1

-

1

Практика

1

-

1

Анализ
печатных
изданий

Спецрепортаж
–
особое
журналистское
расследование

2

-

2

Игра по ролям

Секреты критической
статьи

1

1

-

Сходства и различия
фельетона и памфлета

2

-

2

Работа
с
материалами
текста
Творческая
работа

1

-

1

1

-

1

4

1

3

Самостоятель
ная работа

2

1

-

Практическая
работа

Анекдот
фольклорный жанр
Систематизация
жанров
Анализ
Написание
статьи
Подготовка
рукописной
издательству

—

текста.
рукописной

статьи

к

Практическая
работа
Кроссворд

Секреты телетекстов,
газетных текстов

1

-

1

Тестирование

Творческая
определению
журналистики

2

-

2

Игра

5

-

4

Творческая
работа

Перевод письменного
материала в различные
жанры журналистики

1

-

1

Творческая
работа

Подведение
итогов

личных

2

-

2

Устное
представление

Подведение
итогов.
Обобщение знаний

2

-

2

Игра

игра по
жанров

Написание статьи на
свободную тему

7.Подведение итогов
проделанной работы
Выпуск
личной газеты

номера

Соединение
достижений в портфолио
Защита проектов на
заданные темы
Итого модуль II
ИТОГО

5

-

5

2

-

2

Проект

1

-

1

Проект

2

-

2

Конкурс
проектов

41

6

35

102

26

76


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».