Рабочая программа учебного курса Финансовая грамотность (1-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального образования
МБОУ "СОШ № 19"

Приложение №11
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «СОШ №19»
Приказ № 80 от 09.06.2025 (01-10)

Рабочая программа
по курсу урочной деятельности
«Финансовая грамотность
для обучающихся 1-4 классов.

с. Лебедкино

2025
Программа учебного предмета соответствует современным принципам
обучения: доступности, преемственности, индивидуальности,
результативности.
Учебный предмет «Финансовая грамотность» пропедевтический и
является частью школьной программы сквозного экономического
образования. Преподавание основывается на интерактивных формах работы
учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и
выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую
направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их
возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в
начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения
простейших задач с экономическим содержанием, разбора социальноэкономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины,
торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий.
Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах
природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают
осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества
труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт
распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на
34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках урочной деятельности.
Программа разработана на четыре года обучения.

1.1 Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на
развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает
мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и

их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на
начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о
роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут
быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено
на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления,
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и
расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах
и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и
инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании,
рекламе и защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет
доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и
их значимости;
формирование понимания необходимости долгосрочного финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения,
навыков управления сбережениями;

формирования навыков оценивать

свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;

обучение основным расчетам

экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды,
функции; - семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В
процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с
текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
1.3. Общая характеристика учебного предмета «Финансовая
грамотность»
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует,
чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего
складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как
создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно
именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую
информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и
подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента
предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История»,
«Экономика» в основной школе.
В процессе экономического образования учащиеся получают
представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе,
искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают

осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения
его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение
природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к
природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки
результата труда людей.
1.4 Место учебного предмета «Финансовая грамотность» в учебном
плане
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Финансовая
грамотность»
Освоение программы учебного предмета «Финансовая грамотность»
направлено на достижение следующих результатов, соответствующих
требованиям ФООП НОО:
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение

начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои

поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении

учебных

проектов

деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.

и

в

других

видах

внеурочной

Обучающийся научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению

способов решения проблем творческого и поискового

характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и

представления информации;
• овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный

бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и

путей их решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.

3.Содержание учебного предмета «Финансовая грамотность» (1-4 классы)
Содержание программы для 1 класса
Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям.
Понятие финансовая грамотность; понятие денег.
Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. Что нужно семье.
Понятие семейного бюджета; статьи доходов и расходов. Расходы семьи,
обязательные и необязательные расходы.
Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства.
Понятия "экономия", "бережливость", "скупость"; экономия и
ограниченность ресурсов; рациональное поведение потребителя.
Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами.
Карманные деньги, покупки, накопления.
Тема 5. Сколько стоит автомобиль.
Стоимость, затраты, деньги, обслуживание покупки.
Тема 6. Что такое «свое дело».
Товар, продукция, свое дело. Своё дело требует особых умений и позволяет
зарабатывать, занимаясь тем, что интересно и привлекательно.
Содержание программы для 2–3 классов
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых

денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы.
Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег

Приводить примеры первых монет.
Тема 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
•Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна.
Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4.Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5.Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.
Основным источником дохода современного человека является заработная
плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может
получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их
можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у
людей деньги.
Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.
Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6.На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,
автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не
хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные
привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные
бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.

Содержание программы для 4 класса
1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате
обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с
несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные
деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег
использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся
драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с
проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные
деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты
(банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары.
Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной
печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В
Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке.
Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного
государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге.
Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник.
Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3.Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные
деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в

XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее
долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление
фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры.
Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
преступлением.
Тема 4.Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка
деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги
являются информацией на банковских счетах. Современные банки
используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик.
Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы.
Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5.Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы
иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными
резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их
используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в
другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар.
Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6.Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная
плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы,
отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход
также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает
пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным,
выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина.
Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.
Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить
примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные
услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства,
образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на
необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на
ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги.
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.
Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.
Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о
покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы,
образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги.
В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти
дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для
непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае
придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения
(накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
•Составлять семейный бюджет на условных примерах.

4.Тематическое планирование учебного предмета

Учебно-тематический план

I.

1 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Тема (подтема)

Дети и деньги: программа финансовой грамотности -детям
Наш семейный бюджет: учимся экономить
Экономить и беречь мы учимся с детства
Как распоряжаться карманными деньгами
Сколько стоит автомобиль
Что такое «свое дело»

Колво
часо
в
4
4
4
4
4
13

2 класс
№ п/п

Тема (подтема)

1

Что такое деньги и какими они бывают

Колво
часо
в
16

2

Из чего складываются доходы в семье

18

№ п/п

Тема (подтема)

1

Что такое деньги и какими они бывают

Колво
часо
в
16

2

Из чего складываются доходы в семье

18

№ п/п

Тема (подтема)

Колво
часо
в

1

Что такое деньги и какими они бывают

16

2
3

Из чего складываются доходы в семье
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать
Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы
он
не пустовал

4
4

3 класс

4 класс

4

10

16

III.

№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
1
0.
1
1.
1
2.

Содержание
(разделы, темы)

Тематическое планирование программы
1 класс (33 часа)
Кол-во часов
Аудит. Внеаудит.

Дата
проведения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. (4 часа)
1 неделя сентября
Что такое финансовая грамотность?
1
https://sberegiplanetu.ru/c
2 неделя сентября
Экскурсия в банк.
1
at egories/obuchenie3 неделя сентября
detey
Будущее в наших руках.
1
4 неделя сентября
Решение практических задач.
1
https://learningapps.org/i
nd
ex.php?s=финансовая+г
ра мотность
Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. (4 часа)
1 неделя октября
Наш семейный бюджет: учимся экономить.
1
https://fmc.hse.ru/primary
2
неделя
октября
Что нужно семье?
1
S chool
3
неделя
октября
Мини-исследование «Расходы моей
1
https://school.skysmart.ru/
семьи».
4 неделя октября
fi nansovaya-gramotnost
Экскурсия «В магазин с мамой».
1
Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. (4 часа)
1 неделя ноября
В гостях у гнома Эконома.
1
2 неделя ноября
Понятия "экономия", "бережливость",
1
"скупость".
3 неделя ноября
Практикум «Рациональное поведение
1
потребителя».
4 неделя ноября
Коллективный проект «Дети и экономия».
1

https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
17

m s/books/
1
3.
1
4.

Карманные деньги.
Умные покупки.

Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами. (4 часа)
1 неделя декабря
1
1

2 неделя декабря

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey

18

15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.

Детские накопления.
Экскурсия к банкомату.

4 неделя декабря
1
Тема 2. Сколько стоит автомобиль. (4 часа)
1 неделя января
Стоимость покупки.
1
2 неделя января
Затраты, деньги, обслуживание покупки.
1
3 неделя января
Роскошь или необходимость?
1
4 неделя января
Мини-исследование «Необходимые
1
затраты».
Тема 6. Что такое «свое дело». (13 часов)
1 неделя февраля
Товар и продукция.
1
2 неделя февраля
Что такое «свое дело»?
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Подготовка проекта «Сказочные герои
открывают «свое дело».
Презентация проекта «Сказочные герои
открывают «свое дело».
Как распорядиться личными доходами?
«Хочешь есть калачи – не лежи на печи».
Ролевая игра «Идём за покупками».
Практикум «Отмечаем день рождения».
Всякий человек в деле познается.
«Доброе начало – половина дела».
«Мало хотеть – надо уметь».
Творческая работа «Мастерская этикеток».

33.

Мини-исследование

23.
24.

3 неделя декабря

1

наших родителей».

«Прибыльные
дела

3 неделя февраля

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1 неделя марта
2 неделя марта
3 неделя марта
1 неделя апреля
2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля
1 неделя мая
2 неделя мая

1

https://fmc.hse.ru/primary
S chool

https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

https://learningapps.org/i
nd
ex.php?s=финансовая+г
ра мотность

3 неделя мая

19

№

1.
2.
3.
4.

Содержание
(разделы, темы)

7.
8.
9.

Экскурсия в музей.
Рассмотрим деньги поближе.

10.
11.

Какие деньги были раньше в России.
Мини-исследование «Русские пословицы и
поговорки о деньгах».
Коллективный проект «Постер «Оборот
денег».
Современные деньги России и
других
стран.
Знакомство с пластиковой картой,
сберкнижкой.

6.

12.
13.
14.

Дата
проведения

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов)
1 неделя сентября
Что такое деньги и откуда они взялись.
1
2 неделя сентября
Обмен игрушками, книгами, играми.
1
3 неделя сентября
Практикум «Покупка товаров в магазине».
1
4 неделя сентября
Решение практических задач.
1
Рассмотрим деньги поближе. Защита
от
подделок.
Мини-исследование «Финансы в русских
сказках».
Знакомство с коллекцией нумизмата.

5.

2 класс (34 часа)
Кол-во часов
Аудит. Внеаудит.

1

1 неделя октября

1

2 неделя октября

1

3 неделя октября

1
1

4 неделя октября
1 неделя ноября

1

2 неделя ноября

1

3 неделя ноября

1

4 неделя ноября

1

1 неделя декабря

1

2 неделя декабря

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

https://learningapps.org/i
nd
ex.php?s=финансовая+г
ра мотность
20

15.

Отгадываем кроссворды.

1

3 неделя декабря

21

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Экскурсия к банкомату.

4 неделя декабря
1
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (18 часов)
1 неделя января
Откуда в семье деньги.
1
2 неделя января
Знакомство с работой родителей и
1
заработной платой.
3 неделя января
«Дерево решений» - «Доходы бывают
1
разные».
4 неделя января
Мини-исследование «Банки моего района».
1
1 неделя февраля
На что тратятся деньги.
1
2 неделя февраля
Сравнение цен на товары в разных
1
магазинах.
Диаграмма связей «Почему мы делаем
1
3 неделя февраля
покупки?».
4 неделя февраля
Проект «День рождения моего
1
одноклассника».
1 неделя марта
Как умно управлять своими деньгами.
1
2 неделя марта
Группы покупок.
1
3 неделя марта
Ролевая игра «Идём за покупками».
1
1 неделя апреля
Мини-исследование «Готовим
1
праздничный пирог».
2 неделя апреля
Как делать сбережения.
1
3 неделя апреля
Отгадываем кроссворды.
1
4 неделя апреля
Кейс «Семья».
1
1 неделя мая
Творческая работа «Моя копилка».
1
Мини-исследование «Бюджет
1
2 неделя мая
сказочных
героев».
Игровой проект «За покупками в
1
3 неделя мая
сказочный
лес».

https://fmc.hse.ru/primary
S chool
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/
https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/
https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey

22

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
0.
1
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.

Содержание
(разделы, темы)

3 класс (34 часа)
Кол-во часов
Аудит. Внеаудит.

Дата
проведения

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов)
1 неделя сентября
Для чего нужны деньги?
1
2
неделя сентября
Покупка товаров в магазине.
1
3 неделя сентября
Игра «Мозаика вопросов».
1
4 неделя сентября
Коллективный проект «Школа будущего».
1
1 неделя октября
Почему все монеты похожи?
1
Мини-исследование «Монеты разных
стран».
Экскурсия в музей.
Проект «Рассчитай бюджет литературного
героя».
История русских денег.
Как устроены монеты.

1

2 неделя октября

1

3 неделя октября

1

4 неделя октября

1
1

1 неделя ноября
2 неделя ноября

Мини-исследование «Путешествие в
прошлое».
Творческая работа «Постер «На страницах
истории».
Особенности современных денег.

1

3 неделя ноября

1

1 неделя декабря

Оплата счетов через платёжные
устройства.
Снятие денег со счёта через банкомат.

1

2 неделя декабря

1

1

4 неделя ноября

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/
https://learningapps.org/i
nd
ex.php?s=финансовая+г
ра мотность

3 неделя декабря
23

1
6.

Экскурсия в банк.

1

4 неделя декабря

24

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (18 часа)
1 неделя января
Семейные доходы.
1
2 неделя января
Открытие вклада.
1
3 неделя января
Диаграмма связей «Доходы людей».
1
4 неделя января
Мини-исследование «Обсуждении
1
семейного бюджета».
Почему люди тратят деньги?
1
1 неделя февраля
Обсуждение в семье покупки товаров в
кредит.
Поиск и покупка товаров в Интернете.
Ролевая игра «Интернет-покупатель».
Почему полезно составлять бюджет семьи?

1

2 неделя февраля

1
1
1

3 неделя февраля
4 неделя февраля

Знакомство с бизнесом родителей
(родственников, знакомых).
Диаграмма связей «Почему мы делаем
покупки?»
Мини-исследование
«Собираемся
в
школу».
Как можно экономить.
Отгадываем кроссворды.
«Дерево решений» - «Чёрный день».

1

2 неделя марта

1

3 неделя марта

1
1
1

2 неделя апреля

Мини-проект «Сохраним бюджет».
Коллективный проект «Один-два-вместе».
Брейн-ринг «Финансы — это интересно и
увлекательно».

1

1 неделя мая
2 неделя мая

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

1 неделя марта

1

1 неделя апреля

3 неделя апреля
4 неделя апреля

1
1

https://fmc.hse.ru/primary
S chool

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/
https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey

3 неделя мая

25

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
0.
1
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.

Содержание
(разделы, темы)

4 класс (34 часа)
Кол-во часов
Аудит. Внеаудит.

Дата
проведения

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 часов)
1 неделя сентября
Как появились деньги.
1
2 неделя сентября
Выгода обмена.
1
Составление задач с денежными
расчётами.
Мини-проект «Алгоритм покупки».
История монет.
Мини-исследование «Старинные монеты».
Представление творческих работ «Ось
времени».
Разгадываем анаграммы.
Бумажные деньги.
Творческая работа «Дизайн купюры
сказочной страны».
Безналичные деньги.

3 неделя сентября

1
1

4 неделя сентября
1 неделя октября

1

2 неделя октября
3 неделя октября

1
1
1
1
1

4 неделя октября

1

3 неделя ноября

Экскурсия к банкомату.

1 неделя ноября
2 неделя ноября

1

4 неделя ноября

Валюты.

1

1 неделя декабря

Простые расчёты с использованием
валютного курса.
Решаем анаграммы.

1

2 неделя декабря

1

3 неделя декабря

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://sberegiplanetu.ru/c
at egories/obucheniedetey
https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/
https://learningapps.org/i
nd
ex.php?s=финансовая+г
ра мотность

26

1
6.
1
7.
1
8.

Посещение обменного пункта.

1

4 неделя декабря

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа)
1 неделя января
Откуда в семье берутся деньги.
1
Составление собственного плана расходов.

1

2 неделя января

https://fmc.hse.ru/primaryS
chool

27

19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тренинг «Выгодная покупка».
Творческая работа «Постер
«Доходы бывают разные».

1

3 неделя января
4 неделя января

https://minfin.gov.ru/ru/o
m/
fingram/directions/progra
m s/books/
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 часа)
1 неделя февраля
На что семьи тратят деньги.
1
https://learningapps.org/i
2
неделя
февраля
nd
Рассчитываем проценты на простых
1
примерах.
ex.php?s=финансовая+г
3 неделя февраля
ра мотность
Викторина по теме «Деньги».
1
4
неделя
февраля
Мини-исследование «Рекламный слоган».
1
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (10 часов)
1 неделя марта
Как правильно планировать семейный
1
https://minfin.gov.ru/ru/o
бюджет.
m/
2 неделя марта
Воздействие рекламы.
1
fingram/directions/progra
3 неделя марта
m s/books/
Участие в промоакциях.
1
1 неделя апреля
Мини-проект «Собственный план
1
https://sberegiplanetu.ru/c
расходов
at egories/obuchenieна месяц».
2 неделя апреля
detey
Бюджет Российской Федерации.
1
3 неделя апреля
Отгадываем кроссворды.
1
4 неделя апреля
Экскурсия в банк.
1
1 неделя мая
Кейс «Бюджет моей семьи».
1
2 неделя мая
Конкурс «Юный финансист».
1
3 неделя мая
Аукцион знаний.
1
1

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».