Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Приложение к АОПООУО (ФГОС 2021 в соответствии с ФАОП), утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №19» №48 от 09.06.2023 Рабочая программа общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями «География» 6-9 классы с. Лебедкино Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География». Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие задачи: формирование у обучающихся представлений о географии как науке; обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде; формирование представлений об опасных природных явлениях, формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты; формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни. 6 класс Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города; формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников открытия Земли и людей в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru космос, первые космонавты); формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы) Предметные: Минимальный уровень: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя; понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты; узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях; называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; знать основные правила безопасного поведения в природе; Достаточный уровень: применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru определять направления на карте; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды; сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте. 7 класс Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч П. Природные зоны России — 57 ч. Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства. Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон. В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политикоадминистративной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.); формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде. Предметные: Минимальный уровень: иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России; понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе; определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства; показывать границы России на физической карте РФ; показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту; принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе; делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя; выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе; устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. 8 класс Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников. I. К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий; сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование экологической культуры, понимание необходимости охраны редких видов растений и животных; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Предметные: Минимальный уровень: называть океаны земного шара, их значение; показывать на географической карте океаны земного шара; знать названия материков земного шара; показывать на географической карте материки земного шара знать, на каком материке расположена Россия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Достаточный уровень: давать краткую характеристику географического положения океанов и их хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и природных условий и населения материков; находить на карте изученные географические объекты определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка; давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах. 9 класс Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической, экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа. Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: умение нести личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; сформированность ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; проявление готовности к самостоятельной жизни. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru Предметные: Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс Тема предмета География - наука о природе Земли Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды Явления природы Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для наблюдения запаса элементарных географических представлений Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для наблюдения запаса элементарных географических представлений Горизонт. Линия горизонта Стороны горизонта Компас и правила пользования им Ориентирование по местным признакам природы Ориентирование на местности Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы Знакомство с формами рельефа своей местности (своего края). (Экскурсия для обучающихся, проживающих в сельской местности) Овраги, их образование Горы. Землетрясения. Извержения вулканов Вода в природе Родник, его образование Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Колодец, водопровод Река, ее части. Горные и равнинные реки Использование рек Озера. Водохранилища. Пруды Болота, их осушение Океаны и моря Острова и полуострова Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения Рисунок и план предмета План и масштаб Условные знаки плана местности План и географическая карта Условные цвета физической карты Условные знаки физической карты Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне Планеты Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли Современные исследования космоса Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе Физическая карта полушарий Распределение воды и суши на Земле Океаны на глобусе и карте полушарий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) Кругосветные путешествия. Плавание экспедиции под командованием Ф. Магеллана Первое русское кругосветное плавание 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 1 59 60 61 62 Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий Природа тропического пояса. Тропические леса Природа тропического пояса. Саванны и пустыни Природа умеренных и полярных поясов Обобщающий урок Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны Столица России – Москва Границы России. Сухопутные границы на западе и юге Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана Моря Тихого и Атлантического океанов Острова и полуострова России Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья Работа с контурными картами Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) Работа с контурными картами Река Волга Реки: Дон, Днепр, Урал Реки Сибири: Обь, Енисей 63 64 65 Реки Лена и Амур Озера Ладожское, Онежское, Байкал Крупные города России 1 1 1 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 66 67 68 Работа с контурными картами Наш край на физической карте России Повторение начального курса физической географии 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема предмета Географическое положение России на карте мира Европейская и азиатская части России Административное деление России Разнообразие рельефа Полезные ископаемые, их основные месторождения Климат России Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность-основа хозяйства, её отрасли Сельское хозяйство, его отрасли Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России Размещение природных зон на территории России Карта природных зон России Положение на карте Климат Растительный и животный мир Население и его основные занятия Северный морской путь Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые Климат. Водоемы тундры Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 21 22 23 24 Растительный мир Животный мир тундры Хозяйство. Население и его основные занятия Города: Мурманск, Нарьян-Мар 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Климат Реки, озера, каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и лиственные леса Животный мир Пушные звери Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-Западной России Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток 42 43 44 Заповедники и заказники лесной зоны Обобщающий урок по лесной зоне Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Растительный мир Животный мир Хозяйство. Население и его основные занятия Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар Охрана природы степной зоны Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые Климат. Реки Растительный мир Животный мир Хозяйство. Население и его основные занятия Города зоны полупустынь и пустынь Охрана природы зоны пустынь и полупустынь. Положение на карте Курортное хозяйство. Население и его основные занятия Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик). Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа Города и экологические проблемы Урала Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Обобщающий урок по географии России ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема предмета Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте Атлантический океан Северный Ледовитый океан Тихий океан Индийский океан Современное изучение Мирового океана Африка. Географическое положение Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов Растительный мир саванн Животный мир саванн Растительный и животный мир пустынь Население и государства Государства Африки: Египет, Эфиопия Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго. Государства Африки Египет, ЮАР Обобщающий урок по теме «Африка» Австралия. Географическое положение Разнообразие рельефа, климат, реки и озера Растительный мир Животный мир Население Австралии Австралийский Союз Океания. Остров Новая Гвинея Обобщающий урок по теме «Австралия» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Географическое положение. Антарктика Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Разнообразие рельефа, климат Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы Современные исследования Антарктиды Обобщающий урок по теме «Антарктида» Открытие Америки Географическое положение Северной Америки Разнообразие рельефа, климат Реки и озера Северной Америки Растительный и животный мир Население и государства Северной Америки. Соединенные Штаты Америки Канада 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Мексика. Куба Обобщающий урок по теме «Северная Америка» Географическое положение Разнообразие рельефа, климат Реки и озера Южной Америки Растительный мир тропических лесов Животные тропического леса Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь Население и государства Государства Южной Америки: Бразилия Государства Южной Америки: Аргентина Государства Южной Америки: Перу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Обобщающий урок по теме «Южная Америка» Географическое положение Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии Климат Евразии Реки и озера Европы Реки и озера Азии Растительный и животный мир Европы Растительный и животный мир Азии Население Евразии Культура и быт народов Евразии Обобщающий урок по теме «Евразия» Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема предмета Политическая карта Евразии Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) Франция (Французская Республика) Германия (Федеративная Республика Германии) Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация) Испания (Королевство Испания) Португалия (Португальская Республика) Италия (Итальянская Республика) Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 33 34 Греция (Греческая Республика) Норвегия (Королевство Норвегия) Швеция (Королевство Швеция) Финляндия (Финляндская Республика) Польша (Республика Польша) Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика) Венгрия (Венгерская Республика) Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария) Сербия и Черногория Эстония (Эстонская Республика) Латвия (Латвийская Республика) Литва (Литовская Республика) Республика Беларусь Украина Молдавия (Республика Молдова) Обобщающий урок «Европейские государства» Казахстан (Республика Казахстан) Узбекистан (Республика Узбекистан) Туркменистан Киргизия (Кыргызская Республика) Таджикистан (Республика Таджикистан) Грузия Азербайджан (Азербайджанская Республика) Армения (Республика Армения) Турция (Турецкая Республика) Ирак (Республика Ирак) Иран (Исламская Республика Иран) Афганистан (Исламская Республика Афганистан) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Индия (Республика Индия) Индия (Республика Индия) Китай (Китайская Народная Республика) Китай (Китайская Народная Республика) Монголия Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея) Япония Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) (по выбору учителя или другие государства) Обобщающий урок «Государства Азии» Границы России Россия (Российская Федерация) –крупнейшее государство Евразии Административное деление России Столица и крупные города России Обобщающий урок по теме «Россия» Обобщающий урок по курсу: «География материков и океанов» История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы. Рельеф. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 55 56 57 Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. 1 1 1 58 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Свердловская область Артемовский район с. Лебедкино, ул. Ленина, д. 29 Тел.: 8 (34363)41197, e-mail: 19-lebedkino@mail.ru 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство.) Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство.) Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной) Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной) Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края Наш город (поселок, деревня) Обобщающий урок. Моя малая Родина 1 1 1 1 1 1 1 1 1